неизлечимые

                                                

     Этот рассказ не о летчиках и не о штурманах.  Не о техниках и политработниках. Данное  повествование о тех, «кто всегда рядом». На пенсии тоже. Так случилось и с героиней данного повествования.  Бывший штурман полка устроился администратором на одну из баз отдыха, а жена в сельский медпункт. Для этого пришлось поменять квартиру на дом. А дальше…

     Небольшое село на берегу слияния реки и моря было уникальным. Природа и люди своим отличием друг от друга добавляли сложность в любом деле. Протяженность  в девять километров не  сильно беспокоила жителей, но и не объединяла их. Длинная песчаная коса, застроенная домиками для отдыха трудящихся, давно приватизирована. Постоянные жалобы на медицинское обслуживание вынудили главврача района и председателя сельского совета решать и эту проблему. Близость города мешала выделению машины, а пешком никто не хотел «обслуживать» больных. Из нескольких вариантов медицинский начальник выбрал один. Он не стал вызывать в кабинет сотрудников, а сам выехал в село. В участковой амбулатории  обратился к одной из медсестер.
   - Ирина, можно мне Вас так называть?
   - Иван Иванович, говорите уж прямо, что задумали.
   - Вы у нас работали в терапии, на участке, в рентгене. Поэтому именно Вам предлагаю еще один участок. Взять под свою ответственность всю дальнюю половину села. Я уже знаю, что Вы разменяли квартиру в городе на дом, который и расположен на, так называемой, «косе».
   - И что? Мне каждый день ходить «туда и обратно»? Извините, годы уже не те…
   - Соображаете быстро. Дослушайте. Я договорился о выделении комнаты под ФАП в здании  одной из баз отдыха. Потом в отдельном домике, который начинаем строить в этом году. С председателем вопрос решен. С нашей стороны все продумано. Осталось получить Ваше согласие. Я и приехал только по этому делу. Думайте,… минут пять.
   - И кем я там буду?
   - Образование у Вас фельдшерское.  Согласно диплому. Если что, то скорой ехать к Вам минут десять. Да и телефон для консультации со специалистами в Вашем распоряжении.
   - Спасибо. Когда приступать?
   - Сейчас. Грузим часть мебели отсюда, неотложку. Образцы документации потом перепишите.

     Новому медпункту обрадовались пенсионеры «косы». Бабушки и дедушки, которым было тяжело добираться до медпомощи, сразу оценили нововведение. А вот фельдшер  пожалела о своем согласии.  Заведующий амбулаторией разделил участок по количеству домов. Поэтому «коса» в два ряда домов, а порой и в один, была гораздо протяженней.  Семь километров и «туда» и «обратно» стали причиной нового разговора.
   - Обманули Вы меня, Иван Иванович. Повесили и «Косу» и деревню. Нечестно это.
   - Прости Ирочка. Я не все предусмотрел. Мне подсунули приказ я и подписал. Его уже в Облздраве утвердили. Деньги выделены. Я отменить не могу и изменить тоже. Сделаем так. Сейчас получите у завхоза …велосипед. Это все, что могу.
   - Пусть Ваш Зав сам катается на нем. Мне нужен под мой рост, чтобы … не больно падать. У нас в селе одна уже убилась насмерть, съезжая с горки.
   - Я знаю. Так она пьяной была. Вам это не грозит. Но требование справедливое. Я  выпишу премию. На эти деньги и купите себе аппарат.

     - Огромный рынок завален техникой на двух колесах. Китайской техникой «пруд пруди». Муж и зять фельдшера придирчиво осматривают предложения.  На немецком «изделии» сидит, как реклама, девушка.
   - Продаете?
   - Я нет. Продавец сейчас подойдет.
Молодой предприниматель «ломит» цену. Покупатели возмущаются.
   - Ты что? Сдурел? Это же не Мерседес. Хоть и «немец».
   - Простите. Это я цену назвал вместе с девушкой. Берете?
   - Ты знаешь отчего люди на машины пересели с лошадей?
   - За скорость…
   - Нет. Лошадь кормить надо постоянно, а машину только тогда когда пользуешься. Девушек не берем. У нас свои есть.


     Велосипед жене понравился.  Жителям села тоже. Только сейчас они поверили в постоянное обслуживание. Каждое утро у магазина, рядом с медпунктом, собирались люди. Удобно. Зашел, скупился и давление измерил. Можно заказать лекарства. Фельдшер привезет. О наценке речи нет. Денег тоже не берет. Прямо, как в советское время. Но форму благодарности вскоре нашли. Узнав, что новый сотрудник очень любит рыбу, да и сама она  владелица лодки «Романтика», несколько карасей всегда оставляли на тумбочке в коридоре.  Все бы не плохо, но одна беда не могла обойти село стороной. Обилие виноградников и производных продуктов  в каждой семье приводили к трагедиям. Море с частыми штормами  было равнодушным к горю, и не терпело тех, кому оно «по колено».


    Уже под закрытие в дверях показалась молодая женщина.
   - Теть Ир, брату плохо. Посмотрите.
Неотложку в руки и бегом к ближайшему дому. Больной лежит, но пытается быть бодрым.
   - Да ничего страшного. Отлежусь. Укол бы.
Давление сбили быстро. Но сердце «не нравится»
   - Лежи. Вызываю скорую.
   - Какая скорая? Еще чего. Вечером самая торговля. У меня магазинчик маленький. Разорить хотите?
Фельдшер не слушает и вскоре больного увозят в больницу. Родной сестре рекомендует.
   - Ты бы съездила с ними. Может быть, там лекарства надо купить. У них в терапии вечно нехватка. Аптека в здании, круглосуточно.
   - Конечно поеду. Корову подою и смотаюсь отдельно на велосипеде. Вечером маршрутки уже не ходят.

    Уже темнело, хоть и лето, когда у дома медика вновь сестра больного.  Она долго молчит. Потом начинает тихо.
   - Умер брат. Я приехала, а он лежит в палате. Спокойный такой. Ни сестер, ни врача. Дежурный в приемном покое на подмене. Его и не смотрел толком никто. На утро оставили. Как так могло случится?
   - Я этого не могу объяснить. Вот если бы сразу поехала… А сейчас никто не узнает подробности. Прими мои сочувствия. Сестра побрела в сторону дома, а фельдшер долго сидела в темноте под навесом.  Где допущена ошибка? Что можно было сделать на месте? Ответа не было. Зять прибежал в комнату родителей.
   - Дед. Там теща плачет. Что случилось-то? Иди разберись. Говорят, кто-то умер…


   Проходит ровно неделя и вновь случай. Огромного роста  рыбак, который «на горбу» мог втащить лодку в гору, лежит пластом.  Четверо человек еле втащили тело в узкие двери.  Мать объясняет, что пришел «выпимши» и «добавил» еще. Потом вдруг упал. Никогда с ним такого не было. Его вообще никто в селе свалить не может, а тут от стакана…
Разговаривать некогда и  медик уже никого не слушает.  Больной без сознания, но сила «сопротивления» огромная. Приходится привязать руки и ноги к кушетке. Мать плачет. Сотрудники скорой соглашаются помогать на месте, или увезти в больницу.
   - Вы одного уже увезли. И что с ним?
   - Мы свое дело сделали. Живым сдали в стационар. А он в лифте умер… так написали.
   - Значит, сделаем так. Вы продолжаете дежурство. Когда он придет в себя, тогда я позвоню. Часть из неотложки оставьте. Потом компенсируем.

   Через два часа сердце вошло в ритм. Синие щеки стали розовыми. Еще через час больной открыл глаза.
   - Вы что? Сдурели? Привязали зачем? Где Я?
   - Ты в медпункте. А был «на том свете». Я тебя не отпустила. Мать твою жалко. Она в каждый твой выход в море молилась, чтобы вернулся. И лодку всегда проверяла, чтобы «отравы» не было.
   - Вот оно что. А я думал, ребята воруют. Грозился поубивать всех…  И что теперь?
   - Теперь самое главное. Едем в больницу. Я лично проверю все назначения и куплю лекарства. Потом расплатишься. Хватит мне на долю одного такого.

    Говорят, что после комы люди меняются. Не зря. Неделя на койке успокоила «буйного». Тело вылечили врачи, а душу сам «путешественник на другой свет». Спокойный и рассудительный рыбак стал поучать друзей.
   - Не пейте, гады. «Там» темно и страшно. Никто вас не спасет. Мне повезло, что Ирина ангелом хранителем оказалась… Теперь всю жизнь рыбой кормить буду.
   - Не учи ученых. Трезвенник нашелся. Ангелы рыбу не едят. Они же ангелы…


     Вечером зять медика начал издалека.
    - Брат у меня младший есть. Любит выпить, но работа не дает. Он водитель на скорой. Далеко от нас. Когда идет в отпуск, то первую неделю «отдыхает», потом «отходит». Вчера звонил…
   - Не тяни. Говори как есть. Знаю о брате твоем…
   - В гости просится. Но жить у нас не будет. Я знаю проклятие южанам друг другу «Чтоб к тебе на все лето родственники приехали!» У меня на работе есть домик. Главное, чтобы в дороге пить не начал. Они у нас только в день приезда и отъезда будут. Можно?
   - Да пусть живут. Готовить себе сами будут. Я на работе и день и ночь.
   - Они сказали, что готовить ничего не надо. На первый день привезут свое. А потом в столовой питаться будут. Это ведь тоже отдых от кухни для жены.

     За столом жена жалуется.
   - Этот тип не выдержал. В дороге «принял на грудь». Чуть с поезда не сняли.
   - За что?
   - До дорожной милиции прицепился. Почему собака не в бронежилете? Пришлось откупаться. Хорошо, что ребята попались не злые. Говорят, сейчас собачьи жилеты дорого стоят. Помочь надо…

    «Пятидневка» прошла спокойно. Вечером привезли брата без чувств. Из медпункта  штатив и лекарства. За четыре часа отравленный  организм был промыт рекой капельниц. Пришедший в себя «братик, которого надо спасти», в недоумении.
   - Как это я умудрился так «ложануться»?  Еще два дня оставалось, я сам бы вышел из загула. Всегда же семь дней хватало.
   - Стареешь брат. С каждым годом все меньше и меньше дней до «белочки». Спасибо скажи моей теще. Спасла она тебя. Не зря ее здесь ангелом зовут. Теперь до самого отъезда чай и компот. Уловил разницу?


    Утром из гостевой комнаты появилось тело гостя. Оно пыталось подтянуться на перекладине. Потом помахало руками. Сорвало несколько виноградин и с отвращением сплюнуло косточки. Поздоровалось с хозяйкой дома благодарственным поклоном.
   - Чай будешь? Дочь пирожков напекла. Иди на кухню.
   - Спасибо. Говорят, что у вас море близко. Пойду проверю.  Жену не будите, она всю ночь не спала. Говорила что-то…


    Фельдшер уже проехала поворот к воде. Пришлось вернуться. Колеса в гору крутить невозможно. Метрах в ста в ту же сторону двигался «братик». Так и шли они друг за другом до самой крайней базы отдыха.  Через минуту оттуда вышел вчерашний больной с бутылкой в руке. Ангел- спаситель стояла и молчала. Отступать было некуда. Как затравленный зверь «братик» кинулся к берегу. Медработник за ним. Бежать куда либо у «похмелителя» не было ни сил, ни путей отступления. И тогда в одежде, с купленным набором в виде бутылки и апельсина   он шагнул в Черное от ужаса море. Там судорожно сорвал зубами пробку и сделал несколько глотков. Фельдшер отвернулась и повела велосипед по дороге в сторону медпункта. Потом из разговора с зятем узнала подробности.  Жене вечером пришлось выкупить из залога в баре золотую цепь с крестом. Потом заплатить несколько долгов, пытаясь спорить.
   - Да он и в хорошее время столько выпить не мог. Откуда долги-то?
   - У нас все записано. Угощал он тут всех. Хороший человек. Не жадный…

    Зятю было высказано много. Но главное было в одной просьбе.
    - Не вози его ко мне. Он ведь на лекарствах еще был. Мог и умереть от совмещения «удовольствия с приятным». Кто бы тогда был виноват?
 Еще через неделю гости брата уехали «по-английски», не прощаясь по причине проснувшейся совести.


      Пропажа велосипеда была полной неожиданностью. Среди «бела дня» от дверей «железного коня» увели. Цыган не было. Прохожих только местные. Поиски  бесполезны.  Огорчению медработника нет границ.  Семья пытается успокоить  пострадавшую.
   - Ты только не волнуйся. Мы найдем тебе его. Вот придешь с работы, а он стоит у колодца и… ждет тебя.
   - Знаю я вас. Купите другой, а я к этому привыкла…

     Муж и зять вновь на рынке. О велосипеде речи нет. Предстоящий юбилей требует хорошего подарка. В багажник «четверки ели впихнули  технику. Японский мопед Хонда улегся между снятыми спинками сидений и задней дверью. На последней к селу заправке «накормили» нового коня и три километра он резво прошел своим ходом.  Иномарку прислонили к колодцу и стали ждать. Юбилярша равнодушно прошла мимо.
   - Кто-то приехал? Никого не хочу видеть. Расстроенная я. Сегодня рыбаки облазили все камыши вдоль лимана. Пусто. Ну, вот еще. Кто-то в ворота ломится. Откройте.
Во двор с цветами и с пакетом чинно вошел председатель сельского совета. Вручив цветы и пакет, он поздравил «спасительницу косы» от имени всех жителей. Процедуру пришлось повторить, для фото. От приглашения к столу отказался.
   - Спасибо. Я за рулем. У меня еще есть такие же дела. Участнице войны девяносто.

 Уже за столом вопрос.
- Так кто же приехал? Чей мопед-то?
- Твой. С юбилеем! От всех нас.
- Да я на мотоцикле ездила пассажиром… в молодости. Вдруг не научусь переключать скорости…
   - Там их нет. Газ добавишь и вперед. «Поворотники» только включай. Это ты умеешь. Всегда в машине напоминаешь…

      Прошло три года. В медпункте сидит пожилая женщина.
   - Ты Ирочка прости меня. Ничего у меня не болит. Душа не на месте. Ты в курсе, что мой  родственников помер. У меня на руках. Никого у него не было в этой жизни. Я одна. Да и то толком не знаю кем.  Покаялся он мне перед смертью –то. Проси прощения у Иры, говорит. Это я велосипед украл. За бутылку и долги отдал бывшему директору базы. Просил ведь его простить долг. А он не захотел. Богатый же, а заставил грех на душу взять. Если рыбаки узнали бы, то как собаку могли утопить. Может быть, и надо было.
   - Я давно простила. Только интересно кто мог взять. Все же знали моего коня.
   - Как пожелаешь.  Могу ответить. Ты его в прошлом году отхаживала. Месяц ходила на уколы к нему в дождь и слякоть. Мог же и отдать. Так нет, на рынок отвез…
   - Спасибо, что ответила. Простим их . Бог им судья.
Еще через месяц бывший директор базы скончался от сердечного приступа. Неизлечимым был.


Рецензии