Градский Александр

Александр Борисович ГРАДСКИЙ (Фрадкин; род. 3 ноября 1949 — ум. 28 ноября 2021) — певец, поэт, бард, композитор, продюсер и художественный руководитель театра «Градский Холл» (2014—2021), народный артист России (1999) и Приднестровской Молдавской Республики (2014), лауреат множества премий и, в частности, премии им. Владимира Высоцкого «Своя колея» (2019) — "за творческую бескомпромиссность и огромный созидательный талант, за служение добру и красоте".
. . . . С 1957 году проживал с родителями в Москве. Большое влияние на развитие будущего музыканта оказала его мать, выпускница ГИТИСа Тамара Павловна Градская (1928—1963) - актриса, режиссёр, сотрудник журнала «Театральная жизнь». В память о матери (сразу после её смерти в 1963 году) принимает её фамилию - "Градский". Среди источников его музыкального вдохновения — Элвис Пресли, Билл Хейли, The Beatles, Высоцкий, Окуджава. . . . . Градский был основателем рок-групп «Славяне» (1965) и принёсшей ему наибольшую популярность — «Скоморохи» (1966). Кроме того, следует отметить, что вокальные данные Ал. Градского охватывающие три октавы позволили ему достичь мастерства и в оперном искусстве.
. . . . В начале 1970-х годов режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский, начиная свою работу над фильмом «Романс о влюблённых», доверяет создание музыкального сопровождения Александру Градскому. В этом фильме можно услышать не только музыку, но и несколько вокальных партий молодого Градского. Фильм вышедший в 1974 году имел значительный успех и принёс известность его композитору. Музыкальный журнал Billboard объявил Градского «Звездой года» (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку».
. . . . В 1976 году записал свою самую знаменитую песню на музыку Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были» для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-77» и до последнего дня являлась «визитной карточкой» певца.
. . . . В 1977 году А. Градский выступил композитором и исполнителем звуковой дорожки к мультфильму «Принцесса и Людоед». Автор рок-оперы «Стадион» (памяти Виктора Хары) (1985), над которой работал более 10 лет.
. . . . Будучи ведущим радиопрограммы «Хит-парад Александра Градского», дал путёвку в жизнь многим популярным исполнителям разных жанров. В частности, свой первый эфир получили А. Башлачёв, Ю. Шевчук, К. Кинчев, В. Цой, а также Д. Маликов и В. Пресняков. Личной скромностью объясняется тот факт, что собственные песни Александр Градский в эфир этой передачи принципиально не ставил.
. . . . С 1988 года гастролирует за границей (США, Испания, Швеция, Греции, Германия и проч.), где получает возможность выступления в совместных проектах и концертах с Лайзой Минелли, Шарлем Азнавуром, Джоном Денвером, Крисом Кристофферсоном, Дайон Уорвик, Сэмми Дэвисом, Синди Петерс, благодаря чему получает мировую известность. Так, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский заключил контракт с Victor Entertainment — ведущей японской фирмой - выпустившей под своей маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery). Кроме того, там же в Японии, наш сегоднешний герой даёт несколько концертов, как с собственными песнями на русском языке, так и с западными хитами и японскими классическими романсами.
. . . . В 2000 году Президент РФ В.В. Путин вручает Александру Градскому заслуженное звание народного артиста России.
. . . . На протяжении многих лет Градский давал по 60-70 концертов в год: в последнее время 2-ух часовой сольник мог оцениваться 1-2 млн. рубл. Личное состояние можно оценить в 1-2 млрд. рублей, не считая стоимости авторских прав.
. . . . Александр Борисович за свой более чем 49-летний творческий путь смог стать автором музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов, выпустить более 18 музыкальных дисков, сочинить несколько рок-опер (Муха-Цокотуха", "Стадион") и рок-балетов («Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада»), множество песен (правда, многим из них не суждено было стать популярными ввиду слабости текстов и посредственной мелодики). Стихи Градского зачастую изобилуют крепкими словами, почти ненормативной лексикой балансирующей на грани откровенного мата. Иногда кажется, что композиция Градскому давалась легче и была удачнее, чем поэтика..., но это по моему субъективному ощущению... Вершиной же творчества выдающегося артиста, композитора и продюсера стала рок-опера "Мастер и Маргарита", над которой маэстро работал дольше всего, с перерывами почти 30 лет (1979-2009 гг.). На сцене опера поставлена не была (из-за дороговизны проекта) и сохранилась в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной звёздным составом артистов и друзей Градского - Еленой Мининой, Николаем Фоменко, Андреем Макаревичем, Андреем Лефлером, Иосифом Кобзоном, Любовью Казарновской, Владимиром Зельдиным, Григорием Лепсом, Алексеем Петренко, Валерием Золотухиным, Александром Розенбаумом, Лолитой Милявской, Аркадием Аркановым и многими другими. Одна из партий составлена из фрагментов фонограмм с голосом Георгия Милляра. В этой замечательной опере роли Мастера, Иешуа Га-Ноцри, Воланда, Кота Бегемота исполняет сам Александр Градский. Ему же принадлежит значительная часть музыкального исполнения партий гитары, фортепиано, ударных, а также компьютерная вёрстка, инструментовка и оркестровка. Опера выпущена на 4 дисках и, будучи крайне раритетной, на данный момент стоит не меньше 250 долларов за 1 экземпляр.
. . . . Градский позиционировал себя как маргинал эстрадного жанра, к соратникам по цеху был требователен, журналистов не привечал (по утверждению Евгения Додолева, именно Градский запустил в СМИ слова «совок» и «журналюга», очевидно когда последние пытались влезть в непростую личную жизнь артиста. Патриотизм и отношение к своей стране Градского ярче прочего характеризуется тем фактом, что своего сына от первого брака (Даниила) отправил учиться экономике в Англию. Причём, он ещё и гордился этим... Как говорится, "где сокровище ваше, там и сердце ваше будет". Психика молодых людей очень пластична в студенческие годы и вместе с наукой впитывает, как известно, все миазмы западничества. Можно подумать, что у нас в России экономике нельзя было выучиться... Пусть это останется на совести покойного.
. . . . В 2013 году вышла первая книга о музыканте «Александр Градский. The Голос», а в 2019 году в издательстве «АСТ» вышла книга «Александр Градский. Гранд российской музыки», в которой своими впечатлениями о творчестве музыканта поделились Евгений Евтушенко, Андрей Кнышев, Андрей Макаревич, Владимир Матецкий и другие коллеги.

В 2014 году большим культурным событием стало открытие в Москве его собственного музыкального театра «Градский Холл», строительство которого шло более 20 лет.
. . . . В 2012—2017 годах маэстро Градский принимал участие в телепроекте «Голос» на Первом канале в качестве наставника, при этом советником на шоу приглашал свою дочь Марию. В 2021 вернулся в юбилейный сезон «Голоса», но в сентябре 2021 года перенёс COVID-19 и был очень ослаблен после болезни. Сопутствующими заболеваниями были, скорее всего, подагра и диабет, хотя об этом умалчивается в СМИ. 26 ноября 2021 года его доставляют в одну из московских клиник с подозрением на инсульт, а 28 ноября 2021 года в 02:10 по московскому времени певец скончался на 73-м году жизни в реанимации больницы. Причиной смерти называют инфаркт головного мозга (ишемический инсульт). Дальнейшее существование телепроекта "Голос" пока под вопросом.
. . . . Церемония прощания состоялась 1 декабря в театре «Градский Холл». Похоронен 01 декабря сего года на Ваганьковском кладбище гор. Москвы.

Личная жизнь Александра Градского представляет собой типичный образец современного светского, творческого человека. Он был женат четыре раза. Свой первый брак, который просуществовал всего три месяца (!) называл глупым, «молодёжным поступком». Второй брак продержался чуть дольше, всего два года и был официально расторгнут в 1980 году. От третьего брака, который длился дольше всего (с 1980 по 2001 год) остались сын и дочь.
. . . . Последней музой нашего героя стала Марина Коташенко (1984 г.р., актриса), с которой они с 2003 по 2021 год проживали без регистрации брака (т.е. с её 19 лет) и поженились только в текущем году, незадолго до смерти (видимо, с целью передачи наследственных прав). От этого последнего романа родилось также двое детей. Ситуация, в которой женщина согласна рожать детей вне брака, говорит сама за себя. Тут без комментариев... Классический мезальянс: но Марина с честью сыграла роль любовницы и была вознаграждена под конец законным бракосочетанием (к чести мужчине!)...

В 1993 году, во время весеннего политического кризиса в России встал на сторону президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии Верховному Совету, приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к апрельскому референдуму, а в апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.
. . . . В последние годы принципиально не делал публичных заявлений о политике, объясняя это так: "если у тебя есть хоть какой-то авторитет, если тебя кто-то любит, и какие-то люди считаются с твоим мнением, и ты об этом знаешь, то не очень корректно высказываться на темы, не имеющие отношения к музыке. Потому что люди, которые тебя любят, могут принять твоё высказывание за руководство к действию и автоматически за тобой последовать. Люди, которые тебя не любят, могут сделать: «А, этот сказал так? Значит, давайте наоборот думать!» И на них ты, получается, повлиял. То есть ты начинаешь принимать участие в обсуждении каких-то вещей, используя себя как певца, как человека, к которому прислушиваются, на совершенно другие темы. И ты как дурак себя должен чувствовать! Я бы себя чувствовал как дурак. То есть я на кого-то повлиял, а имею ли я право на кого-то влиять? Да никакого! В музыкальном отношении, в поэтическом отношении, в эстетическом отношении я уже сам по себе или влияю, или не влияю. И это моё право на существование как человека, скажем так, пытающегося самовыразиться в искусстве. А вот во всём остальном это будет просто некорректно с моей стороны, лучше этого никогда не делать".
. . . . В этом главная цель и суть данной статьи. Предостережение как другим популярным артистам (Зеленскому, Макаревичу, Шукшиной, Джигурде, Кикабидзе, Верке Сердючке, Кинчеву, Пугачевой, Галкину и прочим) лезущим в политику, медицину, бизнес-проекты, так и нашему легковерному народу, который в массе своей готов внимать чуть ли не каждому слову своих кумиров.

Мировоззренчески Градского можно причислить к типичному классу советских людей: тексты его песен и стихов характеризуют автора как человека не обретшего свою религию, при этом заряженного очень критически ко всему, что он видит и слышит вокруг себя. Градский в ряде своих произведений обнаруживает себя убеждённым антисоветчиком ("Застольная"- Исковерканное", "Песня без названия" и др.). Он мучительно ищет дорогу к Свету, который едва обнаруживает во Христе (опера "Мастер и Маргарита", "Молитва"), но, исходя из массива последующего творчества, тут же теряет из виду. В этом он очень напоминает Моисея, который вывел свой творческий народ из Египта, привёл его к Земле Обетованной, но сам войти в Неё не смог. Ни в какой религиозной активности замечен не был: не крестился, не венчался, не вносил никаких пожертвований на храмы и не был отпет. В Интернете я также не нашёл сведений о каких бы то ни было благотворительных концертах или меценатстве усопшего. Кроме того, хотелось дать взвешенную оценку культурному феномену Градского особенно сейчас, когда со всех сторон сыпятся ему хвалебные дифирамбы, и отойти от наскучившего клише "о покойниках - только хорошее или ничего!"
. . . . В публикации от 1 декабря на странице "ВК" я привёл самое удачное, как мне показалось, из его творчества (9 песен из сотни прослушанных).


Рецензии