О сильных аффектах

Расправа с врагом — всегда занятие жестокое. И на Руси ему предавались с не меньшим пылом, чем в других странах. Но всё-таки о некоторых сильных аффектах можно прочитать только в зарубежных хрониках.

Вот два примера.

18 августа 1503 года умирает папа Александр VI. Его сын, Чезаре Борджа, в этот день лежит дома, тяжело больной. Враги семейства Борджа (коих в Риме было немало) тотчас воспользовались благоприятными обстоятельствами.

«Герцог Валентинуа, — пишет Макиавелли, — говорил мне… что он обдумал все, что могло случиться, если его отец умрет, и нашел средство от любой случайности, но что он никогда не мог себе представить того, что в этот момент он сам будет находиться при смерти». Поэтому в первый момент после смерти Александра VI он упустил из рук нити событий. Ненависть, вскипевшая в Риме против семьи Борджа, была велика. Тело папы, брошенное в одну из часовен, без свечей и священников, целую ночь подвергалось глумлению и надругательству со стороны римлян. Утром они прикрыли смердящий и изуродованный труп старой циновкой и бросили в гроб, который оказался слишком узок. Тогда они запихали его туда ударами ног, стащили в могилу и плевали в нее.

Одновременно на улицах убивали сторонников Борджа. Фабий Орсини, сын убитого кондотьера, прикончив одного из слуг Чезаре, прополоскал себе рот его кровью.

Пример второй.

«Он [Шейбани-хан] бежал в долину с 500 воинами. Кызылбаши окружили их на этом отступлении. Они убили всех, нашли тело Шейбани-хана, обезглавили его и доставили к шаху. Шах Исмаил давал приказ, чтоб привезли тело Шейбани-хана. Он приказал кызылбашам съесть плоть Шейбани-хана: шах нанес три удара по телу Шейбани-хана, чтобы подавить свой гнев. Распорол ему живот. Зарезал ему руки. Тогда он сказал: „Кто любит мою голову, пусть ест плоть моего врага.“ Кызылбаши соревновались друг с другом в выполнении приказов пира. Они выхватывали мясо Шейбани-хана из рук друг друга, чтобы съесть. Они даже обнажили мечи друг против друга. Как голодные волки съедают, так и кызылбаши съели тело Шейбани-хана».


Рецензии