Краевед по призванию

 Вряд ли найдется такой человек, который бы не любил свой отчий край. Особенной, неповторимой любовью привязаны к родной земле сельчане. Они с интересом передают из уст в уста легенды старины глубокой, рассказы о местных жителях, деревеньках и селах. И создают культуру своей Родины. Есть такие люди и в нашем районе. Среди них – местный краевед и хранитель истории села Пиянзин Юрий Георгиевич.
  Юрий Георгиевич – уникальный человек, по крупицам, с особым трепетом собирающий материалы о родном уголке, его окрестностях и жителях. Он знает о тимяшевском крае всё и может открыть для собеседника немало интереснейших страниц его истории. У него имеются редкие документы из первых переписей «Ревизских сказок», копии Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и старинных ландкарт, «Подворные переписи», фотографии.
  Многие годы краевед направляет запросы в РГАДА, на их основе собирает бесценные материалы. Не только о своем селе, но и его древних переселенцах, их корнях и прежних местах жительства.
  Он знает родословную всех тимяшевцев. В том числе, прежних жителей и переселенцев четырехвековой давности. Знает, откуда они прибыли и куда переехали. А свое генеологическое древо изучил наизусть и запечатлел как в памятном альбоме, так и на 10-метровом полотнище. Отдельное внимание краевед уделил изучению тимяшевской мордвы.
  Дотошность исследователя – одно из главных его качеств. Его скрупулёзности, настойчивости можно только позавидовать: чтобы уточнить всего один факт, дату из биографии кого-то из земляков, живших несколько веков назад, Юрий Георгиевич рассылает запросы не в один архив. Краевед потратит уйму времени, терпения, усилий, но его информация будет точной.
«Краеведческая работа не терпит небрежности, поверхностности, голословности, – считает Юрий Георгиевич. – На любое историческое событие, дату, факт должен быть источник – исторический, архивный документ или печатное издание, автор».
  Ю.Г. Пиянзин работает с информацией и вещественными доказательствами по многим направлениям и темам. Обобщает, анализирует, сопоставляет факты, и, как итог, – составляет информативные тексты.
  Вот такой он подвижник, деревенский следопыт, классический краевед, даже можно сказать краелюб. Патриот, всей душой преданный малой родине.
  Он прирос корнями к своей земле. Здесь вырос, учился, женился, вырастил двоих замечательных детей. Здесь трудился водителем, директором клуба. Потом создал фермерское хозяйство, выращивал зерновые культуры. Сейчас занимается личным подсобным хозяйством. И всегда радует результатами своего труда и бескорыстной помощью землякам, которые его знают как порядочного, ответственного, отзывчивого человека, выбравшего редкое увлечение и призвание.
  Опять же, на благо сельчан. Ведь сколько информации он переработал, осмыслил, тем самым делая существенный вклад в создание летописи села и района!
  «Заниматься сбором сведений и материалов я начал более 20 лет назад, – говорит краевед, – но заинтересовался этим занимательным делом еще в детстве». Будучи шестиклассником, Юрий увлекся историей родного села Тимяшево. Уже тогда он уговорил друга пойти на археологические раскопки. И неожиданно они оказались удачными – мальчишки нашли старинные булгарские надгробия. Тогда они их передали в местный музей, которым руководила Нина Васильевна Трофимова – учитель истории, посвятившая всю жизнь местной школе и краеведению. Именно она, первая учительница, пробудила у Юрия интерес к исследованию и изучению родного края. Именно она создала музей при школе и начала собирать материалы о селе и его жителях. И пополняла музей редкими экспонатами – вещественными источниками старины глубокой. А находили их довольно часто. Причем и ученые, и местные жители, в их числе и Юрий Пиянзин.
  Как-то случайно, при постройке подвала у себя в огороде, который находится на горе возле речки Савруш, на глубине чуть более метра, в залежах глины, Ю.Г. Пиянзин обнаружил древнюю постройку в виде полуземлянки квадратной формы. По версии краеведа, этот дом пострадал от пожара – его след запечатлела глина, да и отверстие от дымоотвода сохранилось. Кроме того, нашлись керамические осколки, по виду напомнившие части поддона горшка, причем изготовленного лепным, ручным способ обработки с костровым обжигом.
  Из рассказов краеведа: «Благодаря глине, следы от пожара хорошо сохранились. Кроме того, попадались расколотые мелкие глиняные кусочки. Один наиболее крупный кусок керамики я сохранил для дальнейшего более подробного изучения. Часть поддона горшка была исполнена без применений гончарного круга. Чётко прослеживался ручной способ обработки. На стенках остались следы от грубой работы, от пальцев гончара. Самое главное, посередине, между стенками глины, хорошо виден большой слой грубой примеси тёмно-бурого цвета, явно был добавлен шамот или навоз. Обжиг керамики был произведён  костровым способом».
  Все эти данные позволили Юрию Георгиевичу отнести жилище к раннеславянскому, именьковскому периоду IV – VII веков.
  Кстати, в раскопках участвовал и кандидат исторических наук Д.А. Сташенков. Вместе с археологами он побывал в 200 метрах к югу от оврага Калмо-зырь, на месте Тимяшевского селища, которое принадлежало древним славянам и относится  к первым векам нашей эры. Раскопки проводились в 1990 и в 1991 годах.
  Отмечу, что село Тимяшево давно вызывает интерес у историков, археологов и исследователей. Не раз на территории села проводились раскопки, не раз находились экспонаты хозяйственной утвари, монет, украшений, надгробий, которые по внешнему виду следует отнести и к именьковскому, и к булгарскому, и к более поздним культурным периодам.
  Вот и на месте бывшего колхозного курятника были булгарские захоронения – об этом свидетельствовали надгробные камни. При строительстве курятника в тридцатых годах двадцатого столетия была уничтожена большая часть надгробных камней.
  Да и на западной стороне местного кладбища обнаруживаются древние могилы, по внешним признакам напоминающие захоронения черемисов (нынче марийцы) и булгар, относящиеся к монгольскому периоду времени XIV-XV веков.
  Так, в декабре 2010 года в западной стороне кладбища на глубине около метра был обнаружен сплошной, никем не тронутый пласт глины, без признаков  смешивания с черноземом, что практически на кладбищах невозможно. Далее, чуть глубже, нашли древнее захоронение, по всему видно, женское, так как были найдены женские украшения, похожие на финно-угорские. Скорее всего, они относились к черемисам, т.е. древним марийцам.
  Далее, при углублении вниз, тимяшевцы наткнулись на другое захоронение, но уже на глубине под два метра. Там оказался скелет мужчины очень крупного размера, не мене двухметрового роста. По обряду захоронения – лежа на спине с востока на запад – можно было предположить, что это язычник. По всей видимости, обеспеченный, что подтверждал перстень на пальце, обремененный серебром.
Эти захоронения также можно отнести к периоду  образования поселения Савруш. По всему видно, что жителями этого поселения были не только мусульмане, но и язычники других народов, впоследствии крестившиеся.
  Во время археологических раскопок на территории села были найдены различные ценные экспонаты. По их внешнему виду, варианту изготовления (к примеру, обжиг глины) можно судить о разном времени происхождения этих изделий. А это означает, что на плодородных тимяшевских землях когда-то селились и древние славяне, и булгары, и наши с вами потомки.
  Сам же Юрий Георгиевич, досконально изучив историю своего края, считает, что следы именьковской культуры следует искать на месте современной улицы Вере пе, точнее, вдоль всего оврага, где находятся в настоящее время огороды. Именно здесь, на западной стороне возвышенного места, вдоль речки Савруш, находились жилища именьковцев. А чуть ниже, недалеко от селища древних славян, ближе к улице Вере пе, за оврагом Калмо-зырь, находится другой исторический памятник – булгарской культуры. Позже на этих местах поселилась мордва. Татары же заселяли территорию за речкой. Там же, чуть дальше от них, проживали и чуваши.
Следы именьковской культуры, по данным археологических раскопок, нужно искать на месте нынешней улицы Вере пе, вдоль всего оврага, где находятся в настоящее время огороды. Именно на возвышенном месте вдоль всей речки Савруш находились жилища именьковцев.
  Само же село Тимяшево – самое старинное в Шенталинском районе, старопоселенное. Об этом свидетельствуют документальные описи, в которых  Тимяшево впервые упоминается в 1705 году. Его основали ясашные татары.
  "Первым  жителям в нашем крае в то время было нелегко – с 1705 и вплоть до 1717 года шли башкирские восстания, - рассказывает Ю.Г. Пиянзин. - В связи с этим в 1708-10 годах, во время Башкирского бунта, некоторая их часть ушла в сторону Закамья, за Первую оборонительную линию, и заселились в татарских деревнях Щербень и Татарская Багана. А уже в 1731 году их потомки переселились снова в Тимяшево и основали деревню Новый Щербень. Позже, в 1750-х годах, сюда же переселилась и мордва из д. Аркаево Симбирской губернии. А затем – и чуваши, прибыв из д. Починок Андреевский (ныне Нурлатский район). И назвали свое поселение Новое Тимяшево. Таким образом, на территории было два села. А уже по третьей переписи населения (1744-1760 гг.) значилось одно село – Тимяшево Щербень тож. Постепенно название сократилось и осовременилось".
  Вот такой любопытной информацией владеет местный краевед. Огромный пласт исследований родного края, который он «нарыл» своими знаниями, силами, временем.
  Его исследования и труды продолжаются по сей день.
  Кстати, ещё одна миссия Юрия Пиянзина - хранитель местного музея. Когда-то он располагался в здании школы и был основан его учительницей. Но со временем школу закрыли и многие экспонаты были потеряны. И Юрий Георгиевич взялся за восстановление утраченного. Подыскал новое помещение, сделал своими силами ремонт. А на юбилей района, который был в прошлом году, состоялось открытие нового музея. Теперь его с удовольствием посещают не только местные жители, но и приезжие с других сел и уголков нашей губернии. Здесь хранятся ценные для всех тимяшевцев экспонаты, архивные материалы и документы, связанные с историей села, историей Шенталинского района и всего края...
  Как часто мы произносим в жизни фразу «Мой дом – мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность. Наш краевед выразил эту любовь не только на словах. Он доказал её своей жизнью, своими поступками, своим бесценным вкладом для увековечивания истории родного края, родной земли.
 


Рецензии