Бухара. 3. Каган

Здесь я хочу немного рассказать о городе, где я жил. О Кагане Каган - город-спутник древней Бу-хары. Здесь появился вокзал Бухары: ведь в 1888 году, когда сюда пришла железная дорога, Буха-ра оставалась столицей полунезависимого эми-рата, и эмир не разрешил пускать шайтан-арбу в священный город. Всё-таки, станция стала  ис-ходной точкой железных дорог Узбекистана.

Она  появилась в 12 километрах от города, и вблизи станции выросла Новая Бухара, русский город-спутник эмирской столицы.

Со временем русские отсюда практически ушли, а разросшийся ( 49 тыс. жителей) посёлок поми-мо узбеков и таджиков активно заселяли персы, и всё это вместе - старый железнодорожный узел с красивейшим дворцом эмира, редкий заповед-ник архитектуры Русского Туркестана, церковь с иконостасом 18 века, огромные и чрезвычайно колоритные персидские махалли (привал или ла-герь) - слагают один из самых интересных малых городов Узбекистана.

Рассказывать о домах и районах города я не бу-ду, а расскажу  только  о дворце эмира, который в период моей там жизни был эвакопунктом.

Но сначала, откуда взялось название Каган, я честно говоря не знаю, но вряд ли от титула: сильно сомневаюсь, что эмир (читай - князь) по-терпел бы в своих владениях какого-либо кагана (читай - царя). В советское время  случилась лю-бопытная инверсия: в 1922 году станция Каган стала называться Бухара-1, а с 1929 года - Новая Бухара переименовали в Каган.

Немного об истории этого города. Когда Бу-харский эмират вошел в состав Российской империи, в стремлении быстро наладить связь между новыми территориями и центральными городами, Российская импе-рия взялась активно строить железную доро-гу.
Каган изначально был задуман как неболь-шое селение Новая Бухара, в котором плани-ровалось поселить одних работников желез-нодорожной дороги. Посёлок был основан летом 1888 года и основной его целью было обслуживание железнодорожных путей За-каспийского участка.
С течением времени Каган стал неким по-сольством. Теперь кроме обычных жилых домов также появилось учреждение, которое занималось решением вопросов дипломати-ческого характера между представителями России и Бухарского Эмирата.
Сейчас Бухара и Каган объединены в один совре-менный город – Бухара с населением около 250 тыс. чел. Вся историческая часть города сохранена для потомков. Станция Каган переименована в ст. Буха-ра-I, а ст. Бухара – в Бухара-II.

Выше на фотографии Железнодорожный вокзал станции Бухара-1.


Рецензии