Появление масляной живописи. Умбрийская школа

 Итальянское искусство второй половины 15 века представляло собой щедрую палитру из смеси средневекового жанра с народно-бытовым. Но долгое время, увы, побеждало средневековье, несмотря на новую направленность, которой способствовали изменения социальных условий и отражались на искусстве в целом. Флоренция, номинально продолжающая сохранять республиканский строй, оказалась под властью крупного торгового и банкирского дома Медичи. Власть Медичи особенно укрепилась при Лоренцо Великолепном - некоронованном повелители Флоренции, искусном правителе, покровителе художников и поэтов. При его дворе культивировалось искусство не столько величественное и героическое, сколько изысканное и утонченное. Поэтому не удивительно, что именно с юга Италии и пошли эти эпохальные обновления в творчестве.
  Масляные краски, изобретённые к тому времени в Нидерландах, сыграли большую роль в овладении колоритом как одной из основ живописи, позволяя смягчать световые контрасты, оживлять игрою света цвет, достигать в цветовых сочетаниях единства тона.
  Первым, применившим технику масляной живописи в Италии, был венецианец по рождению Доменико Венециано. Свет пронизывает работы этого художника, свет и цвет служат великолепным фоном для его изящных образов. Такой же всемогущий свет разлит в живописи великого Пьеро делла Франческа.
  "Монарх живописи", как называли его современники, Пьеро делла Франческа сочетал в своих композициях ясность и органическую геометричность с никем до него не достигнутой воздушностью идеально чистых тонов. Незабываемы его монументальные фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо на темы о чуде Животворящего Креста. Эти фрески отличаются строгой внутренней архитектоникой. Их колорит гармоничен и лёгок, персонажи размещены в пределах ограниченной пространственной зоны, применение ракурсов вызывает ощущение глубины пространства. Предельная сдержанность эмоциональных проявлений героев делает их почти имперсональными.
  Пьеро делла Франческа был родоначальником умбрийской школы живописи. Его ученик Мелоццо да Форли унаследовал приверженность Пьеро к монументальным образам. Фреска Мелоццо "Учреждение Ватиканской библиотеки Сикстом Четвёртым" представляет своего рода групповой портрет, один из первых в мировой живописи. Не нужно тут особо задерживаться на том, что до этого художники могли писать лишь библейские сюжеты и фигуры святых.
  К числу ведущих мастеров умбрийской школы живописи принадлежал и Пьеро Перуджино, создавший своеобразный лирический тип мадонны. Свободно владея пространственной композицией, он мастерски писал архитектурные и пейзажные фоны, в которых особенно наглядно проявился поэтически-созерцательный дух его искусства.
  Мастерство пространственной композиции было в большой мере присуще и Пинтуриккьо, который во фресках сиенского собора искусно изобразил пейзажи и интерьеры с многофигурными сценами. На этом художнике стоит подробнее остановиться, так как изучение умбрийской школы живописи без его имени невозможно. Он один из первых стал сочетать пейзаж с портретом, причёём пейзаж выступал не просто фоном, он дополнял действие картины.
  Настоящее имя Пинтуриккьо - Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (или ди Бенедетто), которого также называли Бетти и Сордиккио. Он родился в Перудже, столице Умбрии, провинции, а тогда государства в средней Италии. Здесь он учился в боттеге (мастерской) фьоренцо ди Лоренцо, а затем начал работать под началом другого представителя умбрийской школы, ещё молодого Пьетро Перуджино. Вместе с этим замечательным мастером он исполнил "Сцены из жизни Святого Бернарда" и фрески в знаменитой Сикстинской капелле. Но в первую очередь он прославился своими декоративными работами. Его заказчиками были папы и кардиналы, городские коммуны и вельможи. Особенно знамениты его фрески в зале библиотеки Пикколомини Сиенского собора, на которых воплотилась история папы Пия Второго. В орнаментальные рамки, которые обычно отделяли одну роспись от другой, Пинтуриккио впервые после античности ввёл "гротески" - сочетание цветочных гирлянд, мифологических существ, архитектурных элементов. Возможно, именно тогда и был впервые в живописи использован орнаментный Софитник (техника цветочной росписи определёнными элементами). Сами же исторические сцены, подчинённые чёткой ритмической разбивке, занимательны, нарядны и насыщены подробностями. Правда, кто бы ни являлся героем сюжета - Одиссей или Мадонна, "Музыка" или будущий Пий Второй, он обычно представлен на фоне родного художнику умбрийского пейзажа, приветливого и таинственного, прозрачного, с мягкими переходами планов, акцентированными пологими горами, а иногда и невысокими скалами, тонкими деревцами, покрытыми нежной, словно весенней листвой. Похожий пейзаж мы видим и на заднем плане "Портрета мальчика", что уже удивительно, ведь особенностью портретной живописи Раннего Возрождения было, как раз, отсутствие среднего плана. Дальний план был не прорисован, он служил лишь фоном для портрета, как в случае с художником Кватроченто. Там оптика художника приближает модель к зрителю крупным планом и резко отодвигает фон. Современный зри тель обычно тот час же чувствует условность такого приёма. Но вот в шедеврах Пинтуриккьо подобное предстояние волшебным образом кажется естественным. Потому что, кроме дальнего плана у него появился средний. Художник скрупулёзен в деталях портрета, но он и фон выписывает всерьёз, мелкие листочки на деревьях, ажурные ветви, родные умбрийские планы. Серьёзные глаза этого ребёнка на портрете очень гармонично согласуются с его общим образом в деталях и с природным фоном, - вот что прежде всего приковывает внимание к картине. Мы ничего не знаем об этом мальчике, и всё же то, что открыл человечеству гуманизм эпохи итальянского Возрождения - значительность личности, вполне обнаруживается в этом детском портрете Пинтуриккьо.
  Завершить эту тему хочется творчеством Луки Синьорелли, как полное противопоставление предыдущим художникам. Его творчество суровое, даже мрачное, исполнено холодной патетики. Изображение здесь идёт в сложных ракурсах и подчёркнуто резкая моделировка обнажённого тела приобретают у него самодавлеющий характер.
  Рассмотрение вот таких разных по стилю художников даёт наиболее полное представление о характере данной школы живописи, о её разнообразии и многоплановости. Но впереди ещё школа живописи Флоренции, а там яркость, краски, мелодичность и феерия!


Рецензии