Факультет творчества

        Признаться честно, когда я стояла под дверью, я знала, что не смогу сдать диплом. Так получилось, так получилось… даже сложно сказать, почему. Слишком много противоречивых чувств. Пожалуй, именно из-за них, да, из-за них меня рвало на части. Из-за них казалось, что это – последний день. А может быть… но хватит терзаний!
        Меня вызвали очень кстати, точнее совсем не вовремя, но, останься я ещё хотя бы на минуту наедине с этими страшными мыслями, и они бы съели меня, всё, что от меня осталось. Время дало отсрочку.
- Ваша фамилия!
- Представьтесь, пожалуйста, - прошептала на ухо девочка, заполняющая мои бумаги. Я тотчас узнала её. Санни? Санни из другого потока. Мы пересекались пару лет назад на лит. вечере. Я и не знала, что она уже здесь работает. Молодец… Вот уж кто молодец, вот кто смог добиться всего и сразу, а я… не то, что я… эх...
         Мысли самобичевании не оставляли даже в такой остановке.
- Инез Камрич.
- Тема дипломной работы?
         Шесть пар строгих глаз тут же уставились на меня.
         Было такое чувство, что ещё минута, две, три, и тогда уж точно что-то случится. Но пока было всё хорошо. Только это скверное и нехорошее чувство съедало, выгрызало маленькими кусочками.
        «Надо всего лишь успокоиться, ты же учила, давай…»
         Слова выходили корявыми, неуверенными и скомканными; те, что готовились прозвучать, точно остались дома. И это было только вступление – которое можно сказать своими словами, а дальше…
         В суете и почти суеверном страхе глаза только сейчас различили знакомое лицо. Научный руководитель, а вот и она, улыбающаяся, слегка смущённая. А кто стоит рядом? Кажется, этот у нас не ведёт, а этот был очень давно, а этот – наверное, самый главный, лицо очень знакомое, но в первый раз вижу. Кто это...
- Напомните ещё раз тему вашей дипломной работы? – обратился ко мне первый человек из комиссии.
- Очень незаурядная тема, - шепча, отозвался тотчас второй.
- Влияние вдохновения и творческой деятельности на успешную успеваемость, реализацию личности, раскрытие талантов читателя через призму произведений искусств на примере…
         Договорить мне не дали – осталось ещё пару слов. Обсуждение началось почти сразу и вызвало крайне неоднозначные результаты.
- Дорогая Инез, я прекрасно понимаю, что вы студент пишущий, но в первую очередь вы – студентка Института Филологии, вам следовало бы…
- Почему вы выбрали именно этого автора?
- Что подтолкнуло вас избрать именно данный подход? Такую тему?
         «Расслабься… Это простые вопросы, ты знаешь ответ, говори… Они специально испытывают напором...» К сожалению, внутренний голос и звуки, произнесённые в аудитории, едва ли являлись единым целым. Всё прозвучало верно, но как-то неубедительно.
         И ведь это только «Введение», а дальше ещё веселей!
- Я взяла для анализа собственное творчество, профессор. Эта тема слишком интересует меня, и я хотела бы выразить также большое спасибо преподавателю… Преподавателю, который подтолкнул меня к ней, ещё когда я училась на третьем курсе. Хотелось бы сказать огромное спасибо Ларисе Анат…
          Кажется, сказала что-то неверно. Члены комиссии снова начали шептаться и переглядываться.
- Ларисе Анатольевне? Маркюшевой?
- Да, профессор, она преподавала у нас психологию, это было ещё на третьем курсе.
- Причём здесь она?..
- …Тогда я поняла, что литература и психология связаны как нельзя более крепко и неразрывно, и эта связь… Я... я осознала, как велико влияние литературы, если смотреть на неё глазами и творца, и читателя. А после её чудесной лекции поняла, что не стоит бояться, – в конце концов, такая тема будет на сто процентов уникальной и новой.
- Инез, а ты лучше расскажи про «Основную часть». Коллеги! Давайте оставим вопрос выбора темы. Соглашусь, она весьма необычна и, на первый взгляд, не слишком соответствует нашим заявленным спискам. Но я бы хотела сказать, обратите внимание…
         Все говорили скомкано и были удивлены. Огромное спасибо, Ирина Ивановна! Я думала растянуть время и поговорить ещё о «Введении», а затем быстро пропустить основной материал, перескочив сразу к научным и экспериментально полученным выводам.
         Этот вариант отпал, самая страшная – основная – часть дипломной работы пугала сильнее, чем перспектива остаться на второй год и выбрать другую тему. Ну что ж.
- Коллеги! Я бы хотела сказать несколько слов.
         Научный руководитель выступила вперёд.
- Считаю своим долгом сказать, что моя студентка – весьма необычный человек, к ней не применимы методики, которые мы используем с другими студентами. В течение последнего года она активно участвовала и побеждала на различных мероприятиях, показала себя очень неординарным филологом. Её подход вдохновил и меня. Соглашусь, конечно, избранная тема крайне нова, и в наших стенах ранее подобное не встречалось и не позволялось. Но ведь все с чего-либо начинали.
- Похвально-похвально. Мы ценим ваш подход, - отозвался третий человек из комиссии, - но не считаете ли вы подобную тему слишком неординарной? Где следует прочертить грань между научными исследованиями и самодеятельностью? Возможно, я слишком строга к вашей воспитаннице, но я…
          А «Основная часть» была написана сплошными стихами. В них присутствовали все необходимые термины и понятия, соблюдались правила построения строф, соблюдалась и чередовалась мужская и женская рифма. Словом, эти стихи заняли изрядное количество времени и, конечно, уже сами по себе представляли целое новое произведение, поэму или даже оду, ни разу не переходящую в прозаический строго научный текст. Но это были стихи. Диплом в стихах.
- Мы можем высоко оценить вас, как автора, и понять, как человека, всё это хорошо.
- Даже очень хорошо! – отозвался председатель комиссии.
- Хорошо, но…
        Это «но» звучало буквально из каждой щёлочки.
- Ладно, продолжайте!
        Мне дали договорить, не задав больше ни одного вопроса. А потом почти в один голос все решили, что им нужно посовещаться, на это время меня попросили выйти из кабинета. Так было принято у всех.
- Санни вас позовёт!
        «Надеюсь…»
         И началось самое томительное и самое страшное ожидание из всех, какие только можно представить. А ведь я знала, знала, на что иду. Знала, что дипломы и курсовые работы пишутся определённым языком и лишь по определённым правилам! Что это – истинно самодеятельность, самонадеянность, хорошо, если ещё не скажут, эгоцентризм… Вот только, с философской точки зрения, разве труд, выполненный добросовестно, но «не так, как у всех», разве он обязательно хуже? С точки логики тех, кто призван равнять всех до единого – да. Но меня такие не волновали.
          Прошло давно время, когда я пыталась себя убедить, что всё делаю правильно. Теперь точно не получится избежать второго года, проблем, ещё и Ирине Ивановне, чую, достанется. Помнится, один раз, со слезами на глазах, я уже пыталась сказать ей, что боюсь итога этого эксперимента. Сама его придумала, а теперь сомневаюсь. Потому что боюсь, потому что знаю и понимаю последствия. А тёплая улыбка и уверенность преподавателя не успокаивала, наоборот заставляла волноваться ещё сильней.
          Я не хотела доставить всем неприятности! Но если не могу по-другому? Если человеку не дано мыслить заштамповано и стандартно? Если список с чёткими правилами вгоняет в депрессию и начисто лишает мыслей? Все школьные годы это было проблемой. Проблемой осталось и до сих пор. Будь трижды проклят этот талант писателя! Он не даёт перспектив, нигде такое не приветствуется, в нашем мире лишь наоборот заставляет почувствовать себя изгоем, мечтателем и завалить дип… Тут успешны лишь те, кто роботы.
         Слёзы стояли перед глазами огромными водяными фигурами, они были гораздо реальнее ребят, находящихся рядом и лихорадочно читавших свои доклады, ребят, которым ещё предстояло войти в решающий кабинет. Уж у них точно нет таких философских проблем, в этом я была более, чем уверена.
- Камрич! Пройдите, пожалуйста, очень срочно.
          Дверь отворилась, и точно гора пала с плеч. «Ну, всё! – теперь хотя бы недолго – скажут, что «так не годится, неплохо, но нам нужен научный подход, строго научное исследование, а не это, гм, ваше творчество... Мне уже говорили подобное на втором курсе, а я взяла, не послушала...» А после другая мысль. И откуда такая уверенность, что обязательно не оценят? Институт Филологии, бывшая кафедра языка и литературы при самом успешном Федеральном университете. Где ещё могут оценить человека, где, как не здесь? С другой стороны, а где ещё, как не здесь, «гнать науку»?
- Успокойся, всё хорошо! – послышался шёпот Санни.
          «Ей легко говорить. Она уже знает ответ, и не её работа…»
          Ужасный стресс не дал даже на секунду подумать логически: а ведь улыбка подруги вполне могла значить, что решение коллегии положительное.
          Но так ли?
- Коллеги?
          Захлопнулась дверь. Последовала довольно долгая и нудная вступительная речь первого члена комиссии. Доктор филологических наук, доцент, профессор, заслуженный преподаватель, исследователь в области языка, номинант на звание … и …, и... - сразу вспомнилось, как представился этот человек на предыдущей нашей встрече на предзащите. Вспомнилось, и то, каким маленьким неуверенным в себе человеком ощутила себя я в сравнении с этим учёным. И как смешно было слышать настолько длинный перечень званий и наград.
- Мы собрали совет, - сказал довольно спокойный голос, - мы долго принимали решение, ваш случай, действительно, уникальный. Нестандартный.
- Признаться, первый на моей практике, - соглашаясь, вставил руководитель.
- Мы принимаем решение о рассмотрении дипломной работы на тему «Влияние вдохновения…». И мы оцениваем эту работу... Отлично!
- Молодец! Я знала, что тебя обязательно оценят. Не бойся, всё уже позади.
- Я?..
          Научный руководитель говорил что-то ещё. А у меня текли слёзы.
- Правда, не надо менять тему и писать новый диплом?
- Не надо.
- Тогда я могу идти? Спасибо вам всем огромное!
         Ноги, точно испуганные мысли, хотели как можно скорее домой.
- Инез, останьтесь.
         Голос директора показался взволнованным. В голове снова возник туман.
- Я должен вам кое-что сказать. Вы должны знать.
         Последовало уже знакомое наизусть, к счастью, небольшое вступление про «необычную тему» и то, как «мы долго принимали решение», «такое впервые, впрочем, вы знаете сами».
- Но вы должны знать ещё кое-что. Мы высоко оценили ваш талант.
- Спасибо!
- Но не спешите благодарить, - голос директора был удивительно мягок и спокоен. Что угодно ожидала я услышать в этом кабинете, но только, наверное, не такое. - …И натолкнули на мысль. На очень хорошую мысль. Конечно, ваш талант нарушил многие правила, если даже не все. Но порой, надо признать, если ничего не менять, мы навсегда останемся в прошлом. А это неправильно...
- Простите. Обещаю, в магистерской работе такого не повторится.
- Да почему же? Не перебивайте меня. Наоборот – пишите! Мы будем только рады вам. Обязательно, поступайте! У вас большой талант и большое будущее.
        Не знаю, зачем, но с языка слетела одна самая неуместная фраза.
- Талант, который некуда применить…
        Наверное, это смутило директора.
- Почему же? Я только хотел сказать, мы с коллегами приняли решение. Почему вы себя так обесцениваете? Простите, но это очень бросается в глаза. Будьте уверенны!
         Так вот, мы взвесили все «за» и «против». Вы вдохновили нас на то, что давно пора было сделать; это принципиально новый подход. Институту, действительно, не помешает давать больше простора для творчества. Со следующего года, потому что пока это только проект; мы бы хотели открыть при Институте факультет, его название пока также остаётся известным лишь Вашему вдохновению; мы с Ириной Ивановной посоветовались и пришли к выводу, что хотели бы открыть факультет, где будет изучаться литературное творчество, особенности, так сказать, внутреннего ремесла.
- Я уверена, что получится очень интересное направление!
- Дмитрий Александрович! Обязательно надо будет на вступительных испытаниях дать творческий конкурс… - перебила директора вошедшая Ирина Ивановна.
- Надо написать программы для нового курса. Да-да. Где брать вдохновение, как выбрать жанр, как противостоять критике и находить силы бороться. Простите, - обратился он уже ко мне. Профессора уже не слушали обезумевшую от счастья студентку.
          Кто-то предложил:
- И обязательно факультативы, например: фантастику или анализ аудитории, детскую или взрослую литературу.
- И ту, и другую. И лучше прямо с этого года!
- С сентября, дорогая, а ещё лучше – с августа!
         …Голоса, прежде звучащие в страшных снах, сливались в одну единую музыку, складные, воодушевлённые и такие радостные.
- Санни, объяви перерыв! Коллеги, оставшихся студентов давайте перенесём на завтра? Пусть ребята ещё подготовятся. У нас очень много работы. Меня сейчас тоже посетило вдохновение. Надо же...
- Теперь так много работы…
         Наконец, директор отвлёкся и заметив, что я почти ушла, крикнул на прощание.
- Мы бы хотели видеть всех наших творческих студентов, магистров и аспирантов. Приходите! Обязательно приходите – работать! Удачи, до новых встреч!
          Обязательно...
          Я не слышала и не слушала, что ещё говорили преподаватели. Почти не помню и того, как выпорхнула из Института, точно птичка, обретшая новые крылья. Утратившая их с болью, давно уже без надежды на возвращение, вдруг ожила и не верила, отказывалась верить своему внезапному счастью.
         А ведь было бы здорово. Будет здорово!
         Мой любимый университет! Ах, если бы, если бы... Но придёт и такое время, я знаю.

Р.S. Не пройдёт и десяти лет, как рядом с университетом им. В.И. Вернадского откроет двери Литературный Институт им. Инез Камрич. Это будет великое учебное заведение, плоды которого несомненно войдут в историю, а в его стенах вырастут как авторы сотни писателей из сегодня и завтра. Пройдёт много лет... И с трудом будущим профессорам и учащимся будет вериться, что всё началось из... просто одним днём. Из идеи.
         И когда-нибудь будет годовщина – первая сотня, а затем вторая и третья... Но это будет уже совсем другая история. Когда-нибудь я вам о ней расскажу.


Балаклава, 5 – 6 декабря 2021


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.