США проблемы, противоречия. Из блокнота журналиста

   Газета «Степной маяк», 6 июля 1976 года, г. Кокчетав.

   Заокеанская пропаганда до небес превозносит пресловутую «американскую демократию», на все лады расхваливает «американский образ жизни». Особенно старается в эти дни, когда США отмечают свое двухсотлетие.

   Мне в составе группы советских туристов в своё время (в апреле-мае 1963 года, прим.ред.) довелось 30 дней провести в США, побывать в различных городах и штатах, встречаться с людьми разного возраста и социального положения: студентами, фермерами, бизнесменами, журналистами, политическими деятелями. «Что изменилось в Америке! Куда она смотрит с порога своего 200-летия?»

     ВЫХОД — В БОРЬБЕ

     Жизнь в этой, одной из самых развитых капиталистических стран, настолько пестра и противоречива, что однозначного ответа не дашь. С одной стороны, мы все это видим, подули ветры благоприятных перемен. Один из примеров тому: агрессоров США вынудили прекратить войну во Вьетнаме. Благодаря встречам на высшем уровне и важным соглашениям, заключённым между СССР и США, произошёл заметный поворот от «холодной войны» к мирному, деловому сотрудничеству. С другой стороны, там остаются ещё сильными позиции сторонников курса «балансирования на грани войны», проведения политики «с позиции силы», немало противников разрядки международной напряжённости.

   А положение внутри страны? Оно обострилось настолько, что приняло затяжной кризисный характер. Экономический спад в производстве. Новые проблемы городов, рост цен, налогов, инфляция, безработица. Число безработных, например, достигло 7 миллионов человек, что составляет 7,5 процента от общей численности рабочей силы. Особенно высока она среди молодёжи, цветного населения.

  Вспоминаются в связи с этим слова студента 4 курса Веслианского университета Р. Миллса, самоуверенно сказанные им во время дискуссии: «Мы сегодня знаем, как бороться с безработицей». Чем занимается сейчас Миллс, не знаю. Правда, он доверительно говорил нам, что после окончания учёбы мечтает стать правительственным чиновником. Что ж, всё может быть. Но, как бы то ни было, слова нашего оппонента сегодня звучат по меньшей мере иронией.

   А что такое безработица? Находясь в США, нам приходилось наблюдать её. Это неизлечимый порок капиталистической системы. Безрадостные, гнетущие чувства вызывает картина, когда видишь лишённых временного пособия взрослых, здоровых людей, с опущенной головой сидящих на тротуарах, скамейках скверов. Или почтенных папаш — в очереди за похлёбкой, чтобы накормить себя и свою семью. Или на бирже, в ожидании хоть какой-нибудь работы.

  И это ещё не всё. «То, что потеря работы или источника дохода влечёт за собой материальные затруднения — факт слишком очевидный, но то, что эти затруднения являются в свою очередь причиной массовой психической и физической заболеваемости, об этом знают далеко не все», -- писала недавно далеко не коммунистическая американская газета «Интернэшнл геральд трибюн».

  Безостановочно растут стоимость жизни, цены на многие потребительские товары, виды услуг. Настоящее разорение для американцев — медицинское обслуживание. Оно и до этого было непомерно дорогим: операция - удаление аппендицита - стоила 1000 долларов, суточное пребывание в больнице - до 100 долларов. В прошлом году стоимость лечения повысилась еще на 18,3 процента. Причиной тому во многом служит частная врачебная практика.

 Выход — в борьбе. И она не только не затухает, но с каждым годом нарастает. За первые пять месяцев только этого года, по официальным данным, проведено более двух тысяч забастовок, в которых приняло участие свыше одного миллиона человек. «История Соединённых Штатов – это  200 лет классовой борьбы, 200 лет раскола общества на два враждебных лагеря - рабочий класс и буржуазию», - говорил Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл на заседании симпозиума «Марксизм и двухсотлетие США», проведённого по инициативе американского института марксистских исследований.

   Именно так выглядит подлинная история США, а не как мнимая история «общества всеобщего благоденствия». И если американские трудящиеся располагают сейчас кое-какими завоеваниями, то они их добились в упорной классовой борьбе.

   ДЕКЛАРАЦИЯ ЕСТЬ, СВОБОДЫ НЕТ

   Четвёртого июля 1776 года в г. Филадельфии провозглашена Декларация независимости США, там же через год была выработана Конституция, в которой зафиксированы так называемые республиканские свободы. В результате победы в гражданской войне Севера над Югом 22 сентября 1862 года великий американский президент Авраам Линкольн подписал знаменитую прокламацию об освобождении негров.

   Но прямо скажем, мало что изменилось в положении негров, составляющих примерно десять процентов населения страны. По-прежнему существует расовая дискриминация, угнетение национальных меньшинств. Зарплата негра, например, ниже зарплаты белого. Безработных среди негров намного больше, чем среди белых. За равную жилплощадь в неблагоустроенном доме негр платит больше, чем белый, первым увольняют с работы негра.
   И опять выход – в борьбе. Социальный динамит, накапливающийся десятилетиями,  взрывается мощными демонстрациями, митингами, протестами, походами. В какой-то мере пришлось лично почувствовать их горячую, накалённую атмосферу. Как раз весной и летом 1963 года разбушевались расисты в южных штатах Джорджия, Алабама, Миссисипи, что вызвало массовые ответные демонстрации. Сообщения оттуда в американских газетах были похожи на фронтовые сводки. И вот в г. Филадельфии на вечере в «Доме дружбы», который выступает зa равноправие всех рас и дружбу между народами, нам довелось встретиться с одной из активных участниц борьбы за свободу и равноправие негров. Это была смелая, мужественная девушка — студентка Филадельфийского университета Джойс Баррет. Кстати, caмa она из белых.

   — Идёшь в одном ряду с негром, с плакатом в руках «Hay—Нay! Дайте нам права сейчас! Сто лет мы ждали!» А навстречу - полицейская дубинка, рычанье огромной овчарки, мощная струя пожарного брандспойта, впереди - тюрьма.
   — И вам не страшно?— спросили мы Джойс.
   — Нет, - твёрдо ответила девушка. — За убеждения, права всегда приходилось страдать, бороться. Но лучше страдать или не жить вовсе, чем жить на коленях, рабом.
...Джойс вскоре, как мы узнали, угодила в тюрьму.

  Мало что изменилось в положении национальных меньшинств и поныне. В прошлом году в той же Филадельфии расисты дотла сожгли дом Рамоса Сантьяго. Сам Рамос и его 11-летний сын были с трудом спасены, но жена и ещё трое детей погибли в огне. Как выяснилось, с этой семьёй пуэрториканцев так жестоко расправились только потому, что она осмелилась поселиться в «белом» квартале. И это произошло в городе, где была провозглашена независимость США, где в эти дни, как в бывшей столице, проходят торжества по случаю 200-летия США.

  Примеров дискриминации, расистского разгула множество. В Бостоне и других городах недавно расисты устроили настоящий шабаш: они всеми силами стремились не допустить совместного обучения в школах детей белых и чёрных  родителей. «В год 200-летия Америки поставим негров на место, пусть не забываются!»— цинично заявляют расисты. Такова на деле, а не на словах американская демократия, таков «американский образ жизни».

   ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ

  Нас часто спрашивали: «Что вас больше всего поразило в Америке? Какую разницу вы нашли между вашей и нашей страной?» Обычно мы отвечали: «Леди и джентльмены! Мы не ехали искать разницы. Мы её знаем давно. Она заложена  в общественно-политических системах: ваша страна капиталистическая, наша — социалистическая. Знаем также о достижениях американской науки и техники. Наша цель — поближе познакомиться с американским народом, узнать, чем живут, о чём думают американцы.
 
   И тут мы буквально сделали открытие. Нас действительно поразило: как мало знают там правды о нашей стране! Какое смутное, подчас извращённое представление многие имеют о социализме, жизни нашего народа. Это было видно по тем вопросам, которые нам задавали. Любознательность в них сквозила огромная. И мы по мере наших сил старались удовлетворить её, развеять ложные наветы. Но среди серьёзных вопросов задавались смешные, наивные, а порой просто нелепые. Ну вот, например: «Можно ли  у вас свободно передвигаться из города в город?», «Правда ли, что в продовольственных магазинах продукты отпускают по партбилетам?», «Надо ли у вас платить за учёбу?», «В СССР  пишут только серьёзные книги?». И если добавить, что почти в каждом городе у нас в прямом смысле ощупывали одежду, обувь, фотоаппараты и спрашивали: «Это советские?», то становилось не до улыбок. В беседах со студентами колледжей, университетов выяснилось, что они знакомы лишь с дореволюционными русскими писателями, художниками, композиторами. Из советского периода называлось одно-два имени. И, что совсем поражало: такие познания обнаруживали студенты русских факультетов, завтрашние «советологи», специалисты по русской, советской культуре.

  Сам собой напрашивался вывод: вот он, результат «свободных» учебных программ.  Вот они, знакомые приёмы «свободной» печати: замалчивай, тверди годами одно и то же, черни, обманывай, что-нибудь да останется. И, как мы убедились, остаётся. В сознании многих американцев, в том числе с приличным образованием, сидит дремучее представление о нашей стране, которая, мол, находится в своём развитии где-то на уровне двадцатых годов.

   Эти приёмы, несмотря на позитивные сдвиги в отношениях между нашими странами, более широкий обмен в области туризма, делового, научно-культурного сотрудничества, к сожалению, остаются и сегодня на вооружении западной  пропаганды.  Об этом кстати   напомнить сейчас,  когда, ссылаясь на положение заключительного  акта европейского совещания, подписанного в прошлом году в Хельсинки, нас пытаются обвинить в нежелании обмениваться идеями, духовными ценностями. Но, как видим, всё обстоит наоборот, о чём ещё раз убедительно  сказал на днях на Конференции  коммунистических и рабочих партий Европы Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев: «В целом народы социалистических стран значительно лучше осведомлены о жизни на Западе, чем трудящиеся массы капиталистических стран — о социалистической действительности. В чём причины этого явления?     Самая глубокая состоит в том, что правящий класс в буржуазных странах явно не заинтересован в том, чтобы трудящиеся этих стран из первоисточника узнавали правду о странах социализма, их общественном и культурном развитии, о политических и нравственных устоях граждан социалистического общества».

  Но брешь в стене замалчивания, клеветы пробита. Её пробили наши выдающиеся достижения во всех областях науки, техники, экономики, культуры. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957-й год). Полёт первого человека в космос (1961-й). Спуск на воду атомного ледокола «Ленин». И все они советские! Это буквально потрясло Америку, разбудило нацию от многолетней спячки. В этом признавались нам сами американцы,

  Вот тут-то и началось: «Как же так? Что случилось? — спрашивали они, ошарашенные этими сенсациями.— Разве может отсталая в научно-техническом отношении страна «прыгнуть» в космос?» Перед неоспоримыми успехами, которые наша страна демонстрировала перед всем миром, стала постепенно меняться тактика и творцов американской политики, затрещал лёд «холодной войны».

  Происходило невероятное. На митинги, дискуссии, особенно студенческие, стали приглашать лидеров американской компартии, советских дипломатов, аккредитованных в Нью-Йорке и Вашингтоне. Средний молодой американец довольно наслушался своих пропагандистов, теперь он хотел получить информацию из более достоверных источников, что называется, из первых рук. В этих целях приглашали и нас, вступали с нами в дискуссии.

   «МЫ МОЖЕМ ЖИТЬ В МИРЕ»

   Конечно, раздавались голоса и недоброжелателей, но главное заключалось в стремлении узнать правду о нашей стране, её народе, политике, жить с ним в добрососедстве и дружбе. Вот что говорил, например, сенатор-демократ Райндольф, принимая нас в Капитолии (конгрессе): «Я сторонник разнообразия. Главное, найти истину и уважать другие взгляды. Я верю, что мы можем жить в мире, плечо к плечу, конечно, сохраняя наши разности. Не только дипломатическим путём, но и контактами, глядя друг другу в глаза, пойдём вместе. И вы, и мы, хотя идём разными тропинками, хотим добраться до вершины горы, которая называется миром».
   — Что вы думаете об отношениях между нашими странами? — спросили мы у М. Трэнли, фермера в штате Огайо.
   — Нам делить нечего, - ответил он, - войны никто не хочет.
   — Как вы смотрите на взаимоотношения, торговлю с нашей страной? — задали  мы вопрос президенту фирмы по изготовлению изделий из кожи в г. Спрингфильде,
— Положительно, — сказал он. — Нам есть чем торговать. Торговля — занятие мирных людей.

 Таких заявлений можно привести много. И всё же потребовались ещё многие годы, чтобы эти доброжелательные взгляды взяли верх, чтобы сложившиеся реальности в мире получили трезвую оценку. Главную роль тут, безусловно, сыграло признание США военного и экономического могущества нашей страны, всего социалистического содружества.

  Когда мы были в Белом доме, обратили внимание на одну деталь: у входа в большую приёмную красуется огромная личная печать президента. Чиновник, выполнявший роль гида, пояснил: «Обратите внимание, господа, куда смотрит сейчас на печати орёл, зажавший когтями одной лапы стрелы войны, другой — оливковую ветвь мира. (Орёл, как известно, национальная эмблема, она изображена на государственном гербе США, - П. К.). Так вот, - продолжал чиновник, раньше, до 1945 года, орёл смотрел на стрелы войны, но это не понравилось президенту Рузвельту, и он велел переделать печать. И сейчас, как видите, орёл смотрит на оливковую ветвь».

   Изображение орла с поворотом головы в сторону стрел или оливковой ветви аллегория, символ, конечно. Но в наше время она имеет не такое уж отвлечённое значение, а скорее практический смысл, тем более, что голову орла повернул один из самых дальновидных президентов США, каким был Франклин Делано Рузвельт.

   Этот многозначительный эпизод в Белом доме вспоминается особенно сейчас, когда США отмечают своё двухсотлетие, когда в пылу предвыборной борьбы за президентское кресло иные политики делают такие заявления, из которых явствует, что они не прочь бы вновь повернуть голову орла в обратную сторону. И всё же хочется верить, что американский народ не допустит этого. В этом убеждают личные впечатления, полученные во время той поездки в США, события, которые произошли с того времени, а также всё то позитивное, доброе, что совместными усилиями создано в наших  взаимоотношениях с Соединёнными Штатами Америки и между народами всего мира.

(45 лет со дня этой публикации, а как актуально каждое слово… сейчас Америка подходит к своему 250-летию… и хочется надеяться на благоразумие тех, кто у власти… Миру нужен мир! Прим.ред.)
К публикации материал из семейного архива подготовила Лариса Капитонова.


Рецензии