Хирург Виталий Гордеев

Александр Зельцер

Из поликлиники направили меня на консультацию в стационар медсанчасти, намекнув на возможную операцию.
В хирургическое отделение запускали по одному, и пациенты маялись в ожидании у входа - на площадке пятого этажа. Пристроился в очередь и я. На душе было тревожно. И тут я заметил знакомое лицо – на стене висела черная гранитная доска с портретом человека, которого невозможно было с кем-то спутать, - это был любимый и уважаемый многими череповчанами заводской хирург Виталий Константинович Гордеев.

***
Счастливые и молодые, мы встретились с этой семейной парой врачей в конце 60-х на борту туристического теплохода «Василий Чапаев», плавно плывущего вниз по Волге. Было лето, особенно желанное на реке - шумное, с массой новых впечатлений и знакомств, с танцами на палубе, с обедами за большим столом. Были Казань и Саратов, Куйбышев, Волгоград и Астрахань... Виталий и Людмила Гордеевы сразу пришлись нам по душе своим непринужденным весельем и простотой общения.

Виталия было невозможно не полюбить. Открытое, даже какое-то мальчишеское лицо, одухотворенное талантом, жаждой знаний, поиском нового… Внешняя юношеская порывистость сочеталась у него с могучей волей исследователя и опытного хирурга. Он всю жизнь оставался худощавым, быстрым в движении, легким на подъем.

После совместного отпуска у нас было много коротких встреч. Увы, большинство из них было связано с болезнями. Встречи на лестнице или в коридоре больницы радовали обоих. Виталий всегда находил время спросить, с чем лежу, кто врач, непременно обещал попросить такого-то посмотреть меня (и, действительно, обещания свои выполнял).

Как последствие производственной травмы, остался у меня привычный вывих правого плеча. В 80-е многие из нас увлекались оздоровительной гимнастикой, ходили на занятия, которые проводил М. Ашустин. В конце тренировки обязательно играли в волейбол у сетки. Однажды, разбежавшись, я лихо выпрыгнул с поворотом, чтобы "загасить мяч", забыв про свою правую. При замахе она, естественно, вылетела из сустава. Боль была не сильной, но плечо повисло плетью на сухожилиях, мне подвесили руку на перевязь и на "скорой" отправили в больницу. Как раз в это день дежурил Виталий. Для него процедура вправления плеча было простой и привычной. Сделав обезболивающий укол, он уложил меня животом на стол, чтобы рука свободно свисала вниз. Несколько легких махов расслабленной рукой - и плечо со щелчком встало на место.

У Виталия Константиновича было всегда искреннее желание помочь больному. И он помогал многим - не только успешными операциями, но и оформлением необходимых медицинских документов, от правильности которых, как мы знаем, часто зависит судьба человека.

На стенде его памяти, который висит рядом с мемориальной доской в отделении, написано о Гордееве в разы больше. Коллеги очень тепло и уважительно рассказали о Враче с большой буквы, много лет возглавлявшем хирургическое отделение медсанчасти металлургов. Мои скромные заметки - только малая дань хорошему знакомому и доброму приятелю, пылкому рыцарю от хирургии с мальчишеской душой.
В этом году исполнилось 10 лет со дня смерти Виталия Константиновича, и в отделении хирургии на 5-м этаже его помнят и любят все - от заведующего до санитарки.

Фото см.https://vk.com/club170359194?w=wall-170359194_4454


Рецензии