Наука Матушки Ягини

Давно это было. В те времена люди в ладу с природой жили, богов своих славили. Землю пахали и разные ремёсла постигали. Вот в те времена, в наших местах, жила семья одна. И было у них два сына и дочка красавица. Старшего сына Власием звали, среднего Мстиславом, а дочку Варенькой.  Дочка  матери помощница была, рукодельница. Мстислав у кузнеца в подмастерьях, А Власий за что не возьмется все у него из рук валиться и плохо получается. Даром что первенец. Право слово непутевый. Пойдет с отцом землю пахать, да отца не слушает, как плуг держать, да на какую глубину пахать. Вспашет часть поля, а отец только ругается, опять вкривь да вкось получилось, и прогонит его. Пойдет Власий воды принести, да обязательно половину прольет по дороге. Или еще хуже ведро в колодец уронит.  Пойдет дрова рубить, так мимо полена топор летит, хорошо еще не по ноге себе ударит. Вся деревня над Власием потешалась, засмеяли парня вконец. А что он хорошо делал?  Рыбу ловил. Всегда с хорошим уловом приходил. Здесь ему равных не было. Да свистульки ребятишкам резал. И каждая у него по-своему пела. Приглянулась ему дочь кузнеца Дарья краса статная, да ладная и мастерица каких свет не  видывал, да только она в его сторону даже не смотрела.  Решил тогда Власий подарочек сделать. Принес девице рыбу в виде подарочка. Да только посмеялась Дарья над ним и с позором выгнала. От стыда  ушел Власий в лес. Долго бродил три дня и три ночи пока обессиленный на поляну не вышел. Глядь, а передним изба стоит. Оробел парень, но делать нечего решил дорогу спросить а, то совсем заблудился. Хотел было в избу зайти, да хозяйка сама вышла. Женщина высокая, статная коса русая с проседью, а глаза как два глубоких озера утонуть можно. Опустил глаза Власий, нет сил, смотреть на такую красу.
- Что ты добрый молодец в такую глушь забрался? От людей прячешься или так заблудился?
- Я матушка и сам не знаю. От стыда и позора в лес ушел. Да только уже три дня из лесу выйти не могу.
- Ну, что ж  проходи мил человек.  Мне с утра белки орешков принесли, медведица с медвежатами медку с малиной. А добрые люди своих даров пожаловали.
Угощу тебя, но сперва окунись в озеро, оно за моей избой, вода в нем целебная всю усталость и хворь вмиг снимет.
Пошел Власий искупался в озере и впрямь усталости как не бывало. А на берегу, новая одежда лежит штаны и рубаха вышитая. Зашел парень в избу первым делом поклонился хозяйке.
- Благодарю тебя матушка, и впрямь вода в озере целебная, и за одежу новую благодарствую.
- Садись за стол, поешь, попей, а потом и расскажешь, что тебя ко мне привело.
Сказано, сделано.
- А что за позор, да стыд тебя в лес загнал.
-Да я матушка и не знаю, как сказать то.
-А ты и не говори, просто посмотри мне в глаза я и сама все пойму.
Поднял  Власий глаза, да так и застыл. А когда очнулся, понял, что пред ним Матушка Ягиня светлая богиня за столом сидит и головой качает.
- Так о чем ты меня спросить хочешь.
Встал Власий, поклонился да и говорит.
- Матушка Ягиня  научи меня уму разуму как из никчемного человека мастером стать, и  Дарьюшку в жены взять.  Уж больно она люба мне. Да только прогнала она меня и на смех подняла. Помоги, научи меня бестолкового.
- Это хорошо, Власий, что ты меня об этом попросил. Если бы ты стал злато серебро просить, то прогнала бы я тебя, да еще Лешего позвала, да попросила его, тебя еще по лесу погонял. Уж больно мы с ним не любим лентяев. А так слушай да уму разуму набирайся. Твоя беда в том, что ты никого не слушаешь, отца мать не почитаешь. И любое дело так тяп ляп делаешь. А к любому делу с умом и с душой подходить надобно. Вот возьми мое ведерко, да принеси мне воды из того озера, в котором ты искупался нынче.
- Да я мигом.
Бросился Власий к ведру, а оно возьми да отпрыгни от него. Власий за ним, а оно от него припрыжку. Удивился Власий и посмотрел на хозяйку дома.
- Вот видишь, даже мое ведерко не хочет тебе в руки идти, а почему? Как ты думаешь?
- Прошу прощения матушка. Благодарю тебя за угощение, и за науку, а сейчас позволь мне исполнить твою просьбу и принести водицы.
Улыбнулась Матушка Ягиня и молвила
- Ступай, Власий, принеси водицы.
Подошел он к ведерку и взял его, и первый раз спокойно пошел к озеру зачерпнул воды, и принес его полным, ни капли не пролил.
- Вот видишь как все просто.
- Благодарю тебя Матушка за науку. Но только как, же мне мастером стать? Да еще таким, чтобы Даша за меня замуж пошла.
- Это хорошо, что ты понял, что тебе еще многому учиться надо. А все просто. Даю тебе год времени, а через год день в день придешь, и я расскажу, что делать надобно. А пока за этот год выполни три моих задания.
Первое: сам вырасти рожь на вашем поле. И отец твой и дед, и прадед рожь растили и хороший урожай получали.  А из этой ржи пусть матушка твоя мне хлеб испечет. А для того чтобы у тебя все хорошо получилось.
Мое второе задание: Почитай отца с матерью, внимательно слушай и исполняй все, что тебе сказано, а если не понял, спроси еще раз, не обломишься.
А третье мое задание: Пойди к лучшему мастеру, что по дереву режет, и научись у него этому ремеслу. Сделай и принеси мне чашу и резные наличники для окон. Хочу дом свой украсить, а то что, то скучновато он смориться.
Почесал затылок Власий, а делать нечего. Надо исполнять задания, а то не видать невесты как своих ушей. Поклонился до земли:
- Все исполню, и ровно день в день через год приду. Вот только как я найти смогу твою избу? Я и сам не знаю, как в этот раз попал сюда.
- Об этом я позабочусь сама. Ты главное в лес приди и попроси Лешего тебя ко мне привести. Но если ты в течение года в лесу шалить будешь, то Леший тебя в чащу уведет и так и будешь по лесу блудить, а ко мне попасть не сможешь.
- Все понял Матушка. Все исполню, обещаю.
- Ну, раз так, иди домой, да не оглядывайся.
Расступился лес, и появилась дорога, по которой Власий быстро, до своей деревни, дошел.
С поздней осени  до ранней весны учился Власий резать по дереву. И на удивление всей деревне так ловко это у него получалось, что и чаша и наличники резные вышли просто на загляденье. А с ранней весны  до поздней осени Власий с отцом на поле ходили, рожь растили, траву косили. Внимательно сын отца и мать слушал, и выполнял все, что ему говорили. Изменился Власий настолько, что заслужил уважение всей деревни. И Дарьюшка с благодарностью приняла набор ложек с резными ручками. 
Наступил день, к Матушке Ягине идти. Пришел в лес  Власий, поклонился до земли.
- Дядька Леший, весь год я тебя почитал, лес берег, и за другими приглядывал. Я тебе гостинцев принес. Матушка моя тебе ржаных лепешек напекла, а еще я репу принес. Люди сказывают, любишь ты похрустеть. Прошу тебя покажи дорогу к избе Матушки Ягини.
Подул ветерок, расступились деревья, и услышал Власий голос скрипучий.
- Гостинцы оставь на опушке, а сам иди по тропинке она тебя к избе и выведет. Да помни, я слежу за тобой.
- Благодарю тебя дядька Леший.
Вскоре Власий  стоял на поляне. Матушка Ягиня сама вышла встречать дорого гостя. Посмотрела внимательно  в его глаза и улыбнулась.
- Вижу, ты исполнил все мои задания. И дары принес.
- Вот прими их. Я весь год старался, надеюсь, они тебе понравятся. 
Посмотрела светлая богиня на чашу и наличники. Понравилась ей работа Власия.
- Пойдем я тебя иван - чаем угощу.
Сели за стол. Разломила она хлеб и с удовольствием понюхала.
- Ох, и вкусен хлеб, что своим трудом выращен. Молодец Власий, все исполнил,  теперь мой черед.
Достала она из своего сундука свадебный рушник. Сам белый,  а по краям затейливая вышивка.
- Вот возьми этот рушник и иди, сватайся к Дарьюшке. За такого мастера как ты и она с радостью замуж пойдет. А я за тобой и детками твоими приглядывать буду и если понадобиться сама на помощь приду. Но и ты науку мою помни и лес береги.
Поблагодарил Власий Светлую богиню. И в тот же день заслал сватов к Дарьюшке. А в скорее и свадебку сыграли.


Рецензии