Аланские храмы-Карачая и Балкарии

Его Святейшеству, Патриарху Московскому  Всея Руси Кириллу КБР,

гор. Нальчик 16. 06. 2021г.

Ваше Святейшество!
С целью поддержания мира в регионе Кавказа, так и всей нашей необъятной страны Российской Федерации обращаемся к Вашему Святейшеству, как духовному лидеру православных христиан России и одного из авторитетных и уважаемых людей нашего Российского государства! Ваше Святейшество! Ваше слово и мнение могут оказать благотворное действие на многие вопросы мирской и светской жизни наших сограждан. Это обращение появилась в результате недавних событий, которые происходили в КЧР, а именно – конфронтации архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта по вопросу сохранности памятников исторического и культурного наследия карачаево-балкарского народа и обращения старейшин Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и общественных организаций на имя Вашего Святейшества. Следует отметить это не первый случай. Например, в 2004г. Пятигорский и Черкесский архиепископ пытался «приватизировать» Архызский храмовый комплекс, но видя реакцию общественных организаций, духовенство отказалось от этой идеи. Как мы видим в КЧР новый всплеск религиозного рвения, теперь объектом оказался Шоанинский средневековый храм (Чуана килиса), наследие Аланской епархии. Казалось бы, благое дело, если люди тянутся к богу и к религии. Однако в любом государстве все должно происходить в рамках закона и установленных правил. Скорее всего, этот инцидент мог решиться без «бури в стакане воды», но недобросовестные журналисты и СМИ подлили пороху в огонь. Появились и оскорбительные высказывания в адрес «Конгресса Карачаевского народа» и его председателя Кады-хаджи Халкечева, других общественных организаций подписавших письмо, которых объявили агентами Турции, то есть шпионами, работающими против России. Ощущения такие, что напоминают ярлыки 30-годов XX века и период Сталинских репрессий и доносительства в шпионской деятельности в отношении всех стран противоположной полярности к СССР. И это происходит в наше время те же ярлыки, тот же набор обвинения. Не означает ли это откат от демократических принципов в Российской Федерации в отношении отдельных народов? И полное искажение текста обращения и его подписантов. А ведь, Кады Нанышкиевич Халкечев, отдал всю свою жизнь служению своей Родине – России, охраняя его в прямом смысле. Человек, который прослужил в правоохранительных органах долгое время и имеющий почётное звание «Заслуженный юрист Карачаево-Черкесской Республики», работавший в должности заместителя Секретаря Совета общественной безопасности КЧР, имеющего государственные награды РФ и КЧР. Как можно было представить этот эпизод как религиозное противостояние мусульман и христиан, осетин, русских и карачаевцев? Или заявлять, что карачаевцы не имеют отношения к этим памятникам? Прошлое любого народа уникально, это относится и к карачаево-балкарцам. Время от времени периодическую печать и даже научные издания охватывает лихорадка на почве истории, как правило – с подачи журналистов - псевдоученых: если не одному, то целому их ряду. Вдруг, становится необходимо доказать всему миру, что карачаевцы и балкарцы не были христианами, и аланы не имеют к ним отношения. На наш взгляд, не стоит вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов. Хотя, как показывает практика, публикации на подобные темы вызывают неоднозначные оценки и воспринимаются весьма эмоционально на Кавказе. Однако как родителей, так и историю своего народа не выбирают. Приведем одно из первых упоминаний в письменных источниках о том, что карачаевцы и балкарцы были христианами. Летописцы, времён Тамерлана в 1395-1395гг. (Низами-ад-дин Шами, Шараф ад-дин Йезди, И. Шильтбергер), дают полную информацию о Северном Кавказе, где не упоминаются другие народы в Центральном Предкавказье. Карачаево-балкарцы и поныне называют местность между городами Прохладный и Майский (Кабардино-Балкария), где проживают тюрки-аланы - Бештамакъ. А вот что сообщает в начале ХV в. И. Шильтбергер, называя Джулат главным городом страны Бештамак («Пять устьев»); «Их священники принадлежат к ордену кармелитов, которые не знают латыни, но молятся и поют по-татарски, для того, чтобы прихожане были более тверды в своей вере». После падения Византии Аланская епархия через некоторое время пришла в полный упадок. В XVII в. турецкий путешественник Эвлия Челеби пишет о карачаевцах и балкарцах «Знать исповедует ислам, а народ придерживается древним верованиий». Только карачаевцы и балкарцы сохранили этноним алан (другое их именование – ас), и только их соседние народы (мегрелы, лашхские сваны, осетины) именуют аланами или асами только их. Последних исследованиях ДНК показывают, что скифо-аланская гаплогруппа ДНК R1a (z93) является доминирующей в генофонде карачаево-балкарского народа. Однако мы не отрицаем, что Аланское государство было полиэтническим. Следует отметить, что средневековые аланские храмы были не только в КЧР, но и в КБР. Балкарцы и карачаевцы считали их частью культуры своих предков, потому они и сохранялись несколько веков, и были разобраны в период депортации карачаево-балкарскорго народа в Среднюю Азию и Казахстан. На протяжении всей истории, у нас всегда были дружеские отношения с осетинским народом, а дигорцев всегда считали своими братьями. Об этом подчёркивается в книге венгерского исследователя Бесса «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.», Париж, 1838г., побывавшего в 1829 году на Кавказе, в горных общества Балкарии и Дигоры, со слов дигорских и балкарских князей Бесс писал, что: «Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены 5 селении или племен, принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...» Следует напомнить, что Прошение о вступление в подданство Российской империи балкарские и дигорские общества в 1827 году подали вместе, что подчёркивает их близкие взаимоотношения. В истории взаимоотношений Дигоры и Балкарии множество исторических фактов, подчёркивающих общность двух народов. Первые осетинские учёные, писавшие на рубеже 40- х – 50-х годов XX в., Г. Кокиев и В. Абаев писали, что балкарцы и карачаевцы, древние насельники края жившие не позднее X в. на занимаемой ныне им территории. Известный исследователь осетин В. И. Абаев в своей работе «Осетинский язык и фольклор» I, Издательство Академии Наук, Москва-Ленинград, 1949 год, писал, что: ««Район этот (расселения балкарцев, карачаевцев) находился, по свидетельству средневековых источников (в частности географии Моисея Хоренского), в сфере предполагаемого распространения аланских поселений. Большой интерес в этом отношении представляет тот факт, что мегрелы до последнего времени называли карачаевцев alani. Приведём полностью соответствующее место из работы И. Кипшидзе. Грамматика мингрельского (иверского) языка, стр.193: «alani – алан; аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев), живущих на северном склоне главного Кавказкого хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани; alanurobf-malani-lbOci человек-алан, т.е. сильный, храбрый, молодец…» Каждый народ имеет право писать свою историю, но только не в ущерб истории другого народа и не в отказе такого, же права писать свою истинную историю другому народу. Споры об «Аланстве» из научных дискуссий давно переросли в споры на межнациональной основе, что в своей основе ведёт к межнациональным конфликтам, что недопустимо в нашем гражданском обществе Кавказа известного миру, как гостеприимных людей, чтущих законы чести горца. И, к сожалению, масла в огонь подливают вольно или невольно люди, которые на наш взгляд должны нести мир, добро, любовь во взаимоотношения всех людей живущих не только в этом регионе Северного Кавказа, но во всей России, и во всем мире. Ведь всем исторически известно, что карачаевцы и балкарцы, являются древними насельниками Центрального Кавказа, которое не оспаривается учёным миром, а наоборот подчёркивается. Наше обращение это не научная дискуссия об аланстве. Мы всего лишь привели несколько примеров, чтобы показать нашу историю и наши взаимоотношения со своими соседями. Казалось бы, карачаевцы живут на своей исконной территории с ранних веков нашей эры и научно и исторически их история, и культура связана с археологическими и архитектурными памятниками истории на их территории расселения и никем не опровергалась. В то же время находятся люди, занимающие определённое положение в обществе, которые почему-то, ведут такую политику, что вольно или невольно ведёт к межнациональному конфликту и противопоставлению кавказцев и русских, мусульман и христиан, что крайне недопустимо. Карачаевцы и балкарцы, в своем историческом развитии прошли путь от Тенгрианства – тюркского единобожия, первых христиан на Кавказе и сегодня придерживаются религии Ислама. Синтез трёх верований Тенгрианства, Христианства и Ислама в духовном становлении карачаевцев и балкарцев имело большое значение, обогатило историю и культуру народа. В основе, которой лежит любовь к ближнему и усилия к мирному сосуществованию в сообществе народов и религий. И нам действительно трудно понимать ту политику, которую проводит архиепископ Феофилакт, который является одним из инициаторов того, что на территории древне аланских храмовых комплексах Карачаево-Черкесии устанавливаются рекламные баннеры, флаги определённого направления и принадлежащие осетинскому этносу их языческим верованиям. Если бы это, происходило бы на исторической территории самой Осетии, это было бы естественным явлением на что, никто и не обратил бы внимания. Церковные богослужения, которые проходят на местах нахождения этих исторических аланских храмах построенных ещё до раскола и разделения христианства на православных и католиков (1204 г.) также кажется странным, тем более эти храмы находятся не так близко к населённым пунктам с христианским населением. Исторически известно, что эти храмы построены задолго до появления направления – православного христианства. Ведь покорения Карачая генералом Емануелем и присоединение к Российской империи в 1828 году, не означало захват и аланских храмов исторического Карачая, чьей культурно-историческим наследием эти храмы являются и по сегодняшний день. Архиепископу Феофилакту, как никому видимо известно выражение «Со своим уставом в чужой монастырь…» Принято считать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят — в гостях, следует придерживаться тех правил и норм поведения, что приняты там, уважать их традиции, их культуру, их правила. Именно, что требуется от Архиепископа Феофилакта и тех людей, которые оторвавшись от своих исторических и этнических территорий и живущих на земле Карачая, и которым следует уважать традиции, культуру и историю народа, где они обрели для себя новую родину. Хотелось предостеречь всех, тех, кто посчитал для себя кто оскорблением православия, кто оскорблением чьих-то, чувств. Вопрос стоит о сохранности исторического, культурного наследия карачаево-балкарского народа. И не следует этот вопрос превращать в политику и религиозное противостояние народов и религиозных конфессий. В многонациональном Кавказе религиозные различия не служат камнем преткновения и не являются причиной для разногласий людей разных верований и духовных мировоззрений. Представители одного и того же народа могут принадлежать разным конфессиям; осетин христиане и мусульмане, это относится кабардинцам и грузинам и т.д. Все знали банальную истину – Бог един, заповеди одни и не важно, по каким канонам он верит в бога. Следует отметить, не зависимо от вероисповедания истинно верующих людей уважали во всех обществах, поскольку эти люди отличались благонравием. К большому огорчению все вместе взятые святые писания не искоренили пороки человечества, в том числе и в среде самого духовенства. Мы понимаем, что храмовые комплексы КЧР для многих приманка для других целей, несмотря на то, что они наиболее древние храмы на территории РФ и являются объектами культурно-исторического наследия. Мы понимаем, когда дело касается финансов мораль и нравственность становятся условные понятиями, в этой сфере есть только интересы На этом фоне режут слух высказывание журналиста (некий Афанасьев): «Фантастический пример дружбы народов из КЧР, где местные протурецкие националисты буквально запрещают (и угрожают) православной общине молиться в древних храмах». Эту реплику можно характеризовать как однобокий взгляд в симбиозе невежественных познаний истории Кавказа. Подобные инциденты могут дать трещину, есть все основания, что хрупкий межнациональный баланс, установленный в КЧР, может быть разрушен. Поэтому, прежде всего мы должны приложить всем сообществом свои усилия к тому, чтобы их отреставрировать в их прежнем историческом виде и сохранять, как памятники культурного наследия раннего средневековья, каковыми они признаны государством. Мы представители общественности Кабардино-Балкарии поддерживаем обращение старейшин карачаево-балкарского народа и общественных организаций Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии от 25.05.2021г.
 Ваше Святейшество, мы обращаемся к Вам с настоятельной просьбой разобраться во всей этой неприглядной истории, где идёт политика противопоставления якобы «кровожадных туземцев» и христианского православия и неуважения культуры и истории народа, чьим культурно-историческим наследием являются аланские храмовые комплексы Карачаево-Черкесии.


Председатель фонда «Сто шагов Кайсыну» Х. И.Тетуев


Рецензии