Вернись Похъёла в Россию! Раскрывая тайну...
Быт похъёльца начинался с мощного деревянного забора, внутри деревянный настил из стесанных бревен, в углублении двора дом среднего размера, состоящий из небольших комнат с мощными междустеньями. Для празднеств, в той деревне, где проживала хозяйка Похъёлы ведьма Лоухи, стоял просторный дом с парой маленьких комнаток по краям, из которых подносили на столы еду и пиво. Здание кухни, могу предположить находилось отдельно рядом. Обязательно, среди прочих блюд, подавалось мясо гигантского северного быка (из финно-угорского фольклора следует, что его длина доходила до двенадцати метров). Зачем трудовым людям жить в глуши, ведь трудолюбивые найдут всегда хорошее место для быта?
То есть, характер их был противоположен добродушному, задорному и энергичному нраву калевальцев. Жили они современными географическими мерками рядом, но соседями они отнюдь небыли. Однако, в Похъёлу шло несколько дорог по земле, но и один мифический подземный путь через тоннель, начинавшийся с Врат Сариолы. Если есть Добро, то должно быть и Зло. Зло, в понимании калевальцев и селилось в Похъёле. Почему царил миф о жестокости похъёльцев, однако без всякого страха, калевальцы ехали семьями пировать в Похъёлу? Не странно?
Далее станет очевидно! В моей опубликованной ранее работе «Двадцать веков истории и культуры Карельского Перешейка» приведен подробный анализ 26-й руны эпоса Калевала о путешествии гордого калевальца Ахти через Врата Сариолы в Похъёлу, на свадебный пир. Он не был приглашен на него, как не приглашают мертвых, поэтому отправляется в Похъёлу через подземный туннель Загробного Мира для возвращения своей чести.
По верованию калевальцев под Лемболовским озером (Лемпо), находится загробный мир Манала, в нем течет подземная река мертвых Туонелла. Из Загробного Мира разрешается выходить только Великому Змею, который отдыхает в лугах Лемпо. Мифическая река Туонелла протекает, по смыслу приданий, под рекой Вьюн в Землях Медных Змей Васкелы (Васкелово). На своем пути Вьюн встречает сливной канал из Троицкого озера (Гупуярви).
На таком же расстоянии, как длина сливного канала, в том же направлении от озера, дальше за реку находится заросшее мхом озеро Мертвых. Изучая исторические материалы, я нашел разночтение: озеро Гупуярви, произносится приблизительно, как Капуярви и это было записано, со слов, на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Уже возникает путаница. А далее, мне посчастливилось, как культурологу и этнографу удалось не пропустить мимо сокровища нематериального финно-угорского наследия. В древние времена, в Калевале был термин «Капо» - почтительное отношение к женщине, которое звучит, как «Жизнь Калевалы». И это важно! Я утверждаю, что нынешнее Троицкое озеро произносится не Капуярви, а Капоярви. А сливной канал имел и сакральное значение: «жизненный путь человека», есть путь из озера Жизни до озера Смерти.
Сейчас этот сливной канал узок, но если когда-нибудь проведут должные археологические и гидротехнические исследования, то обнаружат, что канал после мест начала истечения был террасирован, следовательно, пригоден для сплава на ладье.
В эпосе Калевала, говорится, что, когда ведьма Лоухи узнала над колдовским котлом о приближении Ахти, то призвала из бездны Великого Змея Загробного Мира Маналы. Поднимаясь, подобно кобре, Змей становился выше сосен и смотрел сотнею глаз. Лоухи хотела, чтобы он преградил путь Ахти у Врат Сариолы перед Озером Мертвых. Чтобы не спустился Ахти в туннель Загробного Мира, ведущий в Похъёлу.
Этот фольклорный текст имеет огромный культурологический и цивилизационный смысл. Он проносит через века знание и утверждает, этнографически доказывая, что даже при отличающемся культурно-хозяйственном типе, похъёльцы и калевальцы являются единым этносом. Они связаны родственными дорогами земного и загробного мира. Калевальцы традиционно брали в жены красавиц-дочерей ведьмы Лоухи, смешно, но прижилась на Руси финно-угорская поговорка «привел в дом злую бабу». Как вы понимаете, злая баба – дочь ведьмы; а былинные герои Калевалы мастерят для похъёльцев сказочную «Мельницу Сампо», приносящую без всякого труда невообразимые богатства Похъёле.
Для жителей Калевалы, Сампо – было самым удобным объяснением оседлого, богатого и отлаженного быта Похъёлы, ведь трудно признать, что кто-то другой трудолюбивей тебя. А сейчас, разве не так? А может действительно существовала тайна материального богатства похъёльцев, которую калевальцам не разглашали?
Политическая разделенность, установленная во времена Октябрьской Революции, противоречит интересу этноса. Похъёла-«земля невест» с богатым приданым, из-за намеренного желания разрубить историко-генетические корни единого этноса, ошибочно была передана в состав современной Финляндии. Именно поэтому, политическому Германскому и Шведскому лобби за десять лет антибольшевистской, а по факту антирусской пропаганды, удалось враждебно настроить финский народ и его правительство против СССР. Финляндия заключила военный договор с фашистской Германией и передала ей свои аэродромы для люфтваффе. Провокации финской армии на границе, обернулись братоубийственной войной и до сих пор финны опасливо относятся к России. Но откуда берутся в древних сказаниях утвердительные описания богатого приданого девушек из далекой ледяной земли?
Думается мне, что если бы территория Похъёлы не была передана Финляндии при ее странно-внезапном формировании, как отдельного государства, то политический план фашистов был бы невозможен и это сохранило сотни тысяч жизней. Пора учесть исторический опыт!
Таким образом, для процветания страны и народного счастья, должны быть они вместе – не разделенные государственной границей. Тысячу лет финно-угорский этнос и русский этнос братски едины. Вместе мы – единый народ. Исконно финно-угры противились католичеству Швеции, исповедовали православие и далее местами принимали лютеранство, не предавали, сражались бок о бок с русскими против шведов, поляков. Разве мы россияне тоже это помним? Финнам и русским после Великой Отечественной Войны было приказано правительствами – это хорошо забыть.
А мы братские народы, и я это всем напоминаю!
Народная дружба русских и финно-угров не менялась, даже при изменениях политического влияния в Княжестве Финляндском, при меняющемся лидерстве Новгорода, Пскова или Москвы. Финно-угорский и русский народы за века сплавились в единый этнос. Не забываем народный подвиг горожан города Карелы (Приозерск), когда жители сплотились вокруг православного епископа Сильвестра Корельского и не отдали Шведам город. В те времена князь Шуйский заключил договор со Швецией, и мы вместе разгромили Польшу, а взамен Карельский Перешеек отходил Швеции. И то, на двадцать лет… Но 90% финно-угорского мирного населения отказалось жить «под шведами», и князь Шуйский разрешил им расселиться в России. Так, братья русских финно-угры расселились тогда вплоть до города Тверь. Ну так, где находится Похъёла?
Холодный северный край, в который демиург Калевалы Вяйнемейнен отправлялся морем. Через Балтийское море, далее на север, мимо берегов современной Норвегии по Норвежскому морю к северо-восточной части Баренцева моря. Именно таким путем. Там морской вход в Похъёлу. Почему-то фольклорист Элиас Леннрот, опрашивая коренное население подчеркивал, именно на запад морским путем отправлялся Вяйнемейнен, а не через Белое море.
Тем, кто не собирается на ладье из Невы в Норвежское море, это в общем-то не важно. Но может в этом есть сакральный смысл, так давайте мысленно отправимся в Похъёлу дорогой волшебника-создателя Калевалы Вяйнемейнена.
Отправимся мысленно от Баренцева моря на юго-запад и к середине реки Ивалойоки, – здесь лежит северо-западная граница Похъёлы. Исток реки находится в центральной части Похъелы – в болотах ЛЕММЕНйоки.
Вспомним, что герой Ахти ЛЕММЕНкяйнен входил в подземный мир в Васкелово через Врата Сариолы у заросшего озера (озера-болота) Мертвых и выходил на землю Лапландии в болоте ЛЕММЕНйоки. Думается мне, что если создать российско-финскую экспедицию под эгидой Невско-Ладожского Балтийского Водного Управления и Комитета По Природным Ресурсам Ленинградской Области при поддержке и активном участии Российского Географического Общества, то обнаружим, что болото Лемменйоки – это такое же озеро, как и в Васкелово. Древние люди сказали бы, что озеро Мертвых и озеро Лемменйоки – заколдованы хозяйкой Похъёлы ведьмой Лоухи. От себя выскажу предположение материалиста, что эксклюзивная экосистема скрывает под мхом-плавуном этих болот нечто.
Территория современной Финляндии вокруг болот Лемменйоки, далее вдоль границ Швеции, далее вдоль границ Норвегии, далее строго на восток, чуть севернее города Kaamanen до озера Инариярви, вниз по его западному берегу и через центр реки Ивалойоки на юг и строго на запад до города Muonio – это и есть границы Похъёлы.
А как же богатство Похъёлы, откуда столько легенд о Мельнице Сампо? Ответ стал очевиден после оглашения результата геологоразведки в Княжестве Финляндском Российской Империи на реке Ивалойоке. В 19-м веке были обнаружены огромные залежи золота. Золотые самородки в десятки грамм поражали воображение. До сих пор на Ивалойоке действует около 50-ти официальных приисков, нелегальных – без счета!
Калевальские финно-угры вели кочевой образ жизни: летом – рыбачили у реки, заготавливали травы, зимой – жили охотой в лесах. Напомню, что для того, чтобы привить финно-угорским крестьянам оседлый образ жизни, российскими монархами в 19-м веке закупались в Великобритании тысячи коров Айширской породы. И к 20-му веку большая часть крестьянства в границах современной Финляндии стала оседлой.
Становится понятным, почему похъёльцы могли позволить себе удобный оседлый образ жизни на зависть калевальцам. Жители деревень Похъёлы в далекой холодной Лапландии жили сбором золотых самородков на реке Ивалойоки. Похъёльцы добывали из реки золотой песок и продавали его возможно не только новгородцам. Выскажу предположение, что Вяйнемейнен присоединялся при выходе из Балтийского моря к тайному торговому маршруту в целях безопасности, и именно это зашифровал Элиас Леннрот в эпосе Калевала. Каждый двор в деревнях Похъёлы был окружен высоким частоколом, как крепость. В теплых мощных домах, украшенных новгородскими товарами, запасали золото. Люди с приисков защищали свое имущество и были готовы к нападению, как со стороны кочевников-оленеводов, так и со стороны калевальцев. Мифическое вторжение калевальца Ахти Лемминкяйнена и убийство им вооруженных похъёльцев в их доме, имеет еще и такой смысл.
Хотя, из эпоса Калевала известно, что похъёльцы и сами делали набеги через подземный тоннель в Калевалу. Мне думается, не только чтобы красть детей и женщин, которых можно было продать в рабство или обменять на оленей… Возможно, они возвращались, чтобы отобрать украденное у них золото. Интересна былина о бегстве отца Ахти за девять морей, после его вылазки в Похъелу. Вооруженные похъельцы пришли вслед за ним и убили его родственников, кроме жены и вернулись обратно с добычей. Дружба, ссоры, примирение, семейственность – это все бурлит в котле одного этноса. А Народное Право этноса, наказывает преступников, не делая акцента на их территориальном происхождении. Золото – истинная причина богатой жизни старателей Похъёлы с приисков на реке Ивалойоке.
Но не только мне удалось раскрыть тайну. Видимо, стало известно о запасенной в Похъёле огромной парти золота. Возможно, что сами торговцы из Египта или Европы привели наемников и расправились с жителями Похъёлы, что иносказательно фольклорно звучит в эпосе Калевала, как «убили хозяйку Похъёлы ведьму Лоухи», а демиург Вяйнемейнен и кузнец Ильмаринен констатируют разрушение Мельницы Сампо.
Но Мельница Сампо имела и духовное значение. В те далекие времена, достойный юноша-калевалец, бравший замуж девушку-похъёлку, получал богатое приданное, имея которое в Калевале молодожены строили двор с домом внутри по похъёльскому принципу. Жениху-калевальцу незачем больше было кочевать. А далее, они ездили на санях в Похъёлу показать внуков и обратно возвращались домой в Калевалу с золотом. И все вокруг говорили, что им досталось от Мельницы Сампо.
Почему девушки-похъёлки имели удивительную красоту и внешне отличались от финно-угорских девушек? Могу предположить, что в Лапландии оставались мужчины, охранявшие прибывающих с товарами в обмен на золото купцов. Приезжие мужчины из разных частей Европы роднились с похъельцами и, возможно, диаспорами образовывали новые деревни золотых старателей.
Возможно, и сейчас, в мифическом подземном тоннеле из Калевалы в Похъёлу спрятано золото. А болото Лемменйоки хранит в себе множество золотых кладов.
Было бы прекрасно, если бы в современной Финляндии, нашлись бы люди, готовые возродить духовную Мельницу Сампо. Может быть, на указанной мною территории Финляндии были бы отменены взаимные с Россией экономические санкции, может быть, Похъёла бы добровольно вернулась в состав России. Задуматься об этом пора!
Свидетельство о публикации №221120700051
Катерина Белова 888 31.01.2023 19:10 Заявить о нарушении