Вильгельмус Бракел. Страх Божий

СТРАХ БОЖИЙ
Вильгельм Бракел (1665)

Разумное служение христиан. Т.3. Гл.59. В русские издания не вошла

Определение

Страх либо выражает благоговение, либо ужас. Страх как ужас обычно выражается еврейскими словами магор и пакад, а также греческим словом фобос. Страх как благоговение обозначается на иврите как йира, а на греческом как евлабея. Однако эти слова иногда также используются без этого различия.
Страх проистекает из любви - либо к нам самим, либо к Богу. Любовь к себе порождает страх, когда происходит что-то, что может лишить нас чего-то хорошего или из-за чего с нами может случиться какое-то зло. Мы боимся лишения, или самого зла, и того, что или кто может лишить нас того, что является добром, или того, из-за чего нам может быть причинено зло.
Бог создал в человеке любовь к себе и желает, чтобы мы использовали ее. Закон требует, чтобы мы любили нашего ближнего, как самих себя (Мтф. 22:39). Поэтому не греховно бояться лишений и зла. Этот страх был присущ природе Адама до грехопадения, хотя у него не было повода для возникновения этого страха. Господь Иисус также испытывал такой страх (ср. Мтф. 26:37; Евр 5:7). Человек действительно может бояться смерти и других неудобств, а значит, также диких животных и злых людей.
Однако этот страх становится злом, если он порождает использование злых средств - либо для сохранения или приобретения того, что является добром, либо для того, чтобы избежать зла. Это верно, если мы боимся человека больше, чем Бога и, пренебрегая как страхом Божьим, так и послушанием Его заповедям, мы стремимся привлечь человека на свою сторону греховными путями. Тогда мы не обращаем внимания на то, огорчаем ли мы Бога; до тех пор, пока мы можем угождать людям, чтобы они не делали нам зла, но делали добро. "Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу; но скорее бойтесь Того, Кто способен уничтожить и душу и тело в аду" (Мтф. 10: 28).
Поскольку мы должны иметь любовь к себе и исходящий из нее страх, мы должны больше бояться зла, которое относится к душе, чем к телу. Поскольку будет душе хорошо или плохо зависит от Бога, мы должны бояться из любви к нашему спасению и должны бояться Божьих судов. "Плоть Моя трепещет от страха пред Тобою, и я боюсь судов Твоих" (Пс. 118:120). Необращенный человек также должен, опасаясь вечного гнева Божьего, быть обличенным в вере (2 Кор. 5:11). Обращенный человек должен, опасаясь духовного вреда, побудить себя быть серьезным. "Итак давайте опасаться, чтобы, когда нам будет оставлено обещание войти в Его покой, кому-нибудь из вас не показалось, что он его нарушил" (Евр 4:1).

Определение и природа сыновнего (благочестивого) страха

Сыновний страх - это святая склонность сердца, порожденная Богом в сердцах Его детей, посредством чего они из уважения к Богу стараются не огорчать Бога и искренне стараются угодить Ему во всем. Это движение сердца. Благородная душа одарена эмоциями и в зависимости от того, каковы объекты, испытывает либо радость, либо печаль, любовь или ненависть, страх или бесстрашие. Что касается страха Божьего, то падший человек жесток и бесчувствен. "Нет страха Божия пред очами их" (Рим. 3:18). В возрождение, однако, каменное сердце удаляется, и принимается сердце из плоти, которое мягкое и податливое и очень легко двигается при созерцании Бога, в зависимости от того, в какой мере Бог открывает Себя душе. Если Бог воспринимается как нечто величественное, в  душе немедленно возникает движение - движение, подобающее творению по отношению к Богу.
Это святое движение. Поскольку необращенный человек, по сути, есть не что иное, как грех, то и все, что исходит от него, искажено. Способность бояться направлена на ошибочный объект и реализуется беспорядочно. Однако верующие, будучи освящены в принципе, также освящены в том, что касается их внутренних движений. Их страх имеет надлежащую цель и, следовательно, действует святым образом, то есть в вере и любви. Они набожны и боятся Бога (Деян 10:2).
Бог порождает это святое движение. По своей природе человек совершенно непригоден для какого-либо доброго дела. Он не находит радости в Боге и не желает бояться Господа. Он может бояться Бога, но он не может бояться Его по праву. Однако Бог позволяет Своему собственному народу бояться Его. "Я вложу страх Мой в их сердца, чтобы они не ушли от Меня" (Иер. 32:40). Поэтому Святой Дух называется "Духом знания и страха Господня" (Ис. 11:2).
Этот сыновний страх находится в сердцах детей Божьих. Сердце - вместилище всех движений - как добрых, так и злых. Бог вложил этот драгоценный дар в сердца Своих детей, и все движения, связанные со страхом, исходят из сердца. Их страх состоит не в разговорах, не просто воздержании от зла и делании добра, не в видимости страха, а скорее в истине. Здесь задействованы сердце, интеллект, воля и привязанности, и сердце совершает различные поступки, которые проявляют страх Божий. Только дети Божьи по-настоящему боятся Господа, и поэтому те кто обладает этой добродетелью, называются богобоязненными людьми. "тот же человек был праведен и благочестив" (Лк. 2:25); "благочестивые люди" (Деян. 2:5); "И благочестивые люди отнесли Стефана на его погребение" (Деян 8:2).
Сыновний страх порождается благоговением перед Богом. Объектом этого страха является Бог. "Бойтесь Господа, святые Его" (Пс. 34:9). Бог - дивный, славный и величественный внутри Себя- даже если бы не существовало никаких созданий. "Твое, Господи, есть величие, и сила, и слава, и победа, и величие" (1 Пар. 29:11). Таким образом, Бог внушает благоговейный трепет Сам по Себе. С появлением разумных существ, которые наблюдают за сиянием Его славы, не может не быть того, что они испытывают благоговение перед Ним, Который одновременно бесконечен и величествен.
Естественный человек не знает Бога. Поэтому он может бояться Его судов, бедствий и иногда может признавать Бога серьезно (хотя обычно он не продвигается так далеко), но он не может испытывать к Нему должного почтения. Это привилегия и благословение верующих. Грешный человек не может выносить Божьего величия. Он в ужасе убежал бы от Бога, ибо Он для него - огонь поядающий. Однако во Христе Бог является примиренным Отцом для Своих детей, и поэтому они одновременно любят и почитают Его. "Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом" (Пс. 2:11).
 
Серьезные последствия отсутствия страха Божьего

(1) Будьте уверены, что Бог даст вам боязливое и трепещущее сердце до тех пор, пока вы не будете бояться Его, так что вы нигде не найдете ни покоя, ни безопасности. Скорее, ваше собственное сердце и совесть будут постоянно мучиться. Желание Давида снизойдет на вас. "Устраши их, Господи" (Пс. 9:20). Будьте уверены, что проклятие, которым угрожает Господь,  обрушится на вас. "Господь заставит твое сердце трепетать, твое зрение ослабнет, а твою душу охватит отчаяние. Ваши жизни будут висеть на волоске. Вы будете жить днем и ночью в страхе, не имея никаких оснований полагать, что увидите утренний свет. Утром вы скажете: "Если бы только была ночь!", а вечером вы скажете: "Если бы только было утро!" Вы скажете это из-за вашего ужаса перед ужасами, которые вы видите вокруг себя" (Втор. 28:65-67); "Вы будете жить там в таком постоянном страхе, что звук листа, гонимого ветром, заставит вас бежать. Вы будете бежать, как будто за вами гонится воин с мечом, и вы упадете, даже когда никто вас не преследует" (Лев 26:36). "Его враги будут в страхе заползать в норы в земле. Они будут прятаться в пещерах в скалах от ужаса Господа и славы Его величия. Они оставят своих золотых и серебряных идолов кротам и летучим мышам. Они будут заползать в пещеры и прятаться среди зазубренных скал на вершинах утесов. Таким образом, они попытаются избежать ужаса Господа и славы Его величия, когда он восстанет, чтобы потрясти землю" (Ис. 2:19-21).
(2) Будьте уверены, что если вы будете продолжать жить без страха за Господа - даже если вы сможете мирно приблизиться к своему концу - ужас Господень, наконец, снизойдет на вас. Когда вы будете оставлены всеми, Господь будет ужасом для вас и вселит в вас ужас. О, как много есть тех, кто испускает свой последний вздох с ужасом и полным ужаса! Вспомните Валтасара и подумайте, что вы тоже испытаете это. "Затем лицо царя побледнело от страха. Такой ужас охватил его, что колени его подогнулись, и ноги подкосились под ним!" (Дан 5:6). В таком состоянии он ушел из жизни.
(3) И даже если бы вас не охватил ужас в этой жизни и после смерти, вы все равно будете охвачены страхом со всех сторон после вашей смерти. Тогда гнев и ярость, угнетение и ужас будут вечно преследовать вас. Тогда вы узнаете, что значит попасть в руки Бога. "Страшно попасть в руки Бога живого" (Евр 10:31). Обратите внимание на то, что выражено в Пс.76:7: "Тебя, следует опасаться; и кто может предстать перед Тобой, когда Ты однажды разгневаешься?" Именно таким образом пророк представляет этот ужас: "Грешники в Сионе боятся; боязливость удивила лицемеров. Кто из нас будет жить с пожирающим огнем! кто из нас будет жить в вечном огне!" (Ис. 33:14). О, если бы вы спокойно поразмыслили и применили все это к себе - и поверили бы в это!

Страх Божий в верующих

Теперь мы обратимся к вам, верующие. Вы действительно заметите свой недостаток в этом, но вы также сможете понять, что Господь вложил в вас принцип Своего страха.
(1) Разве вы не желаете такого расположения страха Божьего, как мы описали его выше? Вы не только соглашаетесь с этим, считая, что это хорошо и уместно, но и огорчаетесь, что у вас так мало этого, и желаете большего. Это признак того, что вы уже являетесь его участником, ибо так описываются слуги Божьи"....Твои рабы, которые желают бояться Твоего имени" (Неем 1:11).
(2) Разве вы не видите искренних намерений и инициатив ходить в страхе Господнем? Можете ли вы найти какое-либо удовольствие в том, что покорили грех и сделали что-то хорошее, если только это не было сделано в страхе Божьем? И, сознавая свой недостаток и бессилие по отношению к тому, что вы любите, не часто ли вы искренне молитесь Богу, чтобы Он выполнил Свое обещание, данное вам, вложив Свой страх в ваше сердце? Вот, у вас есть доказательства того, что вы обладаете природой тех, кто боится Бога. Этот была молитва Давида: "Очисти мое сердце, чтобы мне бояться имени Твоего" (Пс. 86:11).
(3) Является ли ваше желание страха Божьего совершенно бессильным, а ваша молитва совершенно бесплодной, или вы осознаете принципы этого в своих действиях? Разве Бог не открывает Себя вам в Своем величии? Разве ваше сердце не говорит, что Господь действительно достоин того, чтобы Ему служили? Разве в вас не пробуждаются благоговейные движения по отношению к Богу? Разве вы иногда не склоняетесь перед Ним в почтении? Разве это не было вашим опытом, что из-за чувства Его величия вы опустили глаза вниз, закрыли глаза, и закрыли лицо руками? Не охватывала ли вас временами священный трепет, и не было ли для вас радостью, если эти движения становились более чувствительными, - да, разве это не заставляло вас радоваться, думая об этом впоследствии, желая, чтобы это повторилось и чтобы так было всегда? Разве вы не совершили бы многих грехов и не пренебрегли бы многими святынями, если бы страх Господень не помешал вам? Разве страх Божий не пресекает многие грехи в зародыше, и разве это не побуждает вас выполнять свой долг? Если эти вещи находятся внутри вас- вы должны быть убеждены в истине, даже если мера еще мала. Вы увидите свое отношение к Иову: "Я боялся сокрушения от Бога, и из страха перед Его величием я не мог делать таких вещей" (Иов 31:23). Так было и с Неемией: "...но я не сделал этого из-за страха Божьего" (Неемия 5:15). Поэтому признайте эту полученную благодать, и она даст вам возможность с пользой прочитать следующий упрек и увещевание.

Упрек верующим

Чем яснее вы будете убеждены в принципах страха Божьего внутри вас, тем больше вы должны скорбеть о своем недостатке в страхе Божьем. Эти вещи проявляются в расположении сердца, проникновении греховных мыслей, слов и поступков, противоречащих откровению Божьего присутствия, и в страхе перед человеком, вследствие чего страх Божий должен, следовательно, отступить.
Во-первых, мы должны получить суровый выговор, если, зная, что Бог величествен, испытав, как хорошо смиренно ходить с Величественным, и зная, как бодрит идти путем праведности, мы, тем не менее, пренебрегаем таким образом сосредоточением на Господе и постоянно боимся Его. Это делает нас уязвимыми для всех видов греха. Когда привратник спит с широко открытой дверью - тогда любая похоть может войти без каких-либо препятствий! И даже если мы осознаем это, у нас, тем не менее, нет силы противостоять этому, и мы побеждены, прежде чем осознаем это. Если тогда, с Самсоном, мы захотим оказать сопротивление, мы потеряем наши силы.
Во-вторых, за этим следует еще более злое предрасположение, а именно, когда мы даже приступаем к удовлетворению этой похоти, делая это не только тогда, когда наша совесть указывает на ее зло и советует нам не начинать; и, начав, советовала нам воздерживаться от похоти и подавлять ее, молчать посреди злого разговора и воздерживаться от греха, который мы в настоящее время совершаем, но также и тогда, когда наша совесть заставляет нас размышлять о Боге и Его величии.
Действительно, это особенно верно (что самое отвратительное), когда Бог являет Себя душе, разумно отговаривает душу от греха и, так сказать, трясет пальцем и говорит: "Вот! Я здесь, и я, конечно, вижу, что вы делаете! Перестань грешить, иначе Я заставлю тебя почувствовать Мое неудовольствие!"
Это отбрасывание страха Божьего, огорчение Святого Духа и нанесение смертельной раны душе, когда из-за волнения греха мы движемся вперед и стремимся скрыться от присутствия Божьего, чтобы иметь возможность продолжить, а затем действительно одержать победу в совершении греха, который находится под рукой. Если бы Бог не был бесконечно долготерпелив и неизменен, Он бы прогнал такие дерзкие души!
Третий совершаемый грех - бояться человека, грех, которому благочестивые все еще подвержены. Если мы еще не полностью отказывали себе в том, что касается чести, любви, достоинства, и удовольствия, не склонны признавать ничтожность человека (то есть, что человек сам по себе не может ни шевелиться, ни двигаться, не может делать ни добра, ни зла  нам), и мы не привыкли себя видеть руку Господа во всем, при этом понимая, что один только Бог делает все, и что все люди лишь  инструменты в Его руке, будучи использованным либо для того, чтобы творить нам добро, либо зло, - это породит правильный  взгляд на человека.
Во время войны мы обращаем внимание на многочисленность и мужество солдат и стоим на нашем мече (Иез. 33:26). "Кто выступит против нас? или кто войдет в наши жилища?" (Иер 21:13). Однако, если мы чувствуем, что мощь врага превосходит нашу, мы испытываем страх, и сердце трепещет, "как деревья в лесу трепещут от ветра" (Ис. 7:2).
Мы боимся человека, когда находимся в болезни, судебных делах, деловых сделках, в занятиях нашей торговлей, в преследовании нашего желания, которое должно быть достигнуто с помощью людей и т.д.; Мы смотрим на людей и в своих мыслях заканчиваем ими - как будто это должно исходить от них. Мы страстно стремимся привлечь их на нашу сторону и боимся потерять их расположение. В нашем общении с людьми мы боимся одного за его мудрость (которая не идет ни в какое сравнение с нашей), другого за его статус и внушительную личность, третьего за его зло, и четвертого - из-за его доброты, которую мы не хотели бы потерять. Теперь, если у такого человека нет желания быть благочестивым и он рассердится, если вы проявите образ Божий и исполните свой долг, и если из страха за него вы будете сдерживать его и позволите ему совершить грех, вот, тогда страх Божий становится ниже и должен бывает уступить. С одной стороны, есть Бог, а с другой - человек. Там страх перед Богом, с одной стороны, и страх перед человеком, с другой стороны. Если, однако, страх перед человеком побуждает нас делать что-то, что противоречит страху перед Богом, то мы отвергаем страх перед Богом из-за страха перед человеком.
Это ужасный грех, ибо прежде всего Бог запретил это. "Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не способен убить душу; скорее, бойтесь Того, кто способен уничтожить и душу, и тело в аду!" (Мат 10:28). "Кто ты такой, чтобы бояться человека, который умрет?" (Ис. 51:12).
Во-вторых, это величайший акт презрения к Богу - если Он должен уступить человеку ради вас. Это идолопоклонство и грех язычников. "которые...поклонялись и служили творению больше, чем Творцу" (Рим 1:25).
В-третьих, это отрицание провидения Божьего - как будто Бог не царствует; как будто творение могло функционировать независимо.
В-четвертых, это постоянно влияет на вас и беспокоит вас.
В-пятых, это заставляет вас впадать из одного греха в другой, и поэтому вам должно быть стыдно за свой прежний страх перед человеком. Будьте предупреждены и прислушайтесь к увещеванию Господа: "Перестаньте доверять человеку, у которого в ноздрях только дыхание. На каком он счету?" (Ис. 2:22). Следуйте за Давидом в его благородном мужестве. "Господь на моей стороне; я не буду бояться - что может сделать со мной человек?" (Пс.119:6).

Стимулы для страха Божьего

Недостаточно быть начеку от грехов, которые противоречат страху Божьему; скорее, наш великий долг - победить их всех страхом Божьим. Чем живее страх Божий - тем меньше власти грех будет иметь над вами. Поэтому в будущем полностью посвятите себя нежному страху перед Господом, вашим Богом, чтобы страх Божий мог охранять вас и направлять ваши мысли, слова и дела. О, если бы я только мог оживить тебя в этом! Уделите пристальное внимание следующим стимулам; будьте нежны и податливы.
Во-первых, разве Бог не обладает в Себе всеми совершенствами, способными вызвать благоговение? Он величествен, славен, всемогущ, свят, добр и внушает благоговейный трепет; такова Его природа. Как же, следовательно, кто-либо может находиться в присутствии Бога - без страха и благоговения?
Подумайте о том, что было выражено в Слове Божьем: "Кто подобен Тебе, Господи, среди богов? кто подобен Тебе, славный в святости, страшный в похвалах, творящий чудеса?" (Исх 15:11); "Чтобы вы боялись этого славного и страшного имени Господа, Бога вашего"(Дея 28:58); "Ибо велик Господь, и его следует превозносить: Его также следует бояться больше всех богов" (1 Пар. 16:25); "О Господь, Бог небес, великий и ужасный Бог" (Неем 1:5). Его гнев на грешника ужасен. "Кто знает силу Твоего гнева? каков страх Твой, таков и гнев Твой" (Пс. 90:11). Его доброта порождает почтение, чтобы Его можно было так бояться в любви. "Но у Тебя есть прощение, чтобы Тебя боялись" (Пс.130:4). Разве это не подобает и не необходимо - чтобы вы, имея были созданы Богом и, получив благодать от Бога, боялись этого величественного Бога и трепетали перед Ним?
Во-вторых, корень проблемы действительно в вас. Вы желаете этого, и вы не можете услышать, как упоминается страх Божий, и ваше сердце склоняется к этому, и ваши желания пробуждаются. Зачем вам подавлять это желание? Все, что имеет жизненный принцип, стремится к росту и совершенству, что, таким образом, верно и для вас в этом отношении. Это действительно естественно, если слуга боится своего хозяина, а ребенок - своего отца. Вы избрали Господа своим Господом, и разве Он не дал вам Духа Святого усыновить детей и поместить вас в число Своих детей? Разве вы не заключили с Ним завет, что Он будет для вас Богом и что вы будете удостоены Его милости? Это должно пробудить в вас страх перед вашим Господом и вашим Отцом. "Если тогда Я Отец - где Моя честь? И если Я Господь - где Мой страх?" (Мал 1:6). Признайте эти отношения, и они породят в вас сыновний страх.
В-третьих, страх Божий - источник всей той святости, которая восхищает вас. Греховные похоти потеряют свою силу, поверхностные пороки будут легко подавлены, вы будете остановлены посреди греха, и вы обнаружите, что склоняетесь к практике всевозможных добродетелей. "Страх Господень есть начало мудрости" (Притч 9:10); "Страх Господень есть наставление мудрости" (Притч 15:33); "Страх Господень чист" (Пс. 19:9); "Страх Господень стремится к жизни" (Притч 19: 23); "совершенствуя святость в страхе Божьем" (2 Кор. 7:1).
В-четвертых, Господь благоволит к тем, кто боится Его. Для нас должно быть очень важно, чтобы Бог был доволен нами. Это должно быть нашим великим желанием и искренним стремлением - быть угодными Господу. Однако Богу приятен страх Божий, ибо в нем соединяются признание и прославление Его совершенств. "Господь благоволит к тем, кто боится Его" (Пс. 147:11). Как прекрасно, когда человек радуется Богу - и когда Бог находит удовольствие в человеке.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии