Горгона Медуза. Совещание у Андропова

ГОРГОНА МЕДУЗА
РОМАН

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В МОСКВЕ

ГЛАВА 2
СОВЕЩАНИЕ У АНДРОПОВА


Заведующий Отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран Юрий Владимирович Андропов проводил серьёзное совещание. В его кабинете в здании ЦК собрался цвет отечественной журналистики – главные редакторы ведущих периодических изданий Советского Союза. Здесь также присутствовали около двух десятков иностранцев - корреспондентов левых газет из стран мировой системы социализма. Иностранцами их можно было назвать с большой натяжкой, поскольку они представляли государства, которые в СССР считались братскими. Совещание проводилось, главным образом, для наших социалистических братьев. Международное ведомство Андропова часто называли «отделом братских партий» или даже просто «братским отделом». Рядом с Андроповым сидели важные товарищи: руководитель Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС Леонид Фёдорович Ильичёв и некий сотрудник Агитпропа, который был представлен как Виктор Петрович Пименов.

Кабинет Юрия Владимирович видал всяких посетителей: героического Че Гевару с неизменной сигарой, не менее героического Юмжагийна Цэдэнбала с неизменной улыбкой и других братских товарищей, которые неизменно отстаивали дело социализма. Здесь решались вопросы как локального, так и мирового уровней, связанные с борьбой за освобождение трудящихся. На сей раз Юрий Владимирович доводил до социалистических корреспондентов последние ценные указания, ведь уже буквально завтра с утра им предстояло отправиться в Кремлёвский Дворец съездов, где их ожидало великое событие – XXII Съезд КПСС. Братские корреспонденты были командированы в Москву для освещения работы форума советских коммунистов. Болгарию представлял Пётр Боянов, газета «Работническо дело»; Польшу – Ежи Ставицкий, газета «Трибуна люду»; кубинские коммунисты командировали в столицу СССР Фелипе Переса, который трудился в «Революсьон»; из Китая прибыл ведущий журналист «Жэньминь Жибао» Ван Дао Цуй… 

Чехословацкий корреспондент Марек Тарек из «Руде право» скромно восседал между своими коллегами – венгром Андрашем Ковачем (газета «Непсабадшаг») и паном Ставицким. Марек был молодым, но довольно опытным работником пера, идейно и политически подкованным товарищем, верным славному делу социализма. Он внимательно слушал наставления Андропова и внутренне ликовал. Ликование Марека было связано, конечно же, с завтрашним событием – открытием  XXII Съезда. Этот форум советских коммунистов, - думал Марек, - наверняка прогремит на весь мир, причём, вполне возможно, что даже сильнее, чем успевший стать легендарным XX-й Съезд КПСС. По слухам, циркулирующим в журналистской среде, на Съезде должны были добить позорный культ личности Сталина и принять несколько важнейших постановлений. Самым важным, естественно, считалась новая программа КПСС – Программа построения коммунизма. XXII Съезд продолжится две недели, и всё это время Марек Тарек будет внимать происходящему на трибуне, следить за реакцией делегатов и гостей, прислушиваться к разговорам в кулуарах, брать интервью, общаться с интересными людьми... Чёрт возьми, может быть, мне повезёт, и я возьму интервью у самого Хрущёва! – думал Марек, не прекращая с интересом слушать Андропова и конспектировать его речь. Вообще-то можно было не записывать слова Юрия Владимировича, поскольку перед каждым братским корреспондентом лежала папка с бумагами с отпечатанными инструкциями. В них чёрным по белому красовалась и речь руководителя «братского отдела». Инструкции печатались на двух языках – русском и родном языке каждого братского товарища. Кстати, следует сказать, что все братские газетчики неплохо владели русским языком, поэтому в переводчиках они не нуждались. Как и его коллеги, Марек предварительно уже ознакомился с документами, прочёл он и наставления, которые сейчас озвучивал Андропов. Однако Марек всё равно записывал в свой блокнот наиболее понравившиеся места из живого андроповского выступления.

Марек Тарек знал русский язык превосходно, наверное, как чешский, словацкий, польский и английский. Он был счастлив сидеть в одном из кабинетов здания Центрального Комитета великой партии – КПСС и слушать приятного человека в очках, облечённого немалой властью в Советском Союзе. Марек впервые был в ЦК КПСС и ему здесь определённо нравилось. Сегодня группу социалистических газетчиков водили на экскурсию в Кремлёвский Дворец съездов, только-только построенный Советской властью специально для проведения в этом здании партийных, профсоюзных, комсомольских и других подобных форумов. Дворец поразил Марека своим величием и красотой. Корреспондент из братской Чехословакии откровенно радовался за советских товарищей, которые всё-таки успели соорудить Дворец к началу XXII Съезда КПСС. Это будет первый съезд партии советских коммунистов, который пройдёт в новом шикарном здании. Символично, что именно в этом Дворце примут Программу построения коммунизма.

Тут Марек вздрогнул, поскольку Юрий Владимирович отошёл от текста и стал говорить нечто довольно неожиданное. Вместе с Мареком вздрогнули и его коллеги, не ожидавшие от советского Агитпропа такой прыти. Юрий Владимирович произносил следующее:
- Товарищи, я вынужден некоторым образом озадачить вас. Дело в том, что мы решили провести своего рода международный политический эксперимент. Мы идём на большой риск, однако я надеюсь, что всё пройдёт хорошо. Итак, к сути. Все вы знаете о том, что наша партия и лично товарищ Хрущёв провозгласили курс на мирное сосуществование с капиталистическим лагерем. Никита Сергеевич неоднократно говорил господам капиталистам - давайте торговать, а не воевать. Всем известны нечеловеческие усилия Никиты Сергеевича в деле мира и разоружения. Короче говоря, мы – социалистический лагерь – не хотим войны. Мы готовы сотрудничать с капиталистами во всех сферах – торговой, культурной, сельскохозяйственной, космической…

- Я надеюсь, товарищи газетчики, - Андропов улыбнулся, - что вы тоже готовы к сотрудничеству со своими западными коллегами? Во имя великого дела социализма и мира на всей Земле, конечно же.
Братские товарищи из коммунистических газет чуть ли не в один голос заверили Андропова, что они к этому вполне готовы, особенно если дело касается социализма и мира во всём мире.
- Ну, а посему, - продолжал глава «братского отдела», - на время проведения XXII Съезда к каждому из вас будет прикреплён товари… извиняюсь, господин из капстраны, представляющий буржуазное издание.
Андропов обвёл глазами притихших братских журналистов и весело подмигнул им из-под очков:
- Товарищи, товарищи! Где же ваш энтузиазм?
Товарищи были, мягко говоря, удивлены таким оборотом. Венгр Ковач недоумённо пожал плечами, китаец побледнел, а пан Ставицкий неслышно произносил польские проклятия. Впрочем, слово «курва» смогли услышать все, присутствующие здесь. Андропов перестал улыбаться и произнёс:
- Товарищи, считайте, что вы получили настоящее боевое задание. Мы с вами все здесь коммунисты и не имеем права отступать. Строительство социализма – это ежедневный бой, иногда кровавый. Но смею вас уверить, - улыбка снова озарила лик Андропова, - вам на советской земле ничего не угрожает. Вы примете идеологический бой, и, я надеюсь, достойно выйдете из этой схватки победителями. Кстати, пользуясь случаем, я передаю вам всем и каждому в отдельности приветы от товарищей Хрущёва, Брежнева, Суслова, Козлова и других наших товарищей из ЦК и его Президиума. Эксперимент по сотрудничеству социалистических и капиталистических журналистов был придуман товарищем Сусловым и горячо поддержан всеми членами Президиума ЦК. Особенно – Никитой Сергеевичем.

Раздались аплодисменты, вначале жидковатые,  но затем переходящие в некое подобие овации. Перечить Никите Сергеевичу, а также товарищу Суслову никто не стал. Тем более, что Юрий Владимирович поспешил заявить следующее:
- Разумеется, товарищи, мы с вами тут все коммунисты или социалисты и деньги презираем. Но товарищ Суслов лично, - слово «лично» Юрий Владимирович подчеркнул, - обзвонил ваших редакторов и попросил их повысить вам командировочные, а также выписать премиальные за дополнительную работу. Также будет проведён конкурс совместных с буржуазными газетчиками репортажей со Съезда. Авторы наиболее интересной статьи будут премированы бесплатной поездкой по Советскому Союзу. Открою маленький секрет: один из пунктов этого путешествия – совхоз имени Жюля Верна, что в Ногайске на Азовском море.

Товарищи оживились. Все они, конечно же, пламенно презирали деньги, но от дополнительной премии никто никогда не отказывался. Да и посетить знаменитый совхоз хотел бы каждый из них, особенно Марек Тарек, который специализировался в «Руде право» не только на политических репортажах, но и на вестях с полей, садов, рыбоводческих и особенно медузоводческих хозяйств. О ногайском совхозе имени Жюля Верна знали во всём социалистическом лагере. Совхоз этот специализировался на разведении морских обитателей (или, как тогда говорили, морского скота): рыб, дельфинов, крабов, водорослей. Но главной изюминкой совхоза имени Жюля Верна являлись, конечно же, медузы. Совхоз стал пионером в промышленном разведении и вылове медуз на территории СССР и во всём огромном соцлагере. Здесь выращивали медуз для сухопутного скота, а также для кулинарных нужд растущего населения Советского Союза.

После Андропова слово взял Виктор Петрович, сотрудник Агитпропа. Он встал и весело обратился к присутствующим:
- Товарищи журналисты! Сейчас вам предстоит встреча с вашими персональными капиталистическими коллегами, акулами, так сказать, пера. Должен предупредить: на протяжении ближайших двух недель каждый из вас будет довольно тесно общаться с журналистом из капстраны. Вы будете сидеть рядом с ним на заседаниях Съезда, вы будете вместе посещать столовую, бывать на различных мероприятиях, гулять по городу… Наконец,  гостиничный номер каждого из вас соседствует с номером вашего западного коллеги…
- А в туалет тоже вместе ходить будем? – раздался весёлый голос венгра Ковача.
Все обернулись в сторону венгра. Андропов строго смотрел на журналиста поверх очков. Однако Виктор Петрович оценил шутку:
- А это, товарищи, уж как получится! Тут вам партия приказать не может, к сожалению!
Андропов поддержал коллегу:
- Но если надо, товарищи, партия доберётся и до ваших мочевых пузырей!
Раздался дружный искренний смех. Окончательно разрядить обстановку помог главный редактор «Известий» Алексей Аджубей:
- Разрешите, я скажу, Виктор Петрович.
- Да-да, разумеется, Алексей Иванович, говорите, - зятю самого Хрущёва Пименов не мог запретить высказываться вне очереди.

Аджубей поднялся и сказал следующее:
- Дорогие коллеги, товарищи. Этот интересный эксперимент, если говорить откровенно, задумали мы с товарищем Сусловым. В рамках мирного сосуществования, конечно же. Напарника из капстраны получаете не только вы, но и мы – советские журналисты. Вот мне, например, достался репортёр из «Уолл Стрит Джорнал», зубастый профессионал Алекс Конрад. Такая совместная работа станет полезным журналистским опытом для меня, да и для него тоже. И, разумеется, для всех нас! Как вы считаете, товарищи?
Социалистические журналисты наперебой выкрикивали:
- О, конечно!
- Это важный опыт!
- Спасибо вам и товарищу Суслову!
- Дадим бой капиталистам!
Аджубей был доволен реакцией коллег:
- Вот и хорошо. Виктор Петрович, прошу вас.
Пименов продолжил:
- Спасибо вам, Алексей Иванович, за поддержку! Видите, товарищи, ничего страшного тут нет, всем нам придётся нести эту нелёгкую ношу… Как вы уже, наверное, догадались, мы с Леонидом Фёдоровичем  будем курировать проект по совместной работе наших и западных журналистов. Если у вас возникнут какие-либо вопросы идеологического, бытового и материального характера, обращайтесь к нам в любое время дня и ночи. Главным образом, терзайте меня, если вам что-то понадобится. Леонид Фёдорович, вам слово.

Ильичёв зачем-то снял очки, тут же снова надел их, вытер лысину платочком, пообещал социалистическим журналистам помощь в решении любых вопросов, пожелал им удачи и передал слово товарищу Пименову.
Виктор Петрович продолжил:
- А сейчас, друзья, мы с вами пройдём в столовую ЦК, временно переоборудованную под банкетный зал. Для прессы там будет устроен небольшой приём, так сказать, фуршет. Вот на этом фуршете каждый из вас и познакомится со своим капиталистическим коллегой. Прошу вас, товарищи!
Все товарищи дружно поднялись и радостной гурьбой направились в столовую, куда их повели Ильичёв с Аджубеем. Социалистическим журналистам захотелось как можно скорее познакомиться с западными акулами пера, тем более, что приближалось время обеда. По слухам, в столовой ЦК журналистов ожидало необычное угощение. Ставицкий уже не ругался, венгр был настроем вполне миролюбиво, а к китайцу вернулась его обычная желтизна.

Юрий Владимирович попросил Марека задержаться на пару минут. С Мареком беседовал Виктор Петрович:
- Товарищ Тарек, вам предстоит встреча с матёрым деятелем капиталистической прессы. Этого шакала пера зовут Джозеф Грант…
Марек удивился:
- Из британской «Таймс»?
Андропов и Пименов улыбнулись.
- Читали его репортажи? – спросил Виктор Петрович.
Марек кивнул, мол, доводилось.
- Вот и хорошо. Значит, вы заочно знакомы с Грантом. Как и он с вами, кстати. Я сегодня имел с ним непродолжительную беседу. Грант отметил, что он помнит ваши репортажи с полей Моравии, в которых вы замечательно описали работу чешских кукурузоводов. Особо он отметил ваши статьи, посвящённые чешскому кооперативному хозяйству «Пани Медуза» из Брно. Грант высоко ценит ваше перо, товарищ Тарек.
Марек недоверчиво посмотрел на агитпроповца.

- Да-да, товарищ Тарек, я понимаю вас. Грант действительно отзывался о вас с большой долей иронии. Он любит повторять о себе, что он, мол, потомственный антикоммунист. И это правда, товарищ Тарек. Джозеф Грант – это профессионал высочайшего класса, хотя и сволочь. Его отец, Уильям Грант в тридцатые годы возглавлял Британский союз фашистов в Бирмингеме. Папаша вашего коллеги был ближайшим сподвижником самого Освальда Мосли. Понятно, что сын за отца не отвечает, но всё же яблоко от яблони недалеко падает. А уж это яблочко – вот с таким с червячком…
Виктор Петрович развёл руки, показав размеры червячка, пожал плечами и вздохнул, мол, ничего не поделаешь, товарищ Тарек…
- Я не знал, что отец Гранта был фашистом. Хотя, это не удивительно, - сказал Марек.
- Вот видите, товарищ Тарек, насколько серьёзно обстоит дело. Не зря Ставицкий тут ругался. Впрочем, ему в качестве коллеги достался весёлый француз Николя Добруа из «Фигаро». Думаю, они сработаются.
Вы знаете, товарищ Тарек, что мы перестали открыто враждовать с Западом, однако великое противостояние продолжается. Холодную войну никто не отменял. Никита Сергеевич не зря сказал, что мы похороним капитализм. Ведь ежели мы их не похороним, тогда они похоронят нас. А нам это совершенно не нужно. Вы меня понимаете, товарищ Тарек? – Пименов строго посмотрел на чехословака.
- Конечно, Виктор Петрович! Я представляю и осознаю всю степень ответственности, которую возложили на меня Компартия Советского Союза и Компартия Чехословакии. И это высокое доверие оправдаю.

Слово взял Андропов:
- Мы верим в вас, товарищ Тарек. Учтите, что Грант способен на любые провокации. Это, пожалуй, самый умный и опытный западный журналист, из тех, кто приехал освещать Съезд нашей партии. И мы не зря доверили именно вам эту журналистскую акулу. Мы уверены, что вы справитесь с Грантом. И почему-то мы думаем, что именно ваш журналистский дуэт победит в соревновании статей.

Марек вопросительно взглянул на кураторов.
Пименов и Андропов дружно и радостно закивали. Виктор Петрович сказал:
- Да-да, товарищ Тарек. Вы обязательно поедете с Грантом в Ногайск. Нам нужен хороший репортаж о совхозе имени Жюля Верна. Возможно, вам предстоит написать книгу о передовом опыте советского народа в деле медузизации. Медузы – это ведь не прихоть товарища Хрущёва, поверьте. Медузы – это важная составляющая великого плана построения коммунизма, как в Советском Союзе, так и во всём мире.
Марек понимающе кивнул, Андропов улыбнулся.
- Такие негодяи, как Грант, - продолжал Пименов, - над нами смеются. Но мы уверены, что скоро они перестанут смеяться и будут горько плакать. Мы доконаем их дешёвой едой для рабочих и крестьян. Капиталисты быстро разорятся, и будут ползать у нас в ногах.

Пименов посмотрел на часы и заявил:
- Однако нам пора на банкет. Иначе все вкусности скушают без нас, - пошутил агитпроповец.
- Я так понимаю, - сказал Марек, - что вы меня бросаете на тему медузоведения. А чтобы мне не было скучно, даёте мне в соратники настоящую акулу пера!
- Совершенно верно, товарищ Тарек! Кому же ещё заниматься медузами, как не акулам пера! – Пименов был рад понятливости Марека, - скучно вам не будет, это верно. В медузоведении вы познали немалый толк, как всем известно. Итак, на данном этапе от вас требуется бдительность, мастерство и хорошая совместная с Грантом статья. Товарищ Аджубей уже забил место для неё в «Известиях». Ну, всё, теперь идём в столовку, то есть, я хотел сказать, в банкетный зал.
По пути на банкет Пименов радостно шепнул Мареку:
- Товарищ Тарек, во время банкета вас и вашего коллегу ожидает сюрприз!
- Неужели нам подкинут ещё одного коллегу? – серьёзно спросил Марек.
- Вы сами всё увидите, - пообещал Виктор Петрович.

Продолжение следует


Рецензии
О, да! Это "так трогательно и мило!"))))))

"Все вы знаете о том, что наша партия и лично товарищ Хрущёв провозгласили курс на мирное сосуществование с капиталистическим лагерем. Никита Сергеевич неоднократно говорил господам капиталистам - давайте торговать, а не воевать. Всем известны нечеловеческие усилия Никиты Сергеевича в деле мира и разоружения. Короче говоря, мы – социалистический лагерь – не хотим войны. Мы готовы сотрудничать с капиталистами во всех сферах – торговой, культурной, сельскохозяйственной, космической…".
Андропов Ю.В., это заявивший, понимал ли последствия "нечеловеческих усилий"?))))Или человеческого мозга не хватило? И вечную причину всех войн всех времён и народов - борьбу за ресурсы - её отменили тогда же?))))))
Ничего плохого не хотели, наверное, кремлёвские юмористы!

Но как давно всё запущено!!! Если это не "шутка юмора".

Спасибо за публикацию!

Кузнецова Любовь Алексеевна   04.07.2023 10:57     Заявить о нарушении
И вам спасибо.
Читайте всё произведение - "Горгона Медуза".

Александр Москвитин 1   07.07.2023 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.