Лигон Дункан. Страх Божий

СТРАХ БОЖИЙ
Лигон Дункан  (С сокращениями)

Если у вас есть ваши Библии, я бы предложил вам обратиться вместе со мной к Исх.20.18-21. Мы уже видели, насколько чрезвычайно богатым является применение этих заповедей в нашей повседневной жизни, и мы едва ли касались поверхности того, что эти заповеди говорят нам. Сегодняшний отрывок дает нам ответ народа Божьего на это впечатляющее проявление Его присутствия и Его громовое провозглашение Его слов завета. И реакция детей Израиля может вас удивить. Но это также преподает нам огромный урок о сущности истинной религии и сумме истинного благочестия. Итак, давайте послушаем слово Божье. “И весь народ увидел гром и вспышки молний, и звук трубы, и дымящуюся гору; и когда люди увидели это, они задрожали и встали на расстоянии. Тогда они сказали Моисею: "Говори с нами сам, и мы послушаем; но пусть Бог не говорит с нами, иначе мы умрем". И сказал Моисей народу. ”Не бойтесь, ибо Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх перед Ним мог остаться с вами, чтобы вы не согрешили". Поэтому люди стояли в отдалении, в то время как Моисей приблизился к густому облаку, где был Бог" Аминь. И на этом заканчивается чтение святого, вдохновенного и непогрешимого слова Божьего. Пусть Он напишет ее вечную истину в наших сердцах. Давайте помолимся. Наш Господь, мы склоняемся перед Тобой и просим, чтобы Твоим словом и Духом Ты научил нас страху Божьему. Во имя Иисуса. Аминь./.../
Мы живем в такое время, когда люди неуместно фамильярно и неуважительно относятся к властям. И из-за этого нам очень трудно даже начать понимать страх Господень. Но в жизни нет более важного урока, чем страх Господень. На самом деле, Моисей говорит в отрывке, который мы только что прочитали, что причина, по которой Бог пришел сказать Свое слово в уши и сердца народа Израиля Своими собственными устами, заключалась в том, чтобы Его люди всегда боялись Его.
И поэтому я хотел бы, чтобы вы увидели 3 или 4 вещи в этом отрывке. В ст.18 я хочу, чтобы вы увидели реакцию людей, это невероятное переживание Того, как Сам Бог приходит и говорит с ними. Какова была их реакция? Вы видите это в ст. 18. В ст. 19 я хочу, чтобы вы увидели просьбу народа. Что люди просят Моисея сделать в свете их реакции? Вы видите это в ст. 19. В ст. 20 вы видите ободряющие слова Моисея, обращенные к ним, а в ст. 21 вы видите упрек Моисея Богу. Моисей, посредник завета, упрекает Бога. Давайте посмотрим на эти вещи и узнаем, чему Бог учит нас здесь.

1. Реакция людей на присутствие Бога

Во-первых, в ст. 18 описана реакция людей на присутствие Божье, на голос Божий, на проявление Его силы. Присутствие Господа, как мы узнаем в ст. 18, вызвало, возможно, у вас неожиданный отклик. Присутствие Господа вызвало страх и трепет в Израиле. Израиль был до смерти напуган, когда Бог сошел на встречу с ним. Близость Бога может быть ужасающей вещью для грешников. Моисей подчеркивает это в начале встречи с народом в Исх.19.16-25. Он рассказывает обо всех явлениях, молниях, громе, , которые Бог показал, чтобы подчеркнуть Свое величие, и Моисей говорит нам, что завершение слова Божьего также характеризовалось этими громовыми раскатами, и этими огненными шарами, и ударами молний. И он говорит нам в ст. 18, какова была реакция людей. Они видели, они дрожали, они стояли поодаль. Это можно было перевести буквально.
Так что же в этом важного? Люди находятся в присутствии Божьем, и все же их реакция - страх и трепет, и, кроме того, они бегут в панике. Они боятся, они дрожат и бегут. Вы помните, когда началась эта история, дети Израиля столпились вокруг горы Синай. Они хотели посмотреть. Настолько, что Бог сказал Моисею: “Не позволяй им ступить на гору, потому что Я немедленно навлеку суд и разрушение на любого, кто ступит на Мою гору. Не позволяй им толпиться”. Теперь, в конце Десяти заповедей, мы обнаруживаем, что они находятся на расстоянии. Теперь они добрались от ближайшей горы на некотором расстоянии, спасаясь бегством. Бог пришел и встретился с ними, и они побежали.
Близость Бога может быть ужасающей для грешников. Она может быть пугающей вещью для них. Сегодня мы часто жаждем близости с Богом, но в этой близости нам не хватает благоговения перед Богом. Дети Израиля получили послание Божьей святости и славы, и могущества, и силы, и суверенитета, и трансцендентности громко и ясно, когда Он пришел и Сам заговорил с ними. Близость Бога может быть ужасающей для грешников. Вот что мы видим в реакции людей в ст. 18.

2. Народ обращается с просьбой к Моисею

Но есть и вторая вещь. Люди продолжают обращаться с просьбой. Это проницательная просьба, с которой люди идут к Моисею. Голос Господа побуждает людей обратиться к Моисею с просьбой о посредничестве. Они хотят, чтобы Моисей стоял между ними и Богом. Они хотят, чтобы Моисей передал им слова Божьи. Они хотят, чтобы Моисей представлял для них присутствие Бога, потому что непосредственное присутствие Бога и Его громовой голос подавляют их. Только Бог может сделать Бога безопасным для грешников. Придержи эту мысль, И мы вернемся к ней через минуту.
Я хочу, чтобы вы увидели 3 вещи, о которых Моисей говорит вам в ст. 19. Во-первых, Он говорит, что люди призвали его отныне говорить им слова Божьи. “Поговори с нами сам". Евреи здесь просят о посредничестве. Это была мудрая просьба. Это была проницательная просьба. Побывав в присутствии Божьем и услышав голос Божий, они поняли, что нуждаются в посреднике. И они также знали, что Бог назначил Моисея посредником. Остановитесь и подумайте на минуту, как это было милостиво с Божьей стороны. Что снова и снова делали дети Израиля в карьере Моисея в качестве своего лидера и посредника? Они подвергали сомнению его послужной список. Теперь, поговорив с ними напрямую, люди не могут дождаться, чтобы услышать Моисея. Бог говорит с ними, и они говорят: “Даэ, мы бы хотели сейчас услышать Моисея”. Он возвысил Моисея в их глазах точно так, как Он сказал Моисею, что сделает. Он сказал, что заставит народ услышать Моисея и последовать за ним. И разве это не милосердно, как Бог, в Своем собственном обращении к Израилю, способствовал уважению Своего слуги в глазах народа. Но обратите также внимание, что люди знают, что им нужно посредничество. Сейчас они больше, чем когда-либо, понимают, что им нужен посредник. Это первое, что говорит нам Моисей в ст. 19.
Во-вторых, обратите внимание, что люди клянутся в своей внимательности и послушании. “Мы будем слушать". Люди не говорят: “Хорошо, мы не хотим слышать Бога, мы хотим слышать тебя, Моисей, и мы не собираемся выполнять наше соглашение о повиновении”. Вы помните, что до того, как Десять заповедей были произнесены в Исх. 20, люди уже сказали: “Господь, мы услышим Тебя. Мы будем слушать. Мы последуем за Тобой. Мы будем повиноваться Тебе”. И они ясно дают понять: “Моисей, прося тебя поговорить с нами, мы не говорим, что не будем повиноваться Господу. Мы будем повиноваться Господу. Мы не нарушаем своего обещания. Мы собираемся довести это до конца. Мы будем послушны слову. Мы выслушаем, что ты скажешь. Но не мог бы ты поговорить с нами?” Люди соглашаются выполнить свое обязательство перед Богом в послушании.
И затем, в-третьих, посмотрите в ст. 19. Люди боятся смерти, если “Бог говорит с нами". “Пусть Бог не говорит с нами, или мы умрем”. И поэтому они убегают. Разве это не удивительная реакция? Получите такую реакцию Израиля на присутствие Бога. Вся цель исхода заключалась в чем? Что дети Израиля будут спасены для поклонения. Снова и снова Бог говорит это. “Я спасаю вас, чтобы вы встретились со Мной на Моей горе, и вы будете поклоняться Мне”. В этом была вся цель: спастись, чтобы поклоняться. Они были искуплены для поклонения. Теперь они здесь. Теперь они на горе. Теперь они поклоняются Богу, и Сам Бог приходит и встречается с ними, и что они говорят Моисею? “Моисейс, не мог бы ты, пожалуйста, попросить Его никогда больше не разговаривать с нами”. Это именно то, что они делают. Они не хотят слышать глас Всемогущего. “Мы умрем, если снова услышим этот голос. Моисей, говори вместо Него, или мы пропали”. Вы видите, что необходимость посредничества на данный момент очевидна для израильтян. Они знают, что не могут вынести непосредственного присутствия святого, возвышенного Бога. Им нужен посредник. И поэтому они просят Моисея исполнить завет, который Сам Бог назначил ему исполнить.
Друзья, это понимание, через которое мы, живущие в предположительно продвинутый, научно-технический век, могли бы очень многое позволить себе узнать. Потому что есть много людей, которые думают, что они могут просто войти в присутствие Бога, и все будет "классно". Сколько раз вы слышали, как кто-то говорил вам: “О, Бог простит меня. Это Его работа”. Уверяю вас, это не позиция детей Израиля на горе Синай. Они чувствуют, что их следует судить. Вы знаете, что их инстинкт в этом прав.
Теперь это еще не вся история, и мы увидим это в самом ответе Моисея, но это часть истории. Если вы находитесь в присутствии Бога и думаете, что с вами все в порядке и сами по себе, значит, вы не видели Бога, или вы не видели себя, или и то, и другое. Дети Израиля видят Божью святость, они видят свой грех, и они знают, что им нужен посредник. Мы могли бы научиться этому у них.

3. Обнадеживающие слова Моисея

В-третьих, посмотрите на ст. 20. Посмотрите на слова ободрения, которые дает им Моисей. Он объясняет им, что Божьи намерения в том, чтобы прийти к ним, хороши. Его визит не предназначен для того, чтобы напугать их до смерти. Его посещение не предназначено для того, чтобы обескуражить их, или напугать, наполнить их страхом. У него есть для них хорошие цели. На самом деле, Моисей перечисляет две благие цели Бога, которые ведут к третьей благой цели в ст. 20. И мы узнаем из ст. 20, что есть разница между просто страхом и страхом перед Богом.
Обратите внимание, что Моисей говорит в ст. 20. Он отвечает словами “не бойся”. Вы слышали это десятки раз, когда читали Библию. Когда ангел Господень обращается к родителям Самсона, что Он должен сказать в первую очередь? “Не бойся”. Когда к Марии подходит ангел Гавриил, что он должен сказать в первую очередь? “Не бойтесь”. Снова и снова, когда Бог, ангел Господень или Его представители встречаются, приближаются, разговаривают с детьми человеческими, реакция людей - это страх. И доброе и милостивое слово уверенности от Бога - “Не бойтесь”. И это именно то слово, которое Моисей дает народу Божьему. “Не бойся”.
Но продолжайте читать. Посмотри, что он говорит. “Не бойтесь, ибо Бог пришел, чтобы испытать вас. Для того, чтобы страх перед Ним мог остаться с вами”. Могу ли я объединить это? “Не бойся. Бог пришел, чтобы вы боялись Его.” О'кей, помоги мне здесь. “Не бойся, Бог пришел, чтобы ты, очевидно, испугался, и не бойся”. И “Он пришел, чтобы ты боялся Его” - Это не то же самое. Не бойся; Он пришел, чтобы ты боялся Его. Есть огромная разница между просто страхом и страхом перед Богом.
Моисей продолжает объяснять здесь, что они не должны бояться, потому что Бог сделал это. Он показал им это зрелище, Он приблизился к ним, чтобы они всегда боялись Его. Но страх, о котором Он говорит здесь в конце 20-го ст. - это не страх ужаса; но благоговение, которое ведет к послушанию и благоговению перед милостивым и суверенным Богом.
И Моисей продолжает объяснять, что у Бога есть веская и двоякая причина для того, что Он сделал. “Он пришел, чтобы испытать вас, и Он пришел, чтобы вселить в вас страх Божий”. “Он пришел, чтобы испытать вас”. То есть Он пришел, чтобы доказать им необходимость посредничества. Некоторые комментаторы скажут: “Испытание в том, что Бог собирается испытать их послушание”. Что ж, между произнесением Десяти Заповедей и людьми, стоящими на расстоянии, и тем, как Моисей снова заговорит с ними, не так уж много времени, чтобы они показали свое послушание Десяти Заповедям. Таким образом, испытание здесь должно доказать им, что им нужен посредник.
А во-вторых, Он хочет вселить в них страх Божий. То есть Моисей говорит, что потрясающие визуальные и речевые проявления Бога совершились для того, чтобы взащивать постоянный страх перед Ним, который приведет к послушанию. Посмотри на его последние слова. “Чтобы ты не согрешил”. Видите ли, народ Божий в присутствии Всемогущего Бога должен был испытать две вещи одновременно. С одной стороны, люди должны были осознать, что Бог - это удивительный Бог, и их следует судить. И в то же время, что Бог был добрым и милосердным Богом, и Он предоставил им посредника, и Он избавил их из Египта.
И это всегда здесь, друзья мои, в страхе Божьем. Когда у вас есть настоящий страх Божий, всегда есть ощущение, что “вы знаете, у меня нет права быть здесь в присутствии Бога. И все же, это единственное место во всей жизни, где я хочу быть. Это то, чего я жажду больше всего”. Вы знаете, мы только что прочитали историю женщины-финикиянки сегодня. Неужели она не улавливает этого? Иисус говорит ей: “Должен ли Я отдать хлеб со стола собакам?” И эта дорогая ханаанская женщина говорит нашему Господу Иисусу, она посмотрела Ему в лицо и сказала: “Ты прав, Господь, у меня нет никакого права быть здесь. Но я бы съела объедки с Твоего стола”. Она знает, что не имеет права на то, о чем просит, но все равно хочет этого. И эти два компонента всегда присутствуют в страхе Божьем. Мы смиренны в себе, потому что знаем, чего заслуживаем, и знаем, что не имеем права быть в Его присутствии.
Но мы также приходим к Нему с верой, потому что знаем, что Господь добр. К. С. Льюис так прекрасно передает это в своих трудах. Многие из вас являются поклонниками Хроник Нарнии и знают те отрывки из "Льва, ведьмы и Гардероба", где он так прекрасно описывает, что в Аслане "нет ничего безопасного".
 Страх Божий всегда знает, с одной стороны, что нам не следует находиться в Его присутствии, и все же, с другой стороны, что Он создал нас для того, чтобы мы были в Его присутствии. И наши сердца беспокойны, пока мы не обретем покой в Нем. Страх Господень - это душа религии, и есть разница между просто страхом перед Богом и богобоязненностью. Настоящий страх Божий - это то управляющее чувство величия и святости Бога и глубокое почтение, которое проистекает из этого к Нему. Это исполненное радости благоговение перед единым истинным Богом, которое потрясает нас до глубины души. И это вызывает отклик веры и любви.
И это не просто идея Ветхого Завета, но и великий отрывок из Нового Завета, в котором говорится, что мы пришли на гору Сион, а не к пугающему проявлению Божьей силы на горе Синай. В Евр.12, если вы посмотрите на ст.и 28 и 29, которые являются последними словами автора об этом великом сравнении, он говорит следующее: “Поэтому мы получаем царство, которое не может быть поколеблено. Давайте проявим благодарность, которой мы сможем предложить Богу приемлемое служение с благоговением, ибо наш Бог - всепожирающий огонь”. Это новозаветное измерение страха Божьего.
И в Откр. 14 и 19 нам сказано, что во славе мы будем бояться Бога. Есть разница между страхом перед Богом и боязнью Бога. Если вы боитесь Бога, то нет причин бояться Его. Но если вы не боитесь Бога, то есть все основания бояться Его. И поэтому Бог хочет воспитать в этих израильтянах истинное, благодатное, исполненное радости, спасительное благоговение перед Ним, которые находятся в сердце каждого верующего.

4. Упрек Моисея Богу.

И последнее, друзья. В ст. 21 мы видим упрек Моисея Богу. Люди стоят поодаль, читаем мы, но Моисей снова приближается к Господу. И даже когда Моисей снова приближается к Господу, нам напоминают, что ни один падший человек не может приблизиться к Богу без посредника. И знаете что? Даже Моисей, который действительно был посредником ветхого завета, который был назначен Богом быть таковым, он не смог бы приблизиться к Богу, если бы не было более великого Посредника, потому что Моисей был грешником. И хотя Моисей принес жертвы от имени народа перед Богом, и хотя Аарон воздвиг эти жертвы, мы узнаем из Послания к Евреям, что кровь тельцов и козлов не может простить грехов. И поэтому сам Моисей нуждался в посреднике.
Когда Моисей вернулся к невыразимой привилегии самого присутствия всемогущего Бога, то, что мы сами не могли полностью оценить и понять, и что мы с трудом можем осознать и понять, заключается в том, что его способность служить посредником была основана на посредничестве более великого Посредника. Моисей нуждался в посреднике так же сильно, как и Израиль. Он был грешником. Он был падшим как все люди, и он был назначенным Богом посредником. Но у него самого был Посредник, Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель грешников, Чье славное спасительное посредничество простирается не только до наших дней и на пути к славе, но и простиралось назад во времени, охватывая Моисея. И покрывал сынов Израилевых, и укрывал их, и ограждал их от присутствия славы и суда Господа Бога Всемогущего, Господа Саваофа. Потому что Сам Господь Иисус принес Себя в жертву, в умилостивление за грехи Своего народа, чтобы мы могли быть защищены от осуждения, которого мы заслуживаем, и могли прийти в Его присутствие и в присутствие великого Царя, Отца нашего Господа Иисуса Христа, и вместе с Иисусом называть Его “Авва, Отче”.
Видите ли, только Бог может сделать Самого Себя безопасным. Ваша праведность не может обезопасить Бога. Вы не можете переосмыслить Бога и сказать: “О, Бог есть любовь”. Что ж, Библия говорит и еще кое-что о Боге. “Ну, Бог любит всех. Он никого не пошлет в ад". Библия говорит о чем-то другом. Вы не можете обезопасить Бога, избавившись от ада. Библия вам этого не позволит. Вы не можете обезопасить Бога, купившись на универсализм. Библия вам этого не позволит. Нельзя обезопасить Бога, противопоставляя одно свойство Бога другому. Библия вам этого не позволит. Вы не можете обезопасить Бога, будучи праведными в Его глазах сами по себе. Единственный способ обезопасить Бога - это Бог, и Он делает это в Своем Сыне Иисусе Христе.
И поэтому, если вы здесь сегодня утром, и вы боитесь Бога, позвольте мне познакомить вас со страхом Божьим в Его Сыне. Ибо если вы будете доверять Его Сыну, вы познаете почтение к Нему, но не страх.
Если вы здесь сегодня утром и не знаете Его Сына, и вы не боитесь Бога, позвольте мне познакомить вас с ужасом Божьим. Потому что, помимо Христа, вы предстанете перед Синаем, и это обрушится на вас точно так же, как это было обрушено на Посредника, за исключением того, что Иисус Христос нес этот груз, чтобы Его никогда не несли те, кто боится Его. Давайте помолимся.
Наш Господь и наш Бог, даруй, чтобы мы так уповали на Иисуса Христа, чтобы в наших сердцах не было страха перед Богом, но только почтение, и любовь, и радость, и благоговение через Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии