Тиргатао

Полиэн (1 - и далее, примечания автора)о Тиргатао в сочинении «Стратагемы» («Военные хитрости» книга VII, глава 55»).
Издание: Полиэн Стратегемы (Под общей редакцией А.К. Нефёдкина. СП-б., 2002, с. 284)

Меотиянка (2) Тиргатао вышла замуж за Гекатея (3), царя синдов (4), которые живут немного выше Боспора.

Этого Гекатея, низложенного с престола, [снова] посадил на царство боспорский тиран Сатир (5), [причем] выдал за него свою дочь и потребовал, чтобы он убил [свою] прежнюю [жену].

Гекатей, любя меотиянку, не решился погубить ее, а заточил ее в сильной крепости и приказал жить под стражей; но Тиргатао успела бежать, обманув стражу.

Приверженцы Гекатея и Сатира с большим рвением принялись искать ее, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов; но поиски были напрасны: меотиянка, идя по пустынным и скалистым дорогам и днем скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым иксоматам (6), где были владения ее родственников.

Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила иксоматов к войне.

Приведя с собой многие из воинственных племен, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошала набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причиняла вред и царству Сатира, так что оба они принуждены были искать мира, послав просьбы и дав в заложники Сатарова сына Метродора.

Тиргатао согласилась примириться, но ее [противники], примирившись, не сдержали клятвы.

Именно, Сатир уговорил двух своих друзей совершить покушение на жизнь Тиргатао, явившись к ней под видом просителей.

Когда те бежали к ней и Сатир стал требовать [их выдачи], то Тиргатао, чтя право убежища (7) , часто посылала к Сатиру письма, желая спасти людей, прибегнувших к ее защите.

Но эти последние улучили случай напасть на нее: в то время как один стал говорить с ней о важных будто бы делах, другой обнажил меч и совершил покушение, не удавшееся потому, что пояс [Тиргатао] отразил удар.

Сбежавшиеся телохранители обоих подвергли пыткам; они сознались в замысле пославшего их тирана.

[Тогда] Тиргатао снова начала войну, умертвив заложника, и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни, пока сам Сатир не умер с отчаяния; сын его Горгипп, наследовав престол, сам явился [к Тиргатао] с просьбами и богатейшими дарами и тем прекратил войну.


1. Полиэн  — древнегреческий писатель из Древней Македонии, автор сочинения «Военные хитрости». Сборник состоит из 8 книг: 6 из них описывают деяния греков; 7 книга – варваров; 8 книга посвящена римлянам и женщинам разных народов. Из 900 стратегем, или военных хитростей, до нас дошли 833. «Военные хитрости» он посвятил императорам Марку Аврелию и Луцию Веру примерно в 163 году, когда они были вовлечены в войну с Парфией.

2. Меоты (Большая советская энциклопедия)  (греч. Maiotai, лат. Maeotae), собирательное название древних племён, обитавших в 1-м тыс. до н. э. на вост. и юго-вост. побережье Азовского м. и по среднему течению Кубани. Название "М. " встречается у антич. авторов и в надписях Боспорского царства. Др.-греч. историк и географ Страбон относил к М. синдов, дандариев, досхов и др. М. занимались земледелием и рыболовством. Часть М. по языку была родственна адыгам, часть ираноязычна. В 4 - 3 вв. до н. э. многие из М. вошли в состав Боспорского гос-ва.

3. Гекатей – царь синдов в IV веке до н. э.

4. Синды – одно из племён Северного Причерноморья, обитавшее в I тыс. до н. э. — первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска. В V в. до н. э. возникло синдское (меотское) государство, которая именовалось Синдика, с одноименной столицей.

5. Сатир I — царь Боспорского царства в 433—389 годах до н. э., из династии Спартокидов, сын Спартока I.

6. Иксоматы – согласно Гелланику, там, где жили скифские племена меотов (меоты-скифы), еще ранее Гекатей Милетский (VI в. до н.э.) помещал племя иксибатов (Гекатей Милетский. Землеописание, фр. 166 по Стефану Византийскому), сопоставляемых с иксоматами и язаматами более поздних авторов, по описанию которых они располагались неподалеку от Танаиса на восточном берегу Меотиды (Эфор, Деметрий из Каллатиса, псевдо-Арриан).

 Вот, что пишет Помпоний Мела (15 — 60 гг. н. э. — один из первых римских географов, создавший свой труд «Описательная география» около 43 года н. э.) в трактате "О положении земли": "(103) Изогнутую прибрежную полосу между Боспором и Танаисом населяют меотийцы, тореты, аррехи, фикоры и иксаматы. Иксаматы живут у самого устья Танаиса. У всех этих народов женщины занимаются теми же делами, что и мужчины, так что даже от военной службы они не освобождаются. Мужчины у них служат в пехоте и стреляют из лука. Женщины участвуют в конных сражениях, причем они не наносят ударов мечом, а, накинув на врага аркан, тащат его за собой, и таким образом убивают. Бремя вступления женщины в брак не определяется у них возрастом: те, которые не убили ни одного врага, остаются девами."

7. Право убежища - в адыгском этикете - гость – священное, неприкосновенное лицо. Обычай гостеприимства распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Долг каждого адыга пригласить к себе в дом тех, кто возможно нуждается в пище и ночлеге. Как писал Николай Фёдорович Дубровин (1837, Псковская губерния — 1904, Санкт-Петербург) — русский историк, академик, генерал-лейтенант Русской императорской армии: «Гостеприимство развито было между черкесами в самой широкой степени и составляло одну из важнейших добродетелей этого народа.  Гость был священною особою для хозяина, который обязывался угостить, охранять его от оскорблений и готов был пожертвовать для него жизнью, даже и в том случае, если бы он был преступник или кровный его враг».


Рецензии