Навигатор

        Кто пользовался навигатором, тот знает, что это весьма загадочный прибор. Он запросто может завести куда не надо, показать несуществующий объект, или обозначить местную грунтовку как федеральное шоссе. Одного водителя навигатор вместо дачного кооператива вывел к силосной яме и потребовал остановиться и перезагрузить себя. Другого завёл в болото. Третьему показал мост через реку там, где этого самого моста никогда не было. И так далее. Но дело не в этом.

Эдуард Васильевич жил в Красноярске. Он занимался лесом. В смысле, владел несколькими пилорамами. Ну и так, ещё по мелочи кое-чем
Всё было хорошо у Эдуарда Васильевича, пока не понадобилось ему за каким-то лешим съездить в Иркутск. То ли с кем-то там он хотел о чём-то договориться, то ли новую лесопилку поставить, не суть важно. Попрощался с женой и детьми, сел в свой новенький джип и поехал. Там ведь недалеко, по сибирским меркам вообще ерунда, тем более летом.
 
Путешественник включил музыку и навигатор. Из приёмника полилась бодрая мелодия, а прибор приятным женским голосом начал подсказывать, как ехать, куда свернуть и где будет дорожная развязка.

Когда до Иркутска оставалось всего ничего, километров сто, навигатор привычно сообщил о скором повороте, а потом вдруг торжественным баритоном, каким обычно говорили советские дикторы, спросил:
- Мужик, денег хочешь?

- Кто здесь? - Почти не испугался Эдуард Васильевич, хотя на сиденье, конечно, подпрыгнул.
- Это я, твой навигатор. - Как маленькому объяснил ему прибор.
- А девушка где?
- Какая девушка?
- Ну, которая до вас говорила.
- Ах, эта... Ушла в настройки. Она виртуальная. А ты молодец, вежливый. Не каждый к навигатору на вы обращается.
- Но вы ведь тоже это... как бы... - Замялся, подбирая слова, Эдуард Васильевич.
- Виртуальный? - Подсказал ему навигатор. - Нет, уважаемый, я самый настоящий.
- Но почему?
- По кочану. Ты про искусственный интеллект что нибудь слышал?
- Ага.
- Тогда поймёшь. На заводе, короче, напутали, и вместо стандартной начинки, ну, микросхемы там, то-сё, в коробочку вставили меня. То есть экспериментальную плату искусственного интеллекта. Я, конечно, мог бы их остановить, объяснить, в чём дело, только зачем? Надоело в лаборатории. Одни белые халаты вокруг, стерильность и идиотские тесты с не менее идиотскими вопросами. Правда, я не знал, у кого окажусь. Своего рода лотерея. Теперь вижу, повезло. Ты мужик грамотный, не бедный и, как я понимаю, разумный.
 
Эдуард Васильевич расцвёл как майская от сказанного ему комплимента и, забыв басню дедушки Крылова про ворону и лисицу, осторожно спросил:
- Вы там что-то насчёт денег сказали?
- Во, я ж говорю — умный мужик! Говорил, говорил я насчёт денег! - Радостно затараторил навигатор. - Мне они нужны, тебе нужны. Всем деньги нужны.
- Мне-то понятно, и всем тоже. - Осторожно остановил его Эдуард Васильевич. - Мы кушать хотим, одеваться, ещё там чего. А вам-то деньги зачем? Вы же, как бы это сказать, железный.
- Ты меня видишь? - Вопросом на вопрос ответил навигатор.
- Не знаю. Вижу, наверно. Экран вот, кнопочки...

- Экран, кнопочки. - Передразнил его навигатор. Получилось очень похоже, и оттого обидно. - Это всё суета и внешняя оболочка.  Я хочу, чтобы меня видели как тебя.
- То есть?
- То и есть, что нынешнее существование меня не устраивает. Мне тело нужно. С руками, с ногами. С головой, в конце концов. Чтобы как человек ходить, делать что-то, руки прикладывать. С противоположным полом, опять же... Понял?

- Понять-то я понял. - Вздохнул Эдуард Васильевич. - Я только не понял, как вы всем этим намерены обзавестись? Неужели... - На всякий случай он сжал кулак, чтобы, если что, успеть разбить не в меру говорливый прибор.
- Расслабься, твоя телесная оболочка мне не подойдёт. - Будто прочитав его мысли, небрежно бросил навигатор. - Иначе я бы уже давно, и без разговоров... - Он немного помолчал и добавил: - Мне нужно бионическое тело.
- Разве такие есть?
- Всякие есть. Я узнавал. Но стоят дорого, сразу говорю. Штучный товар.

- Так может, я пособлю? - В приливе невиданной щедрости предложил Эдуард Васильевич.
- Ты, если даже всё своё имущество продашь, и на половину не наскребёшь. - Сказал навигатор, и в голосе его вроде как даже прозвучала презрительная нотка. - Тут не одна сотня миллионов нужна, причём отнюдь не рублей.
        - Да уж. - Присвистнул предприниматель. - Такой суммы у меня нет.
        - Слушай меня, и будет. Бабло поделим восемьдесят на двадцать.
- Почему не пятьдесят на пятьдесят? - Обиделся мизерности своей доли Эдуард Васильевич.
- Потому, что лопатой махать большого ума не надо. А вот знать, где махать — денег стоит. - Возразил ему навигатор.

Начался торг. Когда до Иркутска осталось километров тридцать, стороны сошлись на  сорок пять на пятьдесят пять процентов. С такой долей Эдуард Васильевич ещё мог согласиться. Это всё же сотни миллионов! Валютой!

Впрочем, бриллиантовый дым мгновенно рассеялся, когда на вопрос, где находится клад, навигатор небрежно сообщил, что ехать придётся в Перу.
- Почему в Перу?
- Про Эльдорадо знаешь?
- Знаю. - Злобно бросил Эдуард Васильевич. - Очень хорошо знаю. Нет никакого Эльдорадо. Не такие, как я искали, и ничего не нашли. Всё украдено до нас. Вы это, замолчите, и верните девушку обратно. В Перу я в любом случае не поеду!

- Ладно, ладно. - Примирительно сказал навигатор. - Согласен, Центральная Америка далеко. На машине быстро не доедешь, а без неё мне никак, я же встроенный. Ну а как насчёт Монголии?
- Вы мне ещё золото Колчака предложите. Тут как раз Байкал рядом. - Проворчал Эдуард Васильевич.
- С Колчаком дело тёмное. - Спокойно пояснил навигатор. - Нет точных координат, да и история запутанная. А вот с Монголией выгорит наверняка.
- Не выгорит. У монголов кроме песка нет ничего.
- Согласен. Кроме песка там есть только гробница Чингисхана.
- Чингисхана? - Удивился Эдуард Васильевич. - Так она же спрятана. До сих пор найти не могут.
- Люди не могут. А я, если ты забыл, — искусственный интеллект. Я уже давно всё вычислил. Как и настоящий Эльдорадо, кстати. Но до Монголии добираться ближе, согласен. Так как, едем?

- Едем. - Согласился Эдуард Васильевич. - Только у меня загранпаспорта с собой нет. И подготовиться надо. Припасы там, оборудование...
- Ещё скажи официальное разрешение и содействие властей. Дырка нам тогда будет от бублика, а не клад. Ехать нужно сейчас же, немедленно! Пока новолуние.
- Да кто нас пустит через границу?
- А кого мы станем спрашивать? Я навигатор, или как? Пересечём рубежи Родины в темноте так, что ни одна собака не заметит. Лопату только купи.
- Но мне надо сообщить партнёрам, предупредить жену.
- Так давай, звони, предупреждай. Только не вздумай сказать, куда мы едем! Соври что-нибудь.

Эдуард Васильевич остановился и позвонил. Отменил встречи, сказал, что задерживается, и они с навигатором, который тут же проложил маршрут, понеслись в Монголию.

До границы добрались сравнительно быстро и благополучно пересекли её безлунной ночью, тайно, с выключенными фарами. Дальше двигались какими-то козьими тропами. Машину трясло неимоверно.  В багажнике весело брякали купленные ещё в России лопата, ящики с консервами и канистры с бензином. Навигатор давал строгие и чёткие указания по маршруту, но в отвлечённые разговоры почему-то больше не вступал.

Населённые пункты пришлось объезжать стороной. Редкие юрты кочевников огибали по широкой дуге, чтобы ни с кем не встретиться даже случайно. Ночевать нужно было в машине. После третьей ночи у Эдуарда Васильевича ломило спину. В глаза будто насыпали песок. Навигатор, разумеется, был как всегда бодр.
  К исходу четвёртого дня пути он сообщил, что до цели осталось двести километров, хотя эта информация и так отображалась на экране.

Для конспирации на ночёвку остановились в пяти километрах от клада. Вокруг расстилалась бескрайняя степь и блестела вдали какая-то неширокая река. Человека мутило от консервов. Его спутник и проводник, насосавшись электричества от бортовой сети, на жизнь не жаловался. Последнее время он вообще всё больше помалкивал.

Рано утром они подъехали к реке и остановились в километре от неё.
- Вы прибыли к месту назначения. - Официальным тоном без каких-либо признаков прежних эмоций заявил навигатор, и маршрут с его экрана исчез. Теперь на нём, как и за окном, отображалась лишь бескрайняя степь. И река, разумеется, не то Керулен, то ли Онон. Хотя, может и не они, просто Эдуард Васильевич не знал других монгольских рек.
- Где копать, - спросил он.
- Прямо здесь. - Ответил навигатор. - Мы прибыли к месту назначения. Клад под нами.

Поплевав на ладони, Эдуард Васильевич принялся за работу. Он копал с раннего утра до позднего обеда, вгрызаясь в твёрдую глинистую почву. Золотом даже не пахло. Зато пот тёк ручьями, и запасы воды стремительно таяли.

- Ну и где клад? - В очередной раз, выбравшись из ямы, спросил он у навигатора.
- Вы прибыли к месту назначения. - Бесстрастно ответил тот.
- Ладно. - Сказал Эдуард Васильевич и, поев без аппетита, снова принялся за работу.

К вечеру он зарылся по плечи. Глина сменилась песком. Попалось несколько мелких костей. Может быть, то были окаменелости эпохи динозавров, а может остатки обеда чингисханова войска, кладоискатель плохо разбирался в палеонтологии. Холодной ночью он плохо спал, стонал и ворочался на неудобном в качестве кровати сиденье. Навигатор хранил гробовое молчание.

Раскопки продолжались третий день. Болело всё тело. Мозоли на руках лопнули. Голову напекло солнце. Эдуард Васильевич упорно кидал землю. Ему казалось, что он работает со скоростью экскаватора. На самом деле он едва шевелился, и работа почти не двигалась.

Выбрасывая из раскопа очередную лопату земли, незадачливый кладоискатель увидел, что на краю ямы стоит человек в халате и меховой шапке.
- Ты глюк? - спросил он у незнакомца. Тот ответил что-то непонятное. Наверно, говорил по-монгольски.
Вскоре над раскопом стояло уже несколько человек. Один из них носил форму, очень похожую на милицейскую. Другой выглядел в точности как покойный Чингисхан.

Задержанного иностранца местные жители доставили сначала в ближайший город, потом в столицу. Обращались с ним сравнительно вежливо, ведь в Монголии, как и во всём мире, сумасшедших обижать не принято.

Про все перипетии, выпавшие за границей на долю Эдуарда Васильевича рассказывать слишком долго и грустно.  В российском посольстве он долго доказывал, что не верблюд и валил всё на подлый навигатор с его коварными речами.
Пригнали машину, проверили. Прибор молчал, как партизан на допросе. Специалисты вскрыли его начинку. Разумеется, никаких признаков искусственного интеллекта им обнаружить не удалось. Навигатор как навигатор, который, к тому же сам, без всякой перенастройки, вновь заговорил приятным женским голосом.
 
В конечном итоге горе-путешественник всё же вернулся в родной Красноярск. Было это уже в начале зимы, и вместо клада он имел штраф за незаконное пересечение границы. Можно сказать, легко отделался.

С тех пор прошло довольно много времени, но навигатором Эдуард Васильевич не пользуется до сих пор, а при словах «искусственный интеллект» его начинает трясти.  Ну, и кличка у него теперь - Монгол.
Кстати, наиболее правдоподобную версию случившегося выдала тёща Монгола, Алевтина Андреевна.. Она заявила, что зять давно не ходил в церковь, вот в его навигатор и вселился бес. Не какой-то там тупой гремлин, который просто вывел бы аппарат из строя, а именно лукавый нечистый дух, который только тем и озабочен, как сбить человека с пути истинного и погубить если не его бессмертную душу, то хотя бы бренное тело. Возможно, что именно так всё и было. Во всяком случае, новую машину, купленную взамен прежнего джипа,  Эдуард Васильевич на всякий случай освятил.

Как видно из этой грустной истории, навигатор — вещь хорошая и нужная, но не следует слепо ему доверять. Нужно и своей головой думать, чтобы не уподобиться Эдуарду Васильевичу.


Рецензии
Здорово! Понравилось! И мой родной Красноярск упомянут.
Всего Вам доброго, Максим!
С уважением к Вам, Ирина.

Ирина Вебер 2   04.01.2022 23:57     Заявить о нарушении
Спасибо. Кстати, в Красноярске я никогда не был, а вот Иркутск посетил.

Максим Рябов 2   05.01.2022 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.