Шипы и розы ландшафтного дизайна

  (отрывки из профессиональной автобиографии)               

                Часть первая. Портрет автора.

                Глава первая. Всю жизнь любовь моя – цветы.

   Пытаюсь вспомнить, в каком возрасте начала интересоваться цветами… Помню, как я тяну ручку, чтобы сорвать понравившийся цветочек, но мама и папа говорят мне: «Не надо рвать цветочек, просто понюхай его». Это помню отлично. Мои родители, далёкие в те годы от растениеводства, привили мне любовь к цветам не тем, что окружали меня цветочками, а тем, что доходчиво объясняли, что природу надо любить и уважать. Уже тогда, в раннем детстве, мне быстро стало понятно: чтобы насладиться красотой цветка, необязательно его срывать – достаточно подойти, вдохнуть его аромат и полюбоваться им.
   В годы моего детства на городских клумбах часто высаживали циннии. Поскольку машины у нас не было, мы с родителями много ходили по городу пешком, и я обожала любоваться этими
клумбами. Подходя поближе, рассматривала причудливые разноцветные цветки, состоящие как бы из множества маленьких цветочков. Я представляла, что там существует какой-то другой
мир, в котором живут маленькие невидимые человечки, похожие на эльфов из сказки «Дюймовочка». В моих детских фантазиях это выглядело очень ярко и красиво.
   Когда мы переехали из Красноярска в Новосибирск, мне было четыре года. В нашей новой квартире на подоконнике появился хлорофитум. Сначала один. Потом ещё и ещё. Мне
нравилось ухаживать за этим, как мне казалось, большим шикарным цветком. Ему хорошо жилось у нас на подоконнике, он разрастался и благоухал. Других цветов я не помню, хотя, скорее всего, они были.
   В моём раннем детстве у нас в семье не было дачи или бабушкиной деревни. Мои родители увлекались парусным спортом. Поэтому всё детство я провела на море, вернее сказать в морских походах. Но наступила перестройка, и вся страна занялась приусадебным сельским хозяйством. Мои родители не стали исключением. И в конце восьмидесятых у нас появился кусочек
земли – три сотки. Наш первый поход на дачу был в день, когда мне исполнилось одиннадцать лет. Несмотря на то что это был просто заросший травой участок с дряхленьким сарайчиком
и перевёрнутым на бок туалетом, я полюбила нашу дачу. Потом часто ходила туда с родителями. Помощи от меня, наверное, было немного. Но когда у нас стали появляться цветы, мне доставляло удовольствие за ними ухаживать.
   В те годы стали популярными различные курсы рукоделия. Моя мама, помимо кройки и шитья, освоила флористику. Нашим с ней увлечением на какое-то время стало выращивание
на даче различных сухоцветов и составление из них небольших флористических панно. Особенно мне нравился гелихризум. Такой пышный и яркий, он всегда выигрышно смотрелся на любом фоне картины. Странно, но меня никто не учил составлять эти картины. Я как-то сама быстро уловила технику и все правила композиции, как будто бы знала их уже с рождения. Мне очень нравилось это занятие, и, главное, у меня неплохо получалось.
   Надо сказать, что в моей юности был период, когда я увлеклась совсем иным занятием и практически не появлялась на даче, а всё лето пропадала в археологической экспедиции.
   Потом я поступила в сельскохозяйственный институт и больше летом уже никуда не уезжала. В моей жизни появилась любимая профессия.
   У каждого есть своя слабость. У меня это растения и цветы. Всю жизнь все окна, где бы я ни жила, всегда были заставлены комнатными цветами. Для меня это просто необходимость.
Причём я умудряюсь выращивать цветы даже на самых тёмных северных окнах. Признаюсь честно, растут у меня далеко не все цветы. Как вы полагаете почему? Я очень люблю экспериментировать и, как вы понимаете, за всю свою жизнь перепробовала выращивать всё что можно. Может быть, за исключением небольшого числа видов. Это касается не только комнатных растений, но и грунтовых. Из этого опыта я сделала очень интересный вывод, которым хотела бы с вами поделиться.
   Дело в том, что у каждого человека есть своя аура и, соответственно, определённая энергетика. Она уникальна. Так же и у растений, ведь они живые. Вам, безусловно, приходилось сталкиваться с таким явлением: с одним человеком вы сходитесь легко и непринужденно, а с другим невозможно наладить отношения, как бы ни старались. То же самое происходит между человеком и растением. Большинство людей не воспринимают братьев наших меньших как живых существ. А зря. Правильно подобрав для себя растение, мы можем питаться от него
положительной энергией. Этот факт, конечно же, не я открыла.
На эту тему проводилось очень много исследований. И все они подтверждают наличие у растений некоего биополя, сходного с низшим разумом.
   Я же убедилась в этом, наблюдая за растениями долгие годы, выращивая их сама, замечая, как они ведут себя в садах моих заказчиков. Вот, например, есть у меня один ландшафтный объект, который я сделала много лет назад и теперь периодически ухаживаю за ним. Там прекрасно растут яблони, вишни и сливы, а тополя, орех и ясень чувствуют себя очень плохо. Тогда
как в моём саду всё наоборот: яблони и груши никак не хотят у меня цвести, а ясень, дуб и орех прут как на дрожжах. Когда свою нецветущую яблоню Сиверса я пересадила в сад заказчиков, следующей же весной она была, как невеста, вся в нежно-розовых цветах! Парадокс, но факт.
   Поэтому, когда мои заказчики жалуются мне, что у них что-то не получается выращивать, я им советую оставить в покое это растение. Говорят, есть люди с лёгкой рукой или с тяжёлой. Считаю, что это не совсем верно. Просто нужно найти своё растение – вы с ним точно подружитесь. Оно будет любить вас и прощать вам, даже если вы забудете его полить. Найти его можно только путём проб и ошибок, другого способа не существует. Нужно перепробовать многое, чтобы найти своих истинных друзей. Но они будут с вами всю вашу жизнь, уж поверьте мне! Несмотря на то, что я люблю свои цветы, бывает, что забуду полить их. А они терпеливо ждут, молчаливо повесив свои листики. Зато, когда подхожу к ним, чтобы полить, всегда разговариваю с ними, прошу прощения за то, что уделяю мало внимания. Они в ответ прощают меня и продолжают радовать.
   Ещё один пример. Как-то однажды мне довелось найти на помойке выброшенную шеффлеру. Она представляла собой палку с метр длиной, на конце которой умирал последний листочек. Естественно, я её подобрала. Разрезала на несколько частей, успешно укоренила и посадила. В моей квартире почти все окна были очень тёмные. Но, тем не менее шеффлера хорошо росла и выросла в огромные кусты. Однажды на неё напала щитовка, но она всё равно выжила. Поскольку дома ей стало тесно, я решила перевезти её в свой офис. Там работала
офис-менеджер, в обязанности которой входил и уход за цветами. В течение полугода два огромных куста шеффлеры погибли без всякой причины. Девушка офис-менеджер считала,
что гибель растений на её совести, и, уходя в декрет, купила и принесла мне маленький кустик шеффлеры. Конечно, вины её в том не было, вероятно, они совсем не сошлись энергетическими полями. А тот кустик, который она мне принесла, и по сей день прекрасно растёт. Теперь у меня даже не два растения шеффлеры, а четыре.
   Таких примеров я могла бы привести ещё десяток. Поэтому не пугайтесь и не удивляйтесь, если у вас что-то не получается. Часто начинающие садоводы пытаются найти причину своих
неудач в некачественных семенах или рассаде, «плохой» почве или непогоде. Конечно, соблюдение агротехники выращивания – немаловажный фактор. И семена бывают некачественными, и посадочный материал – больным. Что касается почвы, я убеждена, что совсем плохие почвы встречаются крайне редко в регионах, где люди занимаются садоводством и огородничеством. Нужно понимать, что если у соседа почва хорошая, то на расстоянии 20-40 метров она вряд ли будет другой. Если у вас что-то не получается выращивать, обратите внимание, происходит это постоянно или этот случай единичный. В каких вы отношениях
с другими растениями этого же рода или семейства? Если невозможно вычленить явную причину гибели и болезни растений, то, скорее всего, это просто не ваше растение. А если оно ваше, если ваши энергетические поля совпадают, то никакие почвы, засуха, дожди, морозы и прочие напасти не станут препятствием для ваших долгих и крепких отношений.
   Природа удивительна! Как в ней всё гармонично продумано! Цветы – самое прекрасное её создание. Всю жизнь не перестаю восхищаться красотой цветов, насколько они яркие, разнообразные, нежные, изысканные и удивительные! Из года в год в моём саду расцветают одни и те же цветы. И каждый раз, как будто впервые, восхищаюсь ими, фотографирую с разных ракурсов, наслаждаюсь их цветом и ароматом. Думаю, вам это знакомо. Каждый увлечённый садовод-цветовод болеет подобной болезнью. Это правда!
   Есть ещё одна болезнь, которая не даёт покоя мне, а особенно моему кошельку, – неудержимое желание скупать растения в любом виде, начиная с семян и до взрослых саженцев, везде, где только они продаются. Женщины вообще часто подвержены шопомании. У каждой своя слабость: у кого-то это украшения, одежда, косметика, у кого-то – предметы быта, кухонная утварь
или еда, а у таких, как я, – сад, огород и всё, что с ними связано.
   Хорошо, если вам не так часто удаётся заехать в какой-нибудь садовый центр или на площадку с растениями. У меня по-другому. По роду своей деятельности, как вы понимаете, я очень часто бываю в местах, где продают растения. И хоть бы раз я ушла оттуда с пустыми руками! Обычно я покупаю много всего для своих заказчиков, но этого мне недостаточно. Обязательно куплю что-нибудь себе. Поэтому все растения, которые можно приобрести, я уже выращивала. С другой стороны, совсем неплохо иметь такое увлечение. Общение с природой и растениями никому не вредит, а нам, увлечённым садоводам, даёт силы, радость и даже материальный достаток. Земля обладает удивительной и даже, я бы сказала, божественной способностью. Посадил в неё семечко, дал любовь и заботу, а она тебе в ответ – урожай овощей, фруктов, ягод, цветов! Только три дня назад посеяла у себя на подоконнике цветочки на рассаду – и вот уже смотрю: повыскакивали маленькие росточки и поворачивают свои крошечные листочки к солнышку. Такая радость!
   Когда я заканчивала институт, у меня появилась мечта иметь свой питомник и заниматься выращиванием цветов. Такой опыт у меня уже был. Во время учёбы мне довелось проходить
практику в Сибирском ботаническом саду, в лаборатории декоративных растений, и на Бердской плодово-ягодной станции, на плантациях с многолетниками. Там были большие площади, засаженные коллекциями многолетних цветов – пионов, флоксов, ирисов, астильб, лилейников, лилий, гладиолусов. В те годы в коллекциях, конечно же, преобладали сорта отечественной селекции. В девяностых годах в стране было сложно, люди пытались выживать. Поэтому тогда никому не было дела до сохранения коллекций декоративных растений. Но что-то ещё оставалось, и мне посчастливилось поработать с коллекционными растениями, насладиться их красотой и на всю жизнь заразиться этим занятием.
   Очень интересно, что мои мечты сбывались довольно быстро. Когда я закончила институт – сразу же поступила на работу мастером питомника декоративных растений в организацию, которая занималась озеленением Новосибирского Академгородка. Я была в восторге! Занималась любимым делом и ещё получала за это зарплату. Конечно, трудовые будни мастера питомника не так романтичны, как я себе это представляла. Но опыта набралась хорошего.
   Потом несколько лет пыталась разводить и выращивать цветы у мамы на даче. Но какое там разведение, если на «трёхсоточном» участке мне выделили три квадратных метра. Конечно, для моих экспериментов земли было маловато. Поэтому в 2005 году я приобрела небольшой участочек земли и назвала его питомником. Мне пришлось осваивать девять соток целины, наполовину заросшей ивняком.
   Питомник мой находится на берегу небольшой речки Ельцовки. Поскольку это пойма реки Оби, почва там влажная, болотистая. С одной стороны, есть плюсы: поливать практически
не нужно, всё само растёт. Но, с другой стороны, хорошо растут и сорняки, а это большая проблема. Да и затапливает периодически. И вот уже семнадцать лет в своём небольшом питомничке, преодолевая всякие трудности, экспериментирую, наслаждаясь этим процессом. За это время пришлось пережить три большие катастрофы, во время которых я теряла бо;льшую
часть всех растений.
   Первая произошла, когда по федеральной программе очистки малых рек в ноябре месяце по моему участку вдоль и поперёк катался бульдозер, уничтожая всё на своём пути. Потом два
потопа, первый из которых погрузил весь мой участок на 40 см под слой плотной бесструктурной глины, а после второго практически до июня весь участок был покрыт слоем льда. Сейчас, когда я пишу об этом, все эмоции уже забыты, и давние истории теперь не кажутся такими трагичными. Но у кого есть свой сад, кто вкладывает в него все свои силы и душу, тот поймёт меня, насколько непросто пережить такие неприятные моменты. Хорошо, что человеческая память устроена так, что всё плохое забывается быстрее.
   За эти годы я чётко поняла, что у меня получается выращивать лучше всего, что мне нравится больше остального, что бы хотела иметь в своём саду, а что мне совершенно не нужно. Теперь у меня есть небольшие коллекции пионов, лилейников, хост, астильб, флоксов и ирисов. Это то, что мне нравится. Эти растения можно с успехом использовать в ландшафтном дизайне, то есть в моей работе.
   Цветы приносят мне радость, удовлетворение и доход. Как я могу их не любить? Любовь к цветам – я с этим родилась и с этим живу.


                Глава пятая. Место силы.


   Декабрь 2019 года. Я снова гуляю по парку «Южные культуры» в Адлере. Извилистые дорожки, аллеи величественных деревьев, пруд с лебедями и красноухими черепахами. Уже знакомые
мне раскидистые платаны, эвкалипты и грабы красуются здесь своим могучим великолепием. Спустя пять лет я вновь оказалась здесь. И искренне порадовалась за этот великолепный памятник ландшафтного искусства, который был спасён от неминуемой гибели. Как мне думается, в этом есть и моя небольшая лепта. А ведь всё могло сложиться совсем иначе.
   Судьба этого парка была совсем не простой и в какие-то периоды даже трагической, от перестроек и ураганов до полного забвения, которые привели парк к полному упадку и разорению.
   Дендрологический парк «Южные культуры» был создан в начале ХХ века генералом Даниилом Васильевичем Драчевским (1858–1918). Он, как увлечённый исследователь и естествоиспытатель, облагородил своё имение Случайное садово-парковыми композициями из большого количества различных экзотических растений. Здесь были голубые и мексиканские пихты, кедр атласский, кипарисовик Лавсона, рододендроны, магнолии, камелии, пальмы, бамбук и многие другие растения. Одной из главных изюминок «Южных культур» того времени была аллея тюльпанных деревьев – лириодендронов тюльпановых. С первых же дней парк отличался от его конкурентов: здесь
были созданы два искусственных пруда. Основной пруд был полностью сотворён человеком, здесь располагались островки и мостики. Второй пруд, расположенный справа от основной
аллеи, был создан из протекающего через имение ручья.
   После революции и национализации в 1920 году парк отошёл совхозу «Случайное». С 1936 по 1939 год у парка был период бурного развития. Профессор Дмитрий Дмитриевич Арцыбашев (1873–1942) привёз в СССР большое количество растений из восточных стран, которые были высажены в парке «Южные культуры». В этот период здесь появились японские вишни, пальчатые клёны, камелии, гибридные рододендроны и многие другие растения. В 1950-х годах в парке была высажена эвкалиптовая аллея. С тех пор парком практически никто не занимался. Время шло, и парк постепенно приходил в упадок.
   В 1983 году случилось первое событие в череде неприятностей: на Адлер обрушился смерч. Парк «Южные культуры» сильно пострадал, там погибло много растений. Потом он пережил
второй развал государства, на территории которого находился,
и наступило полное запустение. По воспоминаниям сотрудников 90-х годов, парк был в настолько плохом состоянии, что утки по пруду не плавали, а ходили. Посетителей не было, существовать парку было не на что. В 2001 году проблемы парка достигли своего апогея: на Адлер обрушился второй смерч. Он стал одним из самых разрушительных и смертоносных на территории Сочи
за последние десятилетия. Погибли десятки человек, на территории «Южных культур» было уничтожено большое количество строений, в том числе хозяйственных. Погибло более 70 магнолий, были потеряны десятки старых деревьев, посаженных ещё при генерале Драчевском, которым было уже под 100 лет. Государственные органы оценили ущерб, нанесённый парку, в двадцать миллионов рублей, но финансировать отказались. Вскоре на территории Адлера затеяли масштабную стройку олимпийских объектов. По воле злого рока парк оказался в непосредственном соседстве с Олимпийской деревней. Стоимость земли вблизи олимпийских объектов поднялась в десятки раз, и стали появляться проекты продажи земель парка, в том числе и под
коммерческую застройку. Это был крах!
   После 2008 года власти предприняли попытку восстановления парка. Реконструкция производилась полностью по изначальному проекту известного садово-паркового архитектора
Арнольда Эдуардовича Регеля (1856–1917), который создавал этот парк. В этот период я и познакомилась с парком «Южные культуры».
   Знакомство с этим уникальным местом было случайным. Хотя, если исходить из теории о том, что случайностей не бывает, которую я разделяю, оно было закономерным. В свой первый приезд на Чёрное море в 2008 году, гуляя по Сочинскому дендрарию, я знакомилась с научными сотрудниками и работниками дендрария. Разговаривала, старалась узнать, как можно больше интересного о южной природе и растениях, о местных садах и парках. Мне было интересно всё. Тогда у меня зародилось твёрдое желание переехать жить на юг России.
   Помню свои впечатления, когда в марте месяце впервые ступила на южную землю, приехав из Сибири. В марте у нас, когда серебристо-белая, морозная, пахнущая свежестью зима уже
ушла, а тёплая, ласковая, одетая в оливково-ажурные платья весна ещё не пришла, надо сказать, картина совсем нелицеприятная. А в Сочи в это время весна уже в полном разгаре! Я порхала вдоль Чёрного моря, как проснувшаяся ото сна бабочка, перелетая от одного цветочка к другому. Дышала этим воздухом и не могла надышаться. Мне всё нравилось. Я представила, что смогу перевернуть всю свою жизнь и поселиться здесь, на берегу тёплого моря, в окружении пальм, магнолий, камелий и вечноцветущих роз! Но это были романтические мечты, а реальность моей жизни описана на страницах этой книги.
   Спустя пять лет, в 2014 году, я снова приехала в Сочи. На трибунах олимпийских соревнований случайно встретила знакомую, которая в 2008 году работала в дендрарии. Причём мы давно уже друг о друге забыли. Наше знакомство подтвердилось моей визитной карточкой, которая все эти годы пролежала у неё в сумке. Как и пять лет назад, начинаю расспрашивать её, куда сходить, что посмотреть, с кем пообщаться. Она направляет меня к знакомому работнику дендрария, неравнодушному к судьбе «Южных культур». Вот он-то и сказал, что мне как увлечённому специалисту надо посмотреть именно этот парк.
   Когда я туда попала, парк был, на мой взгляд, в ужасном состоянии. Хотя пишут, что реконструкция началась в 2008 году, но то, что я увидела, и то, что услышала от работников парка,
было совсем не похоже на период его восстановления. Служители парка, работая практически без зарплаты, всеми силами старались сохранить хоть что-то из оставшегося. Дорожки и архитектурные элементы парка: лестницы с балюстрадами, подпорные стены, вазоны, скамейки – были в полуразрушенном состоянии. Многие деревья поломаны, пальмы наполовину засохли. Ручей, который некогда протекал по парку, зарос бурьяном и просто высох. В пруду кишели красноухие черепахи. Эти бедняги, обитавшие в небольших озерках по всей долине реки
Мзымты, вынуждены были бежать в пруд парка от стройки, окружившей парк со всех сторон. Аллея тюльпанных деревьев была практически полностью разрушена. По изначальному проекту она выходила прямо к морю, но лакомые земли черноморского побережья поделили и приватизировали ещё в период перестройки.
   Гуляя по парку и наблюдая эту картину, я была в шоке. В дальней части парка огромные платаны, эвкалипты и грабы стояли брошенные всеми, медленно умирая от тоски. Мне было так
жалко этих могучих великанов. Печаль и безнадёжность летали в воздухе. Мне даже казалось, что слышу, как они плачут. Я ходила и разговаривала с ними, обнимала их могучие стволы
и обещала, что приложу все возможные усилия, чтобы сделать для них хоть что-то, хотя даже представить себе не могла, что я, простой ландшафтный дизайнер из Новосибирска, не имеющий никаких знакомств и связей, могу сделать для этого парка. Уходя, искренне пожелала, чтобы этот парк обрёл вторую жизнь, был восстановлен и вновь стал радовать многочисленных посетителей.
   Олимпиада ещё не закончилась, и я продолжала посещать различные мероприятия. На одном из них познакомилась с приятной, интеллигентной парой из Санкт-Петербурга. Мужчина оказался членом одной из ведущих партий России. Мы долго общались, мне хотелось рассказать ему про свою боль, про парк «Южные культуры», который был в плачевном состоянии. Мы договорились встретиться снова, чтобы подробнее поговорить об этом, но наша встреча не состоялась. И тогда
я написала ему письмо, в котором подробно рассказала о судьбе парка и его бедственном положении. С надеждой, что этот влиятельный человек хоть чем-нибудь сможет помочь, я ждала
ответ. Письмо он получил, но ответ мне не прислал. Живя так далеко, не знала, куда могу обратиться. И попросту оставила эту затею, в душе надеясь, что моё желание исполнится просто
потому, что я этого очень хочу.
   Прошло ещё пять лет. Снова я гуляю по парку «Южные культуры». Моё восхищение им теперь безгранично! Чудесный парк, как я и мечтала, обрёл новую жизнь.
   За последние годы действительно были произведены реставрация и восстановление парка. Во входной зоне и центральной
части на дорожках появилось мощение. Подпорные стены, лестницы с балюстрадами и скульптурные композиции отреставрировали, и теперь они выглядят как новенькие. Во всех
частях парка в тени громадных деревьев появились скамеечки для тихого отдыха. Стали более ухоженными старые деревья, появилось много новых. Восстановлены розарии. Приведены
в порядок два водоёма. Домик для лебедей стал более нарядным. Белые и чёрные красавцы лебеди с гордостью скользят по зеркальной глади пруда. Правда, красноухих черепах стало меньше, но, видимо, для экологического равновесия так надо.
Когда я прошла в дальнюю часть парка, где расположены аллеи эвкалиптов и тюльпанных деревьев, то увидела, как рабочие парка заботливо сгребают опавшую листву под могучими великанами. Деревья уже не плачут, они окружены заботой и вниманием и тихо перешёптываются, повествуя о своей долгой и интересной жизни.
   И теперь, прогуливаясь по извилистым дорожкам «Южных культур», я ощущаю радость и умиротворение.
У каждого человека есть своё место силы. Место, где ему по-настоящему хорошо, спокойно, где он может черпать силу и вдохновение. Для меня одно из таких мест – парк «Южные культуры». Я рада, что справедливость восторжествовала и эта красота в сочетании с творением рук человеческих теперь снова дарит наслаждение своим посетителям.


Рецензии
Юлия, добрый день.
Было бы лучше разделить вашу публикацию на главы.
И читать легче и иллюстрировать можно каждую главу.
СОлнца, ДИна

Дина Гаврилова   30.10.2022 10:41     Заявить о нарушении