Всё наша память...

  1. Дарители и меценаты  Самарского Художественного музея
« Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.»
Николай Заболоцкий.
Золотое правило : Лучшее творчество - творить добро! 
Речь в этой главе моей книги - эссе пойдёт о любимом культовом месте нашего города- Художественном музее, и о таких людях, которых, как говорят в народе, сам Бог поцеловал, да и было за что!
       Положено вспоминать добрым словом тех, кто руку приложил к созданию и процветанию музейного дела, кто первый заложил основы нашего художественного музея, помогая создать художественные фонды.   и здесь первое место бесспорно принадлежит совершенно уникальной личности -  самарскому купцу, меценату, художнику, архитектору, археологу, краеведу, архивисту, фотографу, путешественнику, любителю всех новшеств и спорта, патриоту Самары - Константину Головкину. И во всех перечисленных областях он оставил значительный след, проявил свой гений. Человек-оркестр! Только прошёл юбилейный год - 150 лет Константину Павловичу Головкину со дня рождения.    
Коллекции музейные создаются по-разному. Одна из традиций- дарение. И он был щедр! Он подарил большое количество своих работ – его цикл «Гимн о реке Волге» - это картины о красоте великой русской реки, в которую он был бесконечно влюблён, о волжских берегах с Жигулёвскими горами, и часто у кромки воды растут огромные самарские «баобабы» - осокори гиганты, с мощными кронами и корнями «узлами – питонами», стволами, которые можно обхватить только целой компанией в   - 4,5 человек. Они похожи на оливы из Гефсиманского сада, которым три тысячи лет, только осокори намного выше. Внутри многих есть пустоты, одеты осокори в шершавую толстую кору. Им очень много лет - сто, двести и более, они напоминают динозавров. Раньше их было очень много по берегам, постепенно река подмывала корни, и они падали в воду. Наблюдаю этих мощных гигантов у себя под боком на даче, залезаю внутрь, в них можно даже ночевать. Какая в них сила и красота! И в 200 лет не состарились, демонстрируют это всем и сегодня! Волжские пейзажи оживают, когда смотришь на работы Головкина о реке и волжских просторах: вот трубит зазывно пароход густым баритоном, проплывая мимо, дымя и унося счастливчиков туристов, и путешественников к другим берегам, а навстречу двигаются ленивые ржавые баржи, гружённые песком, медленно ползут по водной глади, как равнодушные создания, похожие на рептилий. Уютные причалы застыли в ожидании своих долгожданных гостей,- белых нарядных пароходов, приплывающих и отплывающих от причалов с музыкой вниз или вверх по Волге- матушке реке. Такое впечатление, что они перевозят счастье. И все на берегу вздыхают с завистью, долго провожая их взглядом, пока они не скроются на горизонте...
  Парусники и яхты танцуют на просторе, купаясь в солнечном золотом свете и чистой, прозрачной воде. Сам Головкин имел яхту, являлся основателем и председателем яхт клуба. Рядом стояла и Головкинская пристань. Он так любил Волгу и Самару, что передал это в своих работах. Такая удивительна энергетика идёт от его картин, нежная, сдержанная перламутровая цветовая гамма в каждой его работе просто очаровывает, столько в них воздуха и света! 
  Из путешествий по разным странам он привёз много плодотворных идей, которые стал воплощать в жизнь на благо Самары.. И это помимо тех экспонатов, которые он подарил музею. Его восточная коллекция утвари просто бесценный дар музею. А на волжском берегу он сам спроектировал и построил дом - усадьбу в стиле модерн, с башней, где находился телескоп. С его помощью он заглядывал не только в небо, но и в будущее. В круг его интересов, как планетарного человека, входило изучение планет и звёздного неба, как и нравственного закона души. Асимметрия здания, как положено в модерне, тонко намекала на борьбу хаоса и порядка, являясь символом незавершенности вечного развития и движения, стремящихся к гармонии. Мне это здание напоминает орган. На лицевой стороне дома, повёрнутой к Волге, как и с боков- торцов, мы видим архитектурный рисунок, приём, создающий ритм, полоски- как трубы органа красиво расположены и повторяются в уменьшенном варианте на балкончиках и лепнине стен.
 Благодаря этому интересному решению, кажется, сейчас мы услышим музыку сфер, спускающуюся с небес, которую так любил Головкин. Как много он слушал её в различных соборах во время своего путешествия по разным странам. Какой одарённый он был человек! Самообразование- великая вещь. Он сделал себя сам, учился всему всю жизнь без остановки, и достиг основательных успехов во многих областях, реализуя свои мечты.
Для большей красоты и экзотики усадьбы, он запустил «гулять в усадьбе слонов», выполненных из бетона. Именно отсюда пошло выражение, что «Самара – родина слонов! А я бы добавила и «самарских баобабов» - осокорей гигантов, которых так много на берегах Волги.
Далее, Головкин раздвинул рамки дарителей и написал более 300 писем от имени городского главы Петра Арапова известным художникам России с просьбой подарить музею свои работы для организации его коллекции. И художники откликнулись. Так основная часть коллекции была собрана. Дар - это всегда от Бога. Наш низкий поклон всем художникам России, которые прислали свои работы. Мы ими наслаждаемся постоянно с тех времён. Константин был очень обаятельный человек, отказать ему было трудно. Вокруг него собирались художники, которых он ждал каждый день, сидя на венском стуле у своего магазина, отдыхая и наблюдая за закатом к концу рабочего дня. Художники не только приобретали различные материалы для живописи и рисования у него, так как такой магазин был в городе один на Панской, материалы- холсты, краски, кисти, бумага и всё остальное были высшего качества, но ещё все шли к нему за общением, обсуждали новости искусства, творческие планы. Сюда художники приносили свои работы показать ему, как меценату, художнику, другу, а в выходные ездили вместе на этюды на опеле или на велосипедах. Сегодня в музее открыт целый зал его работ и ждёт всех посетителей. Вот, такой замечательный человек стоял у истоков нашего художественного музея. Светлая память Константину Головкину, человеку, которого Бог поцеловал.
 К.Головкин на стуле, скульптор  Карэн Саркисов.


Рецензии
Добрый вечер, Оленька!
Мне помнится ,что я у тебя читала об этом необыкновенном человеке-Константине Головкине.Сколько же талантливых людей живут в России.
Буду ждать продолжения об этом удивительном человеке.
С теплотой души.

Кира Крузис   18.12.2021 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо,Кирочка, за отзыв. Я писала о Головкине в стихах. Сейчас хочу выпустить книгу о достойных самарцах, дополняю разный материал. Туда и водт этот материал.
С теплом и симпатией-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   22.12.2021 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.