Глава 7

Глава 7

Оперативная сводка за 13 октября

Утреннее сообщение 13 октября

В течение ночи на 13 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте и особенно напряжённые на ВЯЗЕМСКОМ направлении.

Вечернее сообщение 13 октября

В течение 13 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте, особенно упорные на ВЯЗЕМСКОМ и БРЯНСКОМ направлениях. После многодневных ожесточённых боёв, в ходе которых противник понёс огромный урон людьми и вооружением, наши войска оставили г. Вязьму.
За 11 октября уничтожено 122 немецких самолёта, из них 16 в воздушных боях и 106 на аэродромах противника. Наши потери - 27 самолётов.
В течение 13 октября под Москвой сбито 7 немецких самолётов.


Разведка дороги.
 
42 танковая бригада, приданная 289 стрелковой дивизии, обеспечила прорыв немецкого окружения в районе Салтановка и сосредоточилась в Борщёве. Старшину Филатова вызвал командир роты:
– Иван Петрович, – подозвал к столу ротный, жестом остановив доклад, – нужно проверить вот эту лесную дорогу на Клинское, – ткнул он огрызком карандаша в карту, – для выполнения задачи возьмёшь отделение пехоты. Нужно проверить пропускную способность дороги.
– Понял задачу, – ответил старшина, – одна просьба у меня, дело ответственное, поэтому прошу похлопочите, чтобы со мной пошёл в разведку сержант Бондаренко со своим отделением. Я его хорошо знаю ещё по боям под Полоцком. Товарищ надёжный, во всяком случае, не подведёт.
– Добро. Поговорю с пехотными командирами. Думаю, возражений не будет. На подготовку тридцать минут. О выполнении доложить.
Иван направился к экипажу. Нужно было обговорить детали:
– Экипаж строиться! – подал команду старшина.
Выждав паузу, пока подчиненные соберутся, продолжил:
– Нам предстоит разведать дорогу на Клинское. Задача не сложная, но ответственная. Михаил, от тебя, как от механика, зависит практически всё. Будь внимателен. В лужи и топкие места не лезь. С нами идут пехотинцы. Они шестами будут проверять проходимость таких мест. Поэтому не гони, проявляй осторожность и внимание.
– Понял. Сломя голову лететь не буду, – ответил механик.
– У остальных всё должно быть наготове, поскольку вчера вечером боеприпасы и горючие пополнили. Вопросы есть? Если нет, то ждём десант и в путь, разойдись.
Вскоре подошло отделение во главе с сержантом Сергеем Бондаренко.
– Здравствуй, – обнял друга Иван, – решил своих ребят с ветерком прокатить?
– Точно, – рассмеялся Сергей, – всё ж не пёхом грязь месить.
– Ладно, не будем мешкать. Устраивайтесь поудобнее, держитесь крепче. Пойдём лесной дорогой не спеша. Смотрите в оба. Заметите что-то подозрительное стучите по броне. Хотя я сам буду с открытым люком, только по мне стучать сильно не надо, чай не железный. По местам.
Экипаж и десантники заняли места. Убедившись, что всё в порядке, Филатов подал команду:
– Заводи! На первой вперёд.
 Танк не спешно, лязгая гусеницами тронулся в путь. Иван внимательно всматривался в петляющее полотно дороги. Его взор привлекли свежие отпечатки автомобильных протекторов:
– Михаил, прибавь скорость. На дороге свежие следы колёс, если машина прошла, то нам опасаться нечего.
– Понял, я, признаюсь, не обратил внимания. Сейчас дам гари. Пусть пехота держится крепче.
– Ты не увлекайся. Не известно кто впереди и чем вооружены, да и с дороги не слети, не дай бог увязнуть, а ещё хуже опрокинуться. У нас каждый танк на вес золота, сам знаешь.
– Ясно, командир. Буду аккуратен, чтобы пехоту не растрясло.
– Коли понял, смотри за дорогой, а не болтай.
Тридцатьчетвёрка прибавила оборотов, перейдя на вторую передачу. Переваливаясь через неровности, разведчики катили, внимательно изучая окрестности. Вокруг царило относительное спокойствие. На седьмом километре вошли в очередной поворот и неожиданно выскочили на огромную лужу, в которой застрял грузовик.
Танк резко затормозил. Десантники от неожиданности чуть не свалились на землю. Костеря механика вдруг оборвали речь на полуслове. Возле грузовика замерли три немца с ужасом глядя на красноармейцев. Десант ощетинился стволами винтовок. Не дожидаясь команды, гитлеровцы подняли трясущиеся руки вверх. Пленные имели удручающий вид: перепачканные грязью мундиры, усталые, бледные лица. Двое в мышиного цвета мундирах отшатнулись от третьего, одетого в чёрное:
– Вилли сс! Вилли сс! – на перебой загорланили гитлеровцы, тыча пальцем в третьего.
У того между ног появилось мокрое пятно и повеяло неприятным душком:
– Фу, – отошёл в сторону Бондаренко, брезгливо зажав нос, – облажался фриц от страху по полной, – обыщите их и машину, – распорядился он.
Осмотр показал, что кроме трёх винтовок, в грузовике ничего не было. Двигатель не заводился из-за отсутствия горючего. Пришлось трофейную технику столкнуть с дороги. Дальнейший путь на Клинское оказался свободным.
Июнь 2021.

Корректировщики.

137 стрелковая дивизия сосредоточилась в районе Борщёва. Настроение у командиров было испорчено тем, что 409 стрелковый полк увяз в боях в районе Салтановки и не смог пробиться к штабу соединения, утратив связь с ним. Все сроки прошли, а судьба полка была неизвестна. К тому же начались непрерывные налёты авиации противника. Удары наносились по штабам, скоплениям техники и людей. Создавалось впечатление, что в окрестностях у немцев создана хорошо организованная группа корректировщиков.
Командир роты поставил задачу взводу сержанта Шилова прочесать местность в районе дома лесника. Построив красноармейцев, проинструктировал:
– Враг хитёр и коварен. Отступив, оставил своих лазутчиков, которые наводят самолёты на цели. Только что ранения получил командующий фронтом. Вам предстоит очистить окрестности от немцев. Приказываю прочесать местность. Расстояние между бойцами визуальное. Внимательно осматривайте каждое подозрительное место. Не допускайте потери контакта с соседями. Задача понятна?
– Понятна, – ответили в строю.
– Сержант, люди в Вашем распоряжении.
Шилов вышел вперёд и, повернувшись лицом к кромке леса скомандовал:
– Дистанция десять метров, в одну шеренгу становись!
Красноармейцы бегом выполнили приказ.
– Пристегнуть штыки.
Выждав паузу, добавил:
– Оружие в положение для стрельбы стоя! Стрелять только при появлении противника. Вопросы есть? Нет вопросов? Тогда вперед, – и первым двинулся в сторону зарослей.
Цепь молча шла через лес, выдавая себя потрескиванием сухих веток под ногами. Обходя огромную, раскидистую ель, Александр услышал из-под веток писк. Машинально повернулся на звук, пригнулся и его взгляд наткнулся на зрачок ствола автомата. Перевёл глаза дальше и увидел немца, который сделал многозначительный жест, приложив палец к губам. Рядом на корточках сидел ещё один, державший в отведенной для броска руке нож. Он поманил левой рукой, тихо скомандовав:
– Ком…, ком…
Понимая всю безысходность происходящего, Александр нажал на спусковой крючок. Выстрел прозвучал столь громко, что, казалось, разбудил весь мир. Одновременно сверкнуло стальное лезвие, впиваясь в грудь сержанта, разрывая сердце. Он успел увидеть, что его пуля вошла немцу между глаз и тот удивлённо вытаращив глаза, заваливается на бок. В тот же миг сознание померкло. Шилов замертво упал, выронив винтовку. На выстрел сбежались красноармейцы, плотно обступив ель, из-под которой вылезли два гитлеровца с поднятыми, дрожащими руками. Боец, заглянувший в укрытие, выволок радиостанцию и три автомата. Стояли молча, ошарашенные гибелью командира.
Июнь 2021
Заслон.

Потеряв много людей на лугу между Салтановкой и Угорьем, 148 стрелковая дивизия попыталась выйти на дорогу Святое-Борщёво, но наткнулась на плотный огонь противника. Налетевшие пикировщики заставили повернуть в лес и двигаться в обратном направлении лесными тропами. Вышли к железной дороге между Алтухово и Салтановкой. Мост через реку Навля был сожжён.
Младший лейтенант Саровский вызвал Алексея Богомолова:
– Вот что, сержант, получен приказ оставить заслон здесь, за железной дорогой. Поручаю твоему отделению выполнить эту ответственную задачу. Продержитесь, сколько сможете. Дайте возможность остальным оторваться от противника.
– Понял, – спокойно ответил Алексей, – нужно, так нужно, сделаем.
Осмотрев окрестности с высоты железнодорожной насыпи, сержант решил оборудовать позиции в метрах ста на небольшом пригорке, позволявшем держать под контролем ближайшие подступы. Оборудовав ячейки для стрельбы лёжа, замаскировали следы своей работы.
Ждать пришлось не долго. На насыпи появились немцы с собакой. Внимание всех привлёк мужчина в гражданской одежде с белой повязкой на рукаве. Он что-то объяснял немецкому офицеру:
– Это что ещё за крендель? – изумился боец справа от Богомолова.
– Наверняка из местных, проводник, одним словом, – ответил Алексей.
Немного выждав, распорядился:
– Всем, кто правее меня, целиться в собаку, тем кто левее – в проводника. Приготовиться…, – дав красноармейцам время, выкрикнул, – огонь!!!
Внезапный залп явился полной неожиданностью для противника. Пёс и гражданский упали замертво, остальных в мгновение ока как корова языком слизала. В наступившей тишине несколько раз прозвучала удаляющаяся команда:
- Цурюк! Цурюк…
Прождав около часа и не заметив признаков присутствия немцев, Богомолов не по Уставу объявил:
– Всё мужики, шабаш. Пора своих догонять, не равён час отстанем.
Быстро свернулись и отправились на поиски, ушедших товарищей.
Июнь 2021.


Рецензии