22. Смутное время. Троице-Сергиева лавра

Сразу после смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Федор, человек добрый, набожный и болезненный. 23 января 1589 г. при Феодоре Иоанновиче на Руси было учреждено патриаршество. Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим во всем могуществе православного Московского государства.

В 1589 году «Собор Российского и Греческого царства» в составе русских архиереев с участием Константинопольского патриарха Иеремии II учредил в России патриаршество и возвел на престол митрополита Московского Иова. Уложенная грамота Московского поместного Собора закрепила на историко-каноническом уровне определение «Третьего Рима». Оно исходило уже не из уст (пророчества) Филофея. В грамоте Московского собора 1589 года формула Третьего Рима изложена от лица Константинопольского патриарха Иеремии II: «…Твоё же, о благочестивый царю, великое Росейское царствие, третий Рим, благочестием всех превзыде».

Введение патриаршества обозначало полную самостоятельность Русской церкви. Константинопольский патриарх формально перестал быть главой Русской церкви. Русская церковь стала равной в правах с другими православными церквями: Иерусалимской, Константинопольской, Александрийской. Важной вехой в истории идеи была эпоха учреждения патриаршества.

После смерти бездетного царя Федора брат его жены Борис Годунов был выбран на царство. В 1601-1603 г.г. на Руси случился мор - страшный голод. Произошел он по причине неурожая из-за природной аномалии - заморозки были даже летом, а в сентябре выпадал снег. Есть было нечего, крестьяне повалили в Москву, где по слухам давали хлеб. Бояре выгоняли своих слуг и холопов, ведь кормить их было нечем. Образовалась масса голодных, бездомных, обозленных людей, некоторые стали сбиваться в банды, грабить и разбойничать. Люди русские решили, что все их напасти оттого, что нет над ними настоящего царя, а этот избранный на царство Борис Годунов- просто шут и обманщик.

Поэтому дату начала смуты определяют по-разному. Многие считают ее началом 1584 год, год смерти сильного могущественного царя Ивана Грозного, но есть иные мнения, которые относят ее начало к приходу к власти Бориса Годунова в 1598 году.

Узлом, связывавшим все отношения в Московском государстве, был царь, принадлежащий к известной фамилии, к династии Ивана Калиты. Потому, когда династия пресеклась и, следовательно, государство оказалось ничьим, люди растерялись, перестали понимать, что они такое и где находятся, пришли в брожение, в состояние анархии. Когда разнеслась весть, что младший сын Ивана Грозного Дмитрий оказывается не умер, а жив, то народ этому охотно поверил и стал ждать прихода этого "настоящего" царя. Неожиданно скончался Борис Годунов, а подосланные агенты чудесно воскресшего Дмитрия или Лжедмитрия убили его сына и наследника Федора.

Между тем Лжедмитрий перешел границу России во главе вооруженного отряда поляков, и пости не встречая сопротивления на своем пути, уже в июне 1605 года с помпой въехал в Москву. Бояре все-таки не поверили в чудесное воскресение царевича, организовали против Лжедмитрия заговор, и в мае 1606 года он был убит. Народ не стал протестовать, ведь многих поразило и возмутило то, что вслед за новым царем в Москву хлынула масса поляков-авантюристов, которые стремились перекрестить Русь в католицизм.

На трон поднялся именитый боярин Василий Шуйский. Но и он не был наследным царем, а был самодержцем выбранным, точнее, выкрикнутым на вече. Да и духовной мощи Ивана Грозного в нем не было. И тут страна окончательно пошла вразнос: на юге вспыхнуло крупное восстание Ивана Болотникова, участие в котором приняли как казаки, так и дворяне, но инспирировано оно было опять-таки из Польши. Войска Болотникова даже осадили Москву, но не одолели ее и сбежали в Калугу.

А летом 1607 года объявился новый самозванец- Лжедмитрий II. Плодились Лжедмитрии как грибы, чувствуя веру и ожидание русского народа в приход истинного царя. Часть городов присягнула новому Лжедмитрию, а часть он смог захватить военной силой. Вскоре он подошел к Москве и осел в Тушино. Возникло двоевластие- в Кремле сидел царь Василий Шуйский, а в Тушино- Лжедмитрий II или, как его прозвали, Тушинский вор.

***
На ослабевшую Русь интервенты поперли толпой: на стороне Лжедмитрия выступили польские войска, немецкая пехота и запорожские казаки. 23 сентября 1608 года гетман самозванца Ян Сапега с большим войском из поляков, немецких наемников и казаков осадил святыню русской земли - подмосковную Троице-Сергиеву лавру. Они обложили ее со всех сторон, и казалось, что спасения нет. На предложение сдаться русские воины гордо отвечали, что не откроют ворота, даже если бы им пришлось сидеть в осаде и терпеть лишения десять лет. Правительство Василия Шуйского успело заранее направить в монастырь стрелецкие и казачьи отряды под началом воеводы князя Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. Гарнизон крепости насчитывал к началу осады до 2300 человек ратников и около 1000 крестьян соседних сёл, паломников, монахов, служителей и работников монастыря. Однако осаждавших было в несколько раз больше. 

По преданию, в самые тяжелые моменты осады наблюдали монахи и защитники монастыря чудное видение - двух светозарных старцев, которые обходили крепостные стены и сразу признали в них своих почивших архимандритов - Сергия Радонежского и Никона. Появлялись святые старцы раз за разом, и с каждым их появлением сил и веры у осажденных прибавлялось. Видели их не только защитники крепости, но и тушинские казаки, ее осаждавшие. Один перепуганный казак из неприятельского войска прибежал в монастырь и рассказал, что многие из них видели, как по монастырским стенам ходили два святых старца. Преподобные Сергий и Никон в чудесных видениях являлись не только для утешения монастырских защитников, но и для разрешения возникших среди них споров, а также для устрашения осаждавшего неприятеля.

Руководители польско-литовского войска были уверены в скорой победе, ведь силы их в несколько раз превосходили численность защитников монастыря. В ночь на 1 ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Войска самозванца зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений и бросились в атаку. Однако сильным огнём многочисленной русской артиллерии противник был остановлен и обращен в бегство. Затем русский гарнизон сделал вылазку и смог уничтожить несколько отрядов тушинцев, которые укрылись во рвах. Таким образом, первый штурм окончился полным провалом со значительным уроном для осаждавших.

Войска Сапеги изменили тактику и перешли к длительной осаде. Русский гарнизон продолжал делать вылазки. В январе 1609 г. тушинцы чуть было не взяли крепость. Во время одной из вылазок тушинцы атаковали из засады и отрезали отряд защитников от крепости. Одновременно часть войск противника ворвалась в открытые ворота монастыря. Положение спасла лишь артиллерия крепости, которая своим огнем расстроила ряды вражеского войска. Благодаря поддержке артиллерии, вышедший на вылазку отряд стрельцов смог пробиться назад, потеряв несколько десятков бойцов. А ворвавшиеся в Троице-Сергиев монастырь всадники не смогли развернуться на узких улочках между постройками, и попали под удар простого люда, который обрушил на противника град из камней и бревен. Противник был разбит и отброшен.

Тем временем усилились раздоры в войске осаждавших - между поляками, наемниками и казаками. Несмотря на это гетман Сапега решился на второй штурм, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами. Сапега для гарантии успеха внедрил в монастырь перебежчика поляка Мартьяша с заданием войти в доверие к русскому воеводе, и в решающий момент вывести из строя часть крепостной артиллерии. Но Мартьяш был схвачен и сообщил все известное ему о предстоящем штурме. В результате, хотя к тому времени силы русского гарнизона уменьшись более чем втрое с начала осады, воины Долгорукова выдержали нападение. Они были расставлены в местах, где ожидались атаки противника, это позволило отразить второй штурм. Тушинцы были отброшены в ночном бою.

Однако число воинов гарнизона крепости катастрофически уменьшилось- всего до 200 человек. Зная это, Сапега стал готовить третий штурм. На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления слабых сил гарнизона. На одном из направлений нападающие должны были прорваться за укрепления и просто смять маленький гарнизон монастыря. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года.

Видевший приготовления противника воевода Долгорукий вооружил всех крестьян и монахов, приказал вынести на стены весь порох, но шансов на успех сражения не было. Осаждённых могло спасти только чудо, и оно действительно произошло. Бог, и в этот раз, помог осажденным. Тушинцы запутались в сигналах (орудийные выстрелы), одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие — после последующих, и смешались. Немецкие наемники приняли русских тушинцев за гарнизон и сцепились с ними. В другом месте польская конница приняла тушинцев за делающий вылазку гарнизон монастыря и атаковала их. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Артиллерия крепости открыла сильный огонь на звуки боя. В итоге штурмующие колонны смешались, запаниковали и отступили.

Взаимная резня и провал штурма знаменитого монастыря, который они так надеялись разграбить, окончательно раскололи лагерь тушинцев, где уже давно тлела взаимная неприязнь. Многие казачьи атаманы Лжедмитрия увели свои войска от Троице-Сергиева монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Вот тут осажденные в монастыре получили надежду на победу.

Но Сапега во главе большого польско-литовского отряда не отходил от крепости и готовил новой штурм. Осенью 1609 года царские войска под руководством талантливого полководца князя Михаила Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам и полякам, и начали наступление к Москве. Русские полки освободили Переславль-Залесский и Александровскую слободу. К Скопину-Шуйскому стекались отряды со всей России. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар. Оставив часть своего войска осаждать Троице-Сергиев монастырь, он двинулся к Александровской слободе, но был разбит в битве на Каринском поле.

После этого отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова и Григория Валуева смогли пробиться в монастырь и пополнить ряды защитников. Теперь у осажденных опять появились реальные силы для сопротивления. Однако гетман Сапега, с учетом приближение основных сил князя Скопина-Шуйского, снял осаду. 12 января 1610 года польско-литовские отряды отступили от монастыря и бежали к самозванцу.

Героический подвиг защитников Троице-Сергиевой лавры современники и летописцы приписывали исключительно заступничеству святых. Так, Авраамий Палицын впоследствии в своем «Сказании» представил стойкость обороны как результат небесной силы и помощи первых игуменов монастыря – Сергия и Никона.

***
Троицкий монастырь вышел победителем из самого крутого водоворота Смуты. «Курятник» и «воронье гнездо», как презрительно называли его тушинцы и поляки, геройски выдержал 16-месячную осаду Сапеги (1608–1610), несмотря на кровавые штурмы, тесную блокаду и многократное численное превосходство осаждавших.

В Смутное время только православная вера спасла русский народ. Страшное время —города и веси разграблены, в народе нет единства, повсюду разброд и шатания. Вся Русь во власти самозванцев, поляков, шведов, украинских казаков, разбойничьих шаек. Патриархи Московские и всея Руси Иов и Гермоген стали настоящим оплотом государственности в период Смуты, особенно междуцарствий 1598-го и 1610-1613 годов, когда созыв соборов в силу обстоятельств был невозможен.

А Троице-Сергиева лавра стала центром сопротивления по освобождению страны от захватчиков. После снятия осады архимандритом монастыря стал преподобный Дионисий. Под его руководством монахи стали писать и распространять по всей Руси пламенные грамоты, призывавшие русских людей к объединению и сопротивлению. Они призывали православный народ к борьбе с польско-литовско-шведской (католическо-протестантской) интервенцией. Иноки снабжали царя Василия деньгами (всего свыше 20 тысяч рублей), помогали стесненной осадой Москве продовольствием, оружием и людьми.

Список литературы:
1. Панов В. Оборона Троице-Сергиева монастыря. // Военно-исторический журнал. — 1940. — № 2. — С.112-113.
2. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, 3. Понырко Н.В.. – СПб.: Наука, 2006. – Т. 14: Конец XVI – начало XVII века. .
4. Тюменцев И. О. Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608—1610 гг. — М.: Цейхгауз, 2008. — 64 с.


Рецензии