Ч. 288 Игра в кошки-мышки

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/12/08/1042

Утром 31 мая англо-французская эскадра вошла в Петропавловскую бухту. Корабли согласно плану заняли позиции напротив города и батарей. Союзники подумали, что русские, видимо, затаились, не видно было ни одного человека.
 
По сравнению с планом, составленным в 1854 году, Петропавловск выглядел гораздо лучше укреплённым. Внезапно сигнальщики доложили, что от города приближается шлюпка под американским флагом и в ней три человека.
 
Когда шлюпка подошла к кораблю, на котором развевался флаг контр-адмирала Брюса, с него спустили трап. Поднявшиеся на палубу люди действительно оказались американцами. «Полагаю, адмирал, - сказал первый из посетителей, - вы опоздали».
 
Американцы были представителями фирмы, которая торговала с Россией, и постоянно жили в Петропавловске. Они рассказали Брюсу, что русские получили приказ срочно покинуть город и ушли на Амур.
 
Завойко не удалось дезинформировать противника: кто-то из его близкого окружения проболтался  американцам, и те не преминули поделиться информацией. Союзники насчитали в городе около 200 домов, церковь, казармы, госпиталь, склады, школа.
 
Матросы и офицеры рыскали по домам в поисках добычи. В основном, искали меха - многим повезло. По улицам бродили стаи голодных собак. Некоторых, самых рослых и красивых, взяли к себе на корабли.
 
Все казённые здания были крыты железом, окрашенным в красный цвет, щели между брёвнами закрыты мхом. Помещения сухие и тёплые. В губернаторском доме увидели много детских кроватей, школьные учебники по немецкому, французскому и английскому языку.

В домах и казармах остались следы поспешного отъезда: брошенные вещи, разбитая посуда, вазы. Удивило большое количество экзотических цветов и растений из Китая и Индии в доме Завойко, а также прекрасный сад и большой огород.
 
Неподалёку от дома губернатора стояла колонна, воздвигнутая в честь Беринга. Церковь была простой по архитектуре, но красивой. Брюс распорядился поставить к ней часовых, однако мародёры с его эскадры уже успели в ней похозяйничать.

При осмотре одной из бухт обнаружили замаскированное китобойное судно «Аян», построенное в 1852 году в Финляндии. Вода в котлах была ещё горячей, но команда, которая готовила себе обед, успела скрыться, прихватив с собой паруса.
 
Судно на шлюпках отбуксировали в Петропавловск. Американцы сказали, что китобой должен был отвезти на Амур больную жену и детей губернатора, которые скрывались где-то на берегу. О русских американцы говорили очень уважительно.

Во время пребывания в Петропавловске у союзников умерли три офицера. Их похоронили рядом с могилой контр-адмирала Прайса. Снег уже таял. По вечерам англичане и французы развлекались ловлей рыбы, в основном, сельди и лосося.
 
Делать в Петропавловске было нечего. С винтовых кораблей англичан «Barracouta»  и «Encounter», крейсировавших всю весну в районе входа в Авачинскую губу, не заметили выход эскадры Завойко из-за снега и густого тумана.

Наблюдателям не пришло в голову, что Завойко рискнёт в такую погоду вывести корабли из Петропавловской бухты, к тому же, как они были уверены, ещё скованной льдом.

Русские оставили союзников в дураках.

7 июня обозлённый контр-адмирал Брюс приказал уничтожить укрепления и сжечь казённые здания. 

Когда разрушали батареи, срывая и взрывая укрепления, то подивились, какую огромную работу проделали русские, устроив восемь сильных позиций на подходах к городу, обеспечив возможность перекрёстного обстрела, построив укрытия для людей и замаскировав их.

Были прокопаны глубокие траншеи с амбразурами, вырыты подземные склады. Матросы и пехотинцы союзников, уничтожая всё это, радовались, что дело не дошло до сражения: их ждала горячая встреча.
 
Стал вдруг извергаться вулкан Козельский. Всё покрылось пеплом, к которому примешивался пепел от горевших городских зданий. Сожгли не только казённые здания, но и дом губернатора.
 
Пожар, устроенный по приказу командующего союзной эскадрой, был злобной и подлой местью. Многие офицеры и матросы испытывали смущение от этого «подвига».
 
Одно дело уничтожать укрепления, а другое – город, в котором всегда приветливо встречали иностранцев, начиная с капитана Кларка в 1779 году. В 1821 году английского капитана Кокрена встретили как близкого друга.
 
Англичанин насчитал тогда в городе 42  частных дома и 15 казённых зданий. В 1855 году было уже в пять раз больше построек. И вот теперь русским снова придётся начинать с нуля.

Сделав своё чёрное дело, союзная эскадра оставила Петропавловск и направилась к Амуру. В Петропавловске оставили бриг «Trincomalee», на котором находились пленные русские матросы, чтобы обменять их на французов и англичан, попавших в плен.

Командир «Trincomalee» капитан Хьюстон сумел с помощью американцев договориться с есаулом Мартыновым об обмене. Трёх русских пленников обменяли на француза и англичанина. По словам всех пленных, к ним относились гуманно.
 
А эскадра Завойко ещё 1 мая благополучно прибыла в Декастри. В первую очередь на берег  свезли больных, женщин и детей, кантонистов, учащихся штурманского училища и пассажиров.

Их отправили в Мариинский пост, где сразу же приступили к строительству домов. Можно только восхищаться дальновидностью Василия Степановича Завойко: он отправил часть матросов и казаков, чтобы те успели вскопать огороды и высадить предусмотрительно взятые по его приказу семена.
 
Контр-адмирал думал о том, что людям будут нужны свежие овощи, чтобы не допустить цинги. Его предшественник на Амуре, контр-адмирал Геннадий Иванович Невельской предпочитал бомбить письмами начальство  в Петербурге с требованием прислать продовольствие.
 
Оставшиеся на кораблях и судах члены экипажей по распоряжению Завойко находились в боевой готовности, ожидая появления неприятельских судов. Контр-адмирал выбрал позиции для каждого судна.

Командирам транспортов он предписал: если увидят, что никаких шансов противостоять противнику у них не будет - чтобы избежать ненужного кровопролития, транспорты сжечь, а командам, вооружённым стрелковым оружием, отойти в лес вне дальности стрельбы неприятельских орудий. Дальше действовать по обстановке.

Отряд кораблей противника появился 8 мая. Произошла короткая орудийная перестрелка. Затем неприятельские корабли отошли в море, чтобы дождаться подкрепления. В сущности, русские суда оказались в ловушке.
 
Уйти из бухты в Амур не позволял лёд. Плавающие льдины смутили и командиров судов противника, поэтому они отвели корабли в море. Командующий эскадрой союзников считал, что русские никуда не денутся, и как только ледовая обстановка улучшится, он приступит к уничтожению судов противника, запертых в заливе Декастри.

Продолжение http://proza.ru/2021/12/11/1178


Рецензии
День добрый Владимир!

Де-Ка́стри - незамерзающий порт в устье Амура, залив Чихачёва. Много раз бывал там. Вообще Ульчиский район- красота неописуемая.
Шикарный курорт ( кстати первых на Д.В. ) Анинские воды профиль санатория – лечение заболеваний кожи, костно-мышечной системы, гинекологических заболеваний. Нахлынули воспоминания не по теме.

С уважением Саша

Александр Железногоров   14.02.2022 14:22     Заявить о нарушении
Завидую, Саша, а мне не привелось там побывать, а хотелось бы!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.02.2022 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.