Художественное чудовище Франкенштейна
С 18 ноября в кинотеатрах нашей страны в прокате идет новый фильм Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас Ивнинг Сан».
Я не поклонница творчества Андерсона, но все же заставила себя пойти на его новое творение, отзывы критиков и общественности на которое очень хороши. Рейтинг иностранных критиков на «Кинопоиске» – 74%, а российских – и вовсе 93% (из 15 критиков негативную оценку дал лишь 1). Но на этот раз я уже не питала иллюзий насчет фильма на основе оценок.
Итак, сюжет. Описать его – уже проблема. Точнее всего будет это сделать так: «Французский вестник» – это экранизация номера одноименной вымышленной газеты, посвященного кончине главного редактора этого издания. Место действия – опять же вымышленный французский городок. Время – середина двадцатого века. Главные герои – журналисты газеты, создавшие несколько больших материалов на разные темы для номера.
С основной линией разобраться можно, она весьма незатейлива. Сложности возникают внутри каждого сюжета. Как и заведено в газете, каждый сюжет посвящен определенной теме – политика, искусство, некролог. Автор конкретного сюжета ведет нас сквозь своих героев и перипетии, приключающиеся с ними. Если в первом материале у меня с большим трудом, но получилось увидеть намек на смысл, то к концу фильма я уже не могла следить за последним сюжетом – его суть ускользнула от меня, потому что я банально устала пытаться разобраться в потоке бессвязного бреда.
К сожалению, ничем иным я назвать происходящее на экране не могу. Разве что потоком самолюбования псевдогениального режиссера. Есть в этом какая-то ирония (а возможно, и самоирония от Андерсона) – в первом сюжете посредственный искусствовед с превосходной коммерческой хваткой раскручивает ужасную картину заключенного психбольного художника, основывая на ней новое направление – модернизм – и почти преуспевая финансово на этой авантюре. Он заставляет всех поверить в гениальность на самом деле ничего не представляющего из себя человека, делая из него звезду. И на это ведутся не только обычные люди, но и ценители искусства! Есть какая-то параллель между этой картиной и творчеством самого режиссера – бессвязным, нелогичным, местами откровенно бредовым, но общепризнанно гениальным. Люди ищут смыслы, будучи уверенными, что они там есть, боясь показаться недостаточно умными для таких шедевров. Хотя есть ли они – большой вопрос…
Несмотря на такое мое отношение к смысловой части работ Андерсона, я признаю, что в визуальном плане его картины действительно хороши. Сочные, яркие цвета, подобранные с мельчайшей точностью, потрясающие мультяшные картинки – словно домик куклы Барби, чудаковатые образы героев. Да, его работа с визуалом заслуживает самой высокой оценки. Во «Французском вестнике» также проявилась любовь режиссера к мультипликации – в одной из новелл есть рисованные вкрапления. И это смотрится так же стильно, как и основная картинка. А чудесно подобранное музыкальное сопровождение только усиливает эффект.
И все же с сеанса, где всего было 15 человек, двое даже ушли примерно в середине. Потому что во «Французском вестнике» Андерсон все же заигрался в собственную гениальность. В предыдущей своей работе «Остров собак» он еще балансировал на этой грани, но здесь уже откровенно ее перешел, и зрители это почувствовали. Купающийся в собственном величии, Андерсон не поскупился на актерский состав: Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Эдриан Броуди, Френсис МакДорманд Тимоти Шаламе, Бенисио дель Торо, Анжелика Хьюстон, Джеффри Райт, Леа Сейду, Оуэн Уилсон. Странно, что на роли уборщиков и деревьев режиссер не пригласил как минимум номинантов на «Оскара». Но даже эти несомненно талантливые люди не смогли спасти картину от пучины занудства и скукоты.
Этот фильм похож на безжизненное тело, появившееся на свет исключительно волей своего создателя. Этакое художественное чудовище Франкенштейна, уродливое и прекрасное одновременно. Но совершенно безжизненное отдельно от имени своего «отца».
Итак, если коротко.
Плюсы: красочный, красивый, с отличным музыкальным сопровождением.
Минусы: непонятный, нелогичный, занудный, без двигателя сюжета.
Вывод: смысла идти на «Французский вестник» лично я не вижу никакого, разве что вы – поклонник Уэса Андерсона или ярый фанат кукольных домиков на экране.
Свидетельство о публикации №221120600638