Неожиданная командировка

Из воспоминаний бывшего начальника отдела розыска УУР УВД Кирилла Липатова       
               
                Глава 1
                (  сентябрь 1989 год)
               

   Сижу в аэропорту и смотрю в темные стекла. Третий час ночи. Голова шумит, как африканский «там – там». Сосед по креслу, с которым мы обменялись несколькими ничего не значащими фразами, но которые в данной ситуации несколько сближают, предлагает пройтись и попить кофе. Если считать местное, кафетерское кофе напитком способным взбодрить, то с таким же успехом можно глотнуть канализационной бурды. Эффект тот же, с той лишь разницей, что местный  напиток до предела сдобрен сахаром. Духота в зале, на мой взгляд, превышает пределы допустимого. Терпеливо сношу эти страдания. Самолет, на котором я должен был улететь, где – то задерживается. Задержка уже превышает время, за которое можно было улететь не только туда, куда мне надо, но и дважды вернуться назад. Впрочем, возвращаться не стоит, мне здесь и так уже надоело. Всё, что нужно было сделать в этом, одном из миллионных городов Союза, я уже сделал. Теперь домой, и, как можно меньше следов. Это уже я вспоминаю слова своего шефа. Сам я как – то привык к мысли, что летать ещё не научился, поэтому слежу, там, где хожу, правда, в пределах допустимого. Человек не может не оставлять следов. Даже если их нет, это уже следы.
А началось все чуть больше месяца назад. Меня вызвал вышедший из отпуска начальник Управления  и завел речь о необходимости повышения квалификации и периодической смене мест нахождения, что, несомненно, влияет на показатели в раскрываемости и профессиональном росте сотрудников. В итоге всё свелось к тому, что мне предстоит поехать на курсы повышения квалификации в одну из высших школ милиции в один из городов обширного Советского союза.
  Ничего сверхъестественного, не первый раз повышаю квалификацию, но в этот раз необходимо было ещё и поработать по специальности в этом городе. Начальник Управления того города попросил моего начальника Управления оказать небольшую услугу. А так, как знакомы они были еще по Афганистану, отказать мой начальник не мог вот и решил «нагрузить» меня этой «заботой». В принципе вопрос не очень-то и сложный. Начальнику областного Управления пришло письмо, в котором говорилось  о том, что не так давно назначенный на должность  заместителя начальника Управления уголовного розыска подполковник Курьянов, связан с одним из «авторитетов» преступного мира города. При этом, как  доказательство в письме находились  фотография, на которых был запечатлён авторитет по кличке «Тенер», в миру  - Валерий Деев  и этот подполковник. Мне вменялось, всего-то, за месяц повышения квалификации, попробовать  раздобыть подтверждение или опровержение этим  фактам.  Взяв фотографию (остальные материалы я просто прочёл и оставил на столе генерала), спустился в ЭКО и попросил Олега  Пономаренко увеличить фотографию, уж очень мне захотелось разглядеть некоторые нюансы на самой фотографии и на лицах фигурантов.
     Оформив командировку и получив командировочные, по пути домой заехал на «Речной вокзал», где находилось агентство «Аэрофлота» и купил билет на завтра, благо сезон отпусков закончился, и проблем с билетами не было. По приезду домой заказал межгород. Надо же было найти в том городе хотя бы кого-то, кто мог помочь или, на худой конец, сориентировать меня на начальном этапе.
     На следующий день я был уже в городе «Н», что раскинулся по обоим берегам матушки Волги  и без проблем устроился в гостиницу в самом центре города. Всего – то на два дня, с понедельника мне предстояло переселиться в общежитие школы милиции. В гостиницу я заселился по той причине, что фотография, которую показал мне мой начальник, была сделана, как раз в ресторане расположенном на первом этаже  гостиницы.
   Номер был двухместный, но второе место не было занято. Приняв душ после дороги, решил пройтись по городу. Я, когда бываю в командировках, стараюсь посетить местные музеи. Так быстрее узнаёшь историю города. В этот раз мне ещё предстояла встреча с человеком, который, как я надеялся, поможет мне на начальном, а может и не только, этапе выяснения всех обстоятельств моего задания. Я забыл сказать, что после душа, набрал номер, которым снабдил меня мой товарищ из ГУУР МВД и договорился о встрече.
  Встретиться мы должны были  в половине четвертого дня, время у меня ещё было, и я спокойно шел вниз по улице, которая, как я выяснил, вела к набережной. Собственно там – то и было назначено наше «свидание». А встретится я, был должен с бывшим старшим оперуполномоченным по особо важным делам, которого после полученного ранения назначили заместителем начальника информационного центра Управления. Для меня это была удача.  Бывший опер (хотя бывших не бывает) и  возможность, если получится, быстро получить информацию о том, что мне нужно.
   В назначенное время я был на месте. Нужного мне человека увидел сразу. «Рыбак рыбака», как говориться. Поздоровались, познакомились. Не слишком объясняя всю суть дела, показал Сергею, а так звали моего нового знакомца, фотографию. Правда, не всю, а увеличенный кусок правого нижнего угла. Там отчетливо была  видна монограмма «МИГ». Обычно так помечают свои фотографии профессиональные фотографы. Вот мне и требовалось найти этого фотографа, чтобы выяснить кое – какие детали.  Сергей пообещал проверить по базам данных фотографов  с подобными инициалами и, заодно, уточнить у «добровольных помощников» о какой либо информации о данном субъекте. И ещё я попросил предоставить мне всю имеющуюся информацию о местном  «авторитете» Дееве Валерии по кличке «Тенер». Прогулявшись немного по набережной и поговорив о совместных знакомых, мы разошлись. Я вернулся в гостиницу и застал в номере соседа, которого заселили в моё отсутствие. Сосед оказался корреспондентом журнала «Костёр» из Ленинграда. Звали его Николай Харламов.  Познакомившись, решили спуститься в ресторан, как – никак время ужина. На удивление народу в ресторане было не много, не смотря на субботний вечер. Поэтому спокойно выбрали столик. Выбирал я. Мне нужно было сесть примерно там, откуда неизвестный, пока, фотограф сделал снимок. Николаю я, естественно о моём желании не сообщил, просто сказал, что с этого места открывается неплохой вид, да и не так шумно. Эстрада, где готовились к вечернему представлению музыканты, была на расстоянии.
   Оглядев зал и установив столик, за которым сидели фигуранты с фотографии обратил внимание на находящийся не далеко столик официантов. Обычно они там ставят блюда для дальнейшего разноса клиентам ресторана и где у них хранятся всякие, нужные им принадлежности. Вскоре возле этого столика появилась официантка, что – то там взяла и, увидев нас, подошла к нашему столику. Мы сделали заказ. Не буду утомлять вас перечнем, но, так как голодны были оба, заказали хорошо. Не забыв и про сорокоградусную.
  Поужинав, я подошёл к столику, где в это время находилась наша официантка и сортировала использованную посуду, чтобы унести её, рассчитался за заказ. И, как бы невзначай поинтересовался можно ли провести в их ресторане банкет, у друга скоро юбилей, а кухня их мне понравилась, как и вид из окна и ещё всякой всячины наговорил. Официантка ответила, что это без проблем, только заказ надо сделать заранее и обговорить всё с администратором Андреем, который ещё не подошёл, но скоро будет. На что я возразил, что моя задача узнать, а уж заказ и всё остальное пусть делает мой друг. И ещё я спросил, нет ли у них здесь своего фотографа, который, быть может, делает снимки подобных мероприятий. Такого не оказалось.
  Мы с Николаем поднялись в номер, правда, по пути заглянули в буфет на соседнем этаже. Суббота, вечер продолжается, почему бы не провести его в приятной беседе и под рюмочку конька. Тем более Николай, будучи корреспондентом, хотя и детского журнала, был отменным собеседником. К тому же он был из Ленинграда, а этот город мне очень нравился. Хотя был я в нём один раз, но Эрмитаж посетить успел и по Невскому проспекту прошёлся от начала и до конца, да и другие достопримечательности видел.
   В воскресенье Николай убежал куда-то по своим делам, а я, приведя себя в порядок, вышел в город. Путь мой лежал вверх по проспекту. Просто шёл и знакомился с городом. А вот и краеведческий музей. Провёл я в нём часа три. Зато узнал многое об истории города и его жителях. Пройдя немного вперёд, увидел столовую и решил пообедать. На удивление еда оказалась съедобной и даже, скажу вам, очень не плохой. Решил ещё пройти немного вперёд, а уж потом вернуться в гостиницу. Метров через сто вышел к площади. Посередине возвышался обелиск, как я понял освободителям города от немецких захватчиков. Летом 1943 года здесь шли ожесточённые бои. Направо от площади шла улица, и я увидел какое – то культурное заведение, подойдя ближе, удостоверился в этом. Дворец культуры «Железнодорожник». Подумалось, что на строительство этого дворца ушло поболее денежных средств, чем стоили бриллианты, спрятанные в стуле тёщи Кисы Воробьянинова. По бокам  входа красовались две тумбы для афиш, а за ними ещё и афишные щиты с анонсом фильмов.
Сегодня на дневном сеансе был фильм «Авария-дочь мента», на завтра предлагался фильм «Дежа вю». Вечером и сегодня и завтра спектакль «Самоубийца» Воронежского театра драмы, который приехал на гастроли. Я шел вдоль тумбы и рассматривал афиши. Коллектив Саратовского ТЮЗа, будучи на гастролях месяц назад давал спектакли «Лавка древностей» и «Новоселье в старом доме». На афише спектакля «Лавка древностей» были размещены фотографии артистов, как это делают на фотографиях выпускников школ. Фото в ободке и внизу фамилия. Я уже сделал шаг дальше по кругу, когда меня, что-то остановило. Одна из фотографий привлекла моё внимание.  Артист Борис Ильин. Если смотреть на фотографию этого артиста чуть, как - бы в профиль, то улавливалось сходство с подполковником  Курьяновым, того, что был запечатлён с авторитетом по кличке «Тенер», только артист был, в отличие от Курьянова, без усов. Афиша оказалась уж очень хорошо приклеена к тумбе и мои попытки, как-то оторвать хотя бы это фото не увенчались успехом. Решил действовать по - другому. Поднялся по ступеням к массивной входной двери и зашел внутрь. Народу было не много, все шли в зрительный зал. Я подошел к билетёрши и поинтересовался, где я могу увидеть местного художника. Она указала мне на дверь в дальнем углу. Постучав и услышав «войдите», открыл дверь. В довольно таки не маленьком помещении пахло гуашью, по степам стояли разнокалиберные планшеты, посередине комнаты огромный стол и рядом не меньший мольберт. Мужчина лет пятидесяти вопросительно смотрел на меня.
- Добрый день,- произнёс я.
-Здравствуйте, - ответил хозяин кабинета.
- Извините, как Вас величать?
- Сергей Витальевич, а в чём дело, молодой человек?- поинтересовался мой визави.
- Меня зовут Кирилл, представился я. Видите – ли, Сергей Витальевич, имею такую слабость  - собираю  театральные афиши. Приучил меня к этому свояк - солист балетной труппы русского народного хора моего города. Вот и к Вам зашел по той же надобности. Увидел на ваших тумбах афиши Воронежского драмтеатра и Саратовского ТЮЗа. Не остались ли они, случайно в ваших закромах? Не беспокойтесь, я заплачу.
Сергей Витальевич, внимательно смотревший на меня во время моего монолога, вскинул брови при моих последних словах.
- И сколько Вы платите обычно? - поинтересовался он.
- Вы знаете, всё зависит от размера афиши. Вот, к примеру, афиша Воронежского театра – пять рублей, Саратовского ТЮЗа – три, - ответил я.
- Сколько Вам афиш?
- Одну Воронежского и две Саратовского, если можно. И чтобы не возник следующий вопрос о количестве, добавил – у меня уже есть одна Воронежского, только немного другого содержания, а вот Саратовского нет, и вторую афишу беру для обмена.
Сергей Витальевич  отошел к шкафу и, покопавшись там, принёс мне три афиши. Я рассчитался с ним и пошел на выход.
- Будет ещё желание, подходите, у нас скоро будет выступать Красноярский русский народный хор, проговорил мне в спину служитель Мельпомены.
- Премного благодарен,- ответил я и вышел из мастерской.
Из всего мною сказанного художнику правдой было только то, что муж сестры моей жены действительно был солистом балетной труппы русского народного хора моего города.
  В гостинице я внимательно рассмотрел афишу со всех ракурсов. Действительно, если смотреть на фотографию немного сбоку, то ну очень похож этот артист на Курьянова.
 Мой сосед по номеру предупредил меня, что будет поздно. Торжество, по причине юбилея местной молодёжной газеты, на которое, собственно, он и приехал, обещало затянуться допоздна.
 Достав из сумки карандаш, я аккуратно подрисовал усы артисту Ильину, глядя на имеющуюся у меня фотографию.
А ведь действительно похож, задумался я. И что это может значить? Да что угодно. Просто совпадение, А может они родственники, я же ничего не знаю о Курьянове. А может и не совпадение. Ладно, утро вечера мудренее, к тому же будем обдумывать всё, когда получу более обширную информацию, решил я и отправился в ресторан ужинать.

                Глава 2

  Утром в понедельник, собрав свои пожитки и попрощавшись с Николаем, предварительно обменявшись с ним адресами, отправился в местную Высшею школу милиции.
Здание, где размещались курсы переподготовке, и общежитие при них находилась рядом со Школой и на одной улице с УВД, на расстоянии одной остановки общественного транспорта. Разместившись в номере и взяв необходимые принадлежности, поднялся на третий этаж, где находилась аудитория, в которой нам предстояло провести месяц учёбы. В помещении находилось человек двадцать таких же слушателей. Поздоровавшись, занял место за столом в  третьем ряду у окна.
   Вначале перед нами выступил начальник курсов повышения квалификации, который обрисовал план учебы, цели и задачи нашей переподготовки. Думаю, что все присутствующие в аудитории проходили такие курсы не в первый раз, судя по возрасту и осанке. Как выяснилось в дальнейшем, на курсах были майоры – подполковники и, в основном, начальники отделов.
  Нам раздали программу обучения, в которой были расписаны по дням темы лекций и практических занятий, которые мы должны будем изучить в течение месяца. А также  указаны лица, которые будут нам эти темы раскрывать. Среди прочих я увидел фамилию моего нового знакомого – заместителя начальника ИЦ, от которого ждал результатов по моего ему заказу и фамилию заместителя начальника УУР УВД Курьянова.
 Расписание наших занятий подразумевало четыре пары с перерывом на обед. Собственно так оно всегда и было. Обедали мы в столовой, которая находилась в этом же здании, был ещё буфет, так, что из расположения курсов можно было и не выходить. Во время обеденного перерыва зашел в свой номер и застал там второго постояльца. Познакомились, он оказался из УУР УВД Иркутской области, звали его Юрий Игошин, занимал такую же должность, что и я. Ещё успел из будки межгорода, что находилась на первом этаже, позвонить своему «шефу» и попросил его, по его каналам, навести справку об артисте Саратовского ТЮЗа  Борисе Ильине.
  Первый день учёбы, как это всегда бывает, оказался немного сумбурным. Что удалось, так это перезнакомиться со всеми слушателями и определиться по общности интересов и направлениям служебной деятельности, так как собрались начальники и замы  отделов, начиная от убойного и заканчивая органалитического.  В среду лекцию «О новых направлениях с использованием ЭВМ в учёте лиц совершивших правонарушения» читал нам заместитель начальника ИЦ Сергей Иванович Крысов, моя надежда на получение хоть какой-то информации. Во время перерыва я подошел к нему, как - бы с уточняющим вопросом об открывающихся перспективах с использованием новых технологий. Мы начали обсуждать эту тему и Сергей Иванович, открыв свой портфель, достал несколько брошюр и протянул их мне, чтобы я ознакомился с ними. Пересматривая их, я увидел конверт, лежащий в одной из брошюр. Сергей Иванович наклонил голову давая понять, что это мне.            Переложив конверт в свою тетрадь, я поблагодарил его за исчерпывающую консультацию и направился к своему месту. Мне не терпелось прочесть содержимое, но приходилось ждать удобного момента. Момент образовался только после лекций. Мой сосед по номеру ушел в город. Звал меня, но я сославшись на дела, отказался.
  Начал я с ознакомлением подноготной «авторитета» «Тенера», он же Деев Валерий Владимирович, 1948 года рождения, уроженца городка Турочак, Горно – Алтайской АО. Вот откуда такая кличка. «Тенер», в переводе с алтайского – шалун, баловник. Видимо ещё с детства эта кличка приклеилась к нему. Так, далее. Рано остался без родителей. Был определен в детский дом в город Новосибирск. В 1962 году  переведен в детдом города «Н». В 1966 году окончил 10 классов средней школы, поступил в институт физической культуры на кафедру борьбы, которой увлёкся ещё в школьные годы, после окончания - служба в армии и работа в ДСО «Спартак». Первый раз судим в 1977 году по статье 206 ч.2 УК РСФСР (хулиганство), получил два года. Срок отбывал в местной колонии №4.  Второй раз судим в 1981 году по статье 109 УК РСФСР (менее тяжкие телесные повреждения). Во время драки сломал челюсть оппоненту, за что и получил четыре  года колонии. Срок отбывал в омской  колонии №7. По возвращению, на волне перестройки и борьбе с алкоголизмом в стране, занялся водочным бизнесом и, естественно крышеванием более мелких коммерсантов. Для чего создал бригаду из бывших и действующих спортсменов.
Ещё было примечание – за всё время разборок ни одного увечья нанесено не было.
Увечий не было, а вот не было ли пропавших без вести - пронеслось у меня в голове. Вопрос!
  Так, что у нас дальше. А дальше у нас была небольшая информация о фотографах имеющих  инициалы «МИГ». Всего их было семь человек.  Один из них – Мирон Илларионович Горелов, на мой взгляд, не подходил по возрасту. В 68 лет общаться с таким, как «Тенер», хотя, кто его знает. Просмотрел остальных, обратил внимание на  Михаила Игоревича Григорьева, 1951 года рождения, он  более всех  подходит для общения с интересующим меня «авторитетом». А так как имелись и адреса, где эти  «МИГи» работали, решил навестить их всех в «не рабочее» время.
 На следующий день попросил Сергея Ивановича, по возможности собрать более подробную информацию о каждом из этих фотографов.  А сам решил после занятий сходить «сфотографироваться». Ещё в первый день пребывания купил в киоске «Союзпечать» карту города и вот ориентируясь по ней начал «обход», вернее «объезд» фотографических дел мастеров. Фотоателье, на мой взгляд, были обустроены однотипно. Небольшое фойе, на стене которого весел планшет с образцами фотографий, которые вы могли заказать. Стол, за которым, обычно, восседала дама неопределённого возраста, и длинная коробка перед ней в которой находились выполненные заказы. Меня, естественно интересовала монограмма,  и я начинал с осмотра образцов фотографий, делая вид, что выбираю. Хотя, если честно, фотографироваться  мне не хотелось. Так я объехал три студии, благо проезд за меня оплачивало государство, и решил, что ещё одну фотографию посещу, и на сегодня хватит. Это оказалась фотография, где трудился Мирон Илларионович Горелов. На удивление в фойе за столом, где находились выполненные заказы, не  оказалось «тёти – приёмщицы». Я уже начал рассматривать образцы, когда дверь, где происходило таинство фотосъёмки, открылась, и в фойе  вышел мужчина в возрасте, в очках в роговой оправе, которые красовались на носу как у Сирано де Бержерака.
- Что изволите, молодой человек? - обратился он ко мне.
- Да вот рассматриваю ваши образцы,- ответил я.
- А что Вас конкретно интересует - портрет, фото на документ или ещё что, - продолжил пытать меня Мирон Илларионович.
- Понимаете в чём дело у моего друга скоро юбилей, вот, думаю, не устроить ли ему фотосессию в ресторане. Скажите, Вы на выезде работаете?
- Извините молодой человек, но на выезде я уже давно не работаю, а в каком ресторане, если не секрет намечается торжество?
- В ресторане гостиницы «Интурист».
- Хорошее место, но, как я уже сказал, не выездной я. Да, а чего Вы так далеко забрались в поисках, где гостиница и где моя фотостудия? - внимательно посмотрел на меня сквозь свои очки Мирон Илларионович, он же Сирано.
- Да вот, оказался по делам в ваших краях и зашел. Мне вообще-то в ресторане говорили, что у них там периодически появляется фотограф и делает снимки, но они его не очень хорошо знают, сказали, что к нему обращались толи по кличке, толи по сокращенному имени – «МИГ», но где он работает, они не знают, - сымпровизировал я.
- Да, да, да. «МИГ», говорите? Есть такой, тёзка мой. Неплохой фотограф, он ещё взял манеру внизу фотографии свой «вензель» оставлять.  Для рекламы – говорит.
- Извините, а Вас как зовут, спросил я, играя заинтересованность.
- Михаил Илларионович, мы, - ответствовал  мой собеседник.
- Очень приятно, Михаил Илларионович, так его тоже зовут Михаил?
- Да, Михаил. Фамилия, если не ошибаюсь – Семёнов, отчества, уж извините, не помню.
- А «МИГ» то почему? удивился я. И это было действительно искренно.
- Да там, что – то связанно с детскими делами. Кто – то подсказал  или он сам решил называть себя «Мигелем», вроде тот же Михаил, но по  бразильско – испанско - португальском языках звучит более красиво. Во всяком случаи он так считает.
- И где мне его можно найти?
- Фотоателье  находится  на улице «Зои Космодемьянской» в «Доме быта», там, рядом одноимённая остановка, - ответил Михаил Илларионович.
- Позвольте спросить, откуда такая осведомленность?
- Видите ли, молодой человек, я, в своё время передавал свой опыт в училище, где готовят молодые кадры для нашей профессии. Вот от  туда его и знаю.
Большое спасибо Вам, Михаил Илларионович  непременно его найду. И до свидания!
- Передавайте ему привет от меня, попросил Михаил Илларионович.
- Да, забыл сказать Вам. Он же из детдома, вот откуда, возможно, этот «МИГ» и появился, добавил он.
Я чуть не споткнулся, услышав эти слова.
- Хорошо, передам, сказал я и вышел на улицу.
Вот так новость. Если они с «Тенером» из одного детдома, тогда многое проясняется. Хотя может и наоборот, всё запутается, размышлял я, садясь в автобус, чтобы ехать в общежитие.
 На следующий день я попросил Крысова накопать, как можно больше информации о фотографе Семенове Михаиле, тем более что информация об остальных фотографах с инициалами «МИГ» была скудна.  И всё - таки, после занятий отправился «добить» список фотографов с этими инициалами. Начатое надо доводить до логического конца - принцип розыска.
   К четвергу первой недели моего повышения квалификации у меня уже была собранна, правда не полная информация о двух фигурантов, оставалось получить сведения об артисте из Саратова и делать первоначальные выводы. «Аудиенция» с моим начальником, по телефонной связи, была назначена, как раз на сегодня.
  Спустившись на первый этаж общежития, где находилась будка межгорода, достал из кармана брюк горсть пятнадцати копеечных монет и, дождавшись, когда она освободится, зашёл и начал набирать номер. Звонил я, естественно по прямому номеру.  В - первых экономия монет и во – вторых экономия минут. И, для информации – чего это я такое себе позволяю, объясняю – мы с генералом, когда он был ещё старшим лейтенантом, а я просто лейтенантом сидели в одном кабинете, вместе раскрыли не одно преступление, выпили не один литр чаю и съели, может и не пуд, но много соли.
 Генерал поднял трубку после третьего гудка. Поздоровавшись, вкратце доложил обстановку. Генерал выслушал, не задавая вопросов. Помолчал немного, видимо «переваривая» мою информацию и произнёс – « а теперь моя очередь».
- Борис Сергеевич Ильин, 1952 года рождения, уроженец Саратова. Окончил в 1973 году Саратовское театральное училище. Был распределён в Томск, где работал в местном драматическом театре. Через пять лет вернулся в Саратов и устроился в ТЮЗ, где и работает поныне. Не привлекался, по непроверенной информации на него подготовлено представление на «Заслуженного», - закончил свою речь генерал, - подумал я. Ан, нет.
- И последнее, продолжил он, Ильин с 1956  по 1969 годы находился в детском доме, где и «Тенер», вот такие, брат дела.
- Да уж, дела, товарищ генерал. Республика «Шкид», какая – то вырисовывается.
- Ну, ты же у нас педагог по образованию, на сколько, я помню вот и действуй «Макаренко» ты наш - напутствовал меня мой начальник.
  Это что же получается, если подтвердится, что и фотограф из того же детдома, то «три мушкетёра» налицо, остаётся выяснить, кто Д*Артаньян, а кто Рошфор?

                Глава 3

     Мои подозрения подтвердились. Фотограф Семёнов Михаил Андреевич он же «Мигель», 1953 года рождения, уроженец города Горький, действительно находился в том же детдоме, что и оба вышеуказанные фигуранта. Ну что ж, завтра поеду в Дом быта на улицу «Зои Космодемьянской» фотографироваться.
  В субботу наши занятия были только до обеда, а посему, перекусив в столовой, поехал делать фотопортрет. По такому случаю надел на себя джинсы, рубашку и куртку фирмы «Монтана», комплект которых мне привез из гастролей по Штатам мой свояк. И дополняли мой наряд синие же кроссовки фирмы «Адидас».
 Фотографию я нашел быстро и по обыкновению начал с ознакомления образцов фотографий. А их было не мало. Я не посмотрел ещё и половины, как меня пригласили в саму студию.
«Мигель» он же Семёнов Михаил оказался довольно таки ухоженным мужчиной, тоже в фирменных джинсах, рубашке, явно сшитой на заказ, аккуратно подстрижен и с усами ниточкой. Но, при этом в нём чувствовалось мужское начало. Ростом он был наравне со мной, но худее меня.
- Что будем делать, на документ или…., хотя, судя по одежде всё – таки не на документ, - полуспросил полуутвердил «Мигель».
 - Да, не на документ, десять  на пятнадцать, - ответил я.
«Мигель» усадил меня на стул, включил подсветку, поправил экран, отодвинул свой аппарат на треноге, поднял кассету «прицелился», подкрутил объектив, попросил, чтобы я чуть приподнял подбородок, закрыл объектив  крышкой, накинул на себя черную шторку и произвел фотографирование.
Я вышел в фойе, где женщина – приемщик оформила мне квитанцию.
- За фотографиями можете прийти в понедельник, завтра мы отдыхаем - произнесла она и вручила мне квитанцию. Взяв квитанцию, я прошелся вдоль стенда с образцами до конца и на одной из фотографий с изображением эффектной блондинка, увидел в нижнем правом углу  монограмму «МИГ». А ещё среди этих образцов красовались три фотографии артиста Ильина, на одной он был с бородой и усами, на другой только с усами, а на третьей вообще без усов. Малый круг, похоже, начал замыкаться.
Придя в номер, достал свою общую тетрадь, где вёл конспект по «Основам проведения первоначальных розыскных мероприятий» и на последней странице нарисовал четыре круга. Один сверху и три под ним. Верхний круг обозначил буквой «К» - Курьянов и поставил вопросительный знак. Первый нижний круг буквой «Т»- «Тенер», второй нижний буквой «М» - «Мигель» и третий круг буквой «И» - Ильин. От каждого нижнего круга к верхнему кругу  шли стрелки. Рядом со стрелкой от буквы «И» поставил тоже вопросительный знак. И стал рассуждать:
- что мы имеем, а имеем мы то, что «Т», «М» и «И» вместе находились в одном детском доме и, по всей видимости, дружили либо просто были в хороших отношениях. Это раз. На фотографии посланной начальнику местного УВД, по всей видимости, засняты «Тенер» и, возможно, Ильин с приклеенными усами. Вопрос - для чего была сделана эта фотография? Если, чтобы подставить Курьянова, тогда почему она красуется на стенде образцов в фотоателье, где работает «Мигель»?
Тут дверь в номер открылась, и на пороге появился мой сосед Юрий. Рассуждения пришлось прекратить, так как у Юрия в руках был портфель в котором, как я понял, было что-то в стеклянной таре.
- Заканчивай свои посиделки, - обратился он ко мне, мы с мужиками договорились посидеть, пообщаться, обсудить дела насущные. Я уже  закупил необходимое, так что собирайся, идем к ребятам в триста пятый номер. Не оставалось ничего другого, как подчиниться.
В триста пятом собралось человек десять и, как я понял в основном из сибирских городов, оно и понятно -  Юрий из Иркутска.
Так как все были уже знакомы, за неделю успели перезнакомиться, долгого вступления не понадобилось. Открыли, налили, выпили, закусили. Обычная процедура, многим знакомая. Разговор шёл, естественно про работу. О чём ещё могут говорить опера, собравшись за одним столом. Вспомнили Николая Анисимовича Щелокова, все пришли в милицию во времена его правления МВД СССР.  Именно при нём мы получили надбавку за звание, при нём начали получать квартиры сотрудники милиции, при нём поднялся авторитет органов внутренних дел и при нём появились такие фильмы о работниках милиции, как – «Рождённая  революцией», «Место встречи изменить нельзя», телесериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», ну и, конечно концерт на «День милиции». Чего греха таить, вспомнили и следующих министров. Если Щёлоков пробыл в своём кресле шестнадцать лет, то последующие менялись очень быстро. За семь лет уже третий заступил на пост. И, естественно, такая смена не очень хорошо  сказывается на условия работы. И, тем не менее, мы были полны оптимизма.
  В воскресенье решили прогуляться по городу, ознакомится с достопримечательностями и просто подышать свежим сентябрьским воздухом. Благо погода позволяла.
  Свои размышления мне удалось продолжить вечером после ужина. Юра ушёл опять в триста пятый и мне никто не мешал.
- А красоваться на стенде фотография Ильина могла по нескольким причинам.
- Первое – фотография была сделана для обоих фигурантов на память.
- Второе – фотография была сделана специально для подставы Курьянова, а на стенде появилась случайно или намеренно.
- Третье – фотографию могли использовать третьи лица, как компромат на Курьянова. Причём  без ведома  изображенных на ней лиц и фотографа.
И четвёртое – на ней мог быть изображён Курьянов, ведь я его ещё не видел в лицо. А то, что они с Ильиным похожи ни о чём не говорит. Они могут оказаться братьями, в конце – концов. Мне тоже говорят, что я похож то на Руцкого, то на Михалкова, хотя ни к одному, ни к другому я не имею никакого отношения. А дело всё в усах. Они есть у нас троих.
 Появившийся Игошин принёс весть, как он сказал – «полученную из достоверного источника».  А именно -  на следующей недели нам устроят экскурсии в один из районный отделов и в УВД области. Ну, что ж следующая неделя начинается уже завтра.
  В понедельник, после занятий, поехал получить свой заказ, а заодно попробовать выяснить у «Мигеля», что делает фотография артиста Ильина на стенде.
  Фотографии мне выдала девушка – кассир. Заметьте не женщина Бальзаковского возраста, а девушка. «Мигель» явно любил комфорт во всём. Получился я не плохо. Внизу в правом углу увидел знакомую мне монограмму «МИГ». Поинтересовался у девушки: - это «вензель» мастера? Она взглянула и утвердительно кивнула головой.
Я опять прошелся вдоль стенда с образцами фотографий и остановился напротив фото Ильина. Внимательно разглядел ту, где он был с усами. Достал из внутреннего кармана пиджака фотографию, что была у меня, и навскидку сравни их, не привлекая внимание приёмщицы. Одна деталь смутила меня, но я решил разобраться с ней позже.
- А ведь это артист Ильин?- обратился я опять к девушке.
- Вы знаете, я не могу сказать Ильин это или не Ильин, я не знаю. Спросите у «Мигеля».
- У кого?
- У мастера и она показала на дверь студии.
Я, постучав, открыл дверь и заглянул в студию. «Мигеля» там не оказалось.
- Мастера нет, обратился я к девушке, явно ей уже надоев своими вопросами.
- Он видимо в проявочной, ответила она.
Через некоторое время дверь студии открылась, и появился «Мигель».
- Кто-то заходил? Спросил он девушку.
Она кивнула в мою сторону.
- Вы, что-то хотели?
- Скажите, ведь это артист Ильин, если я не ошибаюсь, обратился я к нему.
- Да, Вы правы, это он. А Вы его, откуда знаете?
- Видел в спектакле, будучи в Саратове, на ходу придумал я.
- Ну и как он Вам? В каком спектакле Вы его видели.
- В «Лавке древностей» и в «Новоселье в старом доме», вспомнил я афишу. Это было год назад. Игра его мне понравилась. И чтобы опередить его со следующим вопросом, задал свой.
- А чего это он у вас, то с усами, то с бородой?
- Да это просто, я снимал его в гриме. Ну и, для разнообразия.
Интересно, пронеслось у меня в голове, а в ресторане, если это был он, то зачем он был в усах.
- Понятно, закончил я наш разговор и пошел на выход.
   Да, «Мигель», нам с тобой ещё придётся встретиться и, возможно не один раз, подумалось мне.
  Во вторник нам объявили, что завтра  мы едем  в Октябрьский РОВД, а затем в областное УВД.
  Экскурсия и в Октябрьское РОВД и в УВД прошла без особой вычурности. Никто полы не драил и посетителей не разгонял, всё шло обычной чередой.
 В четверг были лекции, которые нам читали преподаватели школы милиции и занятия в спортивном зале, где мы отрабатывали приёмы самообороны. Обычный учебный день. А вот в пятницу, наконец – то я смог лицезреть заместителя начальника УУР УВД подполковника Курьянова Николая Георгиевича.
 Курьянов курировал направления - розыска, оперативного сопровождения, аналитическую работу  и вопросы, связанные с раскрытием преступлений совершенные в сельских районах области. Вот про все эти направления вкратце Курьянов нам и доложил. Надо сказать, что последствия «перестройки» объявленные Горбачевым в 1985 году сказались и на сферу преступности. Правда, почему-то не в лучшую сторону. Произошел рост количества совершенных преступлений, как против личности, так и имущественного характера. А иногда они переплетались. Это когда человека находили убитым, и выяснялось, что он не так давно стал бездомным, продав свою квартиру. Росло и число лиц пропавших без вести. Вот поэтому я и решил задать Курьянову вопрос.
Представился – подполковник Липатов, начальник отдела розыска.
- Товарищ подполковник, как обстоят дела в вашей области по лицам, пропавшим без вести, где усматривается криминальное составляющее?
- Вы знаете, я не могу сказать за девять месяцев, а вот за полугодие - да, увеличилось количество пропавших без вести.
- А по категориям пропавших, вы не делаете анализ? – продолжил я.
- Что Вы имеете в виду?
- Возраст, социальное положение, связь с криминалом, пропадал человек ранее или это в первый раз.
- Вы знаете, это Вам лучше поинтересоваться у начальника отдела розыска Управления. Думаю, он лучше расскажет, встречу я Вам организую.
- Тогда ещё один вопрос, товарищ подполковник – как вы решаете вопрос с оперативным прикрытием, появившихся, в последнее время  группировок так называемых «спортсменов»?
- Решаем по мере возникновения той или иной проблемы, был его ответ.
Ответ лаконичный, но не конкретный, подумалось мне.
Уже после лекции я догнал Курьянова. Во – первых мне нужно было более внимательно рассмотреть его усы и во – вторых напроситься, как бы, на встречу, как он обещал, с начальником отдела розыска. Первую задачу я выполнил быстро. Как говориться «срисовал с листа», да и вторая разрешилась тоже в мою пользу. Мне было назначено на завтра, не смотря на субботний день, на десять часов утра.
  В десять ноль - ноль я позвонил по внутреннему телефону Курьянову. Просто так в Управление чужих не пускали, надо было выписывать пропуск. Курьянов позвонил дежурному, и я поднялся на третий этаж, где располагалось Управление уголовного розыска. Нашел кабинет №315 и постучал в дверь. Услышав – «войдите» вошёл. В кабинете кроме Курьянова находились ещё два человека. Один из них оказался начальник отдела розыска  Казаков Александр, второй начальник убойного отдела Петр Лисянский. Лисянский, через некоторое время, сославшись на дела, ушёл. Разговор наш шел, естественно о проблемах розыска преступников, объявленных в розыск и о пропавших без вести. Надо сказать, что эта проблема потом вырастит в огромный ком и заставит министерство внутренних дел уделить  этой категории особое внимание. Но это будет потом, но и сейчас там хватало, чем заниматься.
  Уж извините господа читатели, но скрывать не буду после разговора, который прошел в «теплой и не принуждённой обстановке» мы переместились в кабинет начальник отдела розыска, где из сейфа была извлечена  бутылка коньяка и нехитрая закуска. Выпили за, как это бывает, знакомство, потом просто выпили. Третьим тостом помянули «ушедших» друзей. После четвёртой перешли на «ты». Казаков вышел из кабинета, как он сказал «на минутку» и я решил воспользоваться моментом.
- Николай, а я тут в одном фотоателье твою фотографию видел. Экспромт, конечно, был не из лучших, но как-то надо было начинать заканчивать моё расследование.
- Какую фотографию? - удивился Курьянов.
- Просто фотография, где ты в гражданке.
- Это, в каком же фотоателье?
- На Зои Космодемьянской.
- А ты что там делал?
- Фотографировался. А на стенде и увидел тебя.
- А кто там фотограф, не такой весь из себя «джентльмен»?
- Такой, его еще «Мигель» зовут.
- Я этому «Мигелю» что-нибудь вырву и отправлю куда – нибудь  в  Португалию, закончил Курьянов. В это время вернулся Казаков и достал из пакета вторую бутылку.
- Три здоровых мужика с одной бутылкой, как-то не по - нашему, - заключил он.
Из управления мы вышли в третьем часу дня. Курьянов предложил подвезти меня, но я отказался, тут идти две минуты.
- Слушай, Кирилл, обратился он ко мне, а не съездить ли нам в это фотоателье, но только не сегодня. Есть у  меня к этому фотографу пара вопросов, но об этом потом. Давай в понедельник сгоняем, насчет учебы не волнуйся, отмажем.
  В понедельник в  перерыве после первой пары появился Курьянов, подошёл ко мне.
- Привет, насчёт тебя я договорился, поехали.
- Дай-ка я занесу в номер свои учебные принадлежности – попросил я.
- Хорошо, спускайся вниз, я жду тебя в машине.
В номере я переоделся. Надел деловой костюм. Повязал галстук, Это для солидности, в голову пришла одна мысль, может и пригодится.
Курьянов был на своей машине – восьмёрке вишнёвого цвета.
- Помнишь, ты спрашивал про оперативное прикрытие «спортсменов» - спросил он меня.
- Конечно, помню.
- Так вот тогда я не стал отвечать углублённо, и время было на исходе, да и не всем это было бы интересно.
- Я это заметил.
- Дело в том, что ещё до перевода в УУР УВД, я был  заместителем начальника Центрального РОВД по оперативной работе и в сентябре прошлого года  завёл дело оперативного учёта на одну из этих группировок, а именно на «Спартаковских». «Спартаковские» они потому, что большинство из них занимались в ДСО «Спартак».
- Ну, это понятно, - вставил я в его монолог.
- Заправила у них некий Деев Валерий по кличке «Тенер». Я его знаю по той причине, что и сам занимался, в своё время в «Спартаке», только он классикой, а я самбо. В районе ещё есть две группировки, но им больше подходит название «группочки», а вот «Спартаковские» это посерьезней. Проблема в том, что, к сожалению, у меня там нет хорошего осведомителя. Информатор дружит с одним из членов группы, но большой информацией не располагает. Поэтому – то и завел дело, чтобы поподробнее собрать обо всех членах информацию и найти слабое звено.
- Ну и как, нашел? – поинтересовался я.
- Есть у меня пару кандидатов, работаю сейчас в этом направлении. Месяца три
 назад решили мы с начальником уголовного розыска Сергеем Казанским, а  я ещё не перевёлся в управу, но уже знал о том, что вопрос с переводом решён, сходить в ресторан, поужинать. Тем более что Сергей переходил на моё место. Поехали в «Интурист». Заходим, официантка нам уже столик показывает, и тут вижу, у окна сидит «Тенер», один, а сервировка на двоих. За соседними столиками его ребятишки трапезничают. Думаю, надо подойти поздороваться, по старой памяти, да и нервишки ему потрепать. Он же тоже знает, кто я.  Сергей остановился немного поодаль, у одного из столиков, а надо сказать, что он, в своё время боксировал в полутяже, ростом за сто девяносто, да и Николай Фёдорович у меня и у него был с собой.
- Николай Фёдорович это, что «Макаров»? - спросил я.
- Он самый. Так, что, на всякий случай, мы были готовы к «дружескому приёму».
Я подошёл к столику, сел.
- Привет, Валера!
- Привет, Коля!
- Отдыхаешь, смотрю, а армию-то чего привел, воевать с кем собрался или так вывел угостить ужином бойцов «невидимого» фронта?
- Ты всё шутишь, начальник? Имею право в свободное время отдохнуть.
- Имеешь, конечно, имеешь, «свободный» ты наш. Не боишься, что свобода может и закончится?
- Это ещё почему?
- Да, вот говорят, твои орлы,  ощипанные  бабушек обижают, а ещё, слышал я, готовят, поджёг Волги - матушки, как мы без неё – то, ты уж там их приструни немного, пожалуйста.
Я ещё хотел сказать «Тенеру» пару слов, но тут к столику подошел не знакомый мне мужчина. Но мне показалось, что  где-то я его видел. Я повернулся к Сергею и увидел, как он подошел к одному из столиков и забрал фотоаппарат у сидевшего там парня.
- Он тебя фотографировал, - сказал мне Сергей, при этом он перемотал пленку, открыл заднюю крышку фотоаппарата и достал кассету с пленкой. Положил фотоаппарат на стол и, сделав строгое лицо, произнёс – «не хулигань»! Пришлось нам с Сергеем покинуть сие заведение и переместиться в другое место. Закончил свой рассказ Курьянов.
- А ты фотографа не знаешь? – спросил я.
- Ну, как же, конечно знаю, его фотомордочка есть в моём деле. На «Мигеля» откликается. Я же про него у тебя спрашивал.
- И ещё вопрос - ты ту пленку, что твой Казанский забрал не проявил случайно?
- Проявил. Там всего – то две фотографии, где мы с «Тенером» сидим, остальная плёнка чистая, видимо он её только сменил. Можешь посмотреть, в папке на заднем сидении лежит.
Я протянул руку достал папку с заднего сидения и, открыв её, достал фотографии.
На одной из них Курьянов и «Тенер» были запечатлены вполуоборот к фотографу, причём у «Тенера» правая рука лежала на столе и была развернута ладонью вверх, и казалось, что он в этот момент весь в вопросе.  Вторая отличалась от первой лишь тем, что «Тенер» убрал руку со стола.
Я мысленно сравнил эти фотографии с той, что была у меня в кармане пиджака. Вопросов стало ещё больше, но  появились и ответы.
- Скажи, сменил я тему, ты усы носишь, чтобы шрам прикрыть, я правильно понял?
- А причём тут усы?- поинтересовался Курьянов.
- Да они у тебя почти такие же, как у моего генерала с той лишь разницей, что у него нет шрама.
- Да, ты правильно заметил, прикрываю шрам. Со школьных времён остался.
Мы подъехали к фотоателье. Выйдя из машины, я обратился к Курьянову.
- Слушай, Николай, на всякий случай, если, что представь меня сотрудником министерства, но это если вдруг возникнут некоторые обстоятельства. И ещё, надо бы этого любителя фотографировать без спроса, опросить, так на всякий случай, да и тебе в дело лишняя бумага не повредит.
Курьянов посмотрел на меня удивлённо, кивнул, но ничего не сказал.
Мы вошла в «Дом быта» и поднялись на второй этаж. Фотоателье находилось по левую руку от лестницы, вдоль стены висел стенд с образцами фотографий, дальше,  прямо располагалась парикмахерская, и потом коридор уходил налево к мастерской по ремонту и пошиву одежды. Приемщицы на месте не, оказалось, видимо куда-то вышла, это было нам на руку. Я подвел Курьянова к стенду с фотографиями артиста Ильина. Он с минуту посмотрел на них и произнёс:
- Вот его-то я и видел тогда в ресторане. А вот здесь, где он с усами, действительно, что-то знакомое.
- Да на тебя он похож, - не вытерпел я.
- Да, ну, - удивился Курьянов.
- А ты внимательно посмотри, сравни с фото с удостоверения.
Курьянов достал своё удостоверение и поднес его к фотографии Ильина.
- А ведь действительно похож, только у него усы не такие, как у меня, - сделал заключение Курьянов.
- Вот именно, усы, - это уже я произнёс вслух. На ручке входной двери в салон висела табличка, с одной стороны красовалась надпись - «Не входить, идет съёмка», с другой – «Открыто»,  я повернул её той, где было написано «Не входить…» и мы вошли с Курьяновым внутрь. «Мигеля» в студии не оказалось, но было слышно, что кто-то находится в проявочной. Туда-то мы и направились. По выражению лица, когда он нас увидел, было понятно, что «Мигель» и удивлён и напуган одновременно. Он смотрел, не отрываясь на Курьянова, меня ему было плохо видно из-за спины Николая.
- Извините, вы по какому делу? Задал, наконец, он вопрос.
- По твоему делу, уважаемый. Ты нам сейчас расскажешь внятно, по какой причине имел такую наглость фотографировать меня в компании с «Тенером» и для чего ты это сделал?
- Да это автоматически получилось, я новую пленку вставил и хотел проверить, а тут Вы подошли, вот и снял пару раз, - начал оправдываться «Мигель».
Тут уже вступил в разговор я.
- Значит, была ещё одна плёнка и кто на ней изображён?
- Там «Тенер» и Борис, ну - Ильин и ещё всякие виды, это я для себя фотографирую.
- И где плёнка, а ещё лучше проявленные фотографии?
Тут «Мигель», видимо узнал меня.
- Это же Вы фотографировались у меня неделю назад? Произнёс он.
- Не буду скрывать, я. А как иначе посмотреть на чудо, которое подставляет своих детских друзей, - начал я нагнетать обстановку.
- Товарищ приехал из первопрестольной, аж из МВД СССР, чтобы тебя лицезреть и решить, что с тобой делать, - вмешался в наш разговор Курьянов.
- Где фотографии Ильина с «Тенером», быстро их сюда, - приказным тоном произнёс я. Краем глаза заметил, что Курьянов смотрит на меня немного с удивлением.
- Сколько было сделано фотографий всего? – продолжал я гнуть свою линию.
- А, собственно, что вы докопались до фотографий, я, что в чём-то подозреваюсь?- перешёл в наступление «Мигель».
- Ты мне брось тут голос повышать, твои голосовые связки ещё не окрепли, чтобы что-то спрашивать, Ты, что совсем не понимаешь, что ты натворил или прикидываешься шлангом?- перебил я его.
- Тебе, что Ильин не рассказывал ничего про свою работу, не делился успехами, не говорил о том, что ему скоро «Заслуженного» дадут?
- Рассказывал, конечно, но причём тут мои фотографии?
- А сам подумай, с кем он сфотографирован, ты, что не въезжаешь, что это может поставить крест на его столь успешной карьере или вы тут в провинции совсем нюх потеряли? С провинцией я, конечно, перегнул, но надо было же, как-то приструнить этого любителя фотоплёнки, проявителя и закрепителя.
- А, как это может повлиять-то? – не унимался «Мигель».
- Ну, ты совсем не понимаешь, что «Заслуженный артист» это тебе не хухры – мухры, а это Звание, которое просто так не даётся. И, что претендент должен быть прозрачен, как слеза Мадонны, а тут, нате вам – «Тенер», бандит, можно сказать, с «большой дороги». Как думаешь, это хорошая характеристика для Ильина?
- Да мы же втроём с детства дружим, с интерната, что теперь и встречаться, что – ли нельзя?- «Мигель» даже в лице изменился.
- Да встречайтесь, пожалуйста, только зачем оставлять никому ненужные улики в преддверии получения Ильиным звания?- не унимался я, ведя свою игру.
- Так сколько было сделано фотографий и где пленка?
- Пленка в шкафу, фотографии там же и часть на стенде.
- Доставай!
«Мигель открыл створку шкафа и достал большой конверт и контейнер с плёнкой. Я взял аккуратно пленку и стал просматривать кадры. То, что меня интересовало, находилось в конце плёнки. Всего было шесть кадров, Совместное фото «Тенера и Ильина, где он с бородой и усами, отдельное фото Ильина в тех же реквизитах, опять совместное фото, где Ильин только в усах и он один в этом же виде, совместное фото,  где Ильин без реквизита и он же один.
«Мигель» в это время достал пачку фотографий из конверта и начал их раскладывать на столе.
- Вот они вдвоём, где Борис с бородой и усами, вот он один в том же виде, вот они вдвоём, где Борис без ничего, вот он один с усами, вот он один без ничего,- перечислял «Мигель».
- Ну, а где фотография, где они вдвоём и Ильин с усами, сколько всего было сделано фотографий?
- По три каждой. По одной я отдал «Тенеру» и Ильину это где они вдвоём и Ильину по фотографии, где он один и у меня осталось по одной, где они вдвоём и по две, где Ильин один. Три одиночные фотографии Ильина я повесил на стенде образцов, и вот тут остальные. А вот куда делась фотография «Тенена» и Ильина в усах, не могу сказать, Была здесь, в конверте.
- У тебя здесь, что проходной двор, что фотография пропала, или может ты забыл и отдал кому-то из них две штуки?
- Да в чём дело-то, фотография и фотография, ну сидят двое за столом в ресторане и что? Тем более Ильина узнать – то трудно?- «Мигель» явно начинал нервничать.
Курьянов тоже смотрел на меня удивленно, чего, мол, докопался с какой-то фотографией и, причём тут звание «Заслуженного», кто их там проверяет, с кем они дружат и с кем водку пьянствуют, читалось в его глазах. Знал бы он, где побывала эта фотография, может и не так бы удивлялся.
- Так, дружок, давай – ка садись и пиши объяснительную, для начала, когда, где, и зачем ты производил съёмки вышеуказанных товарищей и обязательно не забудь написать и о «непреднамеренном» снимке подполковника милиции Курьянова,- дал я указание «Мигелю».
В это время Курьянов указал мне глазами на стык стола и стены у пола. Видимо, какая-то фотография завалилась за стол, и теперь её угол торчал из щели.
«Мигель» послушно сел и начал писать, а я взял со стола пинцет, которым обычно переворачивают фотографии в проявителе, осторожно достал, как я думал фотографию. Это оказался почтовый конверт, в котором  находились две фотографии. На них была сфотографирована приёмщица, она же кассир фотоателье, как я помню по имени Алла. Фигура у Аллы была очень даже не плоха, тем более  что на  Алле не было даже  фигового листа.
Курьянов взглянул на фотографию и произнес полушепотом – « Знакомая личность».
«Мигель» услышал наш разговор и оторвался от объяснительной. Увидел фотографии и явно расстроился.
- Статья 228 УК РСФСР (распространение порнографии) нарисовалась, откуда и не ждали, господин «Мигель». А это три года, как – никак, плодотворного труда на благо родины в местах не столь отдаленных, хотя, кто его знает, на сколько они «не столь»- констатировал я. У Курьянова даже глаза засветились. Лучшего повода для, того, чтобы заполучить информатора в близком круге «Тенера» ему даже и снилось. Вопрос - пойдёт ли «Мигель» на такой шаг.
- Знаешь её, - обратился я к Курьянову.
- Конечно, знаю. Алла Гриднёва, «работала» в гостиницах  «Интурист» и
« Центральная». Живёт в Ленинском районе. Приходилось задерживать за оказание услуг интимного характера.
- «Мигель», ты, что же решил совмещать приятное с полезным?- обратился Курьянов к поникшему «Мигелю». А где, кстати, сама – то «виновница торжества»?
- Она отгул на сегодня взяла у неё вчера какая – то встреча одноклассников была, ответил «Мигель».
Мы дождались, когда будет дописана объяснительная, Курьянов обязал «Мигеля» явиться к нему завтра в Управление, и мы вышли из фотоателье. Перед уходом я выполнил просьбу Михаила Илларионовича Горелова – передал от него привет «Мигелю». Тут он, как я понял, совсем ошалел.
- Ты чего так настойчиво пытал его насчёт фотографии-то? – задал мне вопрос Курьянов.
- Объясню чуть позже – ответил я. Что я мог ему сказать сейчас, да и права не имел. Пока у меня не будет сто процентной доказательной базы, что Курьянов не связан с «Тенером», что - либо объяснять я не имел права. К сожалению полной уверенности, у меня действительно не было. Хотя фотографии отличались, и на той, что была у меня, был запечатлён артист Ильин, но ведь, кто – то же отправил фотографию и написал, что это Курьянов. Надо было найти этого отправителя.
- Слушай, а ты не знаешь адрес этой Аллы?- поинтересовался я у Курьянова.
- Записан в талмуде, талмуд в кабинете. Чего она тебе далась-то?
- Да она не мне, она тебе больше далась. Из неё, если хорошо с ней поработать и фотографии её же ей же показать, то очень даже не плохой информатор может получиться, поверь на слово, «медовые ловушки» и в нашем деле хорошо срабатывают - ответил я ему.
В Управлении Курьянов переписал из своего талмуда  домашний адрес Аллы, и мы поехали в Ленинский район города.
- Говорить с ней буду я, а ты делай грозный вид, - попросил я своего визави.
Аллу мы застали дома, она было «после вчерашнего», но уже в более-менее нормальном виде. Чтобы ускорить процесс нашего более тесного знакомства сразу «взяли быка за рога», а если ещё короче - выложили фотографии обнажённой «баловницы». Алла отреагировала, но, как – то скажу вам пассивно. Пришлось сделать небольшой экскурс по некоторым статьям уголовного  кодекса РСФСР с вытекающими последствиями для неё. Это уже воздействовало более радикальным образом. Усадив Аллу за стол и дав ей, лист бумаги заставил написать объяснение по фактом  позирования в неглиже. Естественно она писать не хотела, пришлось напустить на неё Курьянова, который нарисовал ей картину препровождения в местной отдел милиции с задержанием на трое суток в КПЗ и с последующим возбуждением уголовного дела. Когда она закончила писать я, отдав объяснительную Курьянову, продолжил разговор.
- А скажите – ка, Алла  Леонидовна, Вы не знаете случаем, куда могла деваться фотография артиста Ильин, которого, как Вы мне говорили Вы не знаете,  с не совсем артистом, да можно сказать не артистом совсем  по кличке «Тенер», которого, я думаю, Вы знаете?
- О, господи, а фотография эта, тоже на статью тянет, что – ли? Картинно произнесла Алла.
- Да нет, не тянет, вот только «Тенер» может обидеться, а это похуже статьи будет.
- А чего там особенного, ну артист, ну «Тенер», сидят двое за столом и что?
- А то, что эта фотография попала туда, куда не должна была попасть. Так куда она девалась?
- Да это Ленка забрала, увидела этого артиста Ильина и прицепилась, как репей – дай, да дай! Вот и дала ей, «Мигель» ещё напечатает.
- Какая Ленка? – не отставал я.
- Лепёшкина Ленка, Елена Лепёшкина, отчество Ивановна.
- Знаешь такую? – обратился я к Курьянову. Он кивнул утвердительно.
Обязав на завтра Аллу также прибыть в Управление, мы вышли из квартиры и спустились вниз.
- Что можешь поведать про Лепёшкину? – спросил я.
- А что поведать, задерживал я её и срок определил по статье 144 части 2. Дали ей три года, но она вышла по УДО. Давно её не видел.
- Думаю, что повидать придётся, - озадачил я его. Адрес местожительства помнишь?
- Да помню. Времени – то уже девятый час, рабочий день закончился, - пробурчал Курьянов.
- Уж извини гражданин начальник, но рабочий день у нас ненормированный. И хоть ты старше по должности, я старше по возрасту, а звания у нас с тобой одинаковые, так, что вперёд и с песней, - возразил я ему.
Лепёшкину мы, на наше счастье застали дома. Она тоже была «после вчерашнего», но, видимо успела «поправить здоровье» и, причем успешно. Была в хорошем расположении духа. Увидев Курьянова, немного стушевалась, но быстро собралась и, назвав его крестником, провела нас в комнату.
 На удивление, а может из – за того, что была в «хорошем» расположении духа, долго не упиралась и рассказала, что это она отправила фотографию в УВД, чтобы, как она сказала «ответка прилетела супостату». Повернулась лицом к Курьянову, помолчала и произнесла – «прости начальник», так вышло.
Курьянов, как я понял, ничего не понял, но промолчал. Я достал лист бумаги и продиктовал Лепёшкиной текст - «Я Лепёшкина Елена Ивановна отправила фотографию с лицами «Тенера» и артиста Ильина в областное УВД по глупости, прошу меня извинить». Число, подпись.
В машине Курьянов выжидающе смотрел на меня. Но я был нем, как, сами знаете кто. Да и зачем ему было знать всю подноготную.
Мы подъехали к общежитию, я вышел и, прощаясь, напомнил Николаю о завтрашней его встречи и с «Мигелем» и с Аллой и откывающимеся возможностями при хорошем раскладе.
И хотя время подходило к десяти вечера, набрал из будки межгорода номер моего генерала. Служебный не ответил, перезвонил на домашний. Когда на том конце услышал голос шефа, вкратце обрисовал ему ситуацию, попросил организовать встречу с местным генералом и, пожелав спокойной ночи, положил трубку.
На следующий вечер после занятий я перезвонил шефу и узнал, что мне назначено на пятницу на 16.00.

                Глава 4

 Видимо я задремал, потому, как разбудили меня голоса и суета, что бывают при движении людских масс.  Действительно диктор объявила начало посадки на мой рейс, и ещё на какой – то. Подхватив сумку, пошел к выходу. Слава Богу, мучения заканчивались.
  Где – то через два месяца позвонил Курьянов и рассказал, что ему удалось реализовать дело по группировке «Тенера». Помогли ему и «Мигель» и Алла. И ещё он сказал – «спасибо», так как  выяснил мою заинтересованность той фотографии. Но не сказал от кого он это узнал. Во всяком случае, не от меня.


 От автора:
 Напоминаю - действие происходило в 1989 году. В нынешние времена Липатову хватило – бы менее суток для установления  всех, необходимых,  данных  фигурантов.
И ещё -  фамилии некоторых героев изменены, все совпадения случайны.


               


Рецензии