Два романа, два имени Гюго и Достоевский

Роман Виктора Гюго «Отверженные»
 Виктор Гюго (1802–1885) — французский прозаик, поэт и драматург. Главный теоретик и вождь французского романтизма, автор бестселлера 1831года «Собор Парижской Богоматери». Тридцать лет спустя, когда Гюго был живым классиком, явились «Les Mis;rables» («Отверженные»), роман, в котором великий поэт и гражданин выказал столько таланта, выразил основную мысль своей поэзии в такой художественной полноте, что весь свет облетело его произведение, все прочли его. Мысль Виктора Гюго есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия. «Le laid, c’est le beau» («Безобразное тоже прекрасно»)— вот формула, под которую лет тридцать тому назад самодовольная рутина думала подвести мысль о направлении таланта Виктора Гюго. Это мысль христианская и высоко нравственная, формула ее — восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль — оправдание униженных и всеми отринутых парий общества.
 Роман «Отверженные» - является вершиной творчества Виктора Гюго. Ещё в начале своего творческого пути, писатель задумывался о людях подвергшихся общественной несправедливости. И в 1823 году, обратился к другу за помощью, чтобы он собрал сведения о быте каторжников. Интерес к таким людям у Гюго возник после нашумевший истории о сбежавшем заключенном, который стал полковником. В 1828 году Гюго рассказали историю о епископе города Динь, который оказал в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену, который под его влиянием стал военным санитаром.
 В 1829 году Гюго в одном из своих романов упомянул рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с враждебностью окружающих; во многом это уже стало напоминало историю Жана Вальжана. А к началу 1830 года писатель сделал первые наброски романа и начал с предисловия:
«Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели...Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной...»
 17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он мечтал и который назвал «Жан Трежан»; через два года заголовок поменял на «Нищету». События революции 1848 года прервали работу писателя и только в августе 1851 года он продолжил писать. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря.
 Первая редакция романа была готова к 1852 году. В ней было четыре части и гораздо меньшее  эпизодов и авторских отступлений, чем в окончательном тексте. В 1854 году Гюго окончательно называет свой роман "Отверженные".
 В 1862 году, когда роман был окончен, началась одна из самых величественных операций в истории книгоиздания. Одновременно над переводом романа корпели девять переводчиков. Первая часть «Отверженных», «Фантина», благодаря серьезной рекламной кампании, вышла в Париже, Лондоне, Неаполе, Будапеште, Санкт-Петербурге, Рио-де Жанейро и еще ряде крупных городов мира. Чтобы купить новый роман Гюго, в парижские книжные магазины стояли толпы, похожие на очереди за хлебом. А в книжных лавках до потолка стояли тысячи экземпляров «Отверженных». За несколько часов первый огромный тираж романа был раскуплен.
 Критикам и литераторам роман не пришёлся по вкусу. Гюстав Флобер даже высказывался в том духе, что «Отверженные» понравятся только «котолико-социалистическим идиотам». Однако простые читатели были совсем иного мнения. 48000 экземпляров двух следующих частей, «Козетты» и «Мариуса», опубликованных через месяц после первой, были проданы сразу. Всё внимание читающей публики было намертво приковано к роману Гюго.
 Бывший каторжник Жан Вальжан, отверженный, испытывающий злобу ко всему человечеству после своего 19-летнего заключения попадает к епископу, изменившему его жизнь. Епископ отнесся к нему как к человеку, заслуживающему уважения, когда Вальжан украл у него серебряную посуду, простил и не выдал властям. Первый и единственный человек, пожалевший его, так потряс Вальжана, что он резко меняет свою жизнь. Под чужим именем Жан основал фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря которой выросло благосостояние целого городка, в котором Вальжан стал мэром. Сменив имя, он не только основывает фабрику, но и помогает таким же «отверженным» и бедным, как и он.
 Фантина – девушка, с очень тяжелой судьбой. От нехватки средств ей приходится отдать свою маленькую дочку Козетту на воспитание трактирщикам, выплачивая при этом долг. Она работала швеёй, но ее выгнали, и девушка осталась на улице. Чтобы платить за дочь, ей приходится продавать все что у нее есть. Жан Вальжан, пытаясь ей помочь, отвозит в госпиталь и обещает вернуть дочь. Но Фантина умерла, так и не увидев дочку. Вальжан выкупил Козетту у трактирщиков и вырастил её как родную дочь.
 Гюго не просто рассказывает о бедствиях народных — он размышляет о моральной стороне общественных проблем. Нравственная составляющая романа «Отверженные» соответствует представлению Гюго о человеческой жизни, как непрерывной смене света и тьмы.  Принимая мир, как постоянное движение от зла к добру.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорблённые»
 Роман был написан по возвращению Достоевского с каторги, на которую он попал по делу революционного общества «петрашевцев». После чего писатель окунулся в тяготы жизни униженных и оскорблённых людей и суть их существования стала первой ступенью великой и противоречивой деятельности Достоевского.  В “Униженных и оскорбленных” Достоевский решил собрать воедино все то, чем он уже когда-то покорил своего читателя: протест против социальной несправедливости, сердечное умение разглядеть человека в самом жалком существе, поэзия любящи сердец в сочетании с их страданиями.
 Роман на тему «Униженных и оскорблённых» явился подступом к «идеологическим» романам писателя, которые составили вершину его творчества. Понятие «идеологический роман» у Достоевского имеет две разные стороны: проповедь философии и постановка острых вопросов русской жизни, освещение споров между людьми различных слоёв общества. Исходя из этих течений, Достоевский показывал свои позиции, что придавало людям интерес к романам при их прочтении. Но понятие «идеологический» имеет и ещё одну сторону, которая оказывает влияние на построение художественных образов В основе характера героев Достоевского всегда имеется изначальная идея и ими управляет страстное стремление внедрить её.
Во всех героях с их идеями в романах писателя обнаруживается «многоголосие», спор героев и конечно же столкновение идей. Один из ярких исследователей Достоевского, литературовед Бахтин, назвал указанную особенность романов писателя «полифонизмом». «Полифонизм» и означает «многоголосие». И мы его замечаем уже в «Униженных и оскорблённых». Роман сразу же после выхода вызвал полемику. «Забитые люди» - самая знаменитая оценка романа Добролюбовым. «В забитом, потерянном, обезличенном человеке он отыскивает и показывает нам живые, никогда не заглушаемые стремления и потребности человеческой природы, вынимает в самой глубине души запрятанный протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие».
 В основу романа впервые положено Достоевским автобиографическое начало. Повествование ведётся от имени писателя, доброго человека, испытавшего в жизни потрясения- Ивана Петровича.  В рассказчике угадывается много черт самого Достоевского. В первой публикации роман имел подзаголовок: «Из записок неудавшегося литератора». Слово «неудавшийся» намекало на прерванную арестом и ссылкой литературную деятельность Достоевского. Автор совмещает в рассказе о карьере и настроениях Ивана Петровича события своей собственной литературной жизни как до каторги, так и после неё.
 «Униженные и оскорблённые» - первый русский многоплановый роман, построенный на параллельном развитии интриг, на их переплетении, изображении разных стадий духовного развития героев. Главная линия связана с судьбой семьи Ихменевых: старик Николай Степанович, его жена Анна Андреевна, их дочь Наташа. Вторая линия - семейство Смитов: старик-англичанин, предприниматель Смит, его дочь, убежавшая из дома с русским князем, брошенная им и родившая от него дочь Нелли. Третья линия - семейство Валковских: князь Пётр Александрович, рано овдовевший и затем соблазнивший дочь Смита, отец Нелли, бросивший её на произвол судьбы, его сын от первого брака Алёша, которого он теперь хочет женить на богатой невесте. Все линии переплетаются в ходе романа, есть в нём два центра: символ добра - Иван Петрович и символ зла - князь Валковский. Образы «униженных и оскорбленных», несмотря на общие черты, разноплановы. Каждый несет в себе личную историю, у каждого трагична судьба, но Достоевский не пытается идеализировать их жизнь, а показывает ее во всем «великолепии» мрачности и безразличии других людей. Писатель своим творчеством доказывает, что всякий человек, кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание. В русской литературе ещё не было произведения со столь усложнённой интригой. От добра к злу развиваются отношения между героями романа. То, о чём говорит заглавие романа, оказалось лейтмотивом всех событий. Страдают Наташа и Нелли, отец Наташи и мать Нелли, её дед, старик Смит, доживающий свой век в полном одиночестве. В грязь и нищету брошена маленькая Нелли, натерпевшаяся оскорблений в доме мещанки Бубновой и живущая подаяниями на улице. Другие жильцы также много терпят от Бубновой: это люди бедные, запуганные, искалеченные жизнью.
 Интересными представляются размышления И. И. Виноградова. Исследователь
считает, что роман «Униженные и оскорбленные» занимает особое место не только в творчестве писателя, но и в его жизни. К моменту, когда Достоевский взялся за написание своего романа, критика уже не рассчитывала, что писателю удастся сказать свое веское слово в литературе, подняться вновь до уровня своего первого произведения. И чем меньше от него ожидали, тем сильнее Достоевскому хотелось написать произведение выдающееся, заметное.
 Дабы «выйти из проклятой полосы литературного невезенья», писатель, по мнению Виноградова, отважился на более чем отчаянный шаг: «Он решается ввести в роман историю собственной литературной судьбы 40-х годов, почти в открытую рассказать обо всем, что с ним тогда случилось».


Рецензии