Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Недавно, заканчивая очередную статью, пришло мне на ум сравнение нашего народа с бабкиной дочкой из сказки "Морозко". Мы, как и она от Деда Мороза, ждем от Бога подарков, а получаем то, что заслужили.

  Решила я перечитать эту сказку и не пожалела. Начну с того, что сказка эта народная.  И до нас она дошла в обработке известных писателей и поэтов. Сначала я нашла сказки А.Толстого и А.Афанасьева. Но, как оказалось, не они были первыми.

 Так вот- первым, кто обратился к литературной обработке "Морозко" был Владимир Одоевский. Его произведение называется "Мороз Иванович". В этой версии главный герой — седой старик, который живёт в колодце в доме, сделанном изо льда. Стариковой дочке, которая пришла за упущенным ведёрком, пришлось потрудиться: вытащить пирожок из печки, собрать золотые яблочки с дерева, приготовить кушанье, заштопать бельё, "взбить перину из снега, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди".

 Так же, как и Морозко в народной сказке, Мороз Иванович ценит трудолюбие, а потому дарит Рукодельнице за работу «брильянтик» для косынки и серебряные пятачки в ведёрке. Ленивица, отправившаяся по следам Рукодельницы в ледяное царство старика, получила «в награду» лишь сосульку.

   У А.Афанасьева злая мачеха, желая избавиться от падчерицы Марфушки, девушки работящей и безропотной, приказала мужу отвезти её в лес, чтобы глаза её не видели. Старик не посмел ослушаться сварливой жены: привёз дочку в бор, оставил возле большой сосны и вернулся домой.

Вскоре появился Морозко. Трижды спросил у Марфушки: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» и трижды девица терпеливо и ласково отвечала: "Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную". Понравились её ответы Деду Морозу. За то, что она была терпелива и приветлива, подарил он ей платье, шитое и серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

 Когда мачеха увидела падчерицу в новой шубе и с коробом белья, она решила и свою дочь отправить в лес. "Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее и убил".

   В этой версии появляется уже собачка, которая говорит : - "Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут"!

    У А.Толстого сказка почти ничем не отличается от Афанасьевской. На вопросы Морозко падчерица отвечает: "Тепло, Морозушко, тепло, батюшка". Бабкина дочка: "Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!" Падчерица возвращается в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и с богатыми подарками. Бабкину же дочку Мороз так хватил, что она окостенела.

    Мне, конечно же, понравилась первая версия, именно её я помнила. И мне пришлось потрудиться, чтобы её найти. Более читаемые варианты сказки Толстого и Афанасьева. Но, на мой взгляд, сказка Владимира Одоевского намного интереснее, познавательнее и поучительнее. Именно о таких сказках говорится: "сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок".

Значение сказки в воспитании подрастающего поколения нельзя переоценить. Они знакомят детей с жизнью общества, с моральными принципами и, самое главное, учат добру, милосердию, состраданию.

   В сказке Одоевского всё это есть.
 
   "А зачем ты, Мороз Иванович, — спросила Рукодельница, — зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, — отвечал Мороз Иванович, — чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.

  А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы люди не забывали, что они в тёплой горнице сидят или надевают тёплую шубку, а что есть на свете нищенькие, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы люди нищеньким помогать не забывали".

   И пусть печки в наше время мало кто топит, но ребёнок знакомится с укладом жизни своих предков. Появляется интерес к прошлому. Начнутся вопросы, ответы. Вот уже и экскурс в историю, беседа мамы с сыном или дочкой. А это всё воспитывает, укрепляет связь между родителями и детьми. Жаль, что молодые родители этого не понимают. Видела однажды как папа, ведя дочку в садик, вместо того чтобы поговорить с ней, заткнул уши наушниками и слушал музыку. И я подумала: придёт время когда папе захочется поговорить со своей повзрослевшей дочкой, но не найдет в ней ответного желания.

    На нашем сайте, в основном, люди старшего поколения и их дети давно выросли. Но есть внуки, не обделяйте их своим вниманием. Читайте им сказки наших классиков, которые учат детей быть хорошими людьми.
   В  Евангелии говорится: "кто о близких не заботится тот отрёкся от веры и хуже неверного". Пусть родители заботятся о том, чтобы их чадо было сыто, одето, обуто, бабушки же и дедушки должны подумать о том, чтобы их внуки были здравы душой, верили в Бога и достигли Царства Небесного.

   К числу литературно переработанных модификаций сказки «Морозко» исследователи относят также драматическую повесть Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» (1942)



   
 ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Это эссе, как я вижу, пользуется у вас большой популярностью.

Если вам нравится как я пишу, приглашаю вас на свою страничку на Проза.ру http://proza.ru/avtor/morena3

Там есть что почитать, например:

 "Добро должно быть с кулаками" http://proza.ru/2019/03/21/2194

 и "Словом можно убить, словом можно спасти" http://proza.ru/2017/12/07/2042 ,

 которые тоже очень популярны в сети.

И многое другое, что, надеюсь, будет вам интересно.



 
   Георгиевна


Рецензии