О непрерывном покаянии
Luther [1]
Покаяние означает, помимо всего прочего, сознание своей греховности, то есть, вины. Часто слышишь: «я не верю в Бога» (или «я не в церкви»), потому что вера принуждает к постоянному ощущению вины.
В самом деле: церковь призывает к постоянному покаянию длиной во всю земную жизнь, поскольку после ее окончания уже нет возможности покаяться (и получить помилование), а есть только суд и приговор за совершенные провинности.
Покаяние должно быть деятельным (должен быть «плод покаяния» [2]), не просто слова, но дела, направленные к исправлению последствий греховного поступка и невозвращение к нему в будущем. В этом смысле самое надежное покаяние – предсмертное: в таком состоянии уже нельзя возвратиться к совершению раскаянного греха. Но и исправить делом его последствия – тоже нельзя.
*
Рассмотрим первую часть высказывания Лютера, вынесенного в эпиграф: homo semper peccator. Человек виновен изначально, с рождения, как потомок павшего Адама. И далее человек только усугубляет свою виновность постоянным совершением греховных дел, противных воле Духа Святого. Тем более, понятие этих «греховных дел» нечеткое, размытое – собственно, любое дело мирское можно назвать греховным (да и не мирское тоже – например, можно «преступно» причаститься «в осуждение», если не соблюсти церковных предписаний подготовки к святому Причастию). В таком случае, жизнь человека на земле действительно представляет собой одну бесконечную греховность, и постоянное чувство вины здесь совершенно понятно и оправданно.
Недаром церковь предписывает постоянное, беспрерывное [3] покаяние, мольбу о прощении и милости («Господи, помилуй»); покаянный 50 псалом читается каждый Божий день с утра пораньше и на каждой литургии (в часах, при каждении), на каждом молебне, на каждой панихиде, вообще, на всякой церковной службе. В вечернее молитвенное правило входит «ежедневное исповедание своих грехов», и так далее. Все молитвы наполнены признанием вины человека молящегося и просьбами к Богу о помиловании и прощении.
*
Тем не менее, вместе с тем мы знаем из Священного Писания, что жертва Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, была принесена за грехи мира [4], что Кровь Его, пролитая на Голгофском Кресте, смыла их с человеков, которые соединились с Христом в святом крещении («все те, что во Христа крестились, во Христа облачились…»). Означает ли искупление жертвой Сына Божьего грехов человечества [5], начиная от первородного греха Адама и Евы – «оплата» провинностей грешного человека «дорогой ценой» жизни Богочеловека Иисуса [6] – означает ли это освобождение от всех грехов, совершенных человеком на протяжении всей его земной жизни, и, следовательно, от чувства постоянной вины?
Значит ли это, что принятие Христа-Бога «очищает все прегрешения мои», «исцеляет меня милостями и щедростями» [7], «омывает» и «убеляет» меня?
Разве не об этом слова пророчества святого Исайи: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис., 44:22)?
Значит ли это – homo semper justus?
*
Возможно, это не так, но, кажется, ключом к ответу на все эти вопросы и сильной надеждой на спасение есть любовь Божья, та самая любовь к человеку, благодаря которой Господь отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин., 3:16). Если Бог есть любящий и грешников милующий, то стоит ли пребывать в постоянном страхе и чувстве вины перед Ним? Можно ли бояться того, кто тебя безмерно любит? Так воистину безмерно, как Отец Небесный любит земного блудного сына, несмотря на все огорчения, который тот Ему принес?
Вспоминается древний, еще античный, анекдот про Александра Македонского и киника Диогена. Когда грозный завоеватель ехал на коне по городу, все жители в страхе попрятались по домам и только Диоген по своему обычаю лежал на краю улицы.
– Разве ты не боишься меня? – спросил удивленный царь.
– А что ты такое: добро или зло? – ответил философ.
– Пожалуй, добро.
– Зачем же бояться добра!
При всей безусловной натяжке, параллель очевидна.
«Зачем бояться добра?» Зачем бояться любви? Ведь это нелепо! Любовью изгоняется всякий страх [8], а чувство вины есть прямое следствие страха (страха наказания, кары).
Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее! (1 Ин., 4:16)
Ежели человек не оправдан «постоянно», по слову Лютера, перед лицом Господа, то к чему тогда постоянные просьбы «очисти меня, грешного»? Ежели Господь не «очищает все беззакония мои» (Пс. 102), к чему тогда беспрерывное покаяние (на словах, обилие которых противоречит совету Спасителя: «не будьте многословны, как язычники» (Мт., 6:7))? Прав Лютер: если человек грешит постоянно, не замечая того, то и прощение Божье, как и Божья любовь, постоянны и вечны – как вечен Сам Бог!
*
«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин., 2:12).
Нужно разобраться с самим понятием греха.
Из Священного Писания (Мт., 22:36-40) мы видим, что грех человека в глазах Господних – это:
1) отказ от Бога, отвержение Его, хула на Него (безбожие), сознательный отказ от Его Даров (благодати, то есть, любви), презрение Его небесных благ (сокровища на Небесах) в пользу служения миру и погони за мирскими благами (тленом);
2) причинение зла ближнему – другому человеку (причем, не только «близкому»: родственнику, другу, одноплеменнику, коллеге, сотруднику, но и «дальнему», чужому, даже из враждебной группы, о чем Господь недвусмысленно сказал в притче про доброго самаритянина). Именно об отношении к ближнему как о главном критерии приговора на Страшном Суде говорит Христос Своим ученикам.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мт., 7:12).
Исходя из этого, два магистральных направления греха, которых следует избегать, чтобы не огорчать Отца Небесного – это погружение в мирскую суету с сопутствующим безбожием и причинение зла ближнему, морального (см. Мк., 10:19) или материального.
Все остальное представляется третьестепенным, по слову апостола «все мне позволено» [9] (здесь я намеренно опускаю вторую часть высказывания, в данном случае важен акцент именно на «дозволенности», ведь не убийства же имел ввиду Павел, а вещи мелкие, о которых мы прежде всего склонны переживать как о великих преступлениях и вине, но которые омываются любовью Божьей).
И еще: в послании к евреям святой Павел говорит о «дерзновении», с которым мы приступаем к «престолу благодати» [10]. Даже если все мои размышления ложны, остается это дерзновение, с которым я надеюсь на спасение, обещанное мне Господом и Богом моим Христом Иисусом! Дерзновение, основанное на надежде, на вере в любовь милосердного Сына Божьего и Человеческого, Который обещал успокоить всех, кто приходит к Нему [11]. В этом покое, конечно же, нет места никакой тревоге и никаким страхам, никакого ощущения вины – только любви, всепоглощающей, благой любви Пастыря Доброго к своим неразумным, путающимся в глупости и слепоте, блуждающим во мраке земных тупиковых дорог слабым и непослушным детям. Только бы не забыть этот Свет, Который во тьме светит, и тьма не объяла Его, не закрыть глаза на этот тихий Свет невечерний святой правды Отца Небесного – Сын Божий, дарующий жизнь!
1 Человек всегда грешен, всегда кается, всегда оправдан. Лютер
2 «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мт., 3:8).
3 «Непрестанно молитесь» (1Фес., 5:17).
4 «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин., 1:29).
5 «…правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе…» (Рим., 3:22-24).
6 «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор., 7:23).
7 Псалом 102:3-4: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами».
8 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин., 4:18)
9 «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор., 6:12).
10 Евр., 4:16
11 Мт., 11:28
[цитаты из Священного Писания даю по «Синодальному переводу», RST]
Свидетельство о публикации №221121001122