Предыстория Самарской крепости

               
                Предыстория Самарской крепости


   На судьбу Среднего Поволжья   повлиял 1480 год, когда пало иго. Московское царство, как по мановению волшебной палочки вышло на политическую арену, как могучая держава с большими территориальными претензиями.  В схеме  регионального деления
Московии  по чертежу 1497 года, опубликованной в книге Б.А. Рыбакова « Русские карты Московии»  территория по нижнему течению реки Самары относится к России. Дело в том, что в 1487 году Казань была  оккупирована  русскими  отрядами. Казанские ханы Мухаммед Эммин, Абдул Летиф и Шейх-Али(Шигалей)   признали  вассальную зависимость  от молодого славянского царства, приняли подданство и дали присягу на верность.  Отметим любопытный нюанс и Иван III, и его сын Василий Иванович считали Казань  Болгарским царством. Василий III даже носил титул – государь княжества Болгарского.
    Мусульманский мир не мог согласиться с таким  поворотом  событий. Профинансированный Турцией крымский хан Магмет Гирей в 1521 году произвел молниеносный бросок через все Поволжье и взял Казань, где поставил ханом своего брата Сахиб Гирея. Война сопровождалась неимоверными жестокостями в отношении русского населения торговых факторий. Янычары направо и налево рубили славянские головы, сжигали поселения. Эта трагическая участь коснулась и поселения Самар, стертого с лица земли. Турецкий султан   грозился водрузить зеленое знамя ислама  в самой  Белокаменной.
   В 1524 Василий III восстановил  вассальную зависимость Казани, однако смута на Волге продолжалась вплоть до  середины  ХVI  века.  Новый царь Иван IУ Васильевич решил окончательно разрубить сложившийся  мусульманский узел.  Он подошел  к делу обстоятельно, себя объявил царем- потомком римских цезарей,   символом власти сделал скипетр, то есть погонную палку для скота и державу, как претензию православия на мировое господство. Иван Грозный для укрепления единства населения  приказал величать смердов, податно-эксплуатируемое население благородным словом христиане ( крестьяне), которые своим трудом достигнут царства небесного.  Всех служилых людей  он заставил  давать ему присягу, как Рюриковичу,  представителю рода руссов, а потому всех их стали  называть русскими, то есть принадлежащими лично царю.  Национальность при  клятве не имела значения. Восточные, ненадежные территории Иван IV  запретил называть Болгарскими и дал жесткое название  Татарские земли.   Память о жестоком татаро-монгольском иге  была еще очень жива в русском народе. Назвав Болгарию  Татарией,  царь Иван, как бы направил русское единство против остатков ненавистной орды. Хотя это было совсем не так. Казанские болгары к монгольским завоевателям   имели отношения не больше, чем  славяне к  Батыю. Однако царю удалось создать идеологическую основу консолидации славянских земель. Болгар, которых стали называть татарами, под угрозой смерти заставляли креститься. Стрельцы приходили в деревни вместе с православными проповедниками. Так возник значительный социальный слой, который стал называться старокрещенцы. Эти события происходили на части территории современых Татарстана и Башкортостана. Так в селе Кара Елга возник род православных Наякшиных, которые были мурзами и потомками Чингисхана.
  В 1546 году началось вторжение на Волгу.  Участь Казани и Астрахани была предрешена. 2 октября 1552 года пала столица болгар, а через четыре года  московские войска  огнем и мечом  прошлись и по низовью Волги. Неподконтрольной славянам осталась лишь Ногайская Орда и не потому, что была сильнее двух   разгромленных ханств.  Просто ногайцы   оставались  кочевниками, и за их улусами гоняться по огромному Дикому полю с отрядами стрельцов было просто невозможно.  В истории случаются  парадоксы, когда  слабый оказывается сильнее  за счет своей слабости.
После  падения Казани и Астрахани неуловимые ногайцы получили приоритет  в переговорах с Москвой о судьбе  славянской торговли по Волге и о новых поселениях.  Хан   Измаил  воочию   испытав мощь московских пушек, принял сторону Ивана IV. В 1561 году  он направил в Белокаменную послов со следующей грамотой: «  Дай Бог, ты, государь здоров был на многие лета. Измаил князь тебе государю холоп со всеми ногаи».( Перетяткович Г.   Поволжье в ХV-ХVI веках(очерки из истории края и его колонизации. М. 1877г, с 196)  К  документу прилагалась  секретная карта, где тремя крестиками помечались места, на которых русским  следует построить крепости  для полного владения Поволжьем. Читателя удивит, но это именно те места, где сегодня стоят Самара, Саратов и Царицын (Волгоград). Иван Грозный, занятый в это время кровопролитной неудачной  Ливонской войной,  не осуществил этот план.  В 1569 году крымский хан снова начал вторжение  в русские земли. Турецкий султан  в помощь ему попытался даже  прорыть Волго-Донской канал,  правда безуспешно. В Ногайской  Орде к власти пришел злейший враг славян  хан Урус.  Иван Грозный не мог бросить войска против мятежника, так как те застряли в Прибалтике. Тогда царь пошел на хитрость. Он фактически   приказал не мешать беглым крестьянам уходить на Волгу. Где те создавали разбойничьи ватаги. Вольные казаки  безраздельно господствовали  на волжских просторах и имели схороны   в дебрях   и пещерах Самарской Луки.  Отсуда ходили на ногайцев   известные атаманы Иван Кольцо и Ермак.  Из Сокольих  гор, что по левую сторону реки жестокие  налеты на кочевников  осуществлял   Богдан Барбаши, чей стан находился на современной поляне Фрунзе.  Казаки сыграли огромную роль в защите   южных рубежей Московского царства от  кочевников.
    План по возведению  крепостей  на Волге   пришлось  уже реализовывать  наследнику Федору Иоанновичу.


Рецензии