Любовь, убитая войной

Война беспощадным вихрем пронеслась по нашей земле, по судьбам миллионов взрослых и детей, сметая все на своем пути. Раны, нанесенные той войной, кровоточат по сей день, память людская – жива и неистребима.

Это повествование  посвящено не столько воинскому подвигу советского солдата, сколько великому чувству любви, на котором держится все сущее на земле, которое было, есть и будет движущей силой бытия и высшим Божьим даром, посланным человечеству Свыше!

Любовь и война – страшное противостояние! Как могут ужиться в одном пространстве и в одно время созидающая, возвышенная, окрыляющая любовь и разрушительная, несущая страх и смерть война? Доказано историей – могут! И не просто могут, но именно любовь становилась во все века и времена той невероятно мощной движущей силой, которая поднимала воинов из окопов, вела их в атаку, укрепляла силу Духа, вселяла в сердца веру в Победу!

Эта история необыкновенной, щемящей болью зацепила мое сердце! Общеизвестно, что дурным тоном считается читать чужие письма. Но эти, прочитанные мною письма из прошлого века, бережно сохраненные и предоставленные нам родственницей человека, их написавшего, – больше, чем просто фронтовая весточка солдата домой. Каждое письмо – трепетное, наполненное нежностью и заботой послание самому дорогому и близкому другу, любимой жене Шурочке. Эти письма, как страницы одного целого, большого жизненного романа о любви и верности, о тяготах боевых будней, об истории войны, о тяжелых фронтовых дорогах, о планах и мечтах… Хронология и содержание писем майора Василия Яроша – своеобразная летопись истории Великой Отечественной войны с июля 1941года по июль 1944 года.

        Сегодня, когда уже давно нет в живых адресата, которому они предназначались, эти пожелтевшие листочки бумаги, исписанные ровным, красивым почерком грамотного, сильного, уверенного в себе человека, бережно хранятся у Тамары Владимировны Ершовой – любимой племянницы героев нашей истории – Василия Моисеевича Яроша и его супруги Александры Борисовны.

Василий родился в 1908 году в селе Успенка Приморского края, в семье переселенцев из Украины, которые прибыли в наши таежные края в начале XX века. Он был младшим, четвертым ребенком.
После школы проходил срочную службу в Хабаровске, в железнодорожных войсках. Затем окончил университет в Томске, получив профессию геолога.
Связанная с частыми командировками работа позволила ему объездить почти всю страну, расширяя его кругозор, обогащая новыми знаниями и знакомством с новыми людьми. Вскоре Василий встретил любовь всей своей жизни – милую Шурочку, которой хранил верность до последнего вздоха. Они счастливо жили, строили планы на будущее, мечтали о детях. Все оборвалось в один миг! Война… Утро 7 июля 1941 года, когда Василий, проснувшись рано, не стал будить спящую жену, полагая, что его возвращение домой состоится очень скоро, а поход в военкомат – не больше, чем очередная командировка, разлучило их навсегда…

Потом были долгие дни, месяцы, годы разлуки. Фронтовые, политые кровью и потом дороги. Атаки и отступления, жара и холод, смерть и слезы.

       Василий Ярош нес службу в офицерском звании, был назначен начальником технического снабжения 380 стрелковой дивизии. Он не участвовал непосредственно в боевых действиях, его служба заключалась в строительстве фортификационных сооружений, военных укреплений.

Три долгих года разлуки, три года надежд и ожиданий… Но им так и не суждено было обнять друг друга. И лишь пронумерованные бумажные конвертики, летящие в далекое Приморье, за тысячи километров, через всю, объятую огнем войны страну, были той тонкой связующей ниточкой, что дарила лучик надежды двум безгранично любящим друг друга сердцам…

4 февраля 1943 г. В землянке нас двое. Необычная тишина, лишь по вершинам леса шумит ветер. Фрицы после головомойки под Сталинградом. По всей вероятности, их тупые головы начинают «освежаться». После встряски им есть, над чем подумать.

Эта ночь выдалась темная, в полушаге ничего не видно. Даже как-то не по себе в такую тьму и в такой тишине. Все же мы очень привыкли к фронтовой музыке. И когда все затихает, то, кажется, что-то необычное происходит на нашем участке. В такие часы больше настораживаешься и держишь ушки на макушке. Вспомнили свои семьи, студенческие годы, детство. Потом каждый углубился в своё, а ветер шумит и шумит…

22 февраля 1943 г. С начала года успел написать тебе, мой любимый Шурончик, всего 6 писем и несколько открыток. Старался писать ежедневно по открытке, но пошла фронтовая карусель, и я закружился в вихре командировок и пешей ходьбы.

Мои жизненные принципы никому никогда не столкнуть. Чем крепче и слаженнее семья, тем крепче и слаженнее общество, а, следовательно, и государство. Это определение верное. И разве я в силах как гражданин нашей великой семьи идти по иному пути? В это тяжёлое время все проходят генеральный экзамен в этом вопросе. Кто- то сдаст его на «отлично», а кто-то «провалится».

20 мая 1943 г. Цветёт яблоневый сад. От аромата и прелестной белизны яблонь можно сойти с ума. В таком саду только бы и валяться на траве и впитывать всю эту красоту. Но жаль, что это нереально в данный момент. Редко удается отдохнуть. Все время в разъездах. Готовятся горячие деньки. Была возможность побывать в Москве. Но отослал своего помощника, потому что много дел и не могу их кому-то доверить. Хлопцы мои уже спят, а я пишу тебе это письмо, моя курносенькая.

9 июля 1943 г. Вот и подошла еще одна годовщина нашей совместной жизни. Мысленно горячо прижимаю тебя к сердцу. За эти 2 года я ещё больше почувствовал, насколько серьёзно ты зашла в мою душу. Я нежно храню и свято несу чувства к тебе через все преграды. Хочу, чтобы быстрей пришёл конец нашей разлуки.

25 октября 1943 г. В освобождении Орла мы играли главную роль. Решением Наркома нам присвоено звание Орловской 380-й стрелковой дивизии. Сейчас шагаем по Белоруссии, десятки километров позади.

3 января 1944 г. Шурончик, моя любимая! Вот и покатился Новый год своим чередом. 31 декабря мне вручили орден Красной Звезды – в торжественной обстановке, в тесном кругу офицерского состава. В эти минуты начала Нового года, когда подняты и осушены бокалы, моё острейшее желание - быть среди вас. Именно в 12 часов ночи открыть родные двери и лично поздравить с Новым годом! Каждый из нас пережил за время войны колоссально много. Грядёт победа, и многое исчезнет из нашей памяти под звуки радости, которая наполнит сердца каждого. Мы будем вспоминать тяжёлые дни, но еще больше дни, когда ковали победу. История войны войдёт в века. Выполнение миссии нашим народом будет изучаться всеми народами мира. Борьба, не имеющая себе равных в истории, поднимет на величайший пьедестал величие нашей страны. Каждый из нас с нетерпением ждёт приближения часа грядущей победы. Только предатели и изменники Родины думают иначе, но их горсточка. По сообщениям Совинформбюро тебе должно быть понятно, где находится наш участок фронта. Мне осталось только объехать и проверить подчинённое мне хозяйство…

Он погиб в июле 1944года. Штабной ГАЗик, в котором майор Ярош ехал проверять военные объекты, внезапно натолкнулся на отряд немцев. Василий был ранен. Еще была возможность попытаться бросить машину и укрыться в лесу, но на предложение водителя бежать, Василий Ярош ответил отказом. Его офицерская честь, его человеческая гордость и мужество не позволили показать свою слабость и бежать от врага…

Прервалась переписка, но ожидающая письма от любимого мужа, его ненаглядная Шурочка, верила, что с ним ничего не случится, а письма просто где-то затерялись в пути… Последнее, полученное ею известие с фронта, было – похоронкой…

Майор Василий Моисеевич Ярош захоронен в братской могиле рядом с деревней Мостище Смолевичского района в далекой Белорусской земле…
Там, в этой же братской могиле, с ним навеки осталась его единственная, безграничная, чистая и светлая любовь! Жестокая война разлучила миллионы любящих сердец, но мы - то знаем, что вопреки всем земным законам – настоящая любовь бессмертна!..


Рецензии