Астаха

А.С.Т.А.Х.А.
Я был уже большой- мнге шел девятый год. А в школу я не ходил, т. к. отец не хотел меня пустить при немцах. Мои сверстники ходили, но школу мы заканчивали вместе. Я без школы умел хорошо читать и читал маме газету- она читать не умела и письма с фронта от брата Василия.
Книжки у нас были из нашей сельской бывшей библиотеки, разграбленной перед акупацией.  Интересные книжки были «для чтения»- на хреновой бумаге, перепоетов на них почти не былою.
В один из дней лета, помнится 1944 года, мама сказала мне, что надо сходить к Катьке Соломонихе и получить деньги, которые она должна. Я тетку Катьку знал, знал где она живет. Да и пробежаться по полю босиком- тоже удовольствие не малое. Сидеть и пасти гусей- дело скучное. Я знал конечно, что у этой тетки есть сын Вовка- драчун и забияка, он точно мне налупит при встрече- я уступал ему и в росте и в весе.. Такой он прилипчивый и задира, что даже старших его он задирал и дрался. Конечно, был бит и не раз, но привычки своей не оставлял. Мама знала наши отношения и направив меня к нему снабдила меня зашитой- передать Вовке, что если я пожалуюсь- то она придет и оторвет ему яйца. Конечно этой защитой я пользоваться не хотел и пошел , думая как быть в сложившейся ситуации.
Дорога через поле- если напрямую, а так по проезжей дороге надо пройти через выселки- ну метров на сто- двести дальше. Пришлось воспользоваться именно этой дорогой. Я и помчал.
Выселки были на месте. Но там разыгралась какая то драма. Немного в стороне у лесистой ложбины суетились несколько человек и шло представление. И самое удивительное то, что кричала и ругалась наша самая красиваяя, добрая женщина, жена Астахи- Надежда. Ее все уважали и любили, она красива, умна и отзывчива. У нее не было врагов ни в деревне, ни на выселках.
Астаха здесь на выселках и родился . Отец его когда- то провинился перед жителями села и был выслан всем селом именно в этот овраг, где не было ни какого жилья, просто лесная опушка.  Просто лесистый овражек среднерусской полосы. Но это было давно, еше в начале тридцатых
 Видишь ли на Руси даже если выгоняли неугодных людей из какого то общества- их не бросали просто так- иди мол куда…этим людям старались помочь, обустроить, перевоспитаь. Они не были полными изгоями, они были гражданами. Ну конечно окончательных злодеев , негодяев сдавали правосудию.
Так Астаха и рос на этих выселках, окончил среднюю школу в ближайшем селе, освоил не хитрую профессию селянина, умел все делать по хозяйству. Дожил до семнадцати, дружил с парнями и девушками и хотели они пожениться с Надей. Они смотрелись хорошей партией. Астаха работал в колхозе и за троих дома, помогая отцу, да и Надиным родителям тоже. Хороший он был рукодел. К началу сороковых у них росли дочка Люба и сын Лазарь- Зорька
Но вот уже перед самой войной, когда ж. д.  у нас чинили западные украинцы- он решил купить за самогон кусок рельса, для дома как наковальня что ли. Он хотел чуть меньший, кусок но ему дали кусок около метра длиной и утащить этот рельс домой просто так не годилось- тяжел. Сходил Астаха домой за ручной тачанкой и таким образом доставил этот кусок  домой.
Хрень получилась простая. Устраивая рельс на временной подставке, Астаха уронил его.
Беда оказалась большая. Он в полубессознательном состоянии прожил пару недель. Клятый рельс угодил ему в стопу правой ноги и переломал кости. Тяжело было Астахе.
Медики конечно помогли бы- да где их взять. На все село была одна акушерка из медиков да и та была без всякого образования. Маялся Астаха с этими примочками долго. Надёжка, с которой он жил  стала смотреть на него криво и те ранние  разговоры их о будущей жизни стали просматриваться  иначе.  Надёжка  была женщиной  практической и тут возник вопрос- надо ли ей выходить замуж за калеку?
 Астаха был весь здоров, но нога срослась плохо- он волочил ее и малость прихрамывал. Вот только и всего. Причем интересно то, что на призывной комиссии его пропустили было в солдаты. Но ушлая докторша заметила хромоту и определила- не годен к строевой. Они с Надеждой поженились, хотя Надя и была вроде недовольна не «полноценным мужиком»- по сути инвалидом. У других мужики хороши, а у меня…
Не здорово то сначала Астаха и переживал, но тут как раз и случилась война. Все село, все мужики в возрасте, ушли, да и некоторые женщины тоже, ушли из села на войну.
Но село и выселки работали как могли, некоторые женщины стали теперь завидовать Надежде. У нее есть мужик, а мы как проклятые- все сами да сами. Вот видишь-  что Надежде в этом скверном деле так повезло.
Никто не спросил Астаху, что у него творилось на душе, когда приятели уходили на фронт. Сначала они думали что это развлекуха- постреляем и с наградами придем к своим бабам. Астаха переживал за всех, прежде всего за себя и провожал каждого уходящего. Село и выселки уже поредевшие работали на колхозных полях и фермах, гнали продукты для фронта. Тов. Сталин выдвинул лозунг « ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ».и пахал люд с раннего утра до поздней ночи, надеясь скорее победить врага. Конечно победили. Но,  пришли домой не все. Люди уже устали ждать, смирились, поникли.
Начиналась послевоенная жизнь- новые требования, законы, порядки. Люди правдами и не совсем- стали получать паспорта и уходили в города восстанавливать страну, ликвидировать военную разруху.  Стройки, стройки…
       А деревня да и хутор этот жили почти как в войну. Интересного мало, разве какая то девка наша заедет теперь и расскажет что творится в городе, в  столице или где она теперь живет. В Москве приземлились много наших деревенских и пригородные поезда были забиты деревней- людьми и продуктами. Связь деревни со столицей была прямая. Все поезда, со всех краев тащили все в столицу-трубы, провода, уголь. Какие то люди- контрактники бродили по деревням и набирали парней и девок на работу в столицу и областные центры. Людям давали накоротке профобразование, давали прописку- самое главное и человек обретал гражданство Советского Союза. А деревня скудела людьми и возможностями, фронтовики тоже старались осесть в городах. Не скажу что деревня исчезала, она еще держалась из последних сил и давала стране еду хоть и в неполном составе. Страна помогала селу, но процесс мне кажется стал необратимым. Думаю здесь лежит начало падения села к чему мы пришли вот сейчас.
Но ладно. Что же я увидел и услышал во время моей командировки по взысканию долга.
Побежал я по длинной дороге, мимо Выселок- прямая тропа, давно не хоженая, заросла будяками- босому это не фартит. Плюс к тому здесь и варианты отступа от Вовки много удобнее, и подход к хате Катьки виден издалека.
 Ошалело влетев в эти Выселки –я  остановился у низкой сосенки-трехлетки,  у которой поврежден или  съеден лосем верх , или кто то сломал верхушку.  Чуть раньше возникла мода «лесополос» - защита урожая от засухи. Высаживались , помнится, лесополосы на полях, деля их на квадраты и фигуры по местности.
 Пролетая однажды по югу Украины, я читал лесополосу:на поле « СЛАВА СТАЛИНУ!» Это было несколько позднее, и эти лесополосы действительно помогали и улучшали урожай. Так пристроившись за эту сосенку я и наблюдал что творилось на полянке. А там пять или шесть человек круто разговаривали и картинка была соответствующая. Пока «разорялась» Астахина Надя. мне не верилось, что это кричит она- она же как образец женщины. Спокойна, выдержана, розовощека, приятна и уважаема всем нашим селом. Просто не верилось мне. Крик ее был визглив, матерные слова летели не хуже всякого пьяного мужика, некоторых слов я еще не слышал раньше. Она орала:
Бьядь, сучка поганая, курва неверная! А еще подругой называлась! Я с ней делилась всеми новостями, всяким счастьем и несчастьем. А она!? Гадина ты. и так продолжалось довольно долго. Меня как то не замечали.
Видимая картинка была такова:
Астаха сидел прямо на траве, босые ноги не прятал, борода его всклокочена. Он обнимал свои колени руками и мало двигался, устремив взгляд на жену. Изредка вставлял слово- другое в общий разговор.
 Любушка-виновница этого сидела прямо на земле. В волосах ее застряла веточка травы. Она тихо плакала и не произнесла ни слова. Соседки, случайные свидетели этого цирка, тоже сидели на бугорке и что- то думали наверное. Я наблюдал довольно долго, стоя в укрытии и удивлялся не мало проклятиям Надежды. Ну не верилось мне, что тетя Надя может говорить такое!  Люська- ее соседка по выселкам, моложе всех тут собравшихся теребила травинку и говорила « ну подумаешь, что тут особенного». Но особенное тут было- по христиански, по православному- это великий грех. А люди хоть и мало верили в Бога, с этими понятиями считались. И попробуй им докажи ,что это не так! Даже всем известные бьяди тутошние осуждали этот момент.
Замужняя , жена воина на фронте, а что допускает. Очень интнресен был мне этот шабаш, я слушал и смотрел. Я даже не заметил как на меня напали муравьи из их хатки у меня под ногами- стоял я в этой муравьиной куче. Отвлекшись на это безобразие по отряхиванию от муравьев, я не заметил как подошла тетка Катька. Мне тут повезло- не надо встречаться с ее сыном драчуном Вовкой. Тетка Катя была тоже замужем за фронтовиком, жила  в соседней деревне. Тоже была одна теперь, растила сына и перебивалась как могла. Она еще весной у мамы купила «мерку» картошки на посадку- ее картошка не устраивала чем то. Тетка эта  была шустрая, болтушка, да порой и кляузница. Ей не было и пятнадцати  как она успела родить сына Вовку. Когда она успела? Сейчас ей было чуть меньше тридцати, разбитная эдакая на вид красавица. Да хрен их разберет- все наши женщины были красивы- особенно молодые. Подбежав к «собранию» со стороны она спросила компанию - что тут происходит, попутно сняв соломинку с волос Любушки. Что за конференция- Тегеранская или Ялтинская? Видишь ли она была грамотная. Да эти все мировые события были свежи в памяти народа.
Ну ладно, работайте, мне сейчас некогда, побегу.
Я «сел на хвост» ей, стал было говорить о чем просила мама. Катька сказала мне- все знаю, все помню, иди домой и матери скажи, что я завтра продам на базаре собранные ягоды и занесу деньги. Или может ты заскочишь?
Не ожидая конца «конференции» я потопал домой. И тем не менее эта сцена у Выселок меня еще занимала. Как могла тетя Надя говорить такие слова?
Нельзя думать что этих слов- матов я не знал, знал, что это грязные слова, хотя смысла их не понимал. С пол- дороги я вернулся к той поломанной сосенке. Меня снова не заметили, я стал уже рядом с муравьиной кочкой. Так что бы не попасть снова к этим грызунам- довольно сильно покусали и так.
Теперь говорил Астаха/////////////////////
-Ты Надень…обратился он к жене по подзабытому со времен свадьбы имени. Это имя он не произносил пятнадцать лет и что означало не помнил- толи сокращенно от Наденька или еще чего, известному только им двоим.
Ты Надень вот шумишь на все село пожалуй, а могла бы и подумать! Посмотри на свою подругу- она надрывается от досады, что так получилось. Как она перенесет этот порыв- я не знаю. Ну получилось так! И случайно и не случайно. Подумай сама- мы занимаемся с тобой этим почти каждый день. Иногда тебе бывает мало того. А она? Она проводила своего Ваню, моего друга на фронт, и что теперь? Три года ждала и получила…похоронку! Теперь она его не ждет, вот уже целый  год. Мне ее жаль!
Но люблю я ,Надень ,только тебя, и только! Знай и верь! И прости меня, да и Любашу тоже. Не хочется верить в ее виновность, ведь ей еще нет тридцати и что ее ждет  на нашем хуторе. Ведь в деревню иногда заходят посторонние мужики- там починить кастрюлю, поправить забор, сшить тапочки! А на выселки кто явится и зачем? А Любаша сказала, что она забыла уже как пахнет мужская рубаха или трусы. Как ее судить? Астаха выступал долго, с трудом подбирая слова. Потом обнял свою Надень и пошли они домой, так как к этому собранию подхолила их дочь. Посвящать ее в это дело нельзя. Да вот и вся собственно картинка. Я пошел домой.
Дома я рассказал что видел у Выселок, без картинок конечно, и сказал что тетка Катя завтра обещала расчитаться после базара. Мама сказала, что врет наверное Катька! Да так и получилось. До базара пять километров, да до нашего дома… нет не вернет завтра- выговорила мама. Так и вышло, Катька вернула долг ближе к осени.
Вот так и жила деревня сразу после войны. Именно тогда, когда еще не все вернулись. Мужиков дельных в деревне не было.  Старый дряхлый Парамон, Астаха да пару подростков. Астахин сын- подросток  Зорька, известный шалун и хулиганишка придумал очередную шутку. Он был старше меня года на три и баловался по всей деревне- то в сад залезет, то на огороде перевернет ботву в поиске огурцов, то горох у кого то повырывает- короче не оченеь зло, но шалил. Астаха его порол каждый раз, но видимо не достаточно- щадил видимо сына. Зороька продолжал свое. Он был интересен тем, что на эту порку не обижался, да и голова его была как то вытянута вверх. Шутили мы и над этим и звали его Толкач.
У нас была сделана бойцами при наступлении баня в бывшем «барском» доме- пятистенке. Коренным образом там солдатики ни чего не меняли, просто сложили очажок из обломков кирпича, вмонтировали бочку да вот пожалуй и все. Они и были то два или три дня на постое, как потом ушли куда то на запад. Русская печь, почти половину избы занимала- ее не трогали. Видно они торопились. И в округе мы находили и в бане тоже кусочки чорного мыла . А это была ценность не малая по тем временам. Мыла то не было совсем, а бойцам выдавали дольку куска.каждую баню.
Наше население стало тоже использовать баню и по очереди топили и банились. Был выделен и женский банный день, когда только женщины с малышней и купались. Им помогали все,и даже пацаны- кто ветку принесет, кто чурбачек. Мужики ( их было то…) сами топили и чинили очажок и бочку.
 Но вот Лазарь Астахин придумал как подсмотреть за купающимися бабами. Еще до топки забрался на печь и там затаился в ожидании. Зорька замучился ждать, не раз хотел убежать, пока две женщины разогревали котелок, пока собиралась вся женская часть деревни, раздевались и разговаривали, шутили и высказывали свое отношение к нашим мужикам. Чаще упоминался Астаха как действующий мужик на Выселках и задевали его Надежду- дай на прокат хоть на одну ночь. Надя в  этот раз не выдержала приставаний подруг быстренько помылась и ушла, не дождавшись обычного «обмытия» банного дня- некоторые приходили с бутылками самогонки и употребляли по ходу пьесы. Да Бог им судья- жизнь их была не легка.
В разгар банного действа Зорька не выдержал все же. Он лежал мокрый до нитки, под ним была грязная лужа на кирпичах и он расчихался и выдал себя.
Боже что здесь началось!
В это же время в десятке шагов от бани работало все мужское население- аж три человека - руководил ими дед Парамон. Почему не Астаха, не знаю.Они чистили колодец с питьевой водой и вся ребячья мелочь  крутилась под ногами. Когда поднялся шум и выскочил Зорька в разорванной рубахе- мужикам захотелось его спасти. Они понимали, что в стае- женщины более агрессивны и могут причинить серьезные повреждения. Но практически некому было заступиться за шалуна.
 А женщины были свирепы, забыли они и про сохранность женских прелестей и тайн, не обращали внимание на присутствие каких ни каких мужиков, зверели , рвали последнюю рубаху, визжали и казалось будут кусаться. Зорькина  мокрая рубаха- мало сказать испачкана в дорожной пыли, она разорвана в некоторых местах- о каких пуговицах может идти речь. Вырвался Зорька из рук этих шельм и рванулся к речке через буйную крапиву и на несколько секунд, но долго, …не выныривал. Хорошо что не было уже в этот раз тетки Нади, матери его. Конечно Астаха всыпал Зорьке за это еще больше обычного.
Недоросли- подростки, что чистили колодец делились своими впечатлениями, таращили глаза на буйство их матерей и старших сестер. Парамон сидел на опрокинутой вверх дном плоскодонки и руководил.
А у Верки- Перделки левая сиська больше другой, заметил?
 И в таком роде пацаны обсуждали случившееся. Парамон даже хотел увести пацанов, что б меньше видели, но бабоньки уходились уже и стали приводить себя в божеский вид и собирались в бане..
Дед Парамон, что б успокоить пацанов, решил им рассказать байку, событие в его жизни из прошлых времен. Он был не прост этот дед, он прошел большой путь с дореволюционных времен. Навело его на мысль вот это происшествие с Зорькой и бабами. Он задумался над тем- как становится агрессивна толпа в определенных обстоятельствах.
 Он рассказал, как будучи матросом, левым- марсовым на судне  « Граф Бони», еще в пятом году, в походе в Норвегию он наблюдал преследование касатками стайки белух. Пароход стоял в узком фиорде, среди отвесных скал и казалось, что отсюда и выхода то нет. С моей мачты я видел много чего. Стайка касаток загнала  несколько белух почти вплотную к борту нашего  графа.
Вот вы думаете, что я брешу- какой пароход, какая мачта? Пароход был английский, железный, с огромной трубой. Но на нем стояли три мачты для парусов- как основного двигателя в море. И назывались мачты… Фок, Грот и  Бизань- в тон ему сказал один из пацанов. Грамотный оказался. На дальних переходах тогда главная машина не работала и так мы экономили кардиф- очень дорогой уголь. Капитан был не наш, англичанин. Старпом- собака- Хавченко был наш хохол- одессит. Именно там, в Одессе набиралась команда, да и я попал сюда именно там, в Одессе. Школа морская была именно там и иносранные суда вербовали здесь часто команды. 
 И вот в этом фиорде со своей мачты наблюдал я избиение белух стадом касаток. Касатка очень красивая тварь- черно белого окраса, достаточно большая, очень шустрая в воде и свирепая до безобразия. Если она одна, то плавает с тюленями, моржами и теми же белухами спокойно, но в стае она бешеная. Тут границ ей нет. Стая преследует огромных, океанских гигантов и убивает их. И ведь изобретательна же тварь.

В этом же году Лазарь пошел учиться на механизатора, большую часть недели его не было в деревне.


Рецензии