Появление кукурузы на Кавказе и Нарты

Появление кукурузы на Кавказе и Нарты

Как известно появление кукурузы на Кавказе дало повод считать, что это зерно ни мало, ни много – Нартское зерно, в значении «Богатырское зерно». Также известно, что Нарты жили в давние времена в допустимом значении – до нашей эры. Нарты – это люди огромного роста и обладающие большой силой. Итак, как же называли Богатырское зерно (кукурузу) соседствующие народы: балкарцы-карачаевцы, осетины и кабардинцы.

Кабардинцы: «Любопытно, что и в кабардинском языке разбираемая номинация состоит из двух частей «нарт(ы) и «ху», где вторая часть дает нам значение «просо»;

Осетины: «В осетинском языке эта номинация состоит из двух частей «нарт» и «хор», где вторая часть означает несколько понятий: «хлеб (зерновой)/злак/ просо»

Эти исследования провёл осетинский исследователь В. А. Цагараев в вопросе исследования « История культуры осетин».

Правда, почему-то, не указал балкарцев и карачаевцев, как они называют кукурузу, видимо постеснялся назвать, что балкарцы и карачаевцы называют кукурузу: Нарт тюк – Нартское зерно, к тому же учитывая, что с кукурузой все народы Кавказа познакомились через посредство Турции и Крымского ханства.

 А вот возделывать кукурузу на Северном Кавказе стали не ранее первой половины XIX века. О кукурузе в России узнали после окончания войны с турками. Первый раз присоединение к России Бессарабии состоялось по итогам Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Согласно подписанному мирному договору в империю была возвращена Бессарабия, где культура уже выращивалась. Изначально ее называли турецкой пшеницей.

Однако большого распространения тогда она не получила, поэтому однозначно ответить на вопрос, кто завез кукурузу в Россию, нельзя По мифо-версии осетинский исследователь В.А. Цагараев утверждает, что адыги познакомились с этой новой продовольственной культурой в XVII в., а через адыгов и все народы Кавказа.

Такая версия фактически никем и ничем не подтверждается.

 В 1956 году 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выдвинул лозунг: «Догнать и перегнать Америку!».

Речь шла о соревновании в производстве мяса и молочных продуктов. Взамен травопольной системы севооборота, традиционной почти для всего СССР (кроме Средней Азии) на совещании было рекомендовано перейти к быстрым, широким и повсеместным посевам кукурузы.

В 1957-1959 годах площадь под кукурузой была увеличена примерно на треть - за счет посевов технических культур и кормовых трав. В тот период это начинание охватывало только Северный Кавказ, Украину и Молдавию. Будучи с визитом в США в сентябре 1959 года, Хрущев побывал в Айове на полях у знаменитого фермера Рокуэла Гарста.

Тот выращивал гибридную кукурузу, которая давала очень большую урожайность. Хрущев призвал воспользоваться «кукурузным» опытом США.

С 1959 года посевы кукурузы стали быстро расширяться (в 1956 году под них отводилось 18 млн. га, в 1962 г. - 37 млн. га), вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы. Кукурузу сеяли даже в северных областях, вплоть до Вологодской, хотя эта культура теплолюбива и севернее Москвы зерна практически не дает. Одновременно в США и Канаде покупались гибридные сорта кукурузы, которые успешно внедрялись на Северном Кавказе, Украине, в Молдавии и, давая высокие урожаи - наполовину больше, чем традиционные советские сорта, - резко улучшили кормообеспечение животноводства, существенно повысив его продуктивность в этих регионах уже в 1958 1959 годах.

Возвращаясь к нашей теме, о первенстве кукурузы выяснилось, что В.А. Цагараев больше страдал осетинским «аланизмом». Поэтому, он считает, что: «Адыги сохранили и некоторые зерновые культуры, характерные и для алан (осетин) домонгольского периода.

Это была широко распространенная среди адыгов культура — просо.

Факт преобладания в Кабарде этой культуры неоднократно подчеркивался учеными и путешественниками, побывавшими у адыгов.

Я. Рейнеггс во второй половине XVIII в. отмечал о кабардинцах: «Они возделывают просо и ячмень, немного пшеницы и маиса», а в конце XVIII в, П.-С. Паллас свидетельствует о кабардинцах же, что «они сеют обычно просо... Реже сеют маис (4, с. 212; 222).

А один из лучших знатоков адыгского быта Хан-Гирей писал о том, что просо они «более всякого рода хлеба сеют» (15, с. 257).

Таким образом, просо было главным хлебным продуктом всех адыгов, в том числе и кабардинцев.

Подобное развитие монокультуры способствовало тому, что адыгам было известно несколько видов этого злака: черное (хуфыцэ), белое (хухужь), красное (хуплъыжь) и желтое (хугьуэжь) (26, с. 51).

Культура эта была хорошо известна в прошлом осетинам, а еще раньше и аланам (осетинам). В современном осетинском языке она сохранила свое древнеиранское название «й;у», восходящее к архаическим древностям.

 В мифологии алан-осетин отмечен и герой Бурхорали/Патрон аланского проса. «То, что в названии хлебного божества, — отмечал В. И. Абаев, — мы находим именно просо, а не другой злак, говорит о том особом значении, какое имела для древних осетин культура проса по сравнению с другими злаками».
Любопытно, что от названия проса произошло и осетинское название для пшеницы
(м;н;у)(8. с. 59, 588– 589)…»

Так, что братцы! Балкарцы и карачаевцы, называют кукурузу по назначению и правильно – Нарт тюк – Богатырское зерно, а не просо, как его называют осетины и кабардинцы.

 Хадис Тетуев, 13.01.2021г.


Рецензии