Возвращение Солженицына

21 июля 2019, Культура.


Ровно 25 лет назад, 21 июля 1994 года, писатель Александр Солженицын вернулся из США в Москву после 20-летнего изгнания из России. Приземлившись в Магадане, он добрался до Приморья и начал двухмесячное путешествие на поезде «Владивосток-Москва», попутно встречаясь с людьми из регионов.

Нобелевский лауреат в области литературы и главный российский антикоммунист отправился в поездку по России в сопровождении жены Натальи и старшего сына Ермолая. После двух месяцев дороги и общения с жителями российских регионов он выступил в Госдуме, но не произвел впечатления на чиновников. Они посчитали идеи Солженицына архаичными, заявив, что он опоздал с возвращением лет на восемь и отстал от российской действительности.

Писатель не был на родине с февраля 1974 года, когда его насильно вывели из собственной квартиры после публикации на Западе произведения «Архипелаг ГУЛАГ», подробно описывающего сталинские репрессии.

Завершив работу над книгой, писатель планировал напечатать ее после 1975 года, понимая, чем может обернуться распространение критикующего советский строй произведения. Солженицын предполагал, что обнародование «Архипелага ГУЛАГ» крайне неприятным образом отразится на жизни и здоровье его семьи, поэтому хотел выждать время и подготовиться к этому шагу.

Причиной незамедлительной публикации произведения стало самоубийство ассистентки автора Елизаветы Воронянской, которая перед этим была вынуждена сообщить, где хранится один экземпляр рукописи. Сразу же после случившегося Солженицын приступил к решительным действиям, и в августе 1973 года распорядился тайно выпустить первый том книги в Париже.

«Художественное исследование — это такое использование фактического (не преображенного) жизненного материала, чтобы из отдельных фактов, фрагментов, соединенных однако возможностями художника, — общая мысль выступала бы с полной доказательностью, никак не слабей, чем в исследовании научном», — так объяснял Солженицын жанр своей книги. Но в СССР его, конечно, не поняли.

Допуск произведения в печать за границей спровоцировал травлю писателя и разгромные статьи о нем в советской прессе. Какое-то время Солженицына подержали в Лефортовской тюрьме. На тот момент член Политбюро Юрий Андропов первым выступил с предложением о высылке писателя, однако орган постановил начать судебное расследование против Солженицына. Однако в итоге возоблодало мнение Андропова — литератора лишили гражданства и вместе с семьей выгнали из страны.

Отношение советской власти к поселившемуся в американском штате Вермонт изгнаннику стало мягче во время горбачевской перестройки. В 1989 году в журнале «Новый мир» начали печататься отдельные главы «Архипелага ГУЛАГ». В 1990-м статью Солженицына о путях возрождения страны напечатали на родине, после чего ему вернули советское гражданство и закрыли уголовное дело 20-летней давности. Нашумевшему «Архипелагу ГУЛАГ» присвоили государственную премию. В том же году вышла знаменитая статья Солженицына «Как нам обустроить Россию».



В 1992 году Солженицын разговаривал по телефону с первым президентом России Борисом Ельциным, который находился в Вашингтоне с официальным визитом. Этот диалог получил известность из-за того, что писатель посоветовал президенту «дорого» продать Японии Курильские острова.

Во время встречи с супругой Солженицына президент заявил, что никаких препятствий для возвращения ее мужа в Россию не существует. С того же года Солженицыны начали готовиться к возвращению на родину, где их ждала подаренная Ельциным государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове.

«Я насытился в Вермонте одиночеством, одинокой писательской работой. Для меня, наконец, открывается возможность широкого общения с моими соотечественниками», — говорил писатель.

Во время своего турне по Франции осенью 1993-го Солженицын пообещал «не участвовать в избирательных кампаниях и не баллотироваться на какой-либо пост». Он также отказывался принимать назначение от правительства, если бы таковое было ему предложено, но заявил о намерении активно участвовать в общественной жизни.



 
18 Января 2019.
Автор Александр Шибанов
ARTARCH
НОМЕР №1, 15-21 ЯНВАРЯ 2019
Один дом Александра Исаевича

На Тверской открылась квартира-музей Солженицына

Квартира Александра Солженицына на Тверской, 12, — не просто один из адресов писателя. Именно отсюда 12 февраля 1974 года автора «Архипелага ГУЛАГа» арестовали и выслали из страны. На родину нобелевский лауреат, получивший мировое признание, вернулся только через двадцать лет и первые годы в новой России провел в той самой квартире. Накануне Нового года там открылся пятикомнатный музей, в котором побывал наш корреспондент.

 Музей писателя расположен на первом этаже в квартире 169.
В пятикомнатной квартире площадью чуть больше ста квадратных метров не просто история писателя, а история всей страны. Стены в той самой прихожей бордового цвета. Именно такими их запомнил старший сын Солженицына — Ермолай.

Еще в Америке, когда его спросили, что он помнит о жизни в Москве, ответил: «Прихожую, которая была бордового цвета».
Хотя когда арестовывали отца, было ему всего три года.

Вся квартира наполнена воспоминаниями — как горестными, так и радостными: от газетной травли, слежки, лагерей до рождения детей и счастливой, насколько это могло быть, семейной жизни. На стене среди экспонатов публикации из газет. Вот, например, «Правда» от 14 января 1974 года, на первой полосе огромный заголовок — «Путь предательства». А рядом другая вырезка и не менее тяжелый заголовок: «Признание и гнев». Здесь же личные хроники: фотографии писателя и его троих сыновей. Все снимки сделаны в начале 1970-х, когда Солженицыны еще жили на Тверской. «С квартирой связаны самые прекрасные и самые плохие моменты жизни, — говорит вдова писателя Наталья Солженицына. — Но здесь родились наши дети».

Кухня писателя — особое место, она передает атмосферу посиделок интеллигенции 1970-х годов. Здесь велись важные разговоры, в том числе и борцов с советским режимом. Вслух многие слова говорить было нельзя — квартира прослушивалась. Все то, что сказать невозможно, писали на бумаге, а потом эти клочки сжигали. Для этого ритуала стоял специальный таз, который довольно быстро закоптился от дыма и смол. Жена писателя вспоминает, что часто бумага в этом тазу не успевала прогорать. Сейчас прямо над этим тазом висит приказ Президиума Верховного Совета СССР о выдворении Солженицына из страны и лишении гражданства за подписью председателя Николая Подгорного.

Особое внимание залу «Нобелиана». В годы, когда писатель здесь жил с семьей, вспоминает Наталья Солженицына, тут стояли детская кроватка и стол, за которым она работала и одновременно смотрела за ребенком.

Это самая большая комната в квартире, где можно отследить путь Александра Солженицына со времени тайного писательства в годы заключения и до получения Нобелевской премии. Здесь личные предметы писателя, среди которых блокнот, фрагменты переписки Солженицына с нобелевским комитетом, самодельные пригласительные билеты на церемонию. Еще один любопытный предмет — четки. Перебирая их в лагерях, Солженицын запоминал тексты, сочиненные в заключении.

Рядом книги, ставшие классикой литературы еще при жизни автора: «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом», «Август четырнадцатого».
Путь к престижной литературной награде был для писателя непростым. В одной из витрин этой комнаты, словно отвернувшиеся друг от друга, тюремная фуфайка с нашивками номеров экибастузского лагеря, а рядом черный строгий фрак.

Обстановка в квартире вполне камерная. Воссоздать ту, которая была при жизни писателя, практически невозможно. Ведь для музея нужно вместить сотни экспонатов. Достоверным остался только кабинет Солженицына, в котором он работал в 1990-х: рабочий стол, торшер, книжные шкафы и даже шторы — все на тех же местах. Здесь и подтверждение подлинности — фотографии того, как это все было устроено. Но экспонаты удалось разместить и в кабинете под стеклом. Это полевая сумка, блокноты и бинокль, с которыми писатель возвращался в Россию в 1994 году.

Еще один кабинет Солженицына, где он работал над исторической эпопеей «Красное колесо», воссоздали. Помимо привычного рабочего стола тут пишущая машинка писателя, аппарат для просмотра микрофильмов. Такая аппаратура по тем временам была роскошью. С помощью верстальной машины IBM Composer было создано 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В так называемой фотолаборатории велась работа над книгой «Архипелаг ГУЛАГ». Автор переснял на пленку весь текст, а потом отправил его в коробке из-под вафельного торта в Париж, где книга и была впервые напечатана.



 

Леонид Михайлович Горовой, краевед, литератор (Королёв).


 
          Мои комментарии.

  Александр Исаевич Солженицын - известный и любимый читателями (в том числе и мной)писатель.

  И неплохой финансист. Не стал отказываться от Нобелевской премии, как Борис Пастернак. Уехал на Запад. Путешествовал. Жил в разных странах. Мог себе позволить. Начала заканчиваться Нобелевская премия - вернулся на Родину. Получил снова пятикомнатную квартиру в центре Москвы и дачу в подмосковье. Умер в благополучии в родной стране. Оставил жене, детям и внукам хорошее обеспечение "на долгие лета".

  Что тут скажешь? Молодец.

                8.12.2021.



               

               


   


Рецензии