За артефактами

          В Ачкасово есть три кургана. Один в самом селе, в парке, а два других в дубовой роще на правом берегу Москва-реки  за деревней Фурки.
        Зимой, тот , что в парке, был любим детворой, его обливали водой и катались с него: кто на санках, кто на картонном ящике из рядом расположенного магазина, а самые лихие ребята съезжали, стоя на ногах. Два же других, ввиду отдаленности, заросли мелким кустарником и существованием своим напоминали о некогда происходящих на этой земле событиях.
          Говорили, что эти курганы были насыпаны татаро-монголами во время их нашествия, что названия близких к Ачкасову селений Ратчино и Ратмирово означают «Рать чинили» и «Рать мирили».  Правда в настоящее время есть научное мнение, что эти названия образованы от имен Ратша и Ратмир.

            Кто-то даже видел в  Московском историческом музее  находки из Ачкасовских курганов: наконечники стрел,сабли и шлемы.

            Лет в 11 я зачитывался  повестями Яна про Батыя и Чингизхана и делился впечатлениями с  братом Кокой, который был моложе меня на 2 года.
           Ачкасовские курганы будили воображение и желание что-нибудь в них найти. С курганами когда-то основательно поработали археологи, и они представляли теперь холмики с огромной воронкой изнутри. Но нас это не остановило, а вдруг что-то осталось, какие-нибудь монетки или ещё лучше - череп монгола, пробитый стрелой. 

           Стояло лето 59 года, мы взяли лопату и отправились к дальнему кургану в «Дубках». Истребляя на своём пути крапиву и кусты, добрались до дна воронки одного из курганов. Я начал копать, постепенно расширяя ямку и отбрасывая землю на склон воронки. Николай напряженно следил за мной и ковырялся прутиком в отброшенной земле. Прошло около часа. Иногда лопата ударяла по чему-то твердому, но это были куски известняка.
               Ничего!
          Решили отдохнуть. Спустились к реке, поплескались у берега и снова за дело. Наконец удача улыбнулась нам. Выкопали что-то железное, облепленное глинистой землёй. Когда осторожно очистили землю, то нашему взору предстала ржавая и смятая консервная банка, явно оставленная не татаро-монголами, а, возможно, археологами. Мы тщательно исследовали банку и пришли к выводу, что она была из-под тушенки. 
          Мы засыпали ямку землёй, бросив в неё  нашу находку, и пошли домой, не потеряв веры в то, что курганы ещё что-то хранят в себе, только глубоко под землёй, и туда археологи не докопались. Может быть монголы сначала рыли глубокую могилу, и только потом насыпали холм? 


Рецензии