Еще немного и как Лев Толстой
Не всякому я предлагал и предлагаю такую идею. Еще в детства друг был интересным рассказчиком. Скажу больше: когда в бане за кружкой пива он вспоминал истории да так, что друзья слушали и слушали. Казалось бы, по образованию друг
– инженер, технарь, и точные науки должны бы не загнать его литературные способности в дальний угол. Но даже в зрелые годы он ничего не утратил. При встречах с однокурсниками или родней за столом он всегда оставался в центре внимания. Вот я и написал на электронный адрес друга такое письмо:
- Дорогой друг Родион, екатеринбургский поэт Вениамин Голубовский написал такую мысль: «О каждом должная остаться книга». Твой юбилей – самая подходящее событие, чтобы написать книгу для своих детей, внуков, однокурсников и все, кому ты был интересен в этой жизни. Думаю, что книга в твоем исполнении может быть напечатана в журналах или как самостоятельное литературное издание. Родион, превращение рукописи в достойное по оформлению издание беру на себя, привезу сигнальные экземпляры в день твоего юбилея для презентации твоим гостям в типографском исполнении.
Идея оставить литературный след в истории, пришлась другу по душе. Родион сел за компьютер и принялся за первые страницы мемуаров. И он стал присылать эпизоды нашего детства. Я, конечно, предполагал, что он будет писать читабельно, но все же не ожидал, что так зримо и звонко описывать картинки нашего прошлого.
Из присланных рассказов стал собирать сборник, куда добавлял подходящие присланные фотографии. Иногда для полноты картины делал коллажи. С первых же страниц книги я уверовал, что не зря взялся уговаривал друга писать воспоминания. Читать его было увлекательно, захватывающе, местами на драматичном нерве. Язык повествования красочный, разнообразный.
Но радость моя была недолгой.
Однажды Родион ни с того ни чего замолчал. Я подумал, что у него, как человека пишущего, возник кризис жанра. И у меня такое случалось, когда писал что-то автобиографическое. Возникали вопросы: надо ли писать об этом, будет ли это интересно, так всё отобразил?
Когда пауза друга затянулась, я стал придумывать, как выйти из этой ситуации. По собственному опыту знал, что из кризиса жанра выбраться помогает подсказка со стороны. Вот с этой доброй мыслью, как я тогда полагал, отсканировал семь страниц из воспоминаний Льва Толстого «Детство, юность и отрочество» и послал сопроводительное письмо такого содержания:
- Ты что-то не присылаешь продолжение воспоминаний. Посылаю тебе отдельные страницы нашего великого классика. Посмотри, как он вспоминает свое детство. Может, что полезного почерпнешь.
Реакция друга была неожиданной. Он одной фразой рубанул:
- Ты, что мне под нос классика суешь. Унизить захотел?
Я тоже коротко ответил:
- Нет, просто подумал, что не плохо бы посмотреть, как маститые писали на тему детства и юности.
Ответ был еще
- Сам и смотри.
Надо же, начинающего литератора я вывел из себя. Я понял, что переборщил с титаном русской и мировой литературы. В свое время я читал эту книгу классика и что-то взял у него. Друг же явно обиделся на мое предложение. Он с детства был самолюбивым. А тут я из самых человеколюбивых побуждений наступил на его больное место. Попал я в такой ступор, что недели три не знал, что ответить на его последнее письмо. И мне было досадно и грустно, что половина воспоминаний уже сверстана в книжном варианте, и остановка на полном ходу.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, я ничего не придумал, как оттолкнуться от того же классика и осторожно написал :
- Родион, ты меня не так понял. Я ничего плохого не имел в виду о твоих воспоминаниях. Послал я страницы с намеком, что еще немного и ты как Лев Толстой.
Конечно, такие слова с моей стороны были наглостью и хулиганством. По Льву Толстому я сдавал в университете экзамены. И знаю, какая это глыба мирового уровня. Осмелиться написанное другом сравнить с классиком, да еще и поставить рядом с великим писателем – это ли не бесцеремонность и нахальство? Такого не видел свет. Но я пошел на это. Нельзя начатые воспоминания друга вот так засторопорить. Это все равно, что Гоголь 2-й том «Мертвых душ» отправил в печку. Никого не было рядом, чтобы остановить его.
Мне очень хотелось загладить нанесенную другу обиду.
А в ответ – тишина. В голове моей мысли:
- Дернуло же! Перегнул я палку с классической литературой. Извлекаю урок на будущее. Пишущие люди – материя тонкая.
Потянулись долгие дни ожидания. Я заглядывал на свою почту, а там ничего от автора. С грустью я переключился к своей новой книге «Сказание о земле Карабихской». Там я писал о другом классике российской словесности Николае Алексеевиче Некрасове (издано в 2012 году). С этим автором у меня отношения складывались благополучно, даже из фотографий на празднике сделал фотоколлаж на разворот книги о приезде поэта на свою усадьбу. Многим книга и оформление понравились. А вот с современником Николая Алексеевича - Львом Толстым - вышла осечка.
Я уже терял надежду на продолжение воспоминаний. И предположить не мог, чем кончится затянувшийся перерыв.
В один из дней на почте обнаруживаю новые страницы мемуаров. Вот он полный сюрприз! Прочитал написанное. Следов обиды в них не чувствовалось. Значит, автор паузу потратил на написание продолжения воспоминаний. Верстая новые страницы, я подумал: «Вот она сила классика Льва Толстого: первая ссылка на его произведение сработала как яд на творческий порыв друга, а второе сравнение как чудодейственное лекарство. Передо мной маячил образ великого писателя с его магической харизмой.
Вот что такое настоящий классик!
Работу над воспоминаниями друг продолжил я с еще большим интересом. За месяц до дня рождения у нас ним уже сложилась книга. Название ей дал сам автор «Помню и чувствую». Хотя у нас все фотографии были черно-белые, я все-таки решил добавить в дизайн цвет не только на обложку. Но и внутри, а некоторые фотоснимки покрасить, как это в последнее время делают. В общем-то, получалось иллюстрированное издание.
В типографии отпечатал сигнальные экземпляры творения друга в цветном варианте и в день рождения я привез его мемуары. По натуре он человек требовательный. Не зря же был руководителем больших и малых коллективов, поэтому внимательно смотрел сначала один вариант, потом другой. Помолчал и сказал коротко:
- Книга получилась. Надо поощрить.
Я не понял, в каком смысле поощрить. Друг ушел в другую комнату и принес какой-то подарочный красивый мешочек.
- Это за труды.
- Да не надо,- стал я отказываться.- Я же для друга делал. Какие деньги?
- Посмотри в мешочек. От таких денег не отказываются.
- Воспоминания написаны интересно, Давай хоть в журнал отправим,- подкидываю новую идею.- Знаю, такие издания, где печатают такие произведения.
- Об этом подумаем. Пусть отлежаться. «Помню, и чувствую» я написал для своих. А для чужих надо обо всем рассказывать по-другому.
- Ну. и сделай по-другому, хотя можно бы оставил как есть. Я закончил сценарные курсы Игоря Волгина в Москве. Кое-что в литературе понимаю.
- По-другому это будет другое,- заключил Родион.
- Тогда напиши о том, что было после детства, Там тоже много интересного, особенно когда работал в дальних краях, да и в столице в лихие 1990-е.
- Надо подумать.
…Я жду, что Родион однажды все-таки продолжит свои мемуары. А может, он уже что-то написал и молчит и, пока материал отлежится. С ним такое бывает.
Повторю: авторы – это натура тонкая.
Свидетельство о публикации №221120600997