Вологодский дозор Николая Олялина с Грозным царем

   Публикация будет редактироваться и дополняться.      


  Вологодский дозор Николая Олялина с Грозным царем.   


«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
 Чей давний ужас в памяти несу!..».
Данте Алигьери.
«Божественная комедия»

                Глава первая
                Маркатун,  Олялин  и призрачные «Деревеньки»
 
     17 ноября 2021 года, в день памяти нашего вологодского  земляка артиста кино Олялина Николая Владимировича, листая в Интернете  публикации о  пребывании его в Вологде с намерением создать на  вологодской земле киностудию «Деревеньки», наткнулся на этот, весьма корявый, безымянный  текст;
«…«vologda.livejournal.com›315121.html
Там в Вологде был замысел создать киностудию "Деревеньки",
Николай Владимирович искал всяких людей, кто мог бы помочь.
На вначале (уж прошу прощения за такое словосочетание)
пошло, потом погиб Гена Маркатун, и все заглохло.
Но сруб на берегу, напротив (протифф)пивзавода стоял долго.
Симпатичное такое строение.
В несколько ярусов.
Если у кого есть фото, поделитесь, или ссылку дайте, прошу.
Заранее благодарю.»

…Для многих читателей   имя и фамилия- Гена Маркатун  может быть мало  о чём говорит, но только не для меня…
               
                *** 
     Волна памяти  из нашего сегодня  забросила меня  назад в прошлое...
     31 мая 1991 года.  С меня «содрали подковы» и по болезни отправили  в отставку.  Отслужил своё полковник. Все счета оплачены, прощай служба.  Свободен.  «…Гуляй, солдатик, ищи ответу...».   
       На закате лета, 20 августа 1991 года, ранним утром  на экране телевизора траурно поплыл «Танец маленьких лебедей».
По ком же зазвонил  колокол?

    Вместо утренних новостей, из-за экранной «занавески», от имени « группы товарищей» диктор загробным голосом оповестил на  весь мир;
- об «экстренном  заболевании хитрости у Главного говоруна СССР» ( внука троцкиста ГопКало),  добровольного затворника  в особо охраняемом правительственном заповеднике Форос;
- об образовании ГКЧП,  для  недопущения смуты в СССР…
   Ближе к полудню в столице объявился «Главный закопёрщик - строитель «Новой России». Взгромоздившись на танк,  он объявил виновниками путча  ГКЧПистов и  отправился   в Кремль разбираться со «смутьянами-заговорщиками».
       Колокола на всю Москву  звонили  очную «Осанну избавителю»  и «заочную панихиду» по СССР и отходную  ГКЧП.
«…И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его? (Матф.;12:25-26)
     «…Ах, куда мне деться, Дайте оглядеться,
Спереди застава, сзади - западня.
Белые, зеленые, золотопогонные,
А голова у всех одна, как у меня…»
      Не прошло и месяца после антиконституционного путча, а точнее, государственного переворота ,  коллеги- новоиспечёные пенсионеры  предложили мне «выйти из лесу»  и заняться   организацией  безопасности   Северной универсальной биржи «Белка», образованной новым веянием властей.
    «… А кто меня куда влекёт по белу свету,
И где награда для меня, и где засада на меня…»
     На следующий день  я  пришёл на биржу «Белка» и встретился с  её руководителем ( Президентом) Ушаковым А.Ф., который  познакомил меня со своим заместителем по кадровым и общим организационно-хозяйственным вопросам   Маркатуном  Геннадием  Валентиновичем.
   В ходе  беседы Геннадий Валентинович,  «сверяя наши часы»  спросил,  откуда я  и кто  такой по жизни.
    Ответил как есть: -  Три месяца как пенсионер, отставной полковник КГБ СССР, освобожденный от службы за ненадобностью.
    Маркатун засмеялся: - Вот и ладно. Я тоже недавно освобожденный, только из исправительно-трудового учреждения и без выходного пособия.
    Обсудив  характер нашей работы и первоочередные  шаги, Геннадий Валентинович изрёк:
- Думаю, что сработаемся мы с тобой  в этом «безнадежном деле», а там посмотрим.
   Более мы с ним к этой теме наших прошлых жизней не возвращались.
    Правда, на вопрос  одного из его друзей-«сидельцев», не опасается ли Геннадий, что я выходец из «конторы глубокого бурения»? Он ответил, что уж лучше пусть Жгутов будет рядом, чем толпа  «мутных пассажиров». 
  Через несколько месяцев Маркатун, как и обещал,  создал частную  фирму «Тройка».  В свою  фирму он пригласил меня и «ястребов» из моего отдела.
-  Григорьич, если твои «орлы вороньи крылья» согласны, то  завтра все на работу.   Да, скажи им, что Маркатун  посулил  фирменные костюмы справить, типа Тройка-майка, трусы, фуфайка.
 -Хорошо, Геннадий Валентинович.  Я завтра в таком обмундировании и заявлюсь в контору, чтобы увидели; шеф сказал - шеф сделал.

                ***

    Созданные по всей стране биржи занимались «торгами с молотка»; распродажей  продукции «лежащих на боку» предприятий ,  кем-то присвоенного  ранее    имущества, от гвоздей до «самолётов, дворцов, пароходов». 
На всех углах Вологды  бойко шла скупка чубайсовских  ваучеров.
 Рэкетиры «доили своих клиентов».
Новоявленные рейдеры уже начали отжимать предприятия у законных собственников.
  В вологодском «Белом доме»  разгоралась   подковёрная и  хитромудрая   борьба за власть.
    Маркатун, в этой мутной воде,  из всех сил пытался  оставаться человеком. Его принцип был: - «Не жили богато, нечего и  привыкать». 
    К нам, в фирму «Тройка»,  почти каждый день, наряду с партнерами и конкурентами, приходили люди из творческой среды:  художники, писатели и священнослужители. Все как один  молитвенно просили понять их бедственное состояние и оказать материальную помощь.
      Геннадий Валентинович   готов был  всем помочь, даже тогда, когда у нас не хватало средств на оплату текущих и налоговых платежей и даже  зарплаты сотрудникам.
   Случалось, когда  бухгалтер говорила ему, что нет возможности оказать материальную помощь.   Маркатун,  напуская строгий вид, сурово говорил: «Лена, не от этого наши домики покосились. Завтра брат продаст телегу навоза , разбогатеем сразу и надолго.»
   Припоминаю, в 1992 году Маркатун  помог вологодскому  писателю Виктору  Коротаеву  издать 100-тысячным тиражом книгу «Мать», антологию стихотворений русских и советских поэтов, с условием перечисления гонорара в Фонд солдатских матерей.
    В 1993 году, через наше совместное российско-польское предприятие «Дамар»,  Геннадий Валентинович оказал помощь вологодскому художнику Александру Савину  в издании Альбома его  картин.
Позже, уже после смерти Маркатуна,  мы,  частично  этими книгами Коротаева В..В.  получали  последние зарплаты в фирме.   
     Вот таким,  большим и добрым человеком, был    Маркатун Геннадий Валентинович. Таким он  и остается в памяти тех, кто знал его.
                ***
   Летом 1993 года, мне из администрации области позвонил мой  бывший сослуживец Голицын Георгий Александрович и спросил, может ли Маркатун  принять   артиста Олялина Николая.  Я согласовал время встречи с Геннадием Валентиновичем и,  сообщив об этом Георгию,    уехал в аэропорт  встречать корейскую делегацию «Самсунг автоматик», с которой  фирма «Тройка» вела переговоры о заключении договоров на поставку телефонного оборудования  и контракта  по модернизации телефонных станций в некоторых городах  Вологодской  области. 

                ***

 
    После встречи корейцев и размещения их в гостинице, я зашёл в кабинет  Маркатуна.   Николай Олялин и  Геннадий Валентинович  вели активную беседу.
  Олялин  вспомнил  наше знакомство в 1988 году, вышел из-за стола и тепло, как с хорошим товарищем,  по-дружески  поздоровался со мной.
 Глядя на нас, Маркатун,  спросил у меня:
    - Давно ли ты  знаешь  Николая Владимировича?
- Примерно с 1969-1970 года.   Я тогда  на Памире, возле китайской границы,  лейтенантом служить начинал. А когда  «капитан Цветаев» был артиллеристом  на   «Направление главного удара», я  в то время  старшим лейтенантом продолжал службу уже на афганской границе в Пяндже. 
Лично же  с Николаем Олялиным меня познакомил его школьный товарищ  Голицын Георгий Александрович в 1988  году.
    Олялину мой ответ явно понравился.  И он, смеясь, сказал, что не раз во время встреч  бывало,  фронтовики  принимали его за своего  боевого товарища.
-А ты-то, Александр Григорьевич, как  здесь оказался?
- Давно уже  тут подвизаюсь, Николай Владимирович.
     Этот  короткий разговор  как-то сразу предрасположил    Олялина к дальнейшему общению.
    В связи с тем, что Маркатун с Олялиным собрались куда-то поехать,   я, попрощавшись с ними,   пошёл общаться с «Самсунгами».
 Маркатун, уже  вдогонку,  с юмором меня напутствовал: -Григорьич, ты там  поаккуратнее , не распугай наших компаньонов.
      Во время  ужина с корейцами в ресторане «Спасский», один из гостей заслушался сольным выступлением гармониста, который  напевал  задорные перестроечные  частушки.
Обращаясь ко мне на ломаном русском,  корейский гость сказал:   
  - «Хосю покупая  такою  рюску хормоню. Я рюски мУсик  луплю.»
     Я понял его лепет  и  попросил  переводчика  сказать корейцу, что завтра купим ему гармонь.
    Утром следующего дня я доложил Маркатуну о встрече  с корейцами и передал ему  для согласования план встреч и  папки с проектами договоров и технической документации.  А также сказал ему о желании  одного из членов делегации купить гармонь.
    На это, смеясь , Геннадий Валентинович,  выразил  своё согласие: -  Ну вот, как гора с плеч, не надо теперь  думать чего  корейцам подарить. Может каждому по гармони дать,  а пока мы их мерёжить переговорами будем,  пусть ансамбль корейских гармонистов создадут и  в кабаке вечерми выступают.
   Мне же Маркатун рассказал, что вчера он с   Олялиным ездил в Новленское.  Там у него есть  вагончики, как база для участников киносьемок. Так мне стало известно,что  Олялин  приехал в Вологду с твердыми намерениями создать в области киностудию «Деревеньки». Неслучайно он  пришёл к Геннадию Валентиновичу  за помощью  по организации встреч с деловыми людьми города и руководством области для решения  вопросов о месте  размещения  киностудии, её строительстве и привлечения  спонсоров по финансированию  этого  проекта .
     Мне Маркатун поручил  оказать Олялину содействие  в  размешении его  в нашей конторе , так чтобы он имел возможность доступа к телефонам,  услугам секретаря-машинистки по печатанию  документов и по иным бытовым  вопросам.
                ***
    Как только корейская делегация заявилась в кабинет Маркатуна ,он сразу же спросил: - Кому гармонь купить?
     Кандидат в гармонисты, хитро прищурившись,  вопросительно  глядя то на  своего шефа, то на Маркатуна, раскланиваясь перед ними закивал: «Майя,майя.хотель хаймонь.»
     Макркатун повернулся ко мне и  сказал:  Александр, поезжай  с корейским «товарищем» в магазин  купи ему гармонь, какую он сам выберет, и возвращайтесь.  Посмотрим на его таланты. 
     Когда мы с корейцем вернулись , в кабине, кроме корейской группы,  находился и Олялин.
   Маркатун  взял в руки инструмент и от имени фирмы  вручил  подарок корейцу.
   Кореец принял дар и , улыбаясь мне, сказал:  -« Алекся-ся, ты сама снасяла показай мУсик на майя хаймонь.» 
   Взял я  гармонь, развел меха и, умея  изобразить на гармошке  только «отвори да затвори», извлёк какафонические звуки и, подражая корейцу,  с вологодским прононсом, спел частушку;
« Не хоти по «холи-то-ру»,
не «стуси хало-шами».
Всё лав- тно люби небуту
«су-пы как у ло-сати»
   Корейцы дружно аплодировали , а Николай  захохотал  и сквозь смех выразил восторг: -  Сашка, ты артист и полиглот  с юмористическим уклоном.
-От артиста слышу,только от всемирно известного.
 Так  легко, по-вологодски просто и уважительно, перешли с Николаем Владимировичем на «ты».
                ***
    Для Олялина мы выделили  рабочий офис-«рога и копыта»  рядом с кабинетом шефа, обеспечили телефоном и всей необходимой канцелярской атрибутикой.
Тогда  у нас, кроме копировального аппарата и простенького компьютера у Маркатуна,  не было ни сотовых телефонов, ни  Интернета.  Все документы  печатались на машинках. 
    За утренним чаем  Николай познакомился с нашими   секретарями-машинистками. 
   Поэтому случаю я  произнёс спич:  -Уважаемые коллеги, девушки и   дамы  не обременнённые  возрастом и семейными проблемами!  С сего дня   наша фирма «Тройка» пополнилась  новым «бойцом». Прошу любить и жаловать нашего земляка Олялина Николая Владимировича, который проездом из Киева  временно окопался в нашей фирме, но с намерением  стать  лагерем под Вологдой.
   Лица застольниц озарились улыбками  в адрес Николая. Чайная заутреня  грозила плавно  переплавиться  в обедню.
    Я  в зародыше  пресек попытку такого заплыва,  предложив им личные эмоции восхищения артисту выражать индивидуально и в свободное время. 
   -Ну вот как-то так ,Николай Владимирович, считай процесс запустили. Располагайся  без стеснения  и будь как дома.
                ***
    Наверное, около месяца Олялин почти каждый день бывал  в нашей конторе. Геннадий Валентинович помогал ему встречаться с руководством администрации области, с влительными бизнесменами города и банкирами.   Как практически решался вопрос  о создании в области киностудии «Деревеньки» по результам переговоров Олялина  в высоких областных инстанциях  я не знал. 
    Из  бесед же с Маркатуном и Олялиным мне становилось понятно, что на словах все вроде бы выражают согласие  и одобряют  предложение о создании киностудии.  Даже Глава администрации области  Николай Михайлович Подгорнов поддержал проект Олялина по созданию в Вологде  киностудии "Деревеньки".  Однако,  дело  продвигалось ни шатко ни валко – бег на месте  по коридорам власти с этажа на этаж.  Начались  разные  крЮчки-закорючки; а как , а где, а кто спонсирует, а  сколько вообще  потребуется «мани-мани».
                ***
    В  это  время  в фирме стоял «июльский жаркий сенокос».  Маркатун  по 12-15 часов в сутки   занимался с  иностранными делегациями «Италтел» и «Самсунг Электроник», которые наперегонки, конкурируя  друг с другом, пытались «втулить»  нам  свои телефонные станции.  Для нас вроде бы ещё передовые технологии связи, а для них вчерашний день. Они-то у себя  в Корее и Италии уже широко использовали   оптиковолоконную и сотовую  связь.  Проблем вокруг этих проектов было  множествого, а главная наша задача состояла в том, чтобы добиться максимум снижения цены на оборудование. 
                ***
   Николай, как-то увидев у меня на столе  приставку определителя номеров телефона, попросил по возможности  добыть для него  такую же.  Во моей просьбе знакомые связисты, когда я сказал им, кому нужна приставка, за два дня изготовили определитель номеров.
    Во время вынужденного антракта по «приделыванию ног»   продвижению олялинского проекта, Николай Владимироич  попросил меня съездить с ним   на квартиру к  матери и подключить приставку к её домашнему телефону.   На квартиру  Николай Владимировичем сам  отвёз меня  на своём  стареньком жигулёнке.  За две минуты я подключил  приставку к телефону, показал матери и  Николаю  как ею пользоваться.
    Матушка,  выслушав   наглядный инструктаж,  сказала мне: - Коля-то  дома редко бывает,всё-то  ему недосуг, да дела всякие.  Мне- то никто  не звонит, кроме его, а звонков много,  с утра и до ночи. Я никак не  поспеваю  трубку поднять и ответить.
- Вот теперь и не торопитесь к телефону, приставка все звонки запишет, а Николай Владимирович потом сам  разберётся  со всеми звонарями.
-Да уж, видать худы дела-то в приходе, коль столько звонарей развелось?  Как погляжу на него, вижу,что от этих звонков  мало у него радости . Погляди-ко на него, какой он смурной, одни скулы да глаза. В чём Колька у тебя только душа держится?
   -За тебя мама,за тебя, она во мне и держится.
Как мог он пытался успокоить мать, но мать- это мать.  Любая мать видит и чувствует  состояние сына на расстоянии.
 
                ***

  Николай Владимирович, как артист- профессионал, умело читал людей по лицам и  между слов,  даже понимал о чём они молчат.
  После поездки к его матери, Николай  неоднократно делился со мной своими мыслями и видимо получал от бесед   какую-то разрядку для себя и настрой  на дальнейшие действия. 
                ***

     Когда мы с Олялиным  возвращались  из Лукьянова,  он стал мне рассказывать про своё детство.
    Вдруг, окинув меня  пристальным взглядом, спросил:
 - А тебя,  Сашка, отец часто наказывал?
- Нет,Николая Владимирович,у меня не было отца. Я  рос безотцовщиной,а дошкольную самоподготовку  проходил на деревенской  улице, при скотном дворе и на конюшне.  Однако, мать меня держала  на строгом притужальнике. За всякие проказы, иногда и по два раза на дню  порола своим солдатским ремнём.   С утра, за то, что   «наварзал вчерась», а вечером,  уже за то, что за день «наваракосил». 
  - А хочешь, я с первого раза  угадаю, за что ты ремённые передачи через задницу прямо в мозг получал  и какие ты частушки пел в детстве?
- А я тоже  знаю, что ты знаешь и твои частушки тоже:
-Эх, конь вороной,… начал я.
-…белые копыта,- не отрываясь от руля, продолжил Николай  своим выразительным голосом.
-…Когда вырасту большой…
-Сань, вот на этом месте  животворящей частушки, я сразу же получил от отца крепкую трёпку.
- а я от матери, когда вечером на галдарее у  деревенского склада  сплясал и спел про белого коня и  своих видах на  будущую жизнь.  От роду мне  в тот злопамятный денёк было меньше пяти годков.
   Хорошо всё-таки, когда у взрослого человека  остается открытой дверь в босоногое детство и живёт в душе ребёнок.
    Мы от души по-детски посмеялись над  собой, тепло вспоминали родителей и  нашу послевоенную жизнь.
   Каждый из пацанов той поры, кто  воспитывался  в строгости,  но без злобы и жестокости, и по всей день благодарит родителей, особенно матерей, за уроки уму- разуму.
  Когда пришли в офис, Николай дал мне прочитать отпечатанный   на машинке объёмный сценарий «Царские забавы»,  а может быть  и под  другим условным названием. 
       Где-то через неделю Олялин спросил,  прочитал или зачитал я его творение.
    Я ответил,что ознакомился полистно и могу сказать, что  у меня сложилось впечатление , будто бы  Иван Васильевич из своего далекого прошлого приехал с тобой в Вологду, что бы устроить на виду у нынешних вологжан показательные порки. 
    А ты,Николай, мне ещё будешь говорить, что знаешь  за какие проказы матка меня драла как сидорову козу.  Из сценария вижу, что ты сквозь стены вологодского Кремля зришь, что царь вытворял в нашей Вологде в середине 16 века.
    За что боролись, Иван Васильевич, так нам сегодня и надо.
    Ой, извините, Николай Владимирович, вот видишь,глядя на твой «царев имидж», уже  царским именем-отчеством тебя величать привыкаю.
-Засмеялся Олялин и говорит: - Может и тебя,Санька, в эпизод  какой- нибудь  пристроить сгодится.
-Вот  Санькой и пристраивай, только чур, в эпизод, где мне физиономию расквашивать не будут и на плаху под топор не сподобишься меня нагнуть.    Давай поживем ещё на этом свете, Николай, пока громадьё своих планов не сверстаешь.
    Общаясь с Олялиным, я  стал  осязательно и  зримо примечать  как  в его обличье прорастает  образ Ивана Грозного.   Это ощущение у меня появлялось,  то при его острых, пронизывающих взглядах,  то при движениях, даже в голосе Николая и употреблении в разговоре старинной русской речи.   Олялин внутренне жил в царском образе.  Иван Васильевич  уже был  готов вот-вот  заговорить с экрана голосом Олялина.
                ***
   Либералы в эпоху буйных перемен  вспомнили  положение марксизма –ленинизма о сломе буржуазной  государственной машины и использовали его в переустройстве новой России.  Оно со страшной силой ударило обратным концом  по  СССР  и укладу всей жизни советского общества.
   Руководители КПСС и Правительство  СССР  самолично и  осознанно  запустили разрушающие  механизмы разрушения советского государства, уничтожении  идеологии и экономики.   
    В городе Вологде, как грибы после дождя , появились обменные пункты валют, начали открываться коммерческие  банки,   инвестиционные пирамиды типа МММ, Хопер, Селенга и  иная «русская недвижимость».
 Ценники  в условных единицах  менялись  в магазинах по нескольку раз в день. Предприниматели, глядя на  «акул дикого капитализма»,  замутили  свой бизнес и бессовестно  кидали друг друга.
Криминальные сообщества и  рэкетиры тиранили начинающих предпринимателей. 
     Вчерашние инженеры и учителя,  обратившись  в «челноков»,  кинулись  по  заграницам за дешевыми товарами.
    Военные отставники занялись частным извозом или подались в охранники . 
   Вся страна час за часом теряла своё социалистическое  человечье обличье  и погружалась в зловонную пучину  дичайшего  капитализма.
   Всё это Николай Владимирович   прочувствовал в Вологде на себе  в результате  встреч  и  переговоров  с «новыми русскими – олигархами», наращивающими  финансовую мускулатуру.      
   Бывая  у нас в фирме, он увидел, что  предприниматель  в  бизнесе  как канатоходец, всё время на грани двух миров балансирует. 
    В этот раз  он сделал однозначный вывод, что сегодня спонсоров всех мастей интересует только такое  кино, которое может принести им барыши и послужит  средством  продвижения во власть.
     Олялин как-то в приватном  разговоре проронил, что   влиятельная «Северсталь» вполне бы могла решить все финансовые проблемы по  созданию в области киностудии. но…  для организации работы студии и съемок фильмов потребуется другой режиссёр.
                ***

   Всё-таки  некоторый задел по  киностудии Олялин в Вологде смог заложить. Нашлись люди, которые помогли практически порешать вопрос  о застолблении земли для киностудии. Заслуженный архитектор России Леонид Рагутский   подготовил проект  терема Грозного , как основного помещения для «Деревеньки».
  Николай Владимирович  договорился о сотрудничестве с   вологодским оператором  Владимиром Самохиным  и они даже начали  работать.
   Вместе с тем,  мы с Геннадием  Валентиновичем, понимали, что  при складывающейся обстановке в стране, Олялину  на этом этапе не светит открыть киностудию и  выпустить на вологодский  кинопростор Ивана Грозного.
 
                ***
                Глава вторая.
                Тревожный  1993-й год 

    Время,события и люди иногда создают такие условия, что под их влиянием человек оказывается у самого края бездны перед судьбоносным выбором;  «хоть мгновение еще постою на краю»  или  «пусть пробуют они,  я лучше подожду».
 В конце  сентября –начале октября 1993 года я средь бела дня экстренно оказался на операционном столе.  За ночь   хирурги   отрезали у меня всё лишнее,  а что ещё могло сгодиться пришили-зашили.   Завершив своё «мокрое» дело, они сгрузили моё  тело в реанимацию. Долго ли коротко,но прошли мои болезненные дни и ночи,  зализал  я свои швы.
   В день выписки за мной в больницу приехал Геннадий Валентинович.  Во время пути в другую больницу для реабилитации, он, пропуская  мимо ушей мои вопросы о делах в фирме, расспрашивал меня как я дошёл до  края жизни и имею ли виды  на  будущее.
  На мой ответ, что вообще-то  намерен уволиться чтобы не путаться у него под ногами без пользы фирме.
Маркатун  как отрубил: -Погоди парень,не пыли, остынь.
   Тут я вспомнил  сон, который видел в послеоперационном  бреду.
 - Валентинович,  в больничке я сон, как наяву, про нас видел. 
- Интересно, а ну- ка,ну-ка расшифруй  толкователь  из наркозного тумана?
 - Приснилось мне,что мы плывем в каком-то заливе; вода холодная и кристально прозрачная, а  вокруг нас снуют сотни змеек, таких в Средней Азии стрелками называют. Кругом кусты по лицу хлопают, но  берегов не видно.
    Я кричу тебе: - Валентинович, смотри сколько змеёнышей  около нас вертится.  А ты мне рукой помахал и скрылся в кустах.
    Очнулся я с каким-то поганым настроением, но увидел, что  от тебя передача на тумбочке- краснобокие  яблоки,сок гранатовый , сразу полегчало и теплее стало на душе.   

   Ты ,Григорьич, не верь снам, они как бабки, всё врут. Поживем ещё на этом свете, - на мгновение задумался и…, как бы свои мысли вслух озвучил,
  - Сам же знаешь, что мы с тобой, каждый за свою  жизнь,  успели  Крым и рым ( Рым-это кольцо, через которое пропускают цепь каторжника-галерника.   от авт. А.Ж.)   проскочить  умудрились, в огне не спалились,  а  до чистой воды добраться  всего-то ничего осталось,  каких-то вонючих сто метров по навозной канаве  баттерфляем доплыть.
                ***   
    Геннадий Валентинович, похоронив в конце 1992 года безвременно умершую супругу, тосковал по ней, но  старался  прятать  тоску  от посторонних  глаз.
   Вот  и  мне неожиданно  осенней порой   «забили стрелку «вооруженные» хирурги». Низкий поклон им за то,   что пресекли до поры  встречу  «с  косой красавицей  с острой косой»
   А новая российская власть так распоясалась в этот год, что в октябрьские  грозовые дни, практически своих же соратников - свой  Дом Советов , нареченный  «Белым домом», расстреляла.
"…Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, если разделится, скоро разрушится…»               
«…Поистине, не столько гибельны внешние войны, сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах». ( Евангелие от Матфея. Златоуст, т.7, ч.1.).
    Изучая историю России почему-то складывается вывод, что из века в век разрушать  свою собственную страну «…до основания, а затем…» стало «национальной забавой»  всех прошлых,нынешних и, как пример, для будущих правителей.
 Знают же  все,  Великие мира сего,  эти прописные истины, но никто  не следует этим  заповедям.
                ***
   В середине декабря и в нашу фирму нагрянул край беды. Преждевременно,  для всех совершенно неожиданно и безосновательно,  ушёл из жизни сорокалетний  Маркатун Геннадий Валентинович.
  Вот как  не верить этим  бредовым  сновидениям?

                ***

    Я знал, что Маркатуну очень нравилась песня Лозы «Плот». Он всегда её внимательно слушал, а потом молча о чём-то размышлял.   Только спустя  время  я смог оценить эту песню  и  глубину  размышлений Геннадия Валентиновича:
 «…Им не дано понять,
Что вдруг со мною стало,
Что вдаль меня позвало,
Успокоит что меня.
     Ну и пусть
     Будет нелёгким мой путь,
     Тянут ко дну боль и грусть,
     Прежних ошибок груз….   

 …Нить в прошлое порву,
И дальше – будь, что будет,
Из монотонных будней
Я тихо уплыву…»



                Глава третья.
                Судьба играет …

    За свою жизнь артист Олялин Николай  Владимирович сыграл в кино  множество  знаковых ролей, но роль артиллериста капитана Сергея Цветаева в  киноэпопее «Освобожнение»  принесла ему всенародную славу и безграничную любовь зрителей в СССР и далеко за его пределами.
  Премьеры  фильма «Освобождение» с громким успехом прошли не только в СССР , но  во многих зарубежных странах.
    Не только третий фильм киноэпопеи  «Направление главного удара», но и все другие военные ленты  с участием Николая Олялина  признаны самыми честными и правдивыми   картинами о советском воине, познавшим на себе  весь ужас кровопролитной жестокости войны.  Вся правда кроется в самом артисте Олялине. Актёр не играл кино,  а проживал жизнь своих героев. Николай Владимирович выпестовал в себе своего двойника Сергея Цветвева,  вдохнул в него жизнь и вместе  с ним, от окопа до  укрытия, то бегом, то ползком, то пешком дошли до Берлина и на Рейхстаге оставили свою зарубку для всей Европы - «Мы Победили»
    Я это осознал за время личного общения с Николаем Владимировичем и проникся удивительным даром его  перевоплощений.
                ***
    Поэтому, как он сам говорил, фронтовики принимали Олялина своим из одного окопа или  заряжающим у своей  пушки.   
     Пожизненная  услуга Отечеству артиста Олялина Н.В.  была вознаграждена  по  инициативе  Первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Васильевича Щербицкого ; 
     В 1972 году он стал   Лауреатом  премии комсомола Украины;
     В 1979 году Олялину было присвоено звание Народный артист Украинской ССР.
    В 2001 году, уже после смерти Щербицкого В.В., Олялин Николай, не имеющий украинских корней, был награжден Орденом  князя Ярослава Мудрого V степени.
   Одно до сих пор для меня непонятно, почему же Олялину Николаю Владимировичу, создавшему  не меркнувший образ советского воина освободителя  нашей земли - СССР и всей Европы, звание заслуженного артиста СССР не  присвоено, хотя его заслуги перед СССР очевидны и наглядны.  Где же был  фронтовик Генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев,
    Куда смотрел Центральный Комитет КПСС с Министерством культуры? Что-то тут было не так?
    Умеет, однако, Родина-мать наша, в лице своих правителей,  обнять нас так крепко и осыпать розами, что шипы порой  до самого сердца достают.
    Вот и тут народная слава не обошла Олялина стороной. Она так «опоила героя войны», что едва не сгинул  Николай Владимирович на дне хмельной чаши.
    Опять же, только благодаря своей жене Нелли Ивановне и  Щербицкому В.В., всплыл он  из этого чистилища к новой жизни и  с твёрдым намерением  лично написать сценарий   и собственной режиссурой  отснять фильм под условным названием «Кулачные бои» или «Царские забавы» на вологодской земле и в своей киностудии «Деревеньки». 
    В 1990-1992 году, с  личным участием Олялина, им  были отсняты фильмы:  «Неотстрелянная музыка»,  «Тёплая мозаика ретро и чуть-чуть…»  и  «Воля».  Однако, особых дивидендов  эти фильмы ему не принесли. Их  даже не  выпустили в большой прокат, так как они пришлись не ко времени.   
   Наступила чёрная полоса для  советского кино.  Настежь распахнулись  двери для  «западных ценностей». Они как мутный, отравляющий сознание,  горный сель затопили Россию.  Во всех закутках,подвалах , и в поездах открывались залы и кинозальчики, в которых  круглосуточно и без перерывов  крутили низкопробные  голливудские ленты типа «Кошмар на улице Вязов», «Греческая смоковница» и подобные им.
   Однако , Олялин  убедился, что он вполне может быть  « и швец и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец». Поэтому, сказав себе, - где родился- там и пригодился»,  с тем и поехал в родные вологодские места строить киностудию и снимать  большое кино  про Вологду, про царя Грозного и не только.   



                Вместо  послесловия.

                Вологодский дозор
                или
                Призраки Света и Тьмы над  «Прибрежным»

     И всё-таки дни пребывания Олялина  на родной земле не прошли  даром.  Он осознал,  что не  то время  выбрал  для создания в Вологде  киностудии.  Это огорчало его, но в чем-то и радовало.  В Вологде  он обрёл  своих сторонников, заинтересованных  в создании  кинофильмов на вологодской земле, основанных на вологодской истории.
     Проект Олялинской «Деревеньки» не згинул  даже после октябрьского переворота  1993 года.
   В Вологде на берегу  реки Вологды всё-таки возвели деревянный остов, как  основу « детинца резиденции Ивана Грозного». Недостроенный  терем несколько лет простоял без пригляда, медленно подгнивая в сумрачных зарослях бурьяна.  Потом многоярусный  сруб,  ставший  пристанищем бомжей,  сгорел в огне, возможно даже не сам по себе, а по чьей- то воле.
    Через несколько лет на  месте пожарища и вокруг него   очень быстро отстроился элитный жилой комплекс «Прибрежный».
     Обитатели  «Прибрежного» знают, что с южной стороны жилого  комплекса   по соседству с ними маячил призраком недостроя  «царский терем Ивана Грозного», а с северной стороны  « Прибрежный»  пристроился   под самым боком у  древнего  Горбачёвского-Лазаревского кладбища.
 
                ***   
   И живут же люди.  Фантастическое место. Аккурат писателю   Сергею Лукьяненко  карты в руки .    Глянул бы он пристальным взглядом фантаста в сценарий Олялина  «Царевы забавы».  Приехал бы в Вологду, где по ночам, у северной окраины  жилищного комплекса  неприкаянно витают  тени умерших душ , а с южной,вдоль по берегу реки,   бродит призрак  Ивана Грозного, которого Олялин  лично оставил  смотрящим инквизитором.
    Вот  Вам, вологжане, и  фантастический сценарий «Вологодский дозор».  А как и о чём написать,  Лукьяненко и без нас  скумекает.    Вот так и может сбыться мечта Николая Олялина и возродится  из пепла  киностудия «Деревеньки».
                ***
     Есть вологжане, которые хранят память об Олялине  и его не родившемся детище.
    Заслуженный архитектор России Леонид Рагутский  собрал тех, кто знал и работал с Николаем  Олялиным;. подполковника запаса военного журналиста  Александра Раевского, оператора  Владимира Самохина, киноведа Татьяну Канунову, театрального  деятеля Ирину Горожанову, директора 11 школы города Вологды Светлану Пятикову  и работника культуры Геннадия Травинова.
     Эта  инициативная группа объединёнными усилиями  открыла  памятную доску на школе №11, в которой учился Олялин Н.В.
    Для увековечения памяти об актере Олялине Н.В.  этой же группой  был организован  сбор средств  и изготовление горельефа  скульптором Алексеем Архиповым,  по эскизу  известного вологодского художника Александра Савина, ( это ему Маркатун Г.В. подставил своё плечо,став Генеральным спонсором по изданию Альбома картин художника)  .
  Горельеф Олялину Николаю Владимировичу  поставлен на входе в вологодский кинотеатр «Ленком». Надпись  на нём гласит: « Артисту и человеку Николаю Олялину от благодарных горожан. 2016 год.»

Олялин Николай Владимирович, как настоящий воин- русич, не пал духом, а в этом же 1993 году  вновь возродился Сергеем Цветаевым в кинофильме «Трагедия века» и до 2007 года постоянно снимался в кино.
   Более того, Олялин умудрился «влезть в шкуру»  Инквизитора в «Ночном дозоре» , а потом ещё и «получить повышение»  Главного инквизитора в  «Дневном дозоре»
    Такое амплуа далеко не каждому  актеру под силу, но  Николай Владимирович профессионально  вжился в роль и сыграл её в этих  кинолентах.   
    Только такие люди, как Олялин способны преодолеть себя, встав между Светом и Тьмой,  выбраться из сумрака  любого адского чистилища.     Молодежь  поколений  эпохи буйных  российских перемен  запомнит Олялина Николая в ролях Цветаева,  Инквизитора  и  по другим российским фильмам  с участием нашего земляка.
    Может быть потомки  доживут до того дня, когда откроется вологодская киностудия имени Николая Олялина. А пока,суд да дело,  не найдутся ли активные инициаторы  от культуры, что бы организовать проведение  в области,  хотя бы в Вологде и Череповце,  кинофестивалей  фильмов с участием Николая Владимировича Олялина.

    Гор.Вологда.
Декабрь 2021 год.


Рецензии
Тоже большой текст на один клик. Закладку не поставить, и
за один раз не прочитать. А чего бы Вам стоило разделить частей на пять-шесть
и поставить с продолжением на разные клики. А в такой куче и не запомнить,
что хотел читатель сказать
О самом тексте.
Как мемуарный он хорош.
Смеялась, зарплату книгам выдавали...А их ведь есть не будешь.
Вообще юмор хороший у Вас. Понравилось, как Вы пишите. Буду Вашей
читательницей. Здоровья Вам и успехов!

Марина Славянка   22.01.2022 04:24     Заявить о нарушении
Спасибо Марина. Я ваше предложение принимаю к сведению и понимаю необходимость деления. Так в некоторых больших объемах делаю это, но..., тут читатели начинают прыгать по главам публикации как зайцы по кустам. Я попробую разбить их на части с отдельными названиями, но только постараюсь, чтобы они воспринимались как отдельные рассказы.. С уважением. Я всегда рад видеть Вас на своей странице.

Александр Жгутов   22.01.2022 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.