Спасут ли паровозы нас при войне?

...Субботним октябрьским утром было непривычно тихо. По Самарке не ревели катера — пляжный сезон кончился, загорелые лихачи не катали подруг. Молчала Промышленности — день выходной, машинам некуда спешить по этой окраинной улице. Только из-за бугра доносился какой-то непривычный звук, словно сбитое дыхание... От него становилось не по себе.

Вот показались клубы белоснежного пара, следом чёрная труба с огненным прожектором и огромная красная звезда с белым флагом под ней. Ненужная контактная сеть стыдливо пряталась в облаках выхлопа. Паровоз! В голове пронёсся вихрь мыслей — война?! Где-то рядом взорвали злую ядрёную бомбу, сжёгшую всю электронику, и железнодорожники выгнали из стратегических запасов древний механизм, которому для движения не нужны транзисторы?

Или злой бомбой ударили по нашему кормильцу — Ханты-Мансийскому округу, и теперь придётся ездить на том, что не потребляет нефти? А белый флаг зачем — верхушка едет сдаваться?!

Впрочем, флаг не совсем белый... Да и прожектор электрический, какие ядерные бомбы? Стоило несколько мгновений подождать, пока паровоз подъедет поближе — и всё стало ясно, на «флаге» было написано «Куйбышевская железная дорога 140». Дорога празднует день рождения и по этому случаю пригнала один из паровозов, которые согласно приказу ОАО «РЖД» поддерживаются в строю для ретропоездок и киносъёмок.

Старый локомотив ехал самостоятельно — никакого тепловоза или электровоза прикрытия, как это обычно бывает. Золотники отсекали пар, который стрелял в трубу, попутно утягивая из топки горячий воздух. Невзирая на почтенный возраст, машина работала так, как задумал инженер Лебедянский, в честь которого паровоз и обозначен буквой Л.

Но задумана ли работа паровоза в условиях военной разрухи, когда не разрабатываются недра, не работают электростанции? Чтобы понять, насколько далеки от реальности мечты вроде озвученных в статье на канале «Промышленный турист» —  надо детально разобраться, как работает паровоз ХХ века (а те же «лебедянки» выпускались в 1945 — 1955 годах).

Полная версия с иллюстрациями, без которых читать невозможно — на Яндекс.Дзене https://zen.me/yrJevxx3

[здесь фото пламени в топке]

Вот, пожалуй, самая известная часть паровоза — топка. Как и в любой твердотопливной топке, тут на так называемой колосниковой решётке горит уголь или дерево. Колосники нужны для подачи окислителя (воздуха) к топливу снизу, благодаря этому горение идёт по всей площади, намного быстрее, чем, например, в костре — там воздух подаётся только с краёв. А скорость и площадь горения — это мощность.

Теплота от сжигания в топке топлива идёт на нагрев воды, на которой работают паровые машины. Чтобы понять, откуда берётся и куда идёт пар — лучше взглянуть на разрезанный для изучения паровоз . Такие есть много где — в московской Щербинке, на привокзальной площади в Самаре, в Брестском музее ЖД-техники... Вот, например, брестская машина Эр, вид как раз со стороны топки:

[здесь фото разреза]


Рецензии
Любимые с детства паровозы.
Спасибо,что не оставляете в забытьи.
Т.Б.

Татьяна Бальмакова   24.03.2024 17:41     Заявить о нарушении
А как оставить, коль я теперь в техническом образовании. Любое образование строится в том числе на истории.

Иван Варгатый   05.04.2024 22:22   Заявить о нарушении