Итоги года - борьба за память

   

             
                ИТОГИ  ГОДА  —  БОРЬБА ЗА ПАМЯТЬ

     «Апофеоз войны» есть, по сути, —  апофеоз коллективной жизни любого человейника», —   сказала  мне вчера за завтраком жена моя Татьяна  Апостолова, и перед глазами у меня возникла картина самого честного и правдивого  русского живописца Василия Верещагина (1842-1904), 180-летие со дня рождения которого,  мы будем скоро отмечать в новом  2022 году. Пирамида из человеческих черепов посреди  выжженной войной пустыни впечатляет кого угодно,  даже самые чёрствые сердца ястребов и соколов войны. При царском дворе и при Генеральном штабе во время  войны в Туркестане и на Балканах (1871-74)  Верещагина не очень жаловали за явную антимилитаристскую направленность его полотен.
      Чем грандиозней войны и разрушения, тем выше и чудовищней становится  пирамида из человеческих  черепов, тем  беспокойней  становится   совесть  у чудом  оставшихся в живых совестливых людей.   Бесчисленные пирамиды из  черепов  —  это  апофеоз  беспощадной битвы  ради жизни на Земле, её конечный, беспощадно    наглядный и  вполне материальный  итог. В более высоком, духовном  понимании, борьба за жизнь  —  это борьба за Память, как условное личностное  Бессмертие в Мгновенной  Вечности. Кто выжил, выздоровел и сохранил память, тот и победил, тот  в итоге и  стал   в одном лице  Рыцарем  на час и Хранителем Памяти.
       В этом уходящем 2021 году мне несказанно повезло в борьбе за Жизнь и за Память.  С Божьей помощью и с помощью врачей мне удалось не допустить рецидива  перенесённого два года назад онкозаболевания и  успешно перебороть этим летом COVID-19 в индийском варианте. Мне удалось при этом  написать серию научно-популярных очерков, историко-публицистических  статей  и эссе и тем самым вернуть из бездны забвения несколько десятков незаслуженно забытых нами знаковых имён отечественной науки и культуры. Видит Бог, в поисках Истины, в стране тотально засекреченной Правды,  для меня никогда не было  запретных тем и не существовало никаких границ –после написания и публикации своего романа «Княж-Погост» я легко их переходил в  литературе и в своей  историко-социальной публицистике, особенно когда речь шла о цене народных  побед и поражений, о национальной гордости и позоре. В связи с этим, в суматохе напрасно растрачиваемого   времени,  в глубоко больном и нездоровом обществе моё литературное имя оказалось нежелательным  для многих либерального журнального гламура  и  казенных, правых  патриотических  «литературных огородов»,  (для  газет  и интернет  журналов, «Публицист.ру», «Мировой кризис» и др.) Однако, это меня особо не печалит, ибо мой читатель, по утверждению замечательного нашего современника, автора короны сонетов «Апология Аристокла», или о Благе как таковом»,  поэта Михаила Фридмана, ещё не родился. Так иногда бывает: то, что  категорически не  приемлют   современники, принимают всем сердцем потомки. И людей, и страну и само государство надо оценивать по их конечному итогу. Жаль, что многие из нас до  подведения окончательных итогов не доживает. Не потому ли, мы стремимся их подводить в конце каждого прожитого года?
      Я несказанно рад, что именно в этом году была установлена в Мытищах памятная табличка Алексею Глебовичу Смирнову (1937-2009), художнику, поэту и публицисту, участнику Движения  второго  русского авангарда  в Москве, с которым был знаком и тесно дружен.   
       Я бесконечно рад тому, что сам принимал участие в открытии памятных досок инженеру-конструктору космической техники Олегу Ивановскому (1922-2014) и самобытному инженеру-изобретателю, , военному лётчику-истребителю, «русскому Икару» —  Дмитрию Ильину (1924-1972).  В самом деле, сегодня единственным оружием в борьбе с духовной и физической смертью является наша  Память — в ней  наше условное бессмертие  и  главное  оправдание всей жизни. Именно в  нашей светлой и ясной Памяти —  наш  ответ всем тем, кто стремиться убить в нас  наше прошлое, кто  продолжает злобно шипеть и брызгать слюной своей  пещерной ненависти: «Скажи спасибо, что  живой!» Кому  мне говорить «спасибо», кого благодарить за то, что до сих пор я  не изуродован  и не убит? Неужели, нынешних отечественных демонов и бесов, бандитов и насильников, потомков   «красных мужепёсов» (Алексей  Смирнов),  осквернителей отечественных могил и храмов, ликвидаторов  смиренных кладбищ и погостов, борцов с  культурой национальной исторической Памяти? Неужели за свои долгие лета своей трудной  жизни я обязан тем, кто до сих пор  ещё не проклят  своими жертвами за своё немыслимые душегубство и насилие?

09.12.2021, в день Алипия Столпника

   

 


Рецензии