Самая долгая осень

Самая долгая осень...
Это была самая долгая осень.
Сад шёл от усадьбы к северо-востоку, издалека он казался волшебным перелеском, в этой пустоши.
Летом там пели соловьи, и ястребы в августе били кур, которые по своей куриной дурости ночевали в саду, устраиваясь на нижних ветвях яблонь.
Это была самая долгая осень.
Я не мог выбраться из снов.
Нужно покинуть это место - а как?!
Моя родина - отчаяние.
Дома тепло, уютно, но в комнатах лежали разбросанные по полу вещи, шкафы открыты настежь, с потолка нависала паутина. Я собирал вещи, чтобы уехать.
Уехать!
Я мечтал об этом каждый день.
А в сумерки - выходил из дома в сад.
Читал очередную книгу: Ницше или Толстого, думая об одном - как бы покинуть это место, эту гавань разбитых кораблей.
Осень долго не приходила, а я не уезжал.
Перед закатом, когда восток наливался свинцовой тяжестью, я шёл в глушь сада - чтобы развеять грусть.
Я сжёг все дневники и фото.
Я выпил всё вино, хранившееся дома.
Я тосковал...
Самая долгая осень.
Это была самая долгая осень.
Антоновские яблоки пахли детством и меланхолией, деревенским кладбищем, заросшим высокими травами и ивняком; антоновские яблоки пахли детской радостью, которая во всём видит новизну.
Сладкая зелень кислых яблок.
Я бродил по саду - сомнамбулой - и возвращался домой, когда сад заливала тьма.
Дома тепло, уютно; в открытые окна стрекотало уходящее лето.
Я засыпал в кресле с книгой в руке.
Книга падала на пол, я опрокидывался в мрачные сны.
В один из вечеров из окна в сад увидел тень - размытую фигуру.
Кто!
Кто посмел забраться в мой сад?!
Я выбежал из дома, но никого не нашёл.
Я ходил по саду, вдыхая аромат осени, наслаждаясь собственной печалью, но и следов не обнаружил пришельца.
Недоразумение? Галлюцинации? Чёрт его знает!
Закат мистически обагрил небо, тёмная кровь полосами разошлась над полями - смотрел на это с крыши, воздух пах так, как пахнет сталь клинков в разгар битвы...
Каждый вечер, каждую ночь кто-то ходил по саду.
Я временами видел маленькую тёмную фигуру.
Раздражался. Гневался. Бежал напролом, чтобы поймать гостя. Но... гость точно растворялся среди изумрудного буйства сада, которое не поддавалось осени. Листья не желтели, не опадали. Яблоки - дары Пана - висели, радуя глаз.
Самая долгая осень.
Это была самая долгая осень...
Не выбраться из снов, не уехать отсюда!
В глухом молчании стоит дом.
В сумерки выхожу ловить вора.
Это - вор!
Мне плохо; кто-то крадёт мою душу; каждую ночь кто-то отрезает часть моей души и уносит неведомо куда.
Под ногами мягко опускается земля, почва пахнет плодородием и призраками.
Воздух - острый. Тревожно, тревожно на сердце...
Полынь.
Я пью настойку на полыни. Вино закончилось. Я топлю отчаяние в огне...
Злой.
Угрюмый.
Я ищу вора.
И вот - очередная ночь.
Закат с нежными сиреневыми облачками.
Я ищу вора в самую долгую осень в своей жизни.
Вора - нет. Кто он? Что это?
Я потерял счёт времени: я не могу понять, кто я, где я...
Кто-то крадёт меня.
Яблоки пахнут смертью, антоновские яблоки - уже не яблоки детского восхищения перед вечностью.
Сад гниёт болотом, рогоз, чудится, шелестит вокруг, початки его тихо качают коричневыми головами.
Он мелькнул!
В ярости бросился в глушь сада, ветки яблонь хлестали по глазам, квадрат за квадратом обыскивал сад, где эта тварь?!
Рядом с вишенником, у изгороди... кто? кто это?!
Низкий.
Ничтожный.
Карлик какой-то!
Я подбегаю к нему, он стоит в чёрном ко мне спиной, старая, истрёпанная одежда.
- Ах, ты!.. - Я хватаю его за плечико и разворачиваю к себе.
В ужасе отшагиваю.
Бледное лицо.
Старичок.
Сморщенное бледное лицо.
Улыбается.
- Что? - спрашиваю.
Улыбается и что-то шепчет.
- Что? - остолбенев, стою и смотрю на него.
Белое лицо. Кошмарно белое. Кожа - кожа изнасилованных и убитых в полночь шлюх.
- Что ты хочешь сказать?! - я вздрогнул и подошёл нему, видя чёрные, антрацитовые, глаза-бусинки.
- Что ты хочешь мне сказать?!! - заорал я, тряся его за плечи, преодолев ужас и отвращение.
Улыбается.
Всё так же улыбается.
Шевелит губами.
- Что???
- ...
- Не слышу, - нагибаясь к нему.
- Это самая долгая осень, - шёпот. Его шёпот.
Он уходит.
Он уходит во тьму сада.
Это самая долгая осень.
Самая долгая осень...
Долгая осень.
Я ухожу.
Он смотрит мне вслед.
Глупый, ничтожный.
Уходит в дом.
Чтобы завтра... искать меня... искать самого себя.


Рецензии