Вкус жизни

На стенке ВКонтакте я случайно прочитала  отзыв на посещение концерта танцевального коллектива " Ступени"
Его участники - это люди с ограниченными возможностями, люди в инвалидных колясках в возрасте от 60 до 8 лет.

Зритель Татьяна в комментарии под своими фотографиями с концерта написала, что порой на глаза наворачивались слезы. Но при этом было чувство непередаваемого восторга и глубокого уважения к людям, которые не перестали чувствовать радость и полноту жизни,
 Не ощущая ногами землю, они были при этом живыми и активными более, чем вполне себе здоровые люди.


Моё сердце дрогнуло. И слезы навернулись на глаза. Потому что и у меня есть личная история.


 Сестра моя, Танюшка, младше меня на 4,5 года.
 Я, как старшая, была для нее образцом и авторитетом.
 Правда узнала я об этом когда мы обе повзрослели. А тогда у меня тоже был свой образец- двоюродная сестрёнка Люда.

Просто я, как старшая по отношению к младшей,несла свои обязанности и любила младшую...
Только повзрослев, когда наши возможности и интересы поравнялись, я поняла, насколько важно чтобы младшие чувствовали себя под защитой и могли учиться у старших.

 Я вышла замуж и уехала из Крыма в Ленинград. Сестре было 14 лет. И повзрослела моя младшенькая без меня.
 Она,повзрослев, тоже вышла замуж: за моряка- подводника.
 Чего уж! Севастополь же рядом! И оказалась на Кольском, в Гаджиево.

   Но всегда на пути к родителям прилетала сначала ко мне в Ленинград.

В её последний визит  выяснилось, что они прилетели на консультацию в Военно- медицинскую Академию:отказывает одна рука.

Операция на опухоль не дала ожидаемого результата. Долгое лечение. Потом дорога домой в одном купе с солдатиком- "афганцем".
Медицинское сопровождение и прогноз на жизнь не более месяца...

Но дома и стены помогают! Прогноз не оправдал себя!
 в 25 лет сестрёнка стала полным инвалидом. Муж служит на Севере. Дочке едва5 лет и она живёт у бабушки. На дворе 83 год.
  А впереди, как оказалось потом, ещё немало испытаний.

Рассказать как семья мужа и моя мама победили прогноз на жизнь?
  Не хватит духа. И времени.
Важно, что в этой борьбе были отвоёваны 11 лет жизни ради доченьки Юльки.
 Из полностью горизонтальной перевели Танюшку в позу хотя бы сидящую!


 Таня была удивительным жизнелюбом. Оптимистом. И очень привлекательной женщиной.
Маме на момент болезни сестры исполнилось 64 года. Вдова.
Здоровья на двоих даже кот не наплакал!
Но крест надо нести. И они справлялись с Божьей помощью. С поддержкой родных и друзей. А подчас и вовсе незнакомых людей.

 Я уже отметила что сестрёнка была очень позитивным человеком. Она притягивала каким то непостижимым образом в свою жизнь подобных себе людей.

 Иногда появлялись незнакомые люди, и со словам о том, что узнали про Таню от того или иного, пришли знакомиться, приносили книги, вкусняшки, связанные своими руками носочки. Так было в посёлке Куйбышево. Так же и в Севастополе, когда соседи по душевному порыву пришли знакомиться. И помогали чем могли. Спасибо, Надя и Яша! Спасибо, Лена и Адам!
Редкая степень участия в судьбе с подобным сценарием, верно?
 У нее был сильный Ангел - хранитель.

Очень помогала местная интеллигенция.
  Представьте, чего стоит одна только инициатива купить для Тани мобильную чехословацкую коляску вместо советской телеги на велосипедных колёсах?

 Тогда люди ходили в кино. 1985 год. В фойе установили сундучок для сбора средств. И набрали нужную сумму!
  Это же был прорыв! В кинотеатре освободили место для того, чтобы можно было установить коляску без помех. И были волонтёры, готовые оказывать посильную помощь. Как жаль, что я не помню их имён и фамилий!
Но мысленно всегда им благодарна.

 
Порой болезнь возвращалась и отнимала возможность просто говорить.
Но мамины молитвы и желаниеа сестры  общаться с доченькой возвращали этот дар!

 Таня много читала. Сохраняла ясный ум. Она не была вытолкнута из потока жизни, получала  и отдавала любовь.

 И никогда не вела себя как инвалид. Если позволяло состояние, всегда ухаживала за собой: на ногтях - маникюр. Улыбка. Интерес в глазах, внимание к гостю - всё при ней.
  Она даже меня порой попрекала:
 -Сестра!
Ну посмотри на свои локти и коленки!-
 Я в тревоге начинала себя оглядывать:
- а что?-
 - Как что?,- возмущалась моя сестрёнка.-
 Ты совсем не следишь за собой. Кожа грубеет. Локти шершавые как терка, не говорю про коленки вообще! -
Возмущалась она.
 И я, чтобы не огорчать, тотчас же под её руководством демонстрировала последовательницу здоровой красоты!

  Маска: желток, мёд, толокно и капля масла - уже на лице!
Локтевые и коленные поверхности в состоянии " бутерброда с маслом".Ура!
 И в таком виде мы живо обсуждаем новинки литературы, которые нам принесла соседка- библиотекарша.
    В один из моих приездов Тане выделили путёвку в Саки.
Она начала сборы. И подобно маме из "Простоквашино", стала просить чтобы я уложила "четыре вечерних платья"
   Я была в легком шоке: санаторий для спинальников, Таня не всегда в состоянии сидеть долго. А наряды нужны...

      Кстати, она и мне сделала замечание, что у меня только одно платье " на выход".
А зачем? Мне бы мамины заботы по уходу на себя взять, дочку и племяшку развлечь, сестре время уделить, загибаю я пальцы...
  Не то что в чемодане, даже в мыслях никакие наряды не разместились!
Потому футболки, шорты, халатик и платье, которое не мнётся!
   Да! Апофеоз - купальник!

Однако, когда мы отправлялись на прогулку, важно было, чтобы я, выкатывая кресло с сестричкой,  была с накрашенными губами и маникюром. И хотя бы в одном из платьев сестры.
 А то:"как ёлка - всегда в одном и том же!"- огорчалась она.

Ах! Живя в большом городе я забыла, что там, где все всё знают друг про друга, лучше не давать пищу для пересудов.
   Мудрая моя младшая сестрёнка!

Так вот, впереди курорт!
 Сестра собирается по всем правилам!
Но я бестактно задаю вопрос:
   - А одежды столько зачем? ( Вы помните мой джентльменский набор?)
 Слышу в ответ, с недоумением:
  - Галя!
  У нас же там танцы бывают!
Должна же я хорошо выглядеть?-

   Я и представить не могла в ту пору, что "там" ( простите мне невежество, пожалуйста) - настоящая жизнь. С флиртом. С танцами. С улыбками.
   И губы должны быть подкрашены.
   И на ногтях - маникюр.
 Даже если одна рука, да и та едва подчиняется.( Теперь понимаю, что надо писать:
тем более если...)

 Я оказалась безнадежно дремучей. Моих представлений о жизни и ее полноте не хватало и на десятую часть того, что знала моя сестрёнка, прикованная к одному месту.
   Пришла пора мне набираться мудрости у младшей. Брать уроки жизни.


 У кого- то в этом мире есть специальные комнаты для хранения коллекций обуви.
  А у кого-то нет ног даже для одной пары туфель...
   Но зато у них есть желание двигаться и есть интерес, и вкус к жизни!

Послесловие
 Её не стало в тяжёлом 94 году. 6 мая. Ушла на руках у мужа. К тому времени его из Мурманска перевели в Севастополь.
 Александр не принял украинскую присягу. Верный был человек и в семье и на службе.
 Последние слова сестры были такие:
  - Правда, Саша, какая у Окуджавы замечательная песня: " Виноградную косточку в теплую землю зарою..."

 В это время , (мне мама назвала с точностью до минуты,) я мысленно "услышала" настойчивое звучание этой песни. Ещё не зная об уходе Танюши в Горний мир.
Можно не верить. Но это так.
    Мама ушла следом, через 20 дней.Вместе они сражались за Танину жизнь 11 лет.

 Они сделали  всё, на что хватило сил.

9.12. 2021.


Рецензии
Здравствуйте, Галина!
Меня очень тронута Ваша история!
На собственном опыте убедилась в одном: если сам человек не считает себя лишним, инвалидом, ущербным и тому подобное - его жизнь будет полноценной при любых обстоятельствах!
Сама всю жизнь передвигают в инвалидом кресле. Никогда не скрывала своих особенностей, но и не кричала о них. Считаю, что именно искренность помогла мне многого добиться в жизни! Думаю, с Вашей сестрёнкой произошла та же история!
У меня тоже есть младшая сестра, которая мне во многом помогает! И я её никогда не оставляла наедине с проблемой. Если ей нужна помощь, я бросаю все свои дела.
Сестра удивляет меня другим! Мне 26, а ей 15 лет. Но она уже и встать на ноги помогает мне без страховки родителей! О прочих бытовых мелочах я вообще молчу!
Спасибо, что поделились грустной, но интересной и поучительной историей, Галина

Марина Репина 2   20.06.2022 04:32     Заявить о нарушении
Дорогая Марина!
Я уважаю Вашу позицию, солидарна в том, что сила не снаружи, она внутри человека.
Думаю так же, что для сестрёнки Вы не только родственница, но ещё и друг, вы нужны друг другу.
Желаю Вам всего хорошего Рада Вашим визитам
С уважением,
Галина Федоровна.

Галина Санарова   20.06.2022 07:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.