Фредди Меркьюри в народно-богословском аспекте

 

  В последнее время мне не даёт покоя мысль о том, что общего со святостью имеет, скажем, жизнь Эдит Пиаф или Майкла Джексона. Мне хочется найти какие-то тихие мерки, которыми можно измерить дикое фонтанирующее вдохновение музыкальных гениев. Наверное, нужно как минимум прочитать книги Эдит Пиаф «На балу удачи» и «Моя жизнь», чтобы ответить на вопрос о том, что её интересовало вообще? И почему бы не поискать запредельных глубин  в творчестве группы Qween? И кто скажет, что сами музыканты не одобрили бы таких поисков? Что касается Фрэдди, то, попав в вечность, он, скорее всего, поневоле обрёл богословский подход к жизни. Хотя не обязательно он должен быть христианским: «Как ты веровал, да будет тебе» -  говорил Христос. Существуют заезженные аргументы православных богословов о том, что не всякая гениальность попадает в точку и не всякое величие может быть правильным, истинным величием. При этом Православную церковь представляют неким прочным маяком, претендующим на универсальность и сохраняющим из века в век незыблемую истину, об основание которого должны разбиваться все житейские волны. И забывают, что Священное Писание растворяется в предании, а предание в личном вдохновении гениальных христианских пастырей, то есть появляется столь нежелательный элемент субъективности, так сказать человеческий фактор, который, в конечном итоге, неистребим.
   Симеон Новый Богослов говорит о том, что редки души, в которых мужественные, суровые музы находят отклик. Как ни благородно творчество группы Qween, выделяющее её среди других роковых коллективов, которые часто недугуют пошловатостью, можно задаться вопросом: является ли музыка Фрэдика поклонением Богу духом, как музыка Бетховена и Моцарта? Музыке дано так же, как и другим видам искусства – литературе, поэзии, живописи – подыматься до богословских высот. Поэтому такой вопрос не должен казаться диким. Мне кажется, что творчество Фрэдика не более демонично, чем поэзия Гёте.
  И всё же, «это человеческое, слишком человеческое», - как говорил Ницше. Фрэдик был гениально человечен, гениально добротен, гениально удачлив. Говорят, что настоящие поэты уже при жизни являются жителями рая, не был ли там и Фрэдди? Можно было бы спросить: «Что же, не совершил ли Фрэдик где-нибудь фатальную ошибку при выборе жизненного пути?» Не подкачал ли синергизм свободы и предназначения? Однако, как представить себе мир без песен Фрэдди, без гениально-благородной и трагической вещи «Шоу должно продолжаться», от которой идут мурашки по коже?  Вдохновение Меркьюри имеет, несомненно, молодёжный характер. Но кто может сказать, в каком именно возрасте мы воскреснем? Вдохновение Фрэдди – от молодого буйства сил, от секса, от вина, от страстей, от Диониса. Но это лучшее, что существует в этом мире, и никто пока что ничего лучше не придумал. Это Эдемская составляющая земного бытия, составляющая Песни Песней царя Соломона. Понятно, что христианская идея в том, чтобы каждый человек в своей жизни прошёл через очистительную пустыню Иоанна Крестителя, чтобы стать гражданином иного мира и чтобы уже в таком состоянии счастье сопутствовало нам, как спутник добродетели.
  Гениальные песни Qween и Фредди похожи на снежные горные вершины, которые теряются в облаках мировой культуры и духовности, к которым можно подходить с линейками культурологическими, богословскими, и они не перестают быть высочайшими пиками земли. Фрэдик бесповоротно сделался гением музыки точно так же, если можно так выразиться, как непреложно вочеловечился Христос. Думаю – удалась ли мне попытка разглядывать жизнь гения эстрады через очки вечности. Пытаюсь найти тут составляющие прочности, тихости, основательности, созерцательности, постоянства. Но нам известно из Библии, что Бог не всегда являлся в шелесте тихого ветра. Все высшие человеческие достижения всегда будут носить на себе печать страстности. «Я голос вопиющего в пустыне», - говорил Иоанн Креститель. В пустыне – значит, в отдалении, на дистанции от человеческого мира. Гении созерцания – большей частью дистантны. «И будут первые последними и последние первыми», - кто знает, к кому будут отнесены эти слова, когда правды человеческие будут взвешиваться на последнем суде истории?
Мне кажется, что Фрэдик воскрес, как библейский Енох – силой своей любви к музыке и жизни. И если ты плачешь, слушая «Шоу должно продолжаться», то разве это не духовность? Вот, я пытался подойти к Фрэдди с народно-богословской меркой, и он мне шепнул на ухо: «Дорогуша! Всё равно, более райского мира, чем мои музыкальные фантазии – не существует!» Ориген утверждал, что в Новом Иерусалиме будут собраны все земные славы. Там, несомненно, будут и хиты Фрэдди.


                26.11.2011.


Рецензии