Наш любимый дядя Яша

Наш любимый дядя Яша.
            Прежде чем начать писать про дядю Яшу, я расскажу, как мы, дети Берг Аганеты Исааковны и Облог Петра Дмитриевича относились, даже вернее любили дядю Яшу! Несмотря на трудные годы своей жизни, на ту беду, которая свалилась на него, дядя Яша всегда сохранял веселый добрый нрав, имел какую-то жизненную мудрость и любовь ко всему живому. Вот! Именно так! Он любил все вокруг: людей, зверей, животных, растения, каждую травинку! А мы любили его! И, причем, все! Мы с братьями, будучи детьми, в редкие приезды дяди Яши мечтали: «Вот бы был наш папка, как дядя Яша!» Но наш папка был таким, каким был. А дядя Яша был нашим любимым дядей. Человеком, которого мы не просто любили, но и гордились им! Я училась в девятом классе, когда прочла в местной газете статью, как наш  дядя, Берг Яков Исаакович, изобрел какой-то новый способ силосования.  Маме говорю, а она не верит, показала ей статью. Колхоз

 
«Москва», главный ветеринар, Берг Яков Исаакович. Все данные совпадают. Почему мама не верила…   Наверное , последствия репрессии выбили из неё веру в то, что немцев могут признать   умными, грамотными! Но перейдём всё же к истории жизни любимого дяди.
              Родился Яша первого января 1933 года. И теперь каждый новый год в семье был праздник -  день рождения! Его мамой была уже наша новая бабушка, Мария. Семья жила дружно, весело до тех пор, пока не арестовали их отца, а нашего дедушку, Берг Исаака Яковлевича. Арестовали его в тот год, когда Яша пошёл в первый класс. Жизнь стала труднее, но семья не падала духом, мама Мария была сильная женщина. Она занималась домом, хозяйством плюс они выращивали тутового шелкопряда, на втором этаже дома. Кормили его ягодами шелковицы, которая росла у них во дворе. Тутовый шелкопряд вырабатывал шелк, который сдавали в райпо, и имели за это неплохие деньги. Старшие сестры учились в пединституте. Вскоре грянула война, во второй класс Яша уже не ходил, потому что их репрессировали на Алтай. Первый год был самый тяжелый и страшный: голод, холод, к которому семья долго не могла привыкнуть. В Украине было тепло, а на Алтай они добрались уже зимой! Самое худшее, что пришлось им тогда испытать – это унижение. Местное население обзывало наших немцев фашистами! Люди считали, что их пригнали из Гемании. У Яши был непростой характер, он никогда не давал себя в обиду, так что приходилось и кулаки в ход пускать. Я писала стих о том времени:
           Фашистами вас обзывали,
            Глумились, смеялись вам вслед!
            А вы их и сами не знали,
            Но много познали вы бед!
В 1944году маму Яши арестовали за то, что она украла в колхозе ведро пшеницы.
Детей же надо было кормить! Люди в форме увезли её в райцентр, и больше эту женщину никто и никогда не видел. Искали после войны, все бесполезно. Так мы и не знаем, как пропала наша бабушка.  А Яша в 11 лет остался круглым сиротой. Анализируя всю его жизнь, я всегда удивлялась, как при таком раскладе, дядя Яша сохранил оптимизм и добрый, весёлый нрав! Он всегда был в хорошем расположении духа, в хорошем настроении. Но продолжим. В 11 лет, в деревне, мальчик уже не ребёнок, а, вполне себе  хороший помощник в доме. Уход за скотиной, уголь и дрова – всё это входило в обязанности Якова. Мальчик он был шустрый, успевал и учиться, и дома помогать, и на улице играть. Выдумщик был знатный, самый смелый и шустрый среди мальчишек! Любил шутить, много знал анекдотов, всегда мог поговорить с любым человеком! Все, кто знал Яшу, очень любили его ! И так продолжалось всю жизнь. В это время старшая сестра Якова, Агнесса работала бухгалтером в колхозе  «Москва». А село называлось Дегтярка.  В июле 1947 года из трудармии вернулась старшая сестра Екатерина. Жили Берги тогда в доме репрессированной Агаты Винс. И вот в этом же году , Агата тоже  возвращается  из трудармии. Значит, Бергам надо освобождать её дом. Решили строить новый, тем более, что Екатерина привезла немного денег. Зюзанна  и Агнесса, в это время, уже вышли замуж, и жили отдельно. А так как в семье было всего двое мужчин, то основная работа легла на их плечи. Ивану было 22 года, а Якову - семнадцать лет. Екатерина и Ольга, которой было всего 10 лет, выполняли женскую работу. В 1951 году Иван женился и привел в дом молодую жену.

Годы шли, Яша закончил школу, работал в колхозе села Петровка. Там, в школе, работала очень красивая, маленькая девушка, на которую заглядывались местные ребята. Она была очень скромная и добрая. Конечно, дядя Яша сразу положил на неё глаз, влюбился и начал ухаживать! Так что сложилась прекрасная пара. Тётя Лена имела большое влияние на дядю Яшу. Парень он был шустрый, юморной, да ещё и красавец! Я всегда говорила, что он похож на итальянца! Высокий, кудрявый, он, конечно, всем девчатам местным  очень нравился. В 1959 году дядя Яша, по настоянию Елены Корнеевны, поступает учится в сельхозтехникум, на ветеринарного техника.  Дядя Яша очень любил животных, так что выбор этот не случаен.  Тем более, что это тётя Лена настояла, чтобы дядя Яша учился дальше. У него было очень много энергии и она хотела направить её в мирное русло. Тётя Лена всегда имела на него хорошее влияние. С того времени дядя Яша начал работать в селе Петровка веттехником.
        В 1965 году дядя Яша, опять же по наставлению жены, поступает учиться заочно в Новосибирский институт, на ветеринарного врача.
Закончив его, он работает главным врачом в селе Дегтярке, в колхозе «Москва». Когда дядя Яша учился, ему предлагали поступить в аспирантуру, предлагали квартиру в Новосибирске. Жить в городе и учиться в аспирантуре. Из этого я сделала вывод, что он обладал недюженным умом, иначе его бы не предлагали аспирантуру. Я очень удивилась его отказу от дальнейшей учёбы. Я была молода и считала, что жить в городе и учиться в аспирантуре, гораздо престижнее, чем работать и жить в деревне. Я задала ему вопрос, почему он отказался? Ответ поразил меня и заставил задуматься  о приоритетах и смысле жизни. Дядя Яша сказал: «Лучше быть хорошим врачом, чем плохим ученым.»  Вот так мой дядя косвенно учил и воспитывал меня. Думаю, что он даже не подозревал об этом. А я его очень уважала, и считалась с его мнением.
       Дядя Яша с тётей Леной поженились  в 1954 году. В 1955 году родился их старший сын, Иван. Был назван так в честь любимого старшего брата дяди Яши. В 1958 году у них родился второй сын – Яков, а в 1962 году родилась дочь – Валентина. Дружная, веселая семья. Вспоминаю, как работал дядя Яша. Рабочий день у него начинался в 8.00, но он находился на работе уже с 6.00. Когда я спросила: «Почему?», он ответил : «Меня  люди там ждут! Как же я могу спать?» И так всю жизнь – для людей, для зверей, для животных. Он готов был помогать им постоянно. И помогал, не зная покоя и отдыха. И это не преувеличение! Ему звонили день и ночь, и он вставал с постели и ехал на своей машине! Так было и в Дегтярке, и в другие сёла ездил, не считаясь со временем… Выходных не было.  То корова не может отелиться, то поросёнок отравился. Все селяне любили и уважали нашего дядю Яшу. А как родственники им гордились! С какой гордостью его дочь Валя вспоминала о нём! Как я рассказывала подружкам, какой у нас дядя Яша! У него всегда было много друзей. С одним из них (директором школы) дядя Яша по телефону в шахматы играл! Это так здорово! Тут надо отметить, что   дом их был всегда открыт для гостей! Каждую субботу кто-нибудь приходил, всех встречали с любовью. Стол ломился, было славно и весело! И ничего, что дядю Яшу в любой момент могли вызвать по телефону к какому- либо животному, нуждающемуся в помощи. Гости не спешили покидать их дом. Ведь там оставалась тётя Лена и Ома с Опой. Так и жили…
           Беда пришла, откуда не ждали! Тут надо отметить, что бабушка с дедушкой (а наши немцы зовут их Ома и Опа) очень любили Ваню. Конечно, они помогали растить  всех детей, но Ваня был первенец и много любви ему доставалось. Ома (бабушка) и Опа (дедушка) готовы были выполнить любой каприз! Как мне рассказала одна из сестёр, они все очень удивлялись любви и доброте Омы и Опы по отношению к Ване. Возможно, эта чрезмерная любовь и привела к такой трагедии. Хотя кто знает…  Вобщем, летом 1973 года отец тёти Лены, Корней Николаевич Дик поехал со старшим внуком Иваном в Крымск, в гости к родственникам. Там они решили побывать в местах боевой славы. И Ваня нашел кусок мины. На месте этот кусок проверил специалист и вынес вердикт, что опасности никакой нет! Если бы это было так! Ваня с дедушкой возвращались домой на поезде,  ехали четыре дня, потом на автобусе. Для чего везли мину? Хотели отдать в школьный музей. Ваня был очень романтичный мальчик, воспитанный на литературе о войне, о подвигах и, как все советские мальчишки, тоже мечтал совершить подвиг! Но вышло всё не так. Когда вернулись домой, дедушка спрятал мину, но разве можно что-то утаить от шестнадцатилетнего подростка? Ваня нашёл мину, когда Опа прилёг отдохнуть. Вместе с другом пошли в околок (небольшой лесок) и начали ковыряться в этой железке. И мина взорвалась! Ваня погиб. Как её в Крымске смотрели, кто решил, что она безопасна? Но случилось то, что случилось… Валя, моя кузина, когда рассказывала мне об этом, заметила, что после этого случая, её мама перестала улыбаться… А Корней Николаевич до конца своих дней не мог себе простить этого случая. Но, тем не менее, никто никогда ни одним словом не упрекнул Опу, никто не винил его. Все понимали, что это – трагическая случайность. Валя рассказывала, что родители в те годы почти не обращали на неё внимания. Маму и папу ей заменили Ома и Опа. Часто она находилась в гостях у двоюродных сестёр, потому что дома было очень тяжело. У всех было большое горе, а кто обращал внимание на маленькую девочку? Вот и пришлось ей самой выкарабкиваться из этой сложной ситуации. А ей так нужна была забота мамы и папы… Ведь Вале было всего 11 лет. Начинался переходной возраст…
Жизнь продолжалась…  Дядя Яша с тётей Леной приняли решение родить еще одного ребёнка. В 1974 году у них рождается сынок. Назвали его Витя. И вроде бы всё хорошо, но…  беда опять рядом притаилась.
Почему, ну почему, почему??? И за что? Одной семье столько… Столько боли, столько горя. На этот вопрос нет ответа. Да и не будет никогда. Каждый раз, когда я вспоминаю об этом, я плачу…  Плачу, потому что мне очень трудно понять, как одна семья вынесла столько горя? Сначала война, потом репрессия, чужая сторона, смерть Вани, а дальше ещё хуже – смерть тёти Лены и маленького мальчика Вити. Дядя Яша еле выжил, Яша очень пострадал. Эта боль до сих пор живёт в сердце Яши и Вали. И не забывается никогда. Она живёт и в моём сердце… Поэтому пишу… Надо помнить всё, что было, но от боли надо избавляться, потому что никто не виноват, что так сложилось… И плачу опять… Очень больно…
           Я уже писала о том, что каждый выходной, все дегтярцы, от мала до велика, ходили на кинофильмы (это тогда так называлось). Коров пригоняли пораньше, колхозники старались быстрее завершить свои домашние дела. А их было немало. Кроме ухода за скотиной, огородом, уборки, стирки, все хозяйки пекли домашний хлеб, сбивали из сливок вкуснейшее домашнее масло. Мужчины разводили пчёл. Значит, был мёд. Помню, что в те времена, дефицитом был кофе и кофейные напитки. Но немцы умудрялись делать припс. Это такой самодельный кофейный напиток. Делали его из корней цикория, пережареного овса и ещё что-то добавляли. Пили с большим количеством молока. Когда всё успевали эти трудолюбивые немцы? Я помню как-то приехала в Дегтярку примерно в 1991 году, а дядя Яша с тётей Марией были в это время в Германии. Пригласила меня в гости тётя Аня Изак, мама моего двоюродного брата, Ивана Изаак, спросила, что мне дать  с сообой. «Ты же,- говорит- в городе живёшь. Ничего у тебя нет.»  А я попрсила у неё припс.  Она мне целую наволочку насыпала. Я в Экибастуз приехала, со всеми подружками поделилась. И всем припс понравился. До сих пор я тёте Ане благодарна. Но она ещё много чего мне дала: жир, масло домашнее, мёд, семечек. Любили мы тётю Аню. Да и как не любить? Ваню нашего, как родного, вырастила. Ведь Ванина родная мама(наша тётя) умерла при родах.
         Но вернёмся к дяде Яше. Это случилось в августе 1975 года. В очередную субботу сын Яша Был на работе. Дядя Яша истопил баню, надо было ехать за сыном, чтобы все успели помыться и пойти кинотеатр. Тётя Лена с маленьким Витей решили тоже поехать с ним. Дочь Валя осталась дома. Забрали они Яшу и возвращались домой. Дядя Яша торопился и пошёл на обгон машины, которая шла впереди. Видимость была плохая от пыли. При такой видимости нельзя совершать обгон по правилам ПДД, но дядя Яша нарушил правила. А навстречу шла большая машина. Если я точно помню, то это был Камаз. И этот Камаз накрыл машину с моими родственниками. Тётя Лена и Витя погибли сразу, а дядя Яша и Яша попали в больницу. У Яши очень долго болела голова. Последствия той аварии, наверное, и сейчас сказываются. Дядя Яша очень долго лежал в больнице, в Мартовке. Там девочки медсёстры из Дегтярки работали. Относились, как к родному. Я же писала, что дядю Яшу очень любили, за его доброе сердце! Там же работала и моя двородная сестра, а дяди Яшина племянница, Нина Штоббе. Конечно, ухаживали за ним очень хорошо. Нина вспоминала, что боли мучили нашего дядю, и ночами он часто не спал. В такие вот ночи Нина до утра находилась рядом: они разговаривали, когда не было сильных приступов боли. Всегда Нина могла подать воды, поправить постель, и просто побыть рядом. Нам так иногда хочется, чтобы кто-то был с нами в трудную минуту. Всё это было очень тяжело!  Я помню эти дни, наполненные тревогой и болью за любимого дядю. Вся родня переживала, все люди, которые знал его. Всё-таки это был совершенно необычный человек! Столько доброты, юмора, сострадания, желания всем помочь и всех спасти было в нём неисчерпаемо. Мало таких людей я знала на этой земле. Гордилась и буду гордиться всегда таким дядей! Каким же человеком можно вырасти и быть, имея такой пример перед глазами. Так что равняться мне было на кого!  В конце концов вытащили его с того света. У Яши был перелом основания черепа. Это очень серьезная травма. Но Яша выжил. Эта трагедия повлияла на его характер. Он стал очень замкнутым. Сколько раз я приезжала к ним в гости, но даже словом не могла с ним перемолвиться, хотя мне очень хотелось познакомиться с ним поближе. Брат же всё-таки! Но увы… Поближе познакомиться мне довелось только в 2018 году, когда я приехала в Германию. Там у нас была встреча с Бергами. Вот тогда мы с Яшей и пообщались. Как я и ожидала, он оказался славным, добрым, хорошим парнем. Но вернёмся к старым временам. Яша и дядя Яша выздоровели, а тут новая беда - хотели дядю судить! Как ни крути авария произошла по вине водителя. Но все люди, все труженники колхоза «Москва» стеной встали за любимого ветеринарного врача, за хорошего, доброго человека! Не знаю точно, как там всё было, но только не судили дядю Яшу. Посчитали всё несчастнным случаем. Дядя Яша продолжал жить с родителями жены. Никто никогда не упрекал его. Такие они были люди, немцы… Всё привыкли сносить безропотно. Понимали, что дядя Яша и сам себе не простит это никогда. Как мне говорила Валя, дочь его, он никогда не оправился от этого горя. Мои родители ездили в гости к дяде Яши весной 1976 года. Потом вернулись и сказали, что дядя Яша просил меня, чтобы я приехала. Мы с ним всегда были дружны. Он говорил мне, что я его любимая племянница. А, может быть, он всем племянницам так говорил? Я этого не знаю, но я радовалась, когда слышала такие слова! У дяди Яши было несколько племянниц, и он нам всем старался быть другом, заботился о нас и любил . Чувствовал ответственномть. И это было здорово!  Я сьездила в Дегтярку, побыла там неделю. Мы посещали кладбище, много разговаривали о смысле жизни, о месте человека в этой жизни. Эти разговоры много значили для меня. в таком возрасте  (мне было 19 лет), я как раз задумывалась о том, для чего человек рождается, зачем живет. Чувствуя боль и страдания близкого мне человека, я написала несколько стихотворных строк:
  « А мой дядя не любит осень,
Краски красные, словно кровь!
Вот в такую же неба просинь
Не сберёг он свою любовь.

И погибла жена Елена,
И Витюшка, сыночек с ней.
Вся родня их тогда жалела,
Хуже не было этих дней!
Через два года, в 1977 году дядя Яша снова женился. Ведь было ему на момент потери жены всего лишь сорок два года. Взял замуж Марию с двумя детьми. Девочка Валя и мальчик Витя. Он очень хорошо относился к жене и детям. Вскоре дети уже называли его папой. А родные дети очень рано ушли из дома. Видимо, им очень не хватало мамы родной. Валя большую часть времени проводила у кузин и теток, а после восьмого класса и вовсе уехала поступать в педучилище. Родственники со сторонымоей мамы говорили мне, как тяжело Валя переносила смерть мамы. Она говорила, что лучше бы было ей умереть в той аварии. Так бедной девочке было плохо, что и жить не хотелось. Когда погибла мама, Валюшке было всего лишь тринадцать лет. В такие сложные годы мама очень нужна. Но наша Валюшка всё смогла, всё преодолела. Выучилась, как мама, стала педагогом. Не сломалась девочка, всё выдержала. Но горький след остался навсегда. Что может быть страшнее, чем потерять маму. Это очень трудно пережить… Я тогда часто думала о ней, переживала, сочувствовала. Когда я приезжала к дяде Яше, Валя была в пионерском лагере. Нам не удалось повидаться. Жизнь продолжалась. Валя рассказывала мне, что дядя Яша никогда не бил детей, но тем не менее, был очень строгим. Иногда так мог сказать, что лучше бы ударил! Вот так… но я теперь уже понимаю, почему он был такой. Жены не стало… а он очень переживал за детей. Он иногда и не понимал, как ему девочку воспитывать? Много проблем стояло перед ним, потому и приходилось быть строгим. Годы шли… Боль не уходила, и начал наш дядя к бутылке прикладываться всё чаще и чаще. И работа способствовала этому. Деньги же тогда никто не брал за работу. А стол накрыть? Это всегда пожалуйста! Вот и накрывали. А ему надо было заглушить эту боль. Вот и пил… Был такой случай однажды. Встала Ома утром и напугала всё семейство. «У нас,- говорит- ночью масло украли! Очень большой кусок!» «Да нет,- ответил дядя Яша- это я масло отдал.» И пояснил, что вечером ездил, как обычно, корову лечить. А там в семье много детей и питаются очень скромно. Так он папу семейства домой привез. Они хорошо выпили, а потом дядя отдал ему масло, чтобы дети наелись и проводил домой. Вот в этом был весь наш дядя. Человек, который голодал в войну, тем не менее никогда не жадничал, а мог последнюю рубашку с себя снять и отдать нуждающемуся!
      Яша, отслужив  в армии, женился, и тоже отделился, стал жить своей семьей. В 1984 году умер дедушка Вали и Яши. Ома умерла в 1987 году. Вскоре начался повальный отьезд немцев в Германию Дядя Яша совсем не хотел никуда уезжать, но жена его уговорила сначала поехать в гости, посмотреть. В 1990 году они сьездили к тёти Машиной родне, а в 1991, когда дяде было 58 лет, переехали насовсем. Ехали в Германию с детьми тёти Маши, а Валя с Яшей переехали позже. Трудно начинать жизнь на чужбине, а оставаться тоже не было смысла, потому что уезжали все! Тут ему было труднее. Новая жизнь, новая обстановка. Даже старое дерево не всегда приживается на новом месте. Дядя начал чаще выпивать… Очень важна была для него работа. Работа нашлась, но не такого масштаба, как в России. Ухаживал за лошадями и часто шутил:  « Я главный помощник старшего конюха.» Конечно, это совсем не то, но работать надо было обязательно. Без работы он не мог.  Все эти переезды, думы и страдания не могли не повлиять на здоровье. И вот двадцать пятого сентября 2001 года случился инсульт. Дядя попал в больницу. Слёг и не мог ходить. Родные думали, что он уже не встанет. Два месяца было очень тяжело: нарушилась речь, ориентация. Потом его выписали домой. Но здоровье сильно пошатнулось: нарушилась ориентация движений, пропадала память, речь не всегда была внятной.В таком состоянии не понимал куда идти, мог заблудиться, упасть. Тётя Маша уже не справлялась с ним и, после того, как он месяц прожил дома, оформила его в дом престарелых. Не было сил у неё с ним справляться.
 Находясь в доме престарелых, дядя Яша никогда не жаловался, сознание было не совсем ясным, и он часто, думал, что находится дома, тем более, что тётя Маша постоянно проводила время рядом с ним. Дети тоже постоянно навещали отца. Вначале он ещё мог ходить, и тётя Мария, и родственники постоянно выводили его на прогулки. В Германии много родни, и все регулярно навещали дядю. В таком туманном состоянии он прожил двадцать лет. Иногда приходил в себя, и дети могли поговорить с ним, но чаще всего жил прошлой жизнью: собирался на партсобрание, на работу. Для него это всё было очень важно, потому что всю жизнь в СССР он был коммунистом. Причём этим званием гордился, был настоящим коммунистом! За это и любили, и уважали его все люди! Дочь Валентина иногда заводила разговор о Боге, и дядя, будучи в здравом уме, ответил так: « Я бы и сам рад верить, но нет хуже греха, чем притворяться.» И этим всё сказано! Честный человек не хотел врать и притворяться. Был коммунистом и умер коммунистом. Я часто думаю о нём, вспоминаю и горжусь! Не все так могут! Это я так думаю, что он умер, оставаясь при своих убеждениях.  А дочь Валя сказала так: « Мы не знаем, что у него было в голове в последнее время. И где находилась его душа, может быть он и поменял своё мнение.» и узнать это нам уже не дано… Мы с братьями , в последний раз видели дядю Яшу в 2018 году.  Наши родственники по маме, Берги, когда-то собирались всем кланом в Германии, не было только нас, Облогов. Смутное тогда было время, безденежье. Не смогли мы приехать. Но а в этот раз всё случилось по другому! Зватеяли ещё одну встречу нас пригласили, и мы полетели! Незабываемая была встреча! Наши родственники всё подготовили, развлекали нас, как могли. Было много путешествий! Много подарков, сюрпризов! Все было прекрасно! И, конечно же, мы навестили нашего дядю Яшу. В первый раз мы поехали туда с Катей Фаст, моей кузиной. Там хороший уход, медсёстры присматривают. Кровать специальная, удобная. Её можно поднимать, опускать, поворачивать. Специально для беспомощных людей. Пришли, отдельная комната, все чисто, аккуратно. Лежит дядя Яша большой, грузный. Изменился, конечно, но узнать можно. Здороваемся, я начинаю разговор
     - Здравствуйте, дядя Яша!
       -Здравствуйте.
       -Вы меня узнаёте?
_  _ Нет.
__А Вы помните, что у Вас была сестра Аганета?
Да, помню. Она умерла.
А как звали её мужа?
Петро.
Правильно. Он тоже умер
Почему?Здоровый же был мужик.
Я рассказал ему про отца, потом дальше начала расспрашиваь:
Дядя Яша, а Вы помните, как звали детей Аганеты?
Помню:Валера, Петя и Таня.
Правилильно! Вот я как раз Таня.
Дядя очень внимателно посмотрел на меня и покачал головой: «Нееет, ты не Таня!»
Ну что тут скажешь? Не узнал… Конечно, когда мы виделись в последний раз, мне было 23 года, а в 2018 году 61 год. Конечно не узнал. Через некоторое время прилетели мои братья из России. После знаменитой встречи Бергов, мы отправились к дяде Яши.  Вот что интересно – Петю он тоже не узнал, а  вот Валеру узнал и был ему очень рад. Мамины родственники всегда любили Валеру больше всех. У него был очень хороший характер! Весёлый и добрый! Я в детстве тоже его очень любила. Пока мы были у дяди Яши, он всё время держал Валеру за руку, причём очень крепко. Я ещё тогда подумала: « Надо же есть сила в руках!
  Это была наша последняя встреча… Двадцать четвертого июля  двухтысяча двадцатого года дядя Яша умер. Конечно, прожил он длинную и трудную жизнь. Такая судьба! Но жизнь прожита не зря. После дяди Яши осталось двое детей: Сын Яков и дочь Валентина. У Якова два сына, два внука и две внучки. У Валентины сын и дочь, внук и внучка. Так что жизнь продолжается!


Рецензии