На защите океанских рубежей

                НА  ЗАЩИТЕ  ОКЕАНСКИХ  РУБЕЖЕЙ


Во  время  Первой  мировой  войны  Германия  развернула  активную  подводную  войну, а  также  выставила  ряд  минных  заграждений  на  арктических  морских  путях. Всё  это  привело  к  резкому  сокращению  морских  перевозок  военных  грузов  для  потребностей  российской  армии  и  флота  из  союзных  и  нейтральных  стран, так  как  обычные  морские  пути  сообщения  по  Балтийскому  и  Чёрному  морю  оказались  прерванными. Поэтому  Россия  приняла  срочные  меры  о  создании  на  Северном  морском  театре  военного  флота  и  укреплений  побережья  Белого  моря  и  Кольского  залива. Для  этого была  сформирована  флотилия  Северного  Ледовитого  океана. В  неё  вошли  отряд  крейсеров  и  миноносцев, дивизия  траления, отряды  судов  обороны  Кольского  залива  и  охраны  водного  района  Архангельского  порта  и  суда  службы  связи.
Для  пополнения  корабельного  состава  флотилии  использовались  корабли  находившиеся  на  Дальнем  Востоке. Чтобы  усилить  флотилию  Северного  Ледовитого  океана  им  пришлось  совершить  длительный  переход. В 1916  году  на  Север  из  Владивостока  прибыли  миноносцы  «Властный»  и  «Грозовой», а  затем  и  другие.

21  сентября  1916  года  морской  министр  И. Григорович  и  сопровождавшие  его  контр – адмирал  Л. Кербер, вице – адмирал  А. Угрюмов  ( командующий  Архангельским  и  Беломорским  районами), главный  морской  начальник  в  Кольском  заливе  капитан  1  ранга  Н. Кротков  в  ходе  инспекционной  поездки  осмотрели  миноносцы. На  «Властном»  он  провёл  смотр  и  совершил  выход  в  море. Впервые, за  многолетнюю  службу  корабль – ветеран  посетило  такое  высокое  начальство, собравшееся  в  тесной  рубке  миноносца. На  корабле  царил  полный  порядок, командир  миноносца – лейтенант  Сергей  Антонович  Бутвиловский  (1890 – 1918)  и  экипаж  подготовились  к  предстоящему  смотру.
Прибыв  на  «Властный», И. Григорович  обратился  к  собравшимся – своим  спутникам  и  офицерам  корабля:

«Господа! Я  рад  сообщить  вам, что  оказался  на  боевом  корабле, памятном  мне  при  обороне  Порт – Артура, корабле, принимавшем  самое  активное  участие  в  боевых  действиях  русской  эскадры, защищавшей  крепость. Тогда, вместе  с  другим  миноносцем  «Выносливым»  в  Ляодунском  заливе  «Властный»  под  командой  лейтенанта  В. Карцева  вступил  в  неравный  бой  с  четырьмя  японскими  миноносцами  и  не  дрогнул. Именно  «Властный»  совершил  смелый  прорыв»  в  Чифу  и  вывез  ряд  секретных  документов  и  знамёна  русских  войск.
Ныне, пройдя  модернизацию, корабль  совершив  переход  из  Владивостока  вокруг  Азии  и  Европы  через  Суэцкий  канал, прибыл  для  выполнения  боевых  задач, поставленных  перед  флотилией  Северного  Ледовитого  океана. Верю, что  и  впредь  «Властный»  и  его  экипаж, помня  былые  боевые  заслуги, проявит  себя  с  самой  лучшей  стороны.»

Слова  морского  министра  произвели  сильное  впечатление  на  офицеров  и  матросов  «Властного», став  своеобразным  знаком  предстоящего  важного  задания.
 
Через  три  дня  миноносец  «Властный»  и  ледокол  «Вайгач»  отправились  патрулировать  подходы  к  Кольскому  заливу. На  миноносец  поступило  сообщение  с  берегового  радиотелеграфного  поста  о  появлении  немецких  подводных  лодок  со  стороны  мыса  Сеть – Наволок. Оставив  ледокол  у  маяка, миноносец  направился  в  указанном  направлении.
Немецкие  подводные  лодки  превосходили  по  вооружению  и  скорости  хода  в  надводном  положении  многие  корабли  флотилии. Они  имели  либо  одну, либо  две  88  мм  и  105  мм  пушки  и  часто  вступали  в  артиллерийский  бой, открывая  огонь  с  дистанции  40  кабельтовых.
Вскоре  сигнальщики  «Властного»  визуально  обнаружили  две  подводные  лодки, идущие  встречным  курсом. Лодки  шли  под  парусами, очевидно, маскируясь, как  рыболовные  суда. Силы  были  неравными: на  миноносце – пара  трёхдюймовок, правда, имелось  новое  оружие – глубинные  бомбы. «Властный»  ринулся  в  бой.
Комендорам  миноносца  удалось  накрыть  цель: поразить  первую  субмарину  и  зажечь  на  ней  паруса, на  лодке  прекратили  стрельбу, и  она  срочно  погрузилась. Однако, немецкие  подводники  артиллерийским  огнём  повредили  на  миноносце  радиосеть  и  прожектор, ранения  получили  два  матроса. Через  некоторое  время  под  воду  ушла  и  вторая  лодка, появившись  затем  у  маяка  и  обстреляв  его, но  под  огнём  «Властного»  снова  погрузилась. В  тот  день  субмарины  (U – 43  и  U – 46)  больше  не  появлялись.

Немецкому  флоту  так  и  не  удалось  нарушить  судоходство  на  Севере, этому  способствовали  действия  флотилии  Северного  Ледовитого  океана.

Дальнейшая  судьба  «Властного», также, как  и  его  командира  оказалась  печальной. В  1917  году  корабль – ветеран  ремонтировался  в  Англии, которая  незаконно  его  реквизировала. Россия  обменяла  «Властный» на  уголь, а  в  1922  году  продала  Германии, где  он  был  разобран  на  металл. Сергея  Антоновича  Бутвиловского  арестовали, замучив  в  застенке  ЧК.

Таким  остался  в  истории  Российского  Императорского  флота  славный  миноносец  «Властный»  типа  «Форель».

5  декабря  2021 г.                Вячеслав  Прытков.   


Рецензии