История железнодорожной станции Шентала

«Ах, Шенталь», – немецкий гость дивился
Красотой нетронутых глубин.
Люд со всех концов к тебе стремился,
Обретал покой, уйдя с чужбин…
Я размышляю о судьбе своей малой родины, а из-под пера выходят эти незамысловатые строчки... Ведь недаром нашу Шенталу называют живописной. Природа здесь, действительно, неповторимо-сказочная. Сама железнодорожная станция вписана в ландшафт лесной зоны. Вот и легенда гласит, что своим звучным именем Шентала обязана заморскому гостю. Старожилы рассказывали, что будто бы проезжий немецкий инженер, плененный красотой окрестных мест, воскликнул: «Шён таль!», что в переводе и означает «прекрасная долина».
Говорят, было это 110 лет назад, при строительстве железной дороги, положившей начало становления будущего районного центра. Именно тогда эту территорию стали осваивать первые поселенцы.
Образование нашей станции связано с началом движения поездов. Ещё в октябре 1874 года открылась Моршанско-Сызранская ветка для грузового и пассажирского движения поездов. В 1898 году со станции «Инза» чугунка пришла в Симбирск. Вскоре проложили рельсы до Мелекесса (ныне Димитровград). А в 1907 году провели инженерные изыскательные работы на участке Шентала-Клявлино-Бугульма. В укладке полотна участвовали местные жители. На лошадях возили камни. Песок добывали из карьера на северной стороне нынешнего райцентра. Прокладка линии была завершена в 1911 году. Так появилась наша станция под названием «Шентала».
Со сдачей в эксплуатацию участка железной дороги от Мелекесса до Бугульмы началось «правильное» движение поездов. Начали ходить одна пара пассажирских и четыре пары грузовых поездов в сутки. Для заправки паровозов на станциях Бугульма, Клявлино и Шентала были построены топливные склады и водокачки.
Прокладка железнодорожного полотна продолжалась. В августе 1914 года наша ветка соединилась в Чишме с Самаро-Златоустовской железной дорогой, которая впоследствии стала Куйбышевской железной дорогой. Именно к ней, к Ульяновскому отделению, долгие годы относилась и наша станция. Лишь с 2003 года, с момента образования ОАО «РЖД», отошла к Волго-Камскому региону Нижнекамского центра организации работ железнодорожных станций.
Сегодня на железнодорожной станции Шентала трудятся полсотни человек. Они представляют несколько служб: электромехаников СЦБ, энергетиков, связистов, движенцев и путейцев. А вот в былые годы, кроме данных служащих, были ещё приемосдатчики, осмотрщики вагонов и товарные кассиры.
Примечательно, что среди железнодорожников немало семейных династий. Сегодня продолжают благородное дело своих родителей Сергей Владимирович Феоктистов, Марат Сагитович Хасанов, Василий Петрович Китов, Олег Александрович Бочкарев, Татьяна Геннадьевна Жирнова (Михеева), Геннадий Михайлович Круглов, Мария Олеговна Кормухина (Мокшанова). В этой отрасли трудилась и Любовь Анатольевна Косьмина (Бочкарева).

Первые постройки
Первыми постройками железнодорожной станции Шентала были здание вокзала и водонапорная башня. А первой улицей – Вокзальная. На ней возвели несколько домов для работников железной дороги.
Вокзал был деревянным, отапливался дровами и углем. Там находились зал для пассажиров и билетная касса. В зале ожиданий располагались деревянные лавки, бак с питьевой водой. Действовал свой буфет, где продавались горячие блюда и напитки, которые готовили здесь же, на привокзальной кухне. Ведь пассажиров было много, и желающих поесть всегда хватало. Билеты оформляли вручную. На ближние расстояния вырезали и пробивали игольчатым компостером, а на дальние – заполняли специальные бланки.
Бурное развитие Шенталы началось с момента организации районного центра. В 1935 году из Старой Шенталы в райцентр перебазировали помещения волисполкома и райисполкома.
В это же время появился Шенталинский пищекомбинат. В небольшом пятистенном домике делали квас, морс, лепили пряники. На месте нынешнего ПОЖКХ был построен молокозавод. Начали работать кустарные производства. В артели инвалидов «Кызыл Юлдус» открыли парикмахерскую, сапожную, швейную мастерские, бондарный и колбасный цеха. Во дворе нынешней столовой действовала производственная база артели "Молот", которая выпускала брички, телеги и сани.
В 1938 году построили районную больницу и Шенталинский элеватор. Годом позже была сдана в эксплуатацию электростанция, расположенная на нынешней территории детского сада «Звездочка».
С широким размахом шло строительство частных домов. Началось возведение ведомственных квартир. Одними из первых обустраивались и заселялись улицы Куйбышева, Пушкина, Ленина, Кирова.
На улице Куйбышева располагались детский сад, стадион, маслозавод, детский дом. Детский сад был барачного типа. Позже в этом здании находилась музыкальная школа.
А кирпичные двухэтажные постройки появились в начале 50-х. Тогда ввели в эксплуатацию дома по улице Вокзальной, 16 и 18. Поначалу в них проживали машинисты паровозов. Впоследствии – и другие работники железной дороги.

Промышленность
На территории станции Шентала свою деятельность осуществляли предприятия различных отраслей экономики.
Одной из старейших организаций стал леспромхоз. Недаром и лесозаготовкой в наших краях начали заниматься с первых дней освоения территории. С движением поездов была образована небольшая бригада лесорубов, которая обеспечивала дровами проходящие через станцию паровозы. В первые годы после революции на базе лесных дач был образован Шенталинский лесхоз, который в 1931 году преобразовался в леспромхоз. В его состав вошли пять лесничеств и два лесопункта.
К 60-м годам Шенталинский леспромхоз стал комплексным предприятием, выполняющим все виды работ по ведению лесного хозяйства, лесоэксплуатации и заготовке, первичной переработке древесины и поставкам продукции. В былые годы более 100 вагонов лесной продукции ежемесячно реализовывали в разные регионы нашей страны. В их числе тары ящечные, древесина твердых пород, экстракт-сырье дуба, пиломатериалы, прищепки, стружка древесная. Были и экспортные поставки. К примеру, осиновый баланс отправляли за границу.
Действовали тарный, стружечный, ширпотребцеха. На всю округу славился леспромхозовский сад, где получали прекрасные урожаи овощей, фруктов, ягод. Заготавливали лекарственное сырье.
В начале 50-х годов возле карьера на северной стороне Шенталы был пущен в эксплуатацию цех по переработке древесины. Здесь работала пилорама. Потом цех стал филиалом Похвистневского мебельного комбината, выпускал столы, стулья, бельевые шкафы. В это производственное подразделение входил кирпичный завод. В 1970 году завод строительных материалов в основном изготавливал перекрытия для животноводческих помещений. В летнее время за одну смену выпускалось около 160 щитовых перекрытий, 150 перегонных метров изгороди. А кирпичный завод выпускал и реализовывал для нужд населения красный кирпич. Долгое время директором заводов был Николай Платонович Бычков.
В 60-х годах полным ходом велось строительство животноводческих помещений и социокультурных объектов. Первым видом работ занималась районная ПМК (передвижная механизированная колонна), которая относилась к министерству сельского хозяйства. Вторым видом – ПМК-708 от министерства сельского строительства. Её первым руководителем был Жарнов Евгений Данилович. В последующие годы: Родченко Геннадий Андреевич, Иванов Николай Григорьевич, Лескин Василий Николаевич, Хамзин Рефьят Ризванович. Позже строительная организация стала филиалом Сергиевского ПМК «Мехмонтаж» и занялась монтажом оборудования животноводческих помещений. Практически все значимые объекты нашего района – дело рук ПМК-овцев.
Так, в конце 60-х – начале 70-х годов были построены объекты пищевой промышленности: контора райпотребсоюза, столовая, магазин для ветеранов, гастроном, кондитерский цех, хлебозавод, оптовая база с холодильной установкой, пищепром, маслозавод.
Торговлю на территории райцентра осуществляли магазины Шенталинского РайПО. Пищепром радовал всех кондитерской продукцией, сладостями, фруктово-ягодными консервами и безалкогольными напитками. Маслозавод – всевозможной молочной продукцией: сливочным маслом, сырами, творогом, сметаной, сливками. Кроме того, принимал от населения и колхозов молоко. 
История газового хозяйства началась в 1967 году: при коммунальном хозяйстве Шенталы был организован участок по газификации населенных пунктов. Первые газобаллонные установки были смонтированы в коммунальных домах по улице Куйбышева. А в 1993 году в Шенталу пришел сетевой газ. И по всему району протянулись газовые магистрали.

Социально-значимые объекты
Первоначальным центром оказания медицинской помощи была врачебная амбулатория в нашем райцентре, открытая в 1936 году. Шенталинская центральная районная больница  была основана в 1938 году, когда во вновь построенном деревянном корпусе начал функционировать стационар на 25 коек. С 1943 по 1945 годы в райцентре на базе больницы и школьных зданий развернули тыловой хирургический госпиталь на 200 коек.
К началу 60-х под руководством О.П. Омшиной были построены отдельные деревянные корпуса детского, родильного отделений, лаборатории, рентгенкабинета, расширена поликлиника для размещения женской и детской консультаций. Открыты ФАПы и колхозные роддома в больших селах. В 1961 году появился первый наркозный аппарат, электроавтоклав, холодильник. А в 1968 году Шенталинская ЦРБ перемещается из центра села на окраину в кирпичную новостройку с поликлиникой и стационаром на 50 коечных мест. С этого времени вокруг больничных корпусов формируется целый городок с жилыми домами для медицинского персонала. Долгие годы ЦРБ руководит талантливый организатор и преобразователь Б.Я. Альберт, внесший значительный вклад в районное здравоохранение.
В 80-е годы окончательно сформировался больничный комплекс.
Ещё в 1923 году была открыта Шенталинская средняя школа № 1. Она располагалась в небольшом железнодорожном доме, где обучались 30 человек начальных классов. В 1939 году построили большую деревянную школу. Во время Великой Отечественной войны там временно располагался военный госпиталь. В 1959 году возвели новое трёхэтажное кирпичное здание. Директором школы стал Б.Н. Кафидов. В 1983 году к школе был сделан пристрой на 320 мест. Золотыми буквами вписаны в историю Шенталинской средней школы № 1 имена педагогов М.И. и И.И. Чувашевых, М.А. Гусева, заслуженных учителей Б.Н. Кафидова, А.И. Афанасьева, Е.П. Омшиной, А.К. Суродиной.
В Шенталинской средней школе № 1 был создан краеведческий музей, Ленинская комната, велась туристско-краеведческая работа, была налажена  деятельность комсомольской и пионерской организаций.
В 1962 году был создан новый тип учебно-воспитательного учреждения – школа-интернат, возникли группы продленного дня.
В начале 1950 года по решению  облисполкома открывается начальная школа на северной стороне райцентра, по улице Калинина. А в 1956 году рядом с ней появляется новое учебное заведение, состоящее из одного учебного кабинета, отапливаемое дровами и освещаемое керосиновыми лампами. Здесь обучается до 150 детей.
В 1959 году школа становится семилетней, годом позже – восьмилетней. Дети начинают учиться в новом просторном деревянном здании.
В 1969 году учебному заведению был присвоен статус средней школы № 2. Вскоре начинается строительство нового здания школы на улице Победы. А старая деревянная школа превращается в детский интернат.
1970-1971 учебный год начинается в новом просторном двухэтажном кирпичном здании. Долгие годы руководителями Шенталинской средней школы № 2 были Ю.Н. Плужников и Г.В. Ошкина.
В 1975 году в школе № 2 открылось школьное лесничество «Ёлочка». За летний период четыре потока школьников побывали в лагере труда и отдыха.
Ученические производственные бригады учащихся оказывали значительную помощь колхозам в выращивании овощей, сахарной и кормовой свеклы, уборке урожая зерновых культур. Отметим, что в райцентре Шентала была и своя свеклобаза.
В 1964 году на базе Шенталинской средней школы № 1 по линии Красного Креста были организованы вечерние курсы медсестер. А в 1967 году в Шентале открыто медицинское училище. Оно располагалось в здании старой больницы. Первым его директором стал врач-хирург Б.Я. Альберт. Студенты занимались без отрыва от производства в вечернее время с 19 до 24 часов. Учебников, муляжей и манипуляторов не было, поэтому лекции конспектировались, а наглядные схематические пособия были самодельными. В ноябре 1986 года строители сдали новый корпус медицинского училища.
Шенталинское медучилище готовило высокопрофессиональных медицинских работников по специальностям: фельдшер, акушерка, медицинская сестра. Многие выпускники продолжили своё образование в медицинских институтах.
Страна нуждалась в сельских специалистах. И в 1944 году в Шентале была открыта школа механизации сельского хозяйства. Первое время учащиеся занимались в деревянном здании с тремя классными комнатами и столовой. С каждым годом укреплялась материально-техническая база учебного заведения, увеличивался поток учащихся. В 1954 году было выпущено 4800 специалистов. С 1964 года училище механизации преобразовано в сельское профучилище. Был построен типовой учебный корпус на 360 мест, учебно-ремонтная мастерская. В учебном хозяйстве имелось 224 га земли. В парке сельскохозяйственных машин насчитывалось 32 трактора, 12 зерновых комбайнов, 12 автомашин и десятки современных сельскохозяйственных орудий. Училище имело свою свиноводческую ферму, плодово-ягодный сад. В 1970-1980 годы продолжились строительные работы: были возведены двухэтажный жилой дом для преподавателей и мастеров, учебный корпус, общежитие для учащихся, культурно-бытовой комплекс, в котором были размещены столовая, библиотека, спортивный зал. Училище ежегодно выпускало около семисот специалистов для народного хозяйства. И было лучшим в области.
В создании материальной базы профтехучилища, его развитии и процветании огромную роль сыграл  Заслуженный работник профтехобразования РСФСР В.А. Мельников, проработавший руководителем более 30 лет.
Многое можно вспомнить об истории Шенталы. Но для этого не хватит и книги… В любом случае, история нашей малой родины связана с судьбами людей, которые здесь жили и трудились на благо своего края, своих земляков. 


Рецензии