Капитанская жена

            Моменты надо ценить до того, как они станут воспоминаниями

Моряку есть что вспомнить, детям рассказать нечего! Наш любимый, деревянный, северный, 12 тысячный посёлок «Красный Затон» в основном состоял из водоплавающих моряков, а точнее из речников Северного Речного Пароходства, ходящих по рекам Сысоле, Вычегде и Северной Двине, впадающей в Белое море. Затон - это зимняя стоянка судов.
Весной, как только просыпались реки, наступал ледоход и приходило наводнение, по большой воде открывалась очередная навигация.
В Затоне гудели пароходы, урчали теплоходы, грузились самоходные баржи, ледоколы крошили лёд. Мужчины в тельняшках в составе экипажей судов на всё лето уходили в плаванье.
Растормошив реку и бурными ручьями убрав с земли снег, весна освобождала людей от тёплой одежды. Деревья одеваются, люди раздеваются… Исчезли валенки, появился капрон! На улицах заметно поплатьело и потуфлело! По деревянным тротуарам застучали каблучки! Дамы пышно расцвели, одни сразу оказались в соку, другие в стадии бутонов.
Оставшиеся на берегу почти все знали друг друга в лицо. Жил в Затоне - Японский Бог! Им даже детей пугали. Будешь шалить, придёт Японский Бог и заберет тебя к себе! Умный был человек, но со странностями.
Был еще один мужик, все звали его Карамбас. Жил он на улице Судостроительная - 4, там, где раньше была аптека. Он хорошо шил кепки 8-клинки, пол Затона носили их.
Обоих прозвали так, потому что вместо ругательства, да и просто так, к слову, как поговорку, они часто употребляли прилипшую к ним кличку.
В Затоне отбывал ссылку советский диссидент из Ленинграда, ученый – математик, Револьт Пименов - друг знаменитого академика Сахарова!
Возле лучшей в округе бани, на большом двухэтажном доме, висел огромный плакат, как наставление, со словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, из его философской сказки «Маленький принц»: - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету!-
По этому принципу тогда, все затонские старались жить. Краснозатонцы любили свой поселок, зеленый, чистый, ухоженный! Сказочно весной расцветала черёмуха! Посёлок преображался, как невеста на выданье! Краше места в памяти не найти! Я не знаю, где ещё на этом свете есть такая же весна?
Весной в поселковой столовой устраивали конкурс - распродажу самодельных, сказочных тортов с прилюдным вручением призов победителям! Целое событие!
А ещё в Затоне была самая вкусная в Республике вода, которую качали четыре скважины из находящегося под посёлком, огромного, подземного озера!
Весной, на Алёшинских лугах проводились маёвки, массовые, народные гуляния, с буфетом, пивом, концертами и танцами. Людей на грузовиках, бесплатно возили туда и обратно!
Но флотские ушли, на берегу оставались женщины, старики, дети и береговые рабочие Вычегодского судостроительного-судоремонтного завода. Поредевший людьми посёлок погружался в тихое, дачное, полусонное состояние.
И только заводской гудок, и гудки приплывших пароходов возвращали посёлку сумбурную суету и жизненную реальность. По гудку все узнали, кто вернулся.
Моряк вразвалочку, сошел на берег, как будто он открыл пятьсот Америк! Самое главное событие недели в нашей молодости были танцы в заводском клубе, под пластинки Вадима Мулермана, Полада Бюльбюль оглы, Эдуарда Хиля. Песни «Лада»» и «Последняя электричка» сводили молодежь с ума!
Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят… Девчонки стояли вдоль стен кинозала, из которого парни, готовя танцплощадку, вынесли все скамейки. И как только музыка захватывала власть, ребята в тельняшках гусарами подходили к своим зазнобам и влюбленные парочки под звуки ритмичного фокстрота вливались в живое, танцующее по часовой стрелке людское течение.
Молодые, доармейские ребята, всего стесняясь, сидели на балконе, расположенном над кинобудкой, и впечатлялись из темноты. Темнота - друг молодежи! В клубе было тесно, жарко, интересно!
Чужих, подвыпивших, нахальных, городских парней местные ревниво выводили на крыльцо и метелили, не задавая вопросов, защищая честь своих, даже незнакомых, поселковых девочек. В городе такого не было, там все пришлые, драгоценное в душе у многих осталось в другом месте.
Ходил как-то Ромка за компанию со своими друзьями на танцы в соседнее село Алёшино, так после танцев, белой ночью, по лугам, поддавшие алёшинские гнали их окровавленными кольями три километра, до самого Затона. Потом бывало все наоборот.
Ромку в армию той весной не взяли, друга Витьку взяли в погранвойска, а его отправили домой ждать осеннего призыва. Хорошо, что на лысо не постригли – радовался он. Молодежи в то время в стране было больше, чем требовалось армии.
Для жаждущего служить в армии это было почти позором! Считалось - отдал долг Родине и жизнь твоя, можешь планировать своё будущее, но с другой стороны, отсрочка - это счастливое наслаждение вольной, гражданской жизнью.
Друзья уговорили возвращенца пойти с ними в клуб, на танцы. Новобранец уже пару раз бывал на танцах, но не танцевал, а просто так за компанию кучковался в толпе с ребятами или глазел на танцующих с высоты клубного балкона.
А тут на его армейский возраст сразу положили глаз интересные девчата. Когда объявили "Белый танец", к Ромке одновременно направилось несколько девушек, но первой возле него оказалась молодая, стройная, грациозная красавица! У Ромки аж дыханье спёрло! Не девушка, а мечта солдата, даже любого звёздного офицера, даже армейского сухопутного капитана, или капитана настоящего корабля!
Ромка согласно кивнул девушке, и пошёл за ней следом к танцующим, в центр зала. От неё, как от цветущей черёмухи, облаком шел нежный, приятный, запах каких-то невероятно соблазнительных духов.
Когда они встали друг против друга, и он слегка прикоснулся к талии своей партнерши, его словно током дёрнуло. Он был нецелованный, небалованный и никогда в жизни не прикасался к телу противоположного пола.
На голое, точеное её тело было одето красивое, розовое, очень тонкое, крепдешиновое платье, сквозь которое его пальцы ощущали все, что творилось в её душе. 
На комсомольском расстоянии, стесняясь и осторожничая, они танцевали, боясь смотреть друг на друга, тем более открыть рот. В таком полуобморочном состоянии, оттоптав, наверное, ей ноги, Ромка после танца проводил девушку до стенки и пошёл к компании своих друзей. Ребята видели его волнение, и стали подтрунивать над ним, выдавая шутливые колючки.
Когда начался следующий танец, друзья просто вытолкали его в направлении танцпартнёрши. На сей раз он посмел спросить, как ее зовут. Ушла неловкость, пришла пластичность и тактичность.
Никто им не мешал, они протанцевали вместе весь вечер. После танцев он спросил разрешения принцессу проводить домой.
Любовь, комсомол и весна касалась в то время всех. Весна - это не столько время года, сколько состояние возраста, души и природы. В это необыкновенное время в каждом из нас внутри просыпается живой, маленький человечек - очень нежный, ранимый, жаждущий… Весной, как цветочная пыльца, любовь разносится по ветру.
На улице, по которой они шли, казалось, будто кто-то нежно целовал их в шею, но стоило оглянуться - никого, кроме луны и далёких звёзд на небе.
Весенний ночной воздух кружил голову, как вино. Ромка накинул пиджак на плечи девушки и, как бы оправдываюсь, рассказывал, что вовсе не по своей вине он находится сейчас в посёлке и провожает её домой, а его лучший друг в это время, наверное, находится в дозоре и охраняет государственную границу.
Но наступит осень и он с «Калашниковым» на груди тоже будет охранять покой Родины, покой Затона, покой девушек!
Потом он рассказывал ей о звёздах, тыкая указательным пальцем в небо. Ему самому было интересно и удивительно от хода своих мыслей, ещё больший интерес он увидел в её наивных, широко раскрытых, всему верящих глазах.
Они оба не заметили, как остановились у крыльца 12 квартирного, деревянного, двухэтажного дома. Девушка вернула Ромке пиджак, он уже хотел отправиться в обратный путь, но она вдруг неожиданно пригласила его в дом, попить чаю.
Шел второй час ночи, но женщине отказывать нельзя, это Ромка знал из кинофильмов и прочитанных книг. И он вошёл следом в квартиру на первом этаже. Дома никого не было. Девушка посадила его на диван, а сама пошла на кухню за чаем.
Ромка подошёл к окну, распахнул его и сел на подоконник. Луна в небе хитро подмигнула ему, а звёзды стали ещё ярче, ещё заманчивее, ещё роман-тичнее. Казалось, даже листья на деревьях не шелестят, а шепчут друг другу на ушко что-то важное, нежное, приятное.
Весенний воздух казался густым и упругим, как тело девушки под крепдешиновым платьем. Не успел Ромка успокоиться, пришла хозяйка, переодетая в халатик из журнала мод, с блюдечком конфет и двумя кружками. Умеют же девки себя преподнести. Она глубоко дышала, и казалось, её бил озноб.
Ромка говорил, что думал, честно, прямо, по-комсомольски, но с чувством такта и уважения. Ничего коварного он ещё не знал. Он рассказывал ей о вселенной, о творце, о философии, читал стихи Асадова, им было хорошо, уютно, интересно!
Она как-то странно на него смотрела, часто, глубоко вздыхала и молча старалась примагнитить его взглядом. Ромео в эти глаза смотреть не смел, боялся в них утонуть, раствориться, потерять голову и погибнуть. Тормоза в общении, главная особенность.
Время пролетело мгновенно, на улице стало светать. Ромка спохватился, попрощался и в окно выпрыгнул на улицу. Уходя, он оглянулся и запомнил женщину в окне, с мокрыми, влюбленными глазами.
От такой, в армии, он бы с удовольствием ждал письма! Но разве без венчания, без обоюдной клятвы, без присяги - преданным быть можно? Да и потом, не свою кровь мать не благословит, а отец давно лежит уж за Затоном, сейчас, наверно, смотрит на него с неба и думает....
О своём ночном приключении на другой день Ромка рассказал компании своих непорченых друзей, время тогда было такое чистое. Сообща они восстановили реальную картину.
Девушка эта оказалась приезжей, да к тому же ещё женой капитана колёсного парохода. Она была чуть старше Ромки.
- Ты что думаешь?  Она пригласила тебя к себе стихи читать и ахать от избытка чувств? – Горячо объясняли ему его верные друзья. - Весенние мысли женщины, секретное оружие весны. Весна у всех обостряет синдром мартовских кошек! Весной даже курицы за петухами сами бегают. Весной щепка на щепку лезет. Такой закон природы!
В общем, всю нафига-цию без мужа пережить ей тяжело. Одиночество подстрекает ослабить бдительность и сорвать с достоинства стоп-кран. Не исключено, что полпосёлка живёт подпольной жизнью…
-Да вы что? Посёлок маленький, все друг друга знают, если бы такое было – проходу б шкодникам не дали, засмеяли, затравили бы люди шалунов. На Руси с этим строго! И вообще - женщина для мужчины является божественным источником бесконечного океана энергии и любви, ради которого мужчина живёт и смысл имеет! Именно так к маме относился мой отец! – чистосердечно возмущался Ромка.
-Да пойми ты! Быть примерной женой не сложно! Но порой ей скучно и неинтересно… Красота требует жертв! Жена – красота, муж – жертва!!! Жена без мужика – что дерево без дятла. Весной в голове у всех малиновые мысли и супер обнимательное настроение. Весна – гигантский витамин, но не все с ним справляются! - разъясняли ситуацию его друзья. То, что любишь-бережешь! Со своей женой каждый обращаешься, как со свечёй на ветру, а с чужой, как с казенной наковальней. Та устроен мир…
Осенью, нецелованным, Ромку забрали в армию. И письма ему, кроме матери, никто не писал. К дому тому он больше не ходил, чтоб сплетен не было и компромата капитанше, а на танцах ее больше никто не видел. Такая вот осталась в памяти оборванная история однодневной бабочки!
Настоящий мужчина не должен быть только самцом, он обязательно должен быть джентльменом, рыцарем, крестоносцем добро творящим, во всем брать пример с Христа, прославлять любовь, женщину и все святое!
Не совершай сам ничего плохого и удерживай от этого своих товарищей, так твердит устав вооруженных сил! Так говорит Библия!
«Reine Hand geht durch das ganze Land!» - так с детства наставляла его мама. – Так, засыпая в казарме, убаюкивал себя мыслями молодой, но стойкий, маменькин солдатик.
Если бы капитанская жена была бы капитанской дочкой, все могло бы случиться, как в повести у Пушкина.
Но Божьи планы не твои планы, жизнь каждому пишет свою причудливую повесть, вместо невесомого счастья человек получает тяжкий, судьбоносный крест!

PS:. Память - родина души. Я никак не могу привыкнуть к весне. Год за годом она поражает меня все больше и больше и всегда приводит мои возвышенные чувства в неописуемый и трепетный восторг.
И никакого значения не имеет даже пенсионный возраст. Придёт еще одна весна, а с ней опять воскреснет Божье чувство!
Если бы я правил миром – каждый день был бы первым днём весны и всё, всё вокруг наполнилось бы сокровенными чувствами первой, чистой, большой, платонической любви!!!
Как хорошо, когда есть что вспомнить! Музыка той предармейской весны до сих пор звучит в моей дальнозоркой памяти и кажется, её может услышать каждый из этих строк!

Эта женщина в окне, в платье розового цвета,
Утверждает, что в разлуке невозможно жить без грёз!!! 
https://www.youtube.com/watch?v=8IZlhkGrPWg

Папа Шульц
papa-schulz@gmx.de
Германия. Гиссен.
17.01.2018 - 07.12.2021.

http://proza.ru/2021/12/09/1463
 
Отклики:
Райнгольд, очень хорошо написано! Воспоминания по прошедшему времени, как ностальгия, появляются в зрелости у многих наших людей. В.Ш.

Дорогой Райнгольд! Мои воспоминания о 60-х годах вполне подтверждают твое впечатление о том времени. Пресловутая «половая распущенность» была распространена тогда гораздо меньше, чем сегодня.
Во всяком случае, среди нас, тогдашних школьников, а затем студентов.
Причин на то немало - в частности, мы были более романтичны и не столь циничны, как нынешняя молодежь, а наш досуг был более разнообразным. В.Д. 
 
Человеколюбие без человекоугодия, это когда бессмертную душу ближнего своего любишь гораздо больше, чем красивое, но смердное, человеческое тело! К.Р.

Дорогой Роман! Спасибо тебе за рассказ «Капитанская  жена». Он написан очень интересно, правдиво и  содержательно. Твое впечатление о том времени, о нашей молодости, окунуло и меня в наше замечательное прошлое, нашу компанию, ношу юность. Я еще раз смогла пережить те события и это незабываемое время. Дальнейших тебе творческих успехов. Будь счастлив!!! М. Б.

Привет Роман! Мне твой рассказ «Капитанская жена» очень понравился! Мы тогда все такие были, ты же помнишь! Мальчишками влюблялись со школьной скамьи, и гуляли, и провожали, и так далее, и так далее, и таки далие. Потом взрослели, умнели, уходили в армию. Мои любимые годы вообще, это армия и учёба астраханском мореходном училище, сейчас колледж. Это мои самые любимые годы, служба в армии и учёба в мореходке. Спасибо тебе Роман, что не забыл меня, прислал почитать. Спасибо! Я очень тебе благодарен! Мне очень понравилось! Бывший житель Затона. Ю.К.

Роман отлично! Мне очень понравился твой рассказ «Капитанская  жена». Р.Э.Затон.

Роман, привет! Только что прочитала твой новый рассказ " Капитанская жена". Вообще - КРУТО!!! Читала на одном вдохе! Знаю, что это ты написал о себе, о своих пережитых чувствах, о том времени, когда мы были молодыми, такими чистыми, наивными, неискушенными. Прекрасное время было! И как ты ярко, честно, искренне описываешь пережитые свои чувства. Ни каждый на такое решиться. Но наше поколение в основном все такие и были. Своим рассказом ты разбудил нахлынувшие теплые воспоминания о нашей юности. Спасибо тебе за такой яркий и чудесный рассказ. Г.Л. Киров.

Ромочка здравствуй! Прочитала с большим удовольствием твой рассказ, «Капитанская  жена» где-то посмеялась, где-то взгрустнулось, а где-то задумалась
Рома это ведь написано про тебя, про чистоту отношений ранних, про твоего друга Виктора Карцева из Алёшина, как я поняла, про жизнь поселка и его обитателей в семидесятых годах.
Да были и жены капитанов и не только, которые хотели завлечь красивых мальчиков для досуга, но видишь, как чисто у тебя все получилось, что до сих пор вспоминается. В твоём рассказе все это очень трогательно, благородно и по-доброму получилось.
Ромочка мне лично очень понравился твой рассказ, а ещё я это представила, как ты деру давал. Мой Михалыч смеётся и говорит это он сочинил, я бы говорит, не удрал. Спасибо тебе дружочек пиши, твори, живи долго и счастливо, всегда рада с тобой пообщаться. Сыктывкар. Л.Я.

Дорогой Михалыч! Я тоже помню похожую историю с капитанской дочкой, но совсем с другим концом, случившуюся в 90.
Молодые влюбленные в похожих условиях обрели свой первый, жизненный опыт. Утром мама девушки, жена капитана милиции, выпытала у дочери всю правду о случившемся.
Родителям Ромео с угрозой, она выставила огромный счёт. Родители не смогли собрать неподъемную сумму и парня надолго посадили.
Он сам, лично мне, рассказал это в тюрьме, в Чебоксарах, которую мы посещали, как христианские евангелисты. Вот так изменилось и время и люди. ПШ.
         


Рецензии