Известные люди Сирано де Бержерак
"Он имел огромный нос, огромный талант поэта, драматурга, писателя , философа и дуэлянта "
"Эркю;ль Савинье;н Сирано; де Бержера;к (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики, гвардеец. Прототип героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак»"
Википедия
Многие из нас знают о Сироно де Бержерака по пьесе Эдиона Ростана " Сирано де Бержерак", в которой его образ показан с романтической позиции, как безумно но безответно любящий женщину.Пьеса эта до настоящего времени не сходит со сцен театров всего мира.
А каким был в жизни Сирано де Бержерак ?
Вопреки распространённому мнению, что Сирано де Бержерак был потомственным дворянином из старинного рода,но это не так.
Предки Сирано вышли из третьего сословия. Его дед по отцовской линии по имени Савиньен Сирано был торговцем рыбой. Еще в середине XVI века он поставлял свой товар в аббатство Сен-Дени и даже к королевскому двору. Дела шли в гору, Савиньен-дед открыл в Париже лавку, построил большой дом, а в 1582 году купил в долине Шеврез дворянское поместье Бержерак. И после этого Савиньен Сирано имел право присоединять к своему имени «де Бержерак». Приставку "де"носили только аристократы, а сама приставка "де" означала принадлежность к какому-либо имению, то есть фактически переводится как "из". Таким образом имя Сирано де Бержерак обозначает Сирано из Бержерака. Несмотря на то, что позже родители Сирано продали это имение , тот по прежнему продолжал зваться Бержерак.
Эркю;ль Савинье;н Сирано; де Бержера;к (именно так звучит полностью имя Сирано де Бержерака) родился 28 июля 1655 года.
Начальное образование маленький Савиньен получил у приходского священника. Вольнолюбивый нрав мальчика проявился уже тогда: он предпочитал розги зубрежке и лицемерному почтению. Савиньен убедил отца, что у священника он попусту теряет время и вообще ничему не научится и в 1631 году тот отправил его учиться в столицу, где он поступил в известный тогда колледж Дорман. Там во время учебы в нём Сирано, царили деспотичные порядки, муштра и запрет вольнодумия.
В 1638 году он закончил обучение в колледже он поступил на военную службу в гвардию, роту гасконского дворянина де Карбон де Кастельжалу.
По свидетельству его современников Сирано был одной из лучших шпаг Франции того времени. Поступив на службу , на это время ему исполнилось всего 19 лет, он уже был широко известен как дуэлянт. Часто причиной дуэли были шутки в адрес носа Сирпано , который был у него большого ( можно даже сказать , что огромного) размера. Служившие с ним в одной роте гвардейцы ( а почти вся рота состояла из гасконцев, самых прославленных своим мужеством и отвагой вой нов Франции ), говорили что за Сирано числится такое же количество дуэлей сколько дней он числится на службе в роте и уважали юного дуэлянта за храбрость и умение владением шпагой.
"Ни лня без дуэли" - таков был лозунг отважного гасконца в то время. Тогда он еще не приступил к литературному творчеству и писал только одни картели - вызовы на дуэль. При этом стоит заметить, что дуэли в то время уже были запрещены кардиналом Ришилье, правда строго за них не наказывали.
Свое мастерство владения шпагой Сирано проявил в так называемой "битве при Нельской башне. Когда один из знатных вельмож оскорбленный злой эпиграммой мушкетера и поэта Франсуа Линьера ,нанял сотню головорезов чтобы расправится с обидчиком , тот узнав о готовящейся засаде позвал для помощи только одного человека - своего друга Сирано де Бержерака. Нападение наемников на двух друзей произошло у стен Нельской башни. Эту битву Лебре назвал «сверхъестественным сражением», в результате которого двое из нападавших поплатились за свои жизнью, а семеро – тяжкими увечьями, остальные обратились в бегство. Свидетель этого боя, полковник де Бургонь, прибавлял с тех пор к имени Сирано де Бержерака новый титул –Неустрашимый.
Но в жизни известного дуэлянта была одна дуэль , в которой он стал победителем, но которую считал позором всей своей жизни. Эта дуэль известна под названием "дуэль Сирано с обезьяной"
История эта такова.
Однажды на Новом мосту, Сирано в толпе зевак смотрел представление бродячего артиста Жана Бриоша выступающего вместе со своей ручной обезьянкой по кличке Фаготэн. Обезьянка одетая в бутафорский костюм гвардейца кардинала, размахивала деревянной шпагой, веселя до слез публику. И вот она уселась напротив Сирано и с остервенением начала энергично дергать себя за нос, словно пытаясь сделать его длинней. Де Бержерак у которого нос был «больным местом» взревел от ярости и выхватив шпагу, сделал выпад в сторону Фаготэн. К изумлению всех обезьянка парировала удар, и довольная собой ехидно захихикала. Зрители в буквальном смысле едва не лопались от смеха. Красный, словно помидор Сирано стремительным уколом в сердце, убил Фаготэн и проклиная все на свете- бросился прочь.
Эта история с обезьянкой стала широко известна в Париже , и способствовала возрастанию популярности уличного артиста Жана Бриона - народ валом повалил на его представления.
В двадцатилетнем возрасте Сирано принял участие в Тридцатилетней войне. В 1639 году при осаде Музона он был ранен мушкетной пулей навылет, а в следующем году под Аррасом получил еще более тяжелое ранение – шпагой в горло! Кстати там же и тогда же был ранен и Шарль де Батц, граф д’Артаньян. После второго ранения Сирано долго лечился, надеялся вернуться в строй, но в итоге решил оставить военную службу.
Оставив службу, Сирано де Бержерак ходил на лекции знаменитого философа Пьера Гассенди, автора трехтомного труда «Свод философии». Кстати, его лекции вместе с Сирано посещал также и гениальный французский драматург Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер.
Посещая лекции он увлекся физикой, много общался с известными учеными, сам проводил физические опыты и эксперименты. Так же он писал музыку и говорят, что это у него неплохо получалось.
Была у него и любовь, тайная любовь всей его жизни. которой он писал то пылкие, то нежные стихотворные послания. Его биографами так и не удалось установить её имя, предполагается что она была родственницей Сирано – баронессой де Невильет. Она посетила его зза несколько дней до его смерти, и он просто сиял от счастья от этого.
Свое литературное творчество Сирано де Бержерак начал с полемических и сатирических посланий , разошедшихся по Парижу в рукописных копиях. Они были посвящены разным современным явлениям и личностям. Наибольший резонанс из них имели следующие письма «Дуэлянт» (иронизирует над бретёрами); «Трус» (высмеивает бесчестных дворян, уклоняющихся от дуэлей); «Против похитителя мыслей» (громит плагиаторов; «В защиту колдунов» (вступается за жертв религиозных фанатиков).
Но наибольшую известность приобрели стихотворные сатиры Сирано на кардинала Мазарини – «мазаринады». Джулио Мазарини был преемником кардинала Ришелье, первым министром Франции, которого ненавидели все.
В 1646 году состоялась премьера комедии Сирано де Бержерака «Одураченный педант», которая долго исполнялась на сценах театров с большим успехом. В ней Сирано де Бержерак свел наконец счеты с учителями-мучителями своих юных лет, с гонителями всего нового.
Это был первый опыт Сирано-драматурга, но пьеса была так свежа и оригинальна, что ее мотивы легко узнаются в некоторых комедиях Мольера, а две сцены почти без изменений включены в «Плутни Скапена» (правда, это произошло уже после смерти Сирано).Живой язык комедии особенно нравился публике, многие реплики и остроты из «Одураченного педанта в письме «Против влиятельного человека».Сирано де Бержерака была -трагедии в стихах «Смерть Агриппины» (1653) - на античный сюжет. Спектакль имел огромный успех, но его скоро пришлось снять со сцены – герои в греческих тогах разыгрывали подлинные события Фронды, оппозиционного движения 1648–1653 годов, а тиран-безбожник Сеян преступал все человеческие законы и Божьи заповеди.
Еще до написания пьесы "Смерть Агриппины" в 1650 году по Парижу стала ходить по рукам рукопись самого причудливого сочинения Сирано де Бержерака «Другой мир, или Государства и Империи Луны». Эту книгу можно, хотя и с оговорками, назвать одним из первых научно-фантастических романов.
Герой повествования, на некой машине (по описанию очень похожей на многоступенчатую ракету с реактивным двигателем) улетает в космос и понаделает на Луну. На Луне герой попадает в библейский Эдем. Оказывается там находится райский сад , когда-то обитали которого Адам и Ева бежали оттуда от гнева Божьего на Землю. А наш герой застает там лишь нескольких праведников, которые вознеслись еще при жизни: Еноха и Илию (Пророка). Илия и поведал герою эту новую версию Священной истории. Он сообщил по секрету, что со времён грехопадения в каждом человеке живет Змей-искуситель: кишки – это и есть свернувшийся клубком Сатана.
За богохульство героя выгнали из Эдема и он попа лает в Империю лунных жителей, населенную диковинными существами, хотя и похожими на людей, но «двенадцати локтей ростом» (5 метров) и передвигающимися на четырех конечностях. Там его долго держали в клетке, как обезьяну. Герою понадобилось заступничество высокоразвитого уроженца Солнца, чтобы получить право жить на воле. В государстве «селенитов» «все не как у людей»: питаются они запахами яств, расплачиваются не деньгами, а… стихами; воюют по справедливым правилам, уравняв сперва количества войск и их вооружение, а победу определяет международный суд. Претерпев множество приключений, герой возвращается на Землю еще более диковинным способом: уцепившись за грешника – селенита-атеиста, которого дьявол уносил в ад. И только молитва помогла путешественнику невредимым оказаться в нашем мире.
«Другой мир…» Сирано де Бержерака – свободное фантазирование, местами напоминающее то утопию, то антиутопию, то даже философский трактат. В книге есть и научные прозрения (идея о множественности миров, о неравномерности течения времени на Земле и в Космосе), и предсказание технических открытий (воздушный шар, парашют, аудиозапись), и социальные проекты устройства государства в духе Кампанеллы, и многое другое. Наряду с серьезными идеями книга содержит множество остроумных выдумок, вроде того, что селениты живут в домах на колесах, которые можно время от времени перевозить на новое место; их ружья заряжены специальными патронами, которые одновременно ощипывают и поджаривают дичь . «Другой мир…» де Бержерака – в высшей степени остроумное произведение. Кстати, автор наделил жителей Луны большими носами, потому что «большой нос – признак остроумия, учтивости, приветливости, благородства, щедрости, маленький же нос свидетельствует о противоположных чертах». Тут Сирано польстил себе, ибо сам обладал весьма внушительным носом.
«Другой мир…» с жаром обсуждали в литературных салонах, читатели разделились на два лагеря: сторонников и противников «лунных» фантазий Сирано де Бержерака.
По этому пути вслед за Сирано пошли многие фантасты, утописты, сатирики, сюжетные ходы и идеи «Другого мира…» мы без труда узнаем в книгах XVIII века («Путешествия Гулливера») и даже конца XX («Планета обезьян»).
В 1654 году печатная книга Сирано де Бержерака «Разные произведения господина де Бержерака», включающая комедию «Одураченный педант» и 47 писем.
Сирано был полон творческих планов, но случилось несчастье. Вечером, когда писатель возвращался в дворец герцога ’Арпажона, ( который покровительствовал ему и у которого он служил ) , с верхнего этажа строящегося здания на него упала балка. Упала или была сброшена? Враги Сирано, конечно, мечтали расправиться с ним, но одолеть Неустрашимого в бою еще никому не удавалось. Поэтому хитро подстроенный «несчастный случай» был предпочтительнее.
Сирано выжил, но не вставал с постели. Герцог д’Арпажон, тотчас отказал ему от дома. Раненый де Бержерак жаловался, что «брошен герцогом на произвол судьбы». Ему пришлось скитаться, что называется, «по квартирам». Возможно, он оправился бы и на этот раз, однако травма и общее ослабление организма, по-видимому, спровацировали возвращение у него сифилиса в самой тяжелой форме, которым он страдал с молодости (но течение которого ему удалось приглушить) Врачам, оплаченным друзьями Сирано , удалось унять изнурительные «приступы жестокой лихорадки», но жизнь его угасала.
В последние 14 месяцев жизни он продолжал работать. К великому несчастью, во время одного из переездов вор похитил сундук с рукописями. Среди них были новые фантастические сочинения Сирано де Бержерака «История Искры» и «Государства и Империи Солнца» (первое исчезло бесследно, а неоконченная рукопись второго была опубликована в 1662 году).
До последних дней Сирано навещали друзья Но даже и перед смертью он , крепился, развлекал гостей веселыми разговорами, но меланхолия мало-помалу овладевала им.
Его уже тяготил этот мир. Он попросил превезти его в Саннуа, к двоюродному брату. Там он и умер 28 июля 1655 года, «по-христиански», как записано в церковной книге, и был похоронен в местной церкви, в склепе семьи Сирано. Всю жизнь он провёл в бедности и лишениях и умер нищим.
Образ Сирано де Бержерак нашел своё широкое отображение в искусстве - художественной литературе и кинематографе. На разных языках о нём написано более 20 книг ( в том числе роман А.Казанцева "Клокочущая пустота", про него снят ряд фильмов. неоднократно, в том числе и у нас в стране экранизировалась пьеса Э. Ростана "Сирано де Бержерак"
Образ Сирано вдохновлял не только писателей, но и композиторов: его жизни и похождениям посвящены опера Франко Альфано «Сирано де Бержерак» (1936, заглавная партия вошла в репертуар Пласидо Доминго) и мюзикл Кара Караева «Неистовый гасконец» (1973).
В Сирано установлены два памятника Сирано де Бержераку - один из белого известняка, другой из бронзы. на котором имеется надпись:"
«... Здесь похоронен поэт, бретер, философ,
Не разрешивший жизненных вопросов;
Воздухоплаватель и физик, музыкант,
Непризнанный талант,
Всю жизнь судьбой гонимый злобной;
Любовник неудачный и бедняк –
Ну, словом, Сирано де Бержерак».
В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Сирано де Бержерака кратеру на обратной стороне Луны.
Свидетельство о публикации №221120900825