На защите океанских рубежей
Во время Первой мировой войны Германия развернула активную подводную войну, а также выставила ряд минных заграждений на арктических морских путях. Всё это привело к резкому сокращению морских перевозок военных грузов для потребностей российской армии и флота из союзных и нейтральных стран, так как обычные морские пути сообщения по Балтийскому и Чёрному морю оказались прерванными. Поэтому Россия приняла срочные меры о создании на Северном морском театре военного флота и укреплений побережья Белого моря и Кольского залива. Для этого была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. В неё вошли отряд крейсеров и миноносцев, дивизия траления, отряды судов обороны Кольского залива и охраны водного района Архангельского порта и суда службы связи.
Для пополнения корабельного состава флотилии использовались корабли находившиеся на Дальнем Востоке. Чтобы усилить флотилию Северного Ледовитого океана им пришлось совершить длительный переход. В 1916 году на Север из Владивостока прибыли миноносцы «Властный» и «Грозовой», а затем и другие.
21 сентября 1916 года морской министр И. Григорович и сопровождавшие его контр – адмирал Л. Кербер, вице – адмирал А. Угрюмов ( командующий Архангельским и Беломорским районами), главный морской начальник в Кольском заливе капитан 1 ранга Н. Кротков в ходе инспекционной поездки осмотрели миноносцы. На «Властном» он провёл смотр и совершил выход в море. Впервые, за многолетнюю службу корабль – ветеран посетило такое высокое начальство, собравшееся в тесной рубке миноносца. На корабле царил полный порядок, командир миноносца – лейтенант Сергей Антонович Бутвиловский (1890 – 1918) и экипаж подготовились к предстоящему смотру.
Прибыв на «Властный», И. Григорович обратился к собравшимся – своим спутникам и офицерам корабля:
«Господа! Я рад сообщить вам, что оказался на боевом корабле, памятном мне при обороне Порт – Артура, корабле, принимавшем самое активное участие в боевых действиях русской эскадры, защищавшей крепость. Тогда, вместе с другим миноносцем «Выносливым» в Ляодунском заливе «Властный» под командой лейтенанта В. Карцева вступил в неравный бой с четырьмя японскими миноносцами и не дрогнул. Именно «Властный» совершил смелый прорыв» в Чифу и вывез ряд секретных документов и знамёна русских войск.
Ныне, пройдя модернизацию, корабль совершив переход из Владивостока вокруг Азии и Европы через Суэцкий канал, прибыл для выполнения боевых задач, поставленных перед флотилией Северного Ледовитого океана. Верю, что и впредь «Властный» и его экипаж, помня былые боевые заслуги, проявит себя с самой лучшей стороны.»
Слова морского министра произвели сильное впечатление на офицеров и матросов «Властного», став своеобразным знаком предстоящего важного задания.
Через три дня миноносец «Властный» и ледокол «Вайгач» отправились патрулировать подходы к Кольскому заливу. На миноносец поступило сообщение с берегового радиотелеграфного поста о появлении немецких подводных лодок со стороны мыса Сеть – Наволок. Оставив ледокол у маяка, миноносец направился в указанном направлении.
Немецкие подводные лодки превосходили по вооружению и скорости хода в надводном положении многие корабли флотилии. Они имели либо одну, либо две 88 мм и 105 мм пушки и часто вступали в артиллерийский бой, открывая огонь с дистанции 40 кабельтовых.
Вскоре сигнальщики «Властного» визуально обнаружили две подводные лодки, идущие встречным курсом. Лодки шли под парусами, очевидно, маскируясь, как рыболовные суда. Силы были неравными: на миноносце – пара трёхдюймовок, правда, имелось новое оружие – глубинные бомбы. «Властный» ринулся в бой.
Комендорам миноносца удалось накрыть цель: поразить первую субмарину и зажечь на ней паруса, на лодке прекратили стрельбу, и она срочно погрузилась. Однако, немецкие подводники артиллерийским огнём повредили на миноносце радиосеть и прожектор, ранения получили два матроса. Через некоторое время под воду ушла и вторая лодка, появившись затем у маяка и обстреляв его, но под огнём «Властного» снова погрузилась. В тот день субмарины (U – 43 и U – 46) больше не появлялись.
Немецкому флоту так и не удалось нарушить судоходство на Севере, этому способствовали действия флотилии Северного Ледовитого океана.
Дальнейшая судьба «Властного», также, как и его командира оказалась печальной. В 1917 году корабль – ветеран ремонтировался в Англии, которая незаконно его реквизировала. Россия обменяла «Властный» на уголь, а в 1922 году продала Германии, где он был разобран на металл. Сергея Антоновича Бутвиловского арестовали, замучив в застенке ЧК.
Таким остался в истории Российского Императорского флота славный миноносец «Властный» типа «Форель».
5 декабря 2021 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №221120600937