Мальчик и неудобные вопросы
- Папуль, ну что это такое? Ну, что такое?
Отец, вероятно не зная, либо желая скрыть информацию, пробовал
варианты ответов:
- Не знаю!
- Тебе еще рано знать!
- Спроси у мамы!
- Газеты учись читать!
Но я прилип, и был неумолим! Повторял, как зануда, свое:
- Ну, что такое? Ну, что такое?
Поскольку мы приближались к ларьку, где тетя Маруся продавала чудные жареные пирожки с повидлом, отец попытался меня отвлечь:
- Хочешь пирожок?
В ответ я решительно мотнул головой и снова повторил свой вопрос. Из окон столовой, что разместилась на втором этаже старого купеческого дома, пахнуло вкусным, но и это не смутило мой юный мозг! Не хлебом единым! И даже не мороженым, не коржиками, и не песочными пирожными, что продавали в кулинарии на другой стороне дороги, недалеко от городского рынка.
Жажда узнать ответ на вопрос подавляла все иное, постороннее, даже инстинктивное.
Лишь на секунду я вдруг отвлекся. Дело в том, что нам навстречу шел мужичок. Обыкновенный серенький мужичок в серой спецовке, в серой кепке надвинутой сразу на все одновременно – на глаза, на затылок на уши, на нос. Ну…скорее, более на правое ухо, чем на левое. Понятное дело, мужичок был пьяненький. Или, скорее, откровенно пьяный.
Да, мужичок шел, напившись пьяным. Пусть и середина дня. Но ведь выходной! Имел право!
И шел он забавно! Не только покачиваясь, но и буквально волоча ноги таким образом, что его потрепанные ботинки своими носами “шмурыгали” по асфальту тротуара. “Шмурыгать” – это совсем не то, что “шмунить”. Это совсем разные действия! Кому интересно – внизу будет пояснение. Местный говорок!
Так вот, мужичок “шмурыгал” нам навстречу, глубоко засунув руки в карманы штанов, наклонившись корпусом вперед, оставляя ноги где-то позади, скрывшись под безразмерной и, в общем-то, бесформенной кепкой.
Колоритный и, явно не вредный персонаж, и не удивительно, что я немного отвлекся от главного. Однако, в тот момент, когда “персонаж” поравнялся с нами, я, потерял к нему интерес и вновь громко и требовательно тряхнул отцовскую руку:
- Ну что такое?
Мужик вдруг встрепенулся, повернул голову-кепку в мою сторону и, запинаясь, но с твердой уверенностью в своей правоте, ответил:
- А нн-ичаво такова!
Я от неожиданности застыл с открытым ртом, провожая взглядом мужика, который, выдав ответ на вопрос, снова полностью погрузился в себя и продолжил движение на автопилоте в заданном направлении.
Отец расхохотался:
- Вот видишь, дяденька тебе ответил! Ничего такого! Хочешь пирожок?
Я подумал, кивнул, и мы направились к ларьку тети Маруси.
Вот такой забавный случай вспомнился мне из жизни почемучки. А были случаи менее забавные. Даже с политической окраской!
Как-то раз я случайно подслушал разговор двух пожилых суровых гражданок на ранке. Тема была свежа, непонятна, и меня заинтриговала. И вот однажды я не выдержал и спросил отца:
- А правда, что Ленин был “немцам” куплен?
“Немцам”, а не немцами. Я спросил именно так, как это звучало в разговоре гражданок. Смысл вопроса я не понимал. Просто повторил, как попугай.
Реакция отца и окружающих, кто был в комнате, была, сами понимаете какая. Не понимаете? Поясню. Все остолбенели с выпученными глазами. Отец мой хоть и не был ”партейным” формально, но, однако, был в руководящем кадровом составе. И тут такое! Аполитично!
Помню, что со мною тогда провели хорошую политинформацию (без ремня) из которой я навсегда усвоил, что слушать и запоминать можно все, что угодно. А вот болтать языком направо и налево где попало…. Не надо!
И про Ленина все толково объяснили. Правда, я долго не мог понять одно…Где же получали зарплату профессиональные революционеры? В какой кассе?
И я с того момента слушал, но языком не болтал. Однажды я услышал, как один уже совсем старенький дед злобно и смачно ругал всех и вся. Клял царя. Смешивал с нечистотами “временных”. Ну и далее, по порядку, по ходу истории. И закончил дедок свою речь такими словами:
- А мы как были быдло, так быдло и остались!
Я был просто в шоке. Ну ладно царя…Но ведь сейчас…Строим светлое будущее, человек человеку брат, все для трудящихся…А тут вот такое. Как же так? Но я спрашивать не стал. Потому как уже подрос и научился думать.
Наверное читатель спросит:
- А про “ЭТО” спрашивал?
Отвечу так. Вопросов было много, но спросил всего пару раз. Стеснялся спрашивать! Да и читать к тому моменту научился.
И про “ЭТО” я стал читать! Запоем стал читать! Про что, про ”ЭТО”? Ну, там, про природу, погоду, про разные тайны Вселенной.
Декабрь 2021.
Пояснения к тексту:
“шмурыгать” – шумно и размашисто идти, задевая обувью все, что можно зацепить.
“шмунить” – в данном случае, идти вяло, нехотя, не поднимая ноги, шурша подошвами.
Старинный местный говорок, однако.
Фотография сделана мною в юном возрасте аппаратом “ФЭД”. Это как раз то место, где нам с папой повстречался тот самый дяденька, давший исчерпывающий ответ на мой вопрос. Почему здесь суровый тягач МАЗ-537 с витебскими номерами? Не знаю. Возможно, водитель заехал сюда, чтобы купить коржики и песочные пирожные с толстым слоем белой глазури. За машиной как раз виднеется старое деревянное здание кулинарии, построенное где-то в пятидесятых годах. История! Сейчас на этом месте все иначе. Да и тягачи МАЗ-537 вряд ли где сохранились.
Свидетельство о публикации №221120900492
из всенародных сусеков, вестимо!-)
А вот откуда("любопытство постыдное") порой проростало
затем у дяденек с тётками, мать их?..-))
См. - "Так ли мы далеки от народа?"
Игорь Наровлянский 29.09.2022 13:56 Заявить о нарушении
Спасибо! Посмотрю рекомендуемое!
С уважением, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 30.09.2022 04:20 Заявить о нарушении