Второй сохатый

   Свет автомобильных фар, отражаясь от снега, высвечивал из темноты березовые колки, тальники, заячьи и лисьи следы, наброды  косуль.
   Вторые сутки кряду кружили мы по заснеженным окраинам болот и опушкам лесов в поисках лосиных переходов: шли последние дни охоты на копытных, а у нас оставались незакрытыми лицензии.
   Наш проводник Кайрат, местный казах, невозмутимо повторял:
   -Есть тут лось, искать надо, - и водил по лесной глуши, ориентируясь понятным лишь ему способом, умудряясь, каждый раз находить дорогу.
   Водитель  беспокойно поглядывал на приборы - горючего оставалось в обрез.
   А когда в свете фар замелькали крупные снежинки, мы, утомленные длительной тряской, сразу приуныли - рушились последние надежды на успех, и тогда кто-то, не выдержав, предложил:
   - А не пора ли закончить наши мытарства?
   Но проводник упорно твердил: -
   - Еще ехать надо. Найдем лося...
   Однако его слова уже не вызывали у нас былой уверенности. К тому же снег повалил гуще, заметая старые следы и дороги. Трудно было что-либо разглядеть даже вблизи. И когда, казалось, растаяли последние капли надежды, раздался спокойный голос проводника:
   - Следы!Свежие!
   Машина остановилась. Охотники, воспрянув духом, выскочили на снег и стали с интересом разглядывать лосиный переход, трогать следы руками, высказывать различные предложения.
   Посовещавшись, решили двигаться вдоль следа зверя. Вскоре сквозь снежную пелену высветился березовый лес вперемешку с сосновым, следы к нему.
   - Однако назад ехать надо, - задумчиво произнес Кайрат.
   - Почему? – раздалось несколько недоуменных возгласов.
   - Лось пошел в горелый лес, там болото. Снег идет. Лось стоять будет. Утром брать надо.
   Мнения охотников разделились: одни утверждали, что за ночь следы заметет, и мы   лосей не найдем, более опытные соглашались с проводником. Посоветовавшись, решили охоту отложить до утра и поехали ночевать к Кайрату.
   Еще до рассвета, наскоро поев и выпив традиционного казахского чая с молоком, поехали туда, где должны быть лоси. Кайрат взял с собой сына, моего одногодка.
   - Лосей вдвоем с Муратом загонять будете, - сказал он, глядя на меня, - он здесь все леса знает.
   Снег прекратился, но за ночь его выпало изрядно. Вчерашний след машины едва просматривался на заметенной дороге. До горелого леса доехали быстро и остановились у опушки.
   Кайрат показал Мурату и мне,куда надо гнать зверя, а мой отец уточнил время начала загона и где нам выходить, если услышим выстрелы.
   Машина, натужно гудя, удалялась, увозя охотников на номера. Я завидовал им, ведь кому-то из них предстояло встретиться с лосем.
   В условленное время я зарядил ружье, чтобы выстрелом спугнуть лосей и подать сигнал о начале загона, и нажал на спуск. И мы с Муратом пошли по роще, перекликаясь друг с другом. Лес становился гуще, мрачнее, и я, тревожась, подумал: «Вдруг лоси повернут назад, а у меня ружье не заряжено...». Заложив в стволы пулевые патроны, услышал, как Мурат покрикивает впереди, и поспешил выровнять линию загона.
   Вскоре глухо захлопали выстрелы. «Вышли лоси на охотников!» – обрадовался я и, подождав напарника, двинулся к опушке. Внезапно среди редкого березняка увидел бегущего в нашу сторону лося. Большой и рогатый он стремительно приближался. Прислонившись к дереву, я замер следя за ним настороженным взглядом. Страхом пахнуло на меня от его мощного и грозного вида.
   - Стреляй! Стреляй! - горячо шептал мне Мурат.
   Подрагивающими руками я поднял ружье и, стараясь удержать на сохатом непослушную мушку, дважды нажал на спуски. Лось, словно от удара, вздыбился, прыгнул в сторону и, странно мотая головой, побежал дальше.
   «Ранил!?» – полыхнула мысль, и я, осмелев, бросился следом, заметив на снегу алые пятна крови.
   - Попал! Попал в лося! - услышал я возбужденный крик Мурата. Он бежал рядом, поблескивая темными глазами из-под сползшей на лоб лисьей шапки.
   Борозда следов тянулась к опушке, и сквозь молодой березняк было видно, как сохатый пересекает поле, направляясь к темнеющей вдали чаще леса.
   Вспомнив про наказ отца идти на их выстрелы, я остановился в нерешительности, раздумывая: то ли преследовать раненого зверя, то ли идти к охотникам.
   - Пошли, пошли, - нетерпеливо подталкивал меня Мурат, - догоним! 
   Охотничий азарт поборол возникшие сомнения, и я, перезарядив ружье, быстро зашагал вдоль окропленного кровью следа.
   Преодолев заснеженное поле, мы углубились в березняк, поросший тальником,и вышли к высоким густым кустам. Обходя их, я услышал впереди громкий треск сучьев. «Лось!» - понял я и, сдвинув вперед предохранитель ружья, осторожно двинулся на звук. Между кустов увидел лежку лося, от окровавленного снега поднимался пар. Зверь был где-то близко, и я в тревожном напряжении стал продвигаться еще осторожнее. Его след вел в густой раскидистый куст.
   Остановившись, я прислушался и, оглядывая тальники, вдруг почувствовал легкий толчок в плечо и обернулся. Раскосые глаза  Мурата были  широко раскрыты,  а настороженный взгляд скользил мимо меня. Вглядевшись в густую чащу, я заметил горбоносую голову лося. Зверь стоял развернувшись к нам,видимо, приготовился к нападению. Страхом пахнуло от его вида,и я отяжелевшими руками медленно поднял приклад к плечу и,направив стволы на лося, раз за разом нажал на спуски. Лось двинулся к нам.
   «Растопчет!!!» - мелькнула жуткая мысль, появилось ощущение, будто волосы на голове поднимаются, неприятная дрожь прокатилась по телу, а ноги в валенках словно пристыли к снегу. От страха, леденящего душу, я прикрыл глаза...
   Раздался треск валежника, ломающегося под ногами зверя, ... и воцарилась жуткая тишина.
   Подняв веки, я увидел лежащего в тальнике лося, подрыгивающего ногами, и только тогда почувствовал, как часто бьется сердце и гулко пульсирует в голове кровь, отдаваясь звоном в ушах. Почему-то очень хотелось пить. Ухватив горсть снега, я поднес его к губам, и тут в мою душу ворвалась небывалая радость: «Я добыл второго лося! Я!!!». Оглянувшись, чтобы поделиться удачей с напарником, увидел лишь его неровный след, уходящий в кусты, и валявшуюся возле них лисью шапку.
   После моих окриков Мурат робко выглянул из чащи, сделал пару шагов и  остановился, с опаской поглядывая на затихающего лося.
   -Не бойся, он уже не опасен! - горделиво заверил я и, сняв шапку, пригладил влажные волосы.
   Издали донесся гул машины, и мы, радуясь нашей удаче, побежали навстречу охотникам.


Рецензии
Красиво! Чувствуется азарт при чтении.

Сергей Демченко   19.03.2024 06:33     Заявить о нарушении