Эндрю Бонар. Чаша гнева

ЧАША ГНЕВА
Эндрю Бонар (1875)

В руке Господа чаша, полная красного вина, смешанного с пряностями; Он выливает его, и все нечестивые на земле выпивают его до дна!"
Пс. 75:8

Это очень поможет правильному пониманию этой торжественной темы, если вы заметите, что Христос является выразителем этих трезвых истин. Следовательно, они не могли быть произнесены резко; они должны были быть произнесены со всей нежностью.
Это будет в тот день, когда Он вернется, чтобы судить землю. Между тем именно Он поддерживает все словом Своей силы; Он удерживает мир от падения в руины; Именно Он поддерживает этот голубой небосвод, а также основания земли: "Я поддерживаю столпы его" - и если бы я удержал свою руку, все рухнуло бы в руины.
О, что бы подумал бездумный мир! О, если бы глупцы научились мудрости, а гордые пали ниц перед своим Господом. Ибо Судья непременно придет с чашей красного вина в руке - чашей гнева, из которой каждый мятежник должен выпить до дна! Рога нечестивых скоро будут опущены, и только праведные будут возвышены (Псалом 75:9-10).
Именно об этой чаше мы сегодня хотим поговорить с вами. Это дает тревожный, пробуждающий взгляд на нашего Бога и Спасителя. Это не "Бог, что во Христе примиряет мир с Самим Собой", но Бог - Судья, Христос - Судья. Это не Царь с золотым скипетром, приглашающий всех приблизиться, - это Царь, восставший в гневе вечером дня благодати, чтобы "судить всех нечестивых на земле".
О, есть ад, бесконечный ад, ожидающий нечестивых! Судья предупреждает нас об этом - для того, чтобы никто из нас не был брошен в это ужасное горе! Не говорите в своих сердцах: "Бог слишком любящий и милосердный, чтобы когда-либо обречь душу на такое горе". Если вы продолжите грешить, вы слишком поздно узнаете, что Судья осуждает; не потому, что Он не бесконечно любящий, а потому, что ваш грех заставляет Его так поступать. Послушайте, что написано, и вы увидите, что каждый неверующий будет пить это вино Божьего негодования.
 
I. Чаша гнева

Общая идея стиха заключается в том, что Бог должен проявить гнев против греха, ужасный за пределами понимания. Как написано в Иез. 18:4: "Душа, которая грешит, умрет"; и Пс.7: 11-12: "Бог разгневан на нечестивых каждый день. Если Он не повернется - Он отточит Свой меч; Он согнул Свой лук и приготовил его. Он приготовил для них орудия смерти". В Пс. 11:6-7: "На нечестивых Он обрушит сети, огонь и серу и ужасную бурю: это часть их чаши. Ибо праведный Господь любит праведность". В Пс. 21:9 сказано: "Ты сделаешь их, как раскаленную печь, во время гнева Твоего". В Иове 36:18: "Из-за того, что есть гнев, остерегайтесь, чтобы Он не забрал вас Своим ударом; тогда великий выкуп не сможет освободить вас". В Рим. 2:5 мы читаем, что вы "навлекаете на себя гнев в день гнева и откровения праведного суда Божьего"; и в Откр. 14:9-10: "Если кто поклоняется зверю, тот будет пить вино гнева Божьего, которое выливается без примеси в чашу Его негодования; и он будет мучим огнем и серой в присутствии Его святых ангелов и в присутствии Агнца!" Можно ли найти более выразительные слова для выражения Божьего негодование по поводу греха человека?
Говорится о "чаше". Это отмеренная порция. (Пс. 11:6 6:5: "Господь - часть чаши моей"). Это выражение часто используется для выражения полной суммы; например, когда исполнение проклятия называется "чашей трепета" (Ис. 51:22); а в Иез. 23:31-33 гнев на Самарию - это "чаша Самарии".
Гнев Божий должен быть излит в отмеренной порции, обдуманно и справедливо. В Божьем суде над грехом не может быть ничего капризного, ничего произвольного; все должно быть справедливо улажено. Вот грехи - вот чаша, размером соразмерная греху, и полная. Божьи совершенства направляют и диктуют его наполнение. Это "чашка красного вина". В другом месте Он называет это "вином Моей ярости", а в Откр. 16:19 это "Вино ярости Его гнева". На Востоке красное вино обычно было самым крепким; но, кроме того, огненный характер содержимого определяется цветом.
Это "красное вино" выжимается из винограда с помощью Божественных атрибутов. Оно должно быть сконцентрированной сутью гнева; это не слабое зелье, но ничего подобного нет в Иер.25:16, где они "выпьют и сойдут с ума;" или как в Иез. 23:32, 33, "В чаше глубокой и большой содержится много; а чаша ужаса и опустошения, наполнена пьянством и печалью".
Оно "смешано со специями". Это означает, что естественное качество вина было усилено; его сила была усилена различными ингредиентами, добавленными в него. Таков смысл "смешанного вина" в Ис. 5:22 и в Притч. 9:5: "Приди... выпей вина, которое Я смешал". Мы должны отличать это от выражения "без примеси" в Откр. 14:10, где говорящий хочет сказать, что нет вливания воды, чтобы ослабить силу вина.
Здесь, в Пс. 95, есть все, что может усилить горечь чаши; и давайте спросим, каковы могут быть эти различные ингредиенты? Со всех сторон природы заблудшего грешника будут возникать формы страдания. Тело, так же как и душа, будет погружено в нескончаемую муку среди непрекращающегося страдания вечного изгнания и одинокого заточения. Далее, каждый атрибут Божества бросает что-то в чашу!
Праведность такова, так что богатый человек в аду (Луки 16) не смеет намекать, что его мучения слишком велики. Милосердие и Любовь стоят рядом и бросают в чашу свои ингредиенты, свидетельствуя о том, что с грешником обошлись долготерпеливо и спасение оказалось в пределах его досягаемости. О, какое обострение эта мысль придаст страданию. Всемогущество способствует этому; погибший человек в руках Всемогущего совершенно беспомощен, слаб, как червь! Вечность - это ингредиент, говорящий о том, что этот гнев длится до тех пор, пока жив Бог. И правда есть, заявляя, что все это то, что говорил Бог, и поэтому не может быть изменено, не опрокинув Его престол.
Еще больше! В то время как стыд и презрение, а также сознание того, что каждое святое существо отрекается от него, яростно жалят душу - есть ингредиенты, добавленные самим грешником. Его совесть утверждает и свидетельствует, что все это горе заслужено, и человек ненавидит себя. Память напоминает о прошлых возможностях и временах, когда надежда была отвергнута. Грех продолжает возрастать, и страсти бушуют; страстные желания гложут неудовлетворенную душу вечным голодом! Может быть, каждый конкретный грех внесет свой вклад в смесь - горе за удовлетворенные похоти; горе за каждый акт пьянства, за каждую ложь и нечестность; горе за каждое отклоненное приглашение и каждую проигнорированную угрозу. Кто может сказать, что еще можно подразумевать под словами: "смешанное"?
В нем есть "отбросы". Отбросы лежат на дне, вне поля зрения, но они самые горькие. Означают ли они скрытые беды, о которых еще никто не догадывается? Такие, на которые можно намекнуть словами: "Лучше бы он никогда не родился!" Таковы те, о которых, кажется, говорят страдания Христа? Это будет обратная сторона радостей спасенного человека, "которые никогда не приходили в сердце", чтобы представить их!
Отступники, кажется, иногда начинают ощущать вкус этих отбросов. Отступники, показали немного того, чем они могут быть. Но о, реальность грядущих веков! Ибо это будет гнев Того, Чье дыхание заставляет горы дымиться и раскалывает землю до ее центра. О ошеломляющее безумие вечного отчаяния!
Бог "изливает ее". "Нечестивые выпьют чашу до дна!". Чаша не предназначена для того, чтобы ее просто показывали; это не чаша, содержимое которой должно быть только выставлено, а затем изъято. Нет, нечестивые должны "выпить ее" и не могут отказаться. Когда Сократа, афинского мудреца, осудили за то, что он выпил чашу с ядом, он смог заявить о своей невиновности и таким образом смягчить горечь напитка, хотя и принял его так, как предписано законами его страны. Здесь, однако, не будет ничего подобного протесту, ничего подобного и такого облегчения ужасного напитка, который должен выпить грешник! "Бог изливает", и виновная душа "выпьет его до дна".
Иов 27:22 говорит: "Они с радостью убежали бы от Его руки", но не могут, ибо написано: "Бог наложит на него и не пощадит". В Иер. 25:15-16 Господь ясно повелевает: "Возьми из Моих рук эту чашу, наполненную вином Моего гнева, и заставь все народы, к которым Я посылаю тебя, выпить ее. Когда они выпьют его, они пошатнутся и сойдут с ума". И далее, Он настаивает, ст. 28: "Но если они откажутся взять чашу из твоих рук и выпить, скажи им: "Вот что говорит Господь Всемогущий: вы должны выпить ее!" "Они будут пить от гнева Всемогущего" (Иов 21:20).
И что означают те слова, которые уже цитировались в Откр. 14:10? "Он тоже будет пить вино Божьей ярости, которое в полной мере было налито в чашу его гнева. Он будет мучиться горящей серой в присутствии святых ангелов и Агнца!"
Со стороны Бога это не должно быть простым молчаливым чувством негодования по поводу греха; должно быть наложение проклятия. Нет грома, пока электричество спит в облаке. Семь печатей не показали избавления для земли, пока они не были сломаны; семь труб не призывали мстителей, пока не прозвучали; семь чаш не принесли никакого суда, пока они были только в руках ангелов. Да, наказание должно быть взыскано, и потребуется вечность, чтобы взыскать все это!
О собрат-грешник, мы пытались сказать что-то об этой гибели; но что такое слова человека? Вы видели пористый сосуд, в котором был прекрасный ароматизированный ликер. Снаружи вы почувствовали вкус влаги, и это дало слабое представление о том, что было внутри; но действительно слабое. Итак, наши сегодняшние слова. И помните, что каждый ваш новый грех будет добавлять в смесь все больше ингредиентов. Это Сам милосердный, который говорит в Иез. 22:14: "Могут ли ваши руки быть сильными в те дни, когда Я буду иметь дело с вами? Я, Господь, сказал это - и сделаю это". Ужасно читать и слышать это воззвание гнева; но все это дано для того, чтобы заставить нас бежать от него. Как поет один из наших поэтов (Монтгомери)  "Милосердие начертало здесь строки суда; никто из тех, кто с земли может их прочесть, не будет в отчаянии".
 
2. История о Том, Кто выпил эту чашу до дна!

Мы бы не оставили вас просто созерцать ужасы этого гнева. В связи с этим мы продолжаем говорить об одном Человеке, чья история имеет странное отношение к нашему делу.
Был только Один, Кто когда-либо "выпивал эту чашу до дна"!
Каин пьет его уже 5000 лет и считает, что его наказание больше, чем он может вынести, но еще не дошло до отбросов.
Иуда пил его около 2000 лет, часто выкрикивая со стоном, который сотрясает ад: "О, если бы я никогда не родился! О, если бы я никогда не видел и не слышал о Господе Иисусе Христе!" Но он еще не добрался до отбросов.
Падшие ангелы не приблизились к отбросам, ибо они еще не пришли на суд Великого Дня.
Единственный, кто взял, попробовал, выпил и выжал самый горький из горьких отбросов - был Сам Судья, Господь Иисус!
Вы знаете, как часто, когда Он был на земле, Он говорил об этом. "Можешь ли ты выпить чашу, из которой Я буду пить?" (Мтф. 20:22). "Чашу, которую дал Мне Мой Отец, разве Я не должен выпить ее?" (Иоанна 18:11). Вселенная видела Его с этим на губах. Это была наша чаша трепета; чаша, в которой смешивался гнев из-за "множества, которое никто не может сосчитать". Какой гнев, какое горе! Несколько капель заставили Его закричать: "Теперь Моя душа глубоко встревожена!" В саду при виде этого вырвались странные, таинственные слова: "Душа Моя чрезвычайно скорбит, даже до смерти!" Хотя и Богочеловек, Он пошатнулся от того, что Он увидел, и продолжал дрожать.
На следующий день, на Голгофе, Он выпил все это! Я полагаю, что три часа темноты, возможно, были временем, когда Он "пил до дна", ибо тогда из Его разбитого сердца вырвался вопль, который так взывал к сердцу Отца: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня!" Когда Он допил последнюю каплю и воскликнул: "Совершилось!", мы можем поверить, что ангелы почувствовали непостижимое облегчение - и даже Сам Отец! Так велики были гнев и проклятие! - гнев и проклятие из-за нашего греха!
Во всем этом не было ничего лишнего. Любовь протестовала бы против одной лишней капли; и вы никогда не найдете Бога превышающим меру. Разве Он не поспешил остановить руку Авраама, когда с Мориа было сделано достаточно? и на том же самом месте снова, в день Давида, когда правосудие достаточно заявило об остроте своего обоюдоострого меча - разве Он снова не поспешил произнести, воскликнув: "Довольно!" Насколько больше было тогда, когда это был Его любимый Сын!
Он добивался от Него всего, в чем нуждалась справедливость. И поэтому мы находим в этой сделке то, что вполне может быть для нас хорошей новостью. Ибо Иисус выпил эту чашу как замену "великому множеству", Своему неисчислимому народу, данному Ему от Отца; и тем самым освободил Своих людей  от того, чтобы они когда-либо попробовали хотя бы одну каплю этого яростного гнева, этой "чаши красного вина, смешанного с пряностями", с ее осадком - ее неизвестными ужасами.
Так вот, этот, этот Единственный, Кто так выпил все - дар грешникам нашего мира, опустошенная Чаша - Его собственная опустошенная Чаша! Он посылает этот дар по всему миру, призывая человечество - грешников взять его и предложить Отцу в качестве удовлетворения за свои грехи. Приди, о собрат-грешник, возьми это и поднеси к Богу! Признайте это, люди, и вы будете оправданы!
Да, если вы вообще хотите спастись и получить благословение, возьмите эту опустошенную чашу. Каким бы холодным ни было ваше сердце, какими бы тупыми ни были ваши чувства, какой бы незначительной ни была ваша скорбь о грехе — примите эту опустошенную чашу. Ваше обращение к этой опустошенной чаше сразу же вызывает осуждение. Не думайте, что вам нужно пережить какую-то душевную муку, какое-то великое горе - сделать несколько глотков красного вина, а тем более попробовать его осадок - прежде чем тебя примут. Какая бездумная самонадеянность - подражать Христу в Его искупительной работе! Если Озия, царь, подносивший фимиам, когда он должен был позволить священнику сделать это за него, был поражен за свою самонадеянность, - берегитесь, чтобы вас не прогнали, если вы осмелитесь принести воображаемый фимиам вашей печали и горьких слез. Нам предлагается опустошенная чаша, а не чаша, мокрая от наших слез, или ее чистота, омраченная дыханием наших молитв. Наши чувства, наши милости не могут ничего сделать, кроме как набросить завесу на совершенные заслуги Христа!
Дети Божьи, которые воспользовались этой чашей - продолжайте всегда умолять об этом. Всегда делайте это основанием для вашей уверенности в принятии. Изучайте его часто и внимательно - посмотрите, как здесь прославлялся Бог, и как обильно Он иллюстрирует и чтит притязания Божьей праведности. Полная оплата каждого требования, выдвинутого Правосудием, находится здесь; и поэтому вы, используя его, даете хорошую меру, не превышаете! Что же тогда остается, кроме того, чтобы вы возблагодарили и приняли это спасение, с возгласом: "Когда-то она была моей, эта чаша гнева, И Иисус выпил ее досуха!"
Что может помешать вашей торжествующей радости? Будьте полны благодарности; и пусть эта благодарность проявится в том, что вы дадите другим знать, что она сделала для вас и может сделать для них.
Ибо мы снова говорим тебе, собрат-грешник, если ты не примешь это, скоро у тебя не будет возможности выбора. Пусть я никогда не увижу, как один из моих людей пьет эту ужасную чашу! Пусть я никогда не увижу, как это попадет в их руки! Стоны души, умирающей во грехе, иногда слышны по эту сторону завесы, и это самая печальная и самая навязчивая из всех торжественных и ужасных сцен. Но что это такое по сравнению с тем, чтобы на самом деле выпить чашу и выжать из нее остатки!
Пусть никогда сатана не будет в своей власти упрекнуть вас в том, что вам однажды предложили спасение, предложение, которое никогда не делалось ему! Мне кажется, что каждую субботу, особенно в субботу, Господь отводит слушателей Евангелия в тихий уединенный уголок и там ставит перед ними "чашу красного вина, смешанного с пряностями", а затем опорожненную чашу Иисуса - искренне, самым искренним, , самым сострадательным образом - побуждая их принять решение и получить благословение. Люди и братья, никогда не успокаивайтесь, пока Святой Дух не вознесет в ваших глазах столь прославленного Христа, Который выпил чашу, что вы увидите в Нем свое спасение и Божью славу, обеспеченные вне споров, вне власти даже сатаны подвергать сомнению или нападать!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии