Как свежи воспоминания!..

(Опубликовано в журнале  «Ветеран Второй мировой войны», №67, июнь 2013)

      Мой отец – Мазур Григорий Исаакович родился в 1909 году. Трудовую деятельность начал 15-летним подростком в городе Гомеле, сначала на строительстве элеватора, затем работал на железнодорожной станции.

Смотрю на фото давних лет
Сосредоточенно, с вниманием.
«Одни – далече, многих - нет»…
Но как свежи воспоминания!..
 
       С 1927 года отец жил и занимался сельским хозяйством в Джанкойском районе в Крыму, где вступил в колхоз «Путь к социализму», затем был избран председателем этого колхоза; проработал до сентября 1931 года – момента призыва в Красную Армию. Воинскую службу начал красноармейцем в 9-м стрелковом полку   3-й Крымской стрелковой дивизии.

       Этому снимку уже 80 лет. Он сделан в середине июня 1941 года, за неделю до начала войны. Знаменательно и место – город Могилёв-Подольский, что стоит на левом берегу Днестра. Мой отец – Григорий Мазур служил в ту пору в приграничном гарнизоне. Рядом с ним – его младший брат Михаил, приехавший на несколько дней из Каменец-Подольска. Был и старший брат – Давид, служивший в танковых частях.
      В начале войны все трое – бравые лейтенанты, в конце – капитаны и майоры, прошедшие боевыми дорогами с первых дней и до Победы. Глазами семилетнего ребёнка воспринимал я те давние события и описал их в поэме «Транзит по жизни» (Москва, 2005).

      К сожалению, после войны не так уж много было у нас с отцом бесед на военные темы – в ту пору многое представлялось банальным и само собой разуме-ющимся. В памяти остались его беседы с бывшими сослуживцами, с которыми приходилось отступать через Одессу, Крым, Кавказ, а затем освобождать наши земли и выходить на Румынию, Венгрию, Австрию.

      Должны были пройти годы и десятилетия, чтобы общество глубоко осознало значимость подвига наших отцов. Как важно было не ожесточиться в этой войне и сохранить в себе лиричность, нежность, доброту… Отец ушёл из жизни в возрасте 68 лет в результате тяжелейших болезней, накопившихся в период нелёгкой воинской службы и сопровождавших его последние двадцать лет.

      В детстве, да и в зрелом возрасте, меня удивляла способность отца к импровизации и стихосложению. Помню, он очень любил литературу, а из поэтов особенно тонко чувствовал Маяковского и Есенина, понимал их творчество, многое знал наизусть и часто читал нам, детям. Я завидовал ему, способному находить неожиданно меткие слова, к тому же зарифмованные.

      Не имея возможности получить официальное образование, отец самостоятельно освоил программу средней школы и незадолго до войны экстерном сдал экзамены. О высшем образовании даже не было речи из-за начавшейся Великой Отечественной войны, а в послевоенное время – из-за напряжённой воинской службы.
      Отец много сочинял, записи делал на случайных листках, на полях газет, реже в ученических тетрадках. Он не стремился к публикации или сохранении написанного. Тем не менее, осталось немалое количество рукописных текстов, в основном, стихов. Они отличаются тематической чёткостью, лёгкостью письма, доходчивым изложением и удачной рифмовкой.
      В 2009 году, к 100-летию со дня рождения, я подготовил сборник его стихов и издал небольшим тиражом. В этой статье хотелось бы привести хотя бы одно его стихотворение, написанное на фронте и адресованное  шестилетней дочери Светлане ко дню её рождения.

  Письмо с фронта

Ты ждёшь, моя Света,
От папы привета.
Порой до рассвета
Думаешь обо мне.
Ты часто мечтаешь,
Денёчки считаешь,
Когда я приеду
Да к любимой семье.

Ты пишешь: «Невольно
Становится больно,         
Узнав, что другие
Навещают семью».
Ты мной не забыта,
И крепче гранита
Любовь. Но приехать
Я пока не могу.

Приеду зимою,
А, может, весною –
Как выстрел последний
Отгремит вдалеке,
Когда злая свора –
Вся-вся, без разбора,
Жить больше не будет
Да на нашей земле.

Пусть наши просторы –
Долины и горы
Цветут и сияют
Да на радость для всех –
Просторно и вольно,
Счастли;во, свободно!..
Тогда вновь услышим
Весёлый твой смех.
17 января 1944 г.

       В книге стихов отца я поместил фотографию трёх открыток, присланных с фронта и датированных 30 декабря 1941 года. Открытки адресованы персонально мне, маме и сестре (мы в ту пору находились в эвакуации на Урале). Трудно представить, в каких условиях – в окопе, землянке или лесу они писались… Можно предположить: прибыла полевая почта, всем раздали однотипные открытки с надписями: «Новогодний привет с фронта!» и «Смерть немецким оккупантам!», отвели каких-нибудь полчаса на всё. Возможно, не стоило бы об этом писать, если бы именно эти три открытки через 50 лет не сыграли определённую роль в получении нашей семьёй статуса беженцев Катастрофы.

       P.S. Вот такие воспоминания нахлынули при просмотре семейного фотоальбома, в результате чего к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны появилась эта статья.


Рецензии