Жалость была неуместна

Ноябрьский праздник мы - пацаны ждали, как дождь после длительной засухи. А почему ждали, да потому, что к этому празднику в деревне всегда забивают какую-то животину.
 В преддверии зимы обычно заготавливают запас мяса. Полевые работы закончены, запасы овощей сделаны. С наступлением первых  морозов в посёлке начинается планомерный забой, подросшего за лето молодняка. Обычно это свиньи или другие животные-телята, овцы, а так же птица.

Для нас начинаются дни "обжорства". Смотреть, как режут живую свинью или другое животное, я никогда не любил. Даже курице мать Сама рубила голову. И когда однажды мать предложила зарезать к празднику овцу, я категорически отказался, заявив, что я не убийца. - Если она уж так хочет, то я могу застрелить её из ружья.
Присутствующий при этом мой двоюродный брат рассмеялся и сам всё сделал без моей помощи.

В тот год снег выпал рано, уже в первых числах ноябре толщина снежного покрова достигала двадцати сантиметров к нашей неописуемой радости. Достав свои лыжи, мы опробовали их в ближайшем лесу, и наметили  первый выход в воскресение в лога.

Школьные уроки, само собой отходили на второй план. Да и как можно было что-то читать или решать задачи, от которых у меня всегда портилось настроение. Я любил все школьные предметы, кроме арифметики. Решение задач для меня всегда было неразрешимой проблемой. Решал я их с трудом, чаще списывал у кого-то из друзей уже готовое решение, но в результате нередко получал двойки. На первом месте у меня в выходные дни у меня были лыжи и снежные горки, с которых я всегда возвращался мокрый, а нередко и с разбитым носом.

Но я отвлёкся. Лыжные прогулки нас всегда радовали и потому, что по возвращении дома всегда ждал наваристый борщ с мясом. И жалость к " убиенному" скоту пропадала сама собой. Одной картошкой и хлебом сыт не будешь.

В воскресный день, мы как обычно, собравшись в большую группу выехали в лога, но сильный мороз вынудил нас вернуться раньше. По пути домой заехал к братьям. У них можно было обогреться и немного обсохнуть, так как, из логов мы редко возвращались сухими. Сидя с братьями за обедом, я узнал, что в этот день они забили бычка на мясо. Он уже подрос и оставлять его в зиму не было смысла, так как корова Зорька весной принесёт новое потомство.

Сидя за столом, я услышал историю  последних минут бычка, который за лето подрос и имел внушительный вид. Подойти к нему мы, пацаны, боялись. Он  не любил чужих людей и только тётя Поля смело входила за загородку в сарае, чтобы дать ему сена и напоить. Приближающие ноябрьские праздники ускорили процесс заготовки.

Забить бычка решили втроём: мой старший брат Михаил, сосед и сам хозяин.  Но когда все вместе вышли,чтобы начать "дело". Сосед сразу сник, такого рослого бычка ему ещё не приходилось забивать.

-Мужики, а может его лучше из ружья сначала?
- Ты что, да нас соседи засмеют, трое не справились с одним годовалым бычком?

После долгих споров согласились, что такого ножом не завалишь. Скорее сам окажешься, на его уже порядком подросших, рогах. Да и копыта у него представляли серьёзную опасность.

Мыль, как решить эту проблему подал брат Михаил.

- А мы давайте его сначала кувалдой оглушим, он упадёт, а уж потом мы завершим начатое. Сосед наклонился, зачем-то из-за голенища достал нож и потрогал лезвие.
-Хорошо, но кто будет бить быка кувалдой, он же при нашем приближении сразу поймёт, что его ждёт.

Решили, что кувалдой будет "работать" брат, бычок его знает и подпустит к себе. Решено.  Тётя Поля вывела бычка на улицу, налила ему в ведро пойло и позвала мужиков. Бычок оторвался от пойла и поднял голову. Бычьим чутьём он понял, что от стоящих вблизи троих мужиков  ничего хорошего ждать не приходится.

Перешагнув пустое ведро, он заспешил в своё стойло. С большим трудов в стойле на рога ему удалось набросить верёвку и вывести на улицу. С налившимися кровью глазами бычок, предчувствуя расправу, смотрел на мужиков.

- Давай Миша, начинай! Миша несмело сделал шаг.

-Куда бы ударить, чтоб сразу свалить его с ног?

-Да ты не бойся, бей между глаз, он сразу упадёт, а уж мы -то не оплошаем-советовали ему отец и сосед.
-Ты главное не промахнись!

Миша работал в кузне молотобойцем и махать кувалдой ему было не привыкать. Но одно дело бить кувалдой по наковальни и совсем другое угадать с ударом в нужное место. Бычок постоянно крутил головой, пытаясь освободиться от верёвки и угадать момент, когда можно было нанести удар  никак не удавалось.

Наконец, Миша выбрал момент, замахнулся кувалдой и с силой нанёс удар. А дальше случилось то, чего никто не ожидал. Бычок резко дёрнулся, и державшие его за верёвку мужики, попадали в снег. А бычок, лихо взмахнув головой, перемахнул через плетень и бросился в огород.

Не понимая, что произошло, мужики удивлённо смотрели друг на друга. Наконец, поняв в чём дело, посмотрели друг на друга.

- Ты куда бил, возмутился сосед? Миша ещё не осознав, что произошло, виновато моргал глазами.

-Да после удара кувалдой он вообще не должен был шелохнуться!

Неожиданно взгляд соседа упал на то место, где стоял бычок. На снегу отчётливо выделялся лежащий рог от бычка.

-Да ты по рогам ему угадал, возмущался сосед.

-Вот иди попробуй поймай его теперь.!

Делать было нечего. Отряхнувшись от налипшего при падении снега, мужики стали совещаться, как теперь поймать бычка, у которого один рог был сломан. И расставаться с жизнью он просто так не хотел.

Захватив новую верёвку и вооружившись вилами, направились в конец огорода, где стоял бычок. Он как видно после удара ещё не оправился и стоял опустив голову.
Разгорячённые мужики, обозлившись на бычка после первой неудачи,  шли плотной шеренгой, прижимая его в угол. Сосед приготовил нож, с твёрдым намерением  проявить инициативу.

Бычок вновь рванулся, отбросив своих "убийц" и побежал в пригон. Трое мужиков, один с ножом, другой с кувалдой, третий с вилами уже не бежали, а шли за несчастным бычком. Последний, видимо окончательно обессилев, в сарае уже не мог оказать достойного сопротивления.

Услышав всю эту историю, я с трудом проглотив кусок мяса, который застрял у меня в горле, стал быстро одеваться, чтобы идти домой. Одежда моя подсохла и я выбежал на улицу. Всю ночь мне снился сон, как трое мужиков гоняются за бычком. А он повернув к ним голову человечьим голосом говорит им:

-Для того вы меня и растили, чтобы запастись моим мясом на зиму?

 Зима только начиналась и я часто заезжал по дороге домой к моим братьям, но за стол садился редко. Да и то, когда на стол не подавали ничего мясного.


Рецензии